Судья Губка Н.Б.
Дело № 2-2001/2023
УИД 74RS0002-01-2022-009821-10
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 11-5285/2023
20 апреля 2023 г. г. Челябинск
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Скрябиной С.В.,
судей Подрябинкиной Ю.В., Федосеевой Л.В.,
при секретаре судебного заседания Алёшиной К.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области о возложении обязанности зачесть периоды прохождения военной службы в страховой стаж и назначить пению с момента возникновения права,
по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области на решение Центрального районного суда города Челябинска от 02 февраля 2023 года,
Заслушав доклад судьи Подрябинкиной Ю.В. об обстоятельствах дела, доводах апелляционных жалоб, пояснения представителя ответчика ФИО4, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения истца ФИО1, возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области (далее - ОПФР по Челябинской области) о возложении на ответчика обязанности включить периоды работы в страховой стаж, назначении страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование исковых требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ОПФР по Челябинской области с заявлением о назначении страховой пенсии. Решением ОПФР по Челябинской области № от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии отказано в связи с отсутствием страхового стажа требуемой продолжительности не менее 37 лет. В стаж истца не включен период прохождения военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. С решением ответчика она не согласна, считает его необоснованным. С учетом указанного периода продолжительности страхового стажа достаточно для назначения пенсии.
Судом первой инстанции произведена замена ответчика Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области (далее ОСФР по Челябинской области) на основании постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 09 декабря 2022 года № 306п.
В судебном заседании суда первой инстанции истец ФИО1 на исковых требованиях настаивала по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ОСФР по Челябинской области ФИО5 в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Решением Центрального районного суда города Челябинска от 02 февраля 2023 года исковые требования ФИО1 удовлетворены. На ОСФР по Челябинской области возложена обязанность включить в страховой стаж ФИО1 период службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
В апелляционной жалобе ответчик ОСФР по Челябинской области просит решение суда отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что решение незаконно и необоснованно, вынесено с нарушением норм материального права. Согласно трудовой книжке от ДД.ММ.ГГГГ серии № и военного билета серии № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 года 3 месяца 20 дней) истец находилась на военной службе в добровольном порядке. В соответствии с Положением о прохождении военной службы женщинами, поступившими в добровольном порядке на действительную военную службу в Советскую армию и Военно-Морской Флот на должности солдат, матросов, сержантов и старшин, введенным в действие Приказом Министра обороны СССР №286 женщины, проходившие военную службу в должностях солдат, матросов, сержантов и старшин по правовому положению приравниваются к военнослужащим сверхсрочной службы с ДД.ММ.ГГГГ. При этом в соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. В силу части 9 статьи 13 указанного закона при исчислении страхового стажа по части 1.2 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» учитываются периоды прохождения военной службы по призыву и периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы. Спорный период не может быть отнесен к периодам, подлежащим включению в страховой стаж для определения права на пенсионной обеспечение в соответствие с частью 1.2. статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях».
В возражениях на апелляционную жалобу ФИО1 просит решение суда оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения. Указывает, что начисление и уплата страховых взносов в период с 1985 по 1988 год не осуществлялась всеми работающими гражданами СССР в связи с отсутствием Пенсионного фонда и законодательства, регламентирующего его деятельность. Правомерность включения периодов трудовой деятельности в страховой стаж определяется порядком сохранения ее пенсионных прав как любого другого гражданина, осуществляющего трудовую деятельность в СССР в 1985-1988 годах. Войсковая часть, в которой она проходила службу, входила в состав внутренних войск МВД СССР, ей начислялось и выплачивалось денежное довольствие. Кроме того, выбор данного места работы обусловлен рядом личных (семейных) обстоятельств.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда, в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ОПФР по Челябинской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ОПФР по Челябинской области № от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии ей отказано в связи с отсутствием требуемой продолжительности страхового стажа не менее 37 лет.
Согласно решению ответчика продолжительность страхового стажа ФИО1 составила 34 года 07 месяцев 09 дней, вместо требуемых 37 лет.
В стаж не был учтен период учебы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также период прохождения военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15-16).
В соответствии с записями в трудовой книжке серии № и военном билете серии № ФИО1 проходила военную службу в добровольном порядке в воинской части № в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 8,20)
Из Архивных справок ФГКУ «Центральный архив национальной гвардии» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что приказом командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № № ФИО1 зачислена в списки личного состава части с присвоением воинского звания <данные изъяты>» и назначена на должность <данные изъяты> 4 батальона с ДД.ММ.ГГГГ. Войсковая часть №, где проходила службу ФИО1 дислоцировалась в городе Челябинске и входила в состав внутренних войск МВД СССР, личный состав воинской части выполнял задачи по охране исправительно – трудовых учреждений и обслуживанию судебно - следственных органов. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы ФИО1 выплачивалось денежное довольствие. Отчисления в Фонд государственного социального страхования с денежного довольствия военнослужащих нормативными правовыми актами не были установлены и не производились (л.д. 33 оборот- 34, 35)
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования истца, суд первой инстанции исходил из того, что период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ относится к службе ФИО1 в органах внутренних дел, а потому подлежит зачету в страховой стаж в соответствии с частью 2 статьи 11, пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях»), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).
В соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При этом в силу части 1 статьи 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 указанного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Статьей 12 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрены иные периоды, которые засчитываются в страховой стаж. Перечень данных периодов является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Частью 9 статьи 13 Федерального закона «О страховых пенсиях» (в редакции, действующей до 04 ноября 2022 года) было предусмотрено, что при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи.
Таким образом, ранее действующее правовое регулирование возможность включения в страховой стаж периода военной службы (пункт 1 части 1 статьи 12 Федерального закона «О страховых пенсиях») для определения права на страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» частью 9 статьи 13 этого закона не предусматривало.
Как следует из анализа указанных норм материального права, только предусмотренные частью 1 статьи 11 и пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды подлежат включению в страховой стаж лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 указанного Закона в целях определения их права на страховую пенсию по старости. Время службы в рядах Вооруженных Сил СССР в этот стаж не засчитывалось, за период службы в рядах Вооруженных Сил СССР страховые взносы в Пенсионный фонд не уплачивались, к периодам получения пособия по обязательному социальному страхованию военная служба не относится.
Федеральным законом от 7 октября 2022 г. N 379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» часть 1 статьи 12 Федерального закона «О страховых пенсиях» дополнена пунктом 12 следующего содержания: в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются периоды оказания добровольного содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, на основании контракта.
Федеральным законом от 4 ноября 2022 г. N 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон «О страховых пенсиях», пункт 12 части 1 статьи 12 Федерального закона «О страховых пенсиях» изложен в следующей редакции: в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются периоды пребывания в добровольческом формировании, содействующем выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, в период мобилизации, в период действия военного положения, в военное время, при возникновении вооруженных конфликтов, при проведении контртеррористических операций, а также при использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.
Кроме того, Федеральным законом от 4 ноября 2022 г. N 419-ФЗ также внесены изменения в часть 9 статьи 13 Федерального закона «О страховых пенсиях», которая изложена в следующей редакции: при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктами 1 (периоды прохождения военной службы по призыву, периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы), 2 и 12 (периоды участия в специальной военной операции) части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи. Периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы, в период пребывания в добровольческом формировании исчисляются с применением положений части 10 настоящей статьи
В силу части 2 статьи 8 Федерального закона от 4 ноября 2022 г. N 419-ФЗ указанные изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 24 февраля 2022 г.
Из анализа изложенных положений закона следует, что для назначения пенсии истцу ранее достижения пенсионного возраста в страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста подлежат включению только периоды работы и иной деятельности, за которые уплачивались страховые взносы в пенсионный фонд, а также период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, периоды прохождения военной службы по призыву, периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы. Спорный период прохождения военной службы в добровольном порядке к таким периодам не относится. При этом страховой стаж должен составлять 37 года, который у ФИО1 отсутствует, в связи с чем, у пенсионного органа не имелось оснований для назначения ей пенсии в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», нарушений пенсионных прав истца пенсионным органом не допущено.
Указанные обстоятельства судом не учтены и вышеизложенные положения закона применены неверно.
Вывод суда о том, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 осуществляла службу в органах внутренних дел, что является основанием для включения спорного периода в страховой стаж для назначения пенсии ранее общеустановленного пенсионного возраста не основан на материалах дела и нормах действующего законодательства.
В соответствии с записями в трудовой книжке и военном билете, в спорный период ФИО6 находилась на военной службе в добровольном порядке.
В соответствии с пунктом 2 Положения о прохождении военной службы женщинами, поступившими в добровольном порядке на действительную военную службу в Советскую армию и Военно-Морской Флот на должности солдат, матросов, сержантов и старшин, утвержденного Приказом Министра обороны СССР 1976 года №286 женщины, поступившие в добровольном порядке на действительную военную службу на должности солдат, матросов, сержантов и старшин, являются военнослужащими, на них распространяются требования воинских уставов, и они пользуются правами и льготами, вытекающими из условий военной службы, установленными для военнослужащих сверхсрочной службы.
Согласно абзацу 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» лицам, состоявшим на сверхсрочной военной службе (бывшим военнослужащим сверхсрочной службы), женщинам, проходившим в добровольном порядке действительную военную службу на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин (бывшим военнослужащим женского пола), и их семьям пенсии назначаются на основаниях, предусмотренных настоящим Законом для лиц, проходивших военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, и их семей.
Военная служба в добровольном порядке в составе внутренних войск являлось видом военной службы, а военнослужащие внутренних войск имели иной правовой статус, нежели сотрудники внутренних дел.
В спорный период правовой статус истца в целях пенсионного обеспечения приравнен к статусу военнослужащего по контракту, а период прохождения военной службы по контракту не может быть включен в страховой стаж для назначения пенсии ранее общеустановленного возраста в силу изложенных положений закона (пункт 1 части 1 статьи 12, часть 1.2 статьи 8 часть 9 статьи 13 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе ФИО1 в удовлетворении всех исковых требований к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области.
Руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 02 ░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 25 ░░░░░░ 2023 ░░░░