Дело № 2а-485/2021
УИД 32RS0028-01-2021-001184-66
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 сентября 2021 г. г. Стародуб
Стародубский районный суд Брянской области в составе
председательствующего – судьи Будниковой Р.М.,
при секретаре Булей И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Брянской области к Жигалис В.В. о взыскании торгового сбора и пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №8 по Брянской области (далее – Межрайонная ИФНС России №8 по Брянской области, административный истец) обратилась в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что Жигалис В.В. (далее – налогоплательщик, административный ответчик), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя. В связи с осуществлением предпринимательской деятельности в г. Москве Жигалис В.В. в соответствии с п. 1 ст. 411 Налогового кодекса Российской Федерации являлась плательщиком торгового сбора. Сумма торгового сбора, подлежащая уплате за 1 и 2 квартал 2019 г., составила 30 000 руб. за каждый квартал.
Однако в установленный срок торговый сбор уплачен не был. В связи с чем административному ответчику направлялись требования, которые исполнены частично.
Административный истец просит восстановить пропущенный срок на подачу административного искового заявления и взыскать с административного ответчика задолженность по торговому сбору за 1 квартал 2019 г. в сумме 20 000 руб. и пени в сумме 77,50 руб.; за 2 квартал 2019 г. в сумме 30 000 руб. и пени в сумме 37 руб., всего 50 114,50 руб.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежаще, сведений о причинах неявки не представлено.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещался. Судебная повестка, направленная по имеющемуся в деле адресу, возвращена в суд с отметкой организации почтовой связи «за истечением срока хранения».
Приказом ФГУП «Почта России» от 7 марта 2019 г. №98-П утвержден Порядок приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений, в силу п. п. 11.1, 11.9 которого почтовые отправления разряда «Судебное» при невозможности их вручения адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 7 дней. ?По истечении установленного срока хранения почтовые отправления возвращаются по обратному адресу, указанному на почтовом отправлении.
Требования, предъявляемые к вручению судебного отправления на имя Жигалис В.В., организацией почтовой связи соблюдены.
В соответствии с п. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Таким образом, суд считает, что ответчик уклоняется от получения судебной повестки, что свидетельствует о его надлежащем извещении.
Поскольку явку сторон в судебное заседание суд обязательной не признавал, в соответствии с ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации их неявка в судебное заседание не является препятствием к рассмотрению административного дела.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (ч. 6 ст. 289 КАС РФ).
В силу п. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ (здесь и далее - в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений), в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 НК РФ).
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 руб. (абз. 2 п. 2 ст. 48 НК РФ).
Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Таким образом, статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
В обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (ч. 6 ст. 289 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Жигалис В.В. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии с п. 1 ст. 411 НК РФ плательщиками торгового сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), в отношении которых нормативным правовым актом этого муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) установлен указанный сбор, с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории этого муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).
В силу п. 1 ст. 410 НК РФ в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе торговый сбор устанавливается настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации. В силу ст. 414 НК РФ периодом обложения сбором признается квартал.
Торговый сбор на территории г. Москвы введен с 1 июля 2015 г. Законом г. Москвы от 17 декабря 2014 г. №62 «О торговом сборе» (далее – Закон г. Москвы о торговом сборе).
Как следует из п. 1 ст. 417 НК РФ если иное не установлено настоящей статьей, сумма сбора определяется плательщиком самостоятельно для каждого объекта обложения сбором начиная с периода обложения, в котором возник объект обложения сбором, как произведение ставки сбора в отношении соответствующего вида предпринимательской деятельности и фактического значения физической характеристики соответствующего объекта осуществления торговли.
Согласно данным информационного ресурса ФНС России «АИС Налог-3 ПРОМ» видом объектом осуществления Жигалис В.В. торговли является магазин, расположенный по адресу: <адрес>.
В соответствии со ст. 2 Закона г. Москвы о торговом сборе при осуществлении торговли через объекты стационарной торговой сети с торговыми залами до 50 кв. м (включительно), расположенные в районах, входящих в Северный административный округ г. Москвы, ставка торгового сбора составляет 30 000 руб., физическим показателем является объект осуществления торговли.
Уплата торгового сбора в силу п. 2 ст. 417 НК РФ производится не позднее 25-го числа месяца, следующего за периодом обложения.
Согласно материалам дела, Жигалис В.В. были направлены требования № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате торгового сбора за 1 квартал 2019 г. в сумме 30 000 руб. и пени в сумме 77,50 руб. сроком до ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате торгового сбора за 2 квартал 2019 г. в сумме 30 000 руб., а также пени в сумме 37 руб. сроком до ДД.ММ.ГГГГ
Таким образом, поскольку сумма задолженности, указанная в требовании от ДД.ММ.ГГГГ № превысила 3 000 руб., с административным исковым заявлением о взыскании задолженности административному истцу следовало обратиться в суд в срок до ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ Межрайонная ИФНС России №8 по Брянской области обратилась с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с Жигалис В.В. задолженности по налогам. Определением мирового судьи судебного участка №52 Стародубского судебного района Брянской области, и.о. мирового судьи судебного участка №53 Стародубского судебного района Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ в принятии заявления отказано в связи с пропуском взыскателем срока обращения в суд.
Административное исковое заявление подано административным истцом через организацию почтовой связи ДД.ММ.ГГГГ Поскольку с заявлением о выдаче судебного приказа Межрайонная ИФНС России №8 по Брянской области обратилась уже с пропуском установленного законом срока, срок обращения с административным иском также пропущен.
В соответствии с абз. 4 ч. 2 ст. 48 НК РФ и ст. 286 КАС РФ установленный срок обращения в суд, пропущенный по уважительной причине, может быть восстановлен судом.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 января 2020 г. №12-О разъяснено, что принудительное взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица, предусмотренное ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 данной статьи). При этом при принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.
Из приведенных положений ст. 48 НК РФ следует, что Налоговым кодексом Российской Федерации урегулирован как срок на первоначальное обращение к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, так и срок обращения в суд с иском после отмены судебного приказа.
При этом статья 48 НК РФ не допускает возможности обращения налогового органа в суд за пределами срока, установленного Налоговым кодексом Российской Федерации, за исключением случаев, когда такой срок восстановлен судом по ходатайству налогового органа.
В силу закона, несмотря на безусловную значимость взыскания в соответствующие бюджеты неуплаченных налогоплательщиком самостоятельно налогов, налоговый орган не освобожден от обязанности обращаться за судебным взысканием налоговой недоимки с физического лица в установленные для этого сроки, а в случае их несоблюдения действовать разумно и добросовестно, в том числе в установленном порядке заявлять о его восстановлении, приводить доводы и представлять отвечающие требованиям относимости, допустимости, достоверности доказательства уважительности их пропуска.
Признание тех или иных причин пропуска срока уважительными относится к компетенции суда, рассматривающего вопрос о восстановлении указанного срока, возможность восстановления процессуального срока закон ставит в зависимость от усмотрения суда.
В исковом заявлении административный истец, ссылаясь на то, что пропуск срока на обращение в суд обусловлен большой загруженностью работников отдела, занимающихся подготовкой документов (заявления о вынесении судебных приказов о взыскании задолженности по имущественным налогам), значительным объемом документооборота по указанной категории дел, просит восстановить срок для обращения в суд с административным иском. Однако причины организационного и административного характера в ИФНС, вызвавшие пропуск срока обращения с административным иском в суд, не могут признаваться уважительными, поскольку не являются исключительными, объективно препятствовавшими своевременному обращению в суд с иском в целях осуществления возложенных на налоговый орган обязанностей по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Исходя из изложенного, учитывая, что у административного истца имелась реальная возможность своевременно обратиться в суд с административным исковым заявлением в установленные сроки, обстоятельств, объективно препятствующих своевременному обращению в суд, административным истцом не представлено, суд приходит к выводу о том, что оснований для восстановления административному истцу процессуального срока для обращения с административным иском к Жигалис В.В. о взыскании налога не имеется.
При таких обстоятельствах административный иск удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 177-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Брянской области к Жигалис В.В. о взыскании торгового сбора и пени – отказать.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Стародубский районный суд Брянской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Р.М.Будникова
Мотивированное решение изготовлено 5 октября 2021 г.