Дело № 2а-5756/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 декабря 2018 года г. Новосибирска
Судья Центрального районного суда г. Новосибирска Е.А. Певина
при секретаре В.Е. Макушиной
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Проживалова Д. А. к ФКУ «Военный комиссариат Новосибирской области», военному комиссару Новосибирской области о признании незаконным отказа в проведении медицинского освидетельствования,
установил:
Проживалов Д.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ «Военный комиссариат Новосибирской области», военному комиссару Новосибирской области, в обоснование заявленных требований указал, что состоит на воинском учете в военном комиссариате Октябрьского района и Центрального административного округа г. Новосибирска. Решением призывной комиссии Железнодорожного района г. Новосибирска от 07 октября 2010 г. признан «В» - ограниченно годным к военной службе.
25 мая 2018 г. он обратился в военный комиссариат Новосибирской области по вопросу медицинского освидетельствования на предмет годности к военной службе.
15 июня 2018 г., 25 июня 2018 г. повторно обращался по тому же вопросу, предоставив дополнительные документы.
23 июля 2018 г., по направлению военкомата, ему выдано медицинское заключение № о состоянии гражданина №.
08 октября 2018 г. истцу отказано в направлении на медицинское освидетельствование, так как он не относится к категориям, указанным в ст. 5.1 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
На основании изложенного, считая данный отказ незаконным, административный истец просит признать действия военного комиссара Новосибирской области, связанные с отказом в прохождении медицинского освидетельствования, неправомерными, обязать ФКУ «Военный комиссариат Новосибирской области» провести медицинское освидетельствование в отношении Проживалова Д.А.
Административный истец Проживалов Д.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал, пояснил в соответствии с вышеизложенным.
Представитель административных ответчиков – Авдюшкина А.С., действующая на основании доверенности, представившая суду диплом о наличии высшего юридического образования, в судебном заседании требования административного иска не признала.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, … должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 1 статьи 226 КАС РФ).
Судом установлено, что Проживалов Д.А. состоит на воинском учете в военном комиссариате Октябрьского района и Центрального административного округа города Новосибирск.
Решением призывной комиссии Железнодорожного района г. Новосибирск от 07 октября 2010 г. Проживалов Д.А. признан «В» - ограниченно годным к военной службе по ст. 25 «в» (Диагноз: <данные изъяты> (приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства РФ от 2003 г. № 123).
25 мая 2018 г. Проживалов Д.А. обратился в ФКУ «Военный комиссариат Новосибирской области» с заявлением о проведении повторного медицинского освидетельствования в связи с изменениями состояния здоровья и намерением пройти службу по контракту.
ФКУ «Военный комиссариат Новосибирской области» Проживалову Д.А. предложено предоставить медицинские документы, подтверждающие изменение состояния здоровья, для решения вопроса о медицинском освидетельствовании.
18 июня 2018 г. Проживалов Д.А. повторно обратился в ФКУ «Военный комиссариат Новосибирской области» с заявлением о проведении повторного медицинского освидетельствования с целью изменения категории годности к военной службе, предоставив справки врача-терапевта, врача-хирурга, врача-невролога.
Ответом от 25 июня 2018 г. Проживалову Д.А. для прохождения медицинского освидетельствования с целью изменения категории годности к военной службе предложено представить дополнительные документы: паспорт, военный билет, выписки из книги (дела) протоколов, медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина в настоящее время (акт исследования состояния здоровья), копию акта исследования состоянии здоровья (выписку из истории болезни), на основании которого было принято предыдущее решение, медицинскую карту амбулаторного больного, рентгеновские снимки, диагностические исследования, справки из туберкулезного, наркологического, кожно-венерологического, психоневрологического диспансеров, справку от врача-инфекциониста о перенесенных заболеваниях за последние 12 месяцев.
Решением ФКУ «Военный комиссариат Новосибирской области» от 08 октября 2018 г. № Проживалову Д.А. отказано в направлении на повторное медицинское освидетельствование со ссылкой на ст. 5.1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
В соответствии с п.п. «а» п. 1 ст. 23 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" граждане, признанные по состоянию здоровья ограниченно годными к военной службе, от призыва на военную службу освобождаются и, в соответствии со статьей 52 указанного Федерального закона, зачисляются в запас.
Согласно п. 4 ст. 52 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" гражданин, пребывающий в запасе, проходит медицинское освидетельствование для определения его годности к военной службе в соответствии со ст. 5.1 настоящего закона.
Согласно п. 1 ст. 5.1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 статьи 20, или пунктом 1 статьи 20.1, или пунктом 1 статьи 20.2 настоящего Федерального закона, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинской организации) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты.
В соответствии с п. 3 ст. 5.1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе.
Согласно п. 84 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04 июля 2013 г. № 565, граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, могут быть освидетельствованы повторно в случае, если в результате их обследования в медицинских организациях ранее установленный им диагноз заболевания изменен (пересмотрен) или они признаны здоровыми.
На основании п. 85 Положения обследование и освидетельствование военнослужащих, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, организуется и проводится в порядке, определенном пунктами 50-67 настоящего Положения.
Организация освидетельствования иных категорий граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья (далее - граждане, ограниченно годные к военной службе), возлагается на военные комиссариаты и военные комиссариаты муниципальных образований.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии у административного истца права на прохождение повторного освидетельствования, исходя из следующего.
Проживалов Д.А. признан ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья, зачислен в запас, с 07 октября 2010 г. медицинское освидетельствование для определения категории годности к военной службе не проходил, из представленной в материалы дела справки ГБУЗ НСО «Новосибирская больница №» следует, что Проживалову Д.А. установлен диагноз: <данные изъяты> что свидетельствует об изменении состояния здоровья административного истца.
При указанных обстоятельствах отказ ФКУ «Военный комиссариат» в направлении Проживалова Д.А. на медицинское освидетельствование не может быть признан законным.
Установив обстоятельства, свидетельствующие о незаконности решения ФКУ «Военный комиссариат», суд считает заявленные административным истцом требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░ 08 ░░░░░░░ 2018 ░░░░ № ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 07 ░░░░░░░ 2018 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░