Решение по делу № 2а-1492/2021 от 10.03.2021

Решение изготовлено в полном объеме 11.06.2021 года

Дело № 2а-1492/21

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

       08 июня 2021 года                                                            г. Чехов

       Чеховский городской суд Московской области в составе:

       председательствующего судьи Казеровой С.М.,

       при секретаре судебного заседания Горбачевой Л.А.,

       рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО2 к Департаменту жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны РФ, ФГАУ «Росжилкомплекс» в лице филиала Московский о признании незаконным уведомления об отказе в признании участником ведомственной целевой программы,

У С Т А Н О В И Л :

Административный истец, ФИО2, уточнив исковые требования, обратился в суд с административным иском к административным ответчикам, Департаменту жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны РФ, ФГАУ «Росжилкомплекс» в лице филиала Московский о признании незаконным уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Отделом ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, об отказе в признании участником ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»; обязании включить в соответствующий список. Свои требования мотивирует тем, что он (ФИО2) ранее являлся военнослужащим. На основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ ему на семью из 4 человек в закрытом военном городке Чехов-3 было предоставлено служебное жилое помещение, договор найма на которое на основании решения Чеховского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ изменен, ему выделена комната площадью <данные изъяты> кв.м. В данном жилом помещении истец проживает до настоящего времени. Полагая, что в связи с утратой связи с военным ведомством он подлежит отселению из закрытого военного городка, истец обратился в ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ с заявлением о признании участником основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», на которое им получено решение об отказе, оформленное уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ. Полагая данное решение незаконным и нарушающим его права, административный истец обратился в суд с настоящим иском.

Административный истец, ФИО2, его представитель по доверенности ФИО4, в судебном заседании заявленные требования поддержали.

Административные ответчики, представители Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны РФ, ФГАУ «Росжилкомплекс» в лице филиала Московский, в судебное заседание не явились, извещены.

Заинтересованное лицо, представитель ФКУ «Войсковая часть 21045», в судебное заседание не явился, извещен.

Суд, выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, представленные доказательства, считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Как установлено в судебном заседании, в соответствии с приказом начальника связи Вооруженных Сил РФ (по личному составу) от ДД.ММ.ГГГГ прапорщик ФИО2 досрочно был уволен из рядов ВС РФ в запас, при этом выслуга составила более 12 лет, что подтверждается послужным списком, выпиской из приказа.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 исключен из списков личного состава воинской части, всех видов обеспечения и направлен на воинский учет в ОВК г. Чехова Московской области, что также подтверждается выпиской из приказа командира войсковой части <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ.

При этом, ранее КЭЧ Чеховского района Московского военного округа ФИО2 и членам его семьи – ФИО5 (жена), ФИО6 (дочь) и ФИО7 (дочь) предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, что подтверждается служебным ордером от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6).

Решением Чеховского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены исковые требования ФИО5 к ФИО2 об изменении договора найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>; изменен договор найма указанного жилого помещения, ЖРЭУ в/ч 33877 обязали заключить с ФИО5 отдельный договор найма жилого помещения, выделив ей для проживания с тремя несовершеннолетними детьми комнату размером 14,56 кв.м, расположенную в квартире по адресу: <адрес> <адрес>, что подтверждается решением от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из объяснений истца, данных в судебном заседании, после прекращения брачных отношений с ФИО5, на основании указанного решения суда был изменен договор найма жилого помещения по адресу: <адрес> <адрес>, у него в пользовании осталась комната площадью 13,64 кв.м, в которой он проживает до настоящего времени и оплату за которую он и производит, в подтверждение чего суду также представлены: выписки из домовой книги и финансово-лицевого счета (л.д.7,8).

Решением Одинцовского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 отказано в признании недействительным отказа в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, обязании поставить на учет нуждающихся.

Согласно ответа Администрации Чеховского муниципального района <адрес> (л.д.10) квартира, расположенная по адресу: <адрес>-<адрес> <адрес>, число служебных жилых помещений не включалась, что также подтверждается справкой в/ч <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9).

В соответствии с выпиской из ЕГРН сведения о правообладателе жилого помещения по адресу: <адрес> <адрес>, отсутствуют.

Из ответа Минобороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ на обращение ФИО2 следует, что для участия в ведомственной целевой программе в соответствии с п. 19 пп. А Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ заявителю необходимо предоставить заявление с приложенными к нему документами, указанными в ответе (л.д.11,12).

ДД.ММ.ГГГГ в Департамент жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны РФ поступило обращение ФИО2 по жилищному вопросу.

Согласно уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Отделом ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, ФИО2 отказано в признании участником ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (л.д.17-18).

В соответствии с уведомлением Управления Росреестра по Московской области в ЕГРН отсутствуют зарегистрированные права на объекты недвижимого имущества в отношении ФИО2

Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.

К закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов, перечни которых утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба). Служебные жилые помещения и жилые помещения в закрытых военных городках не могут быть переданы безвозмездно в собственность занимаемым им лицам (абзац девятый пункта 1, пункт 6 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих").

Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 752-р <адрес> включен в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России.

Исходя из положений законодательства в сфере жилищных правоотношений, включая Государственную целевую программу "Жилище", одобренную Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 20 июня 1993 года N 595, Основные направления нового этапа реализации Государственной целевой программы "Жилище", одобренные Указом Президента Российской Федерации от 29 марта 1996 года N 431, Федеральную целевую программу "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденную Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675, Государственную программу Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденную Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1710, проблема обеспечения жильем категорий граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жильем, является одной из наиболее острых социальных проблем, что одной из форм бюджетного финансирования расходов по обеспечению их жильем для постоянного проживания является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.

К таким гражданам в названных нормативных правовых актах наряду с военнослужащими, сотрудниками органов внутренних дел, подлежащих увольнению с военной службы, и приравненным к ним лицам, отнесены граждане, подлежащие отселению из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйствования.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы", установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации названной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом (пункт 1), а также утверждены Правила, которые в пункте 5 устанавливают категории граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы.

Так, подпункт "б" пункта 5 Правил в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого административным истцом решения, устанавливает три самостоятельные группы имеющих такое право граждан:

- граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков;

- граждане, уволенные с военной службы с правом на пенсию и проживающие в населенных пунктах, которые до исключения данного населенного пункта из перечня закрытых военных городков, утвержденного Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, в сфере ведения которого находился этот военный городок, были поставлены на учет на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, для переселения из закрытого военного городка;

- граждане, подлежащие переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее - поселки), не совершавшие в течение 5 лет до дня подачи заявления на участие в ведомственной целевой программе намеренного ухудшения своих жилищных условий на территории закрытого военного городка (населенного пункта, исключенного из утвержденного Правительством Российской Федерации перечня закрытых военных городков, поселка). Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.

Из буквального содержания приведенной федеральной нормы следует, что факт проживания гражданина в закрытом военном городке, выразившего волю на переезд, является достаточным условием для признания за ним права на получение жилищного сертификата.

Такое толкование согласуется с предписаниями пункта 19 Правил, не предусматривающих для подлежащих переселению из закрытых военных городков граждан обязанности вместе с заявлением в уполномоченный орган представлять иные документы, кроме справки об общей продолжительности военной службы (службы), справки о проживании на территории закрытого военного городка, копии документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право установлено законодательством Российской Федерации), копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи.

В соответствии с пунктами 31 и 32 Правил приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 217 утвержден Порядок формирования списков граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1050, состоящих на учете в Министерстве обороны Российской Федерации и изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в планируемом году, учета граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее - Порядок).

Согласно пункту 2 Порядка социальная выплата, удостоверяемая сертификатом, предоставляется:

- военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, указанными в абзаце пятом подпункта "а" пункта 5 Правил, и членам семей военнослужащих, указанными в абзаце восьмом этого же подпункта (подпункт "а");

- гражданам, подлежащим переселению из закрытых военных городков Вооруженных Сил, названным в подпункте "б" пункта 5 Правил (подпункт "б").

В соответствии с пунктом 4 Порядка уполномоченный орган либо его структурное подразделение осуществляет проверку представленных документов и принимает решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы по основаниям, определенным в пункте 22 Правил, вносит соответствующие изменения в реестр граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат.

Названный реестр ведется исключительно в отношении граждан, указанных в подпункте "б" пункта 2 Порядка, и не предусматривает внесения иных сведений, кроме фамилии, имени, отчества заявителя, его состава семьи, данных паспорта, даты рождения, права на дополнительную площадь, военной части, избранного места жительства, площади оставляемого жилого помещения и даты включения в состав участников программы (приложение N 1 к Порядку).

Таким образом, названный нормативный правовой акт не устанавливает в качестве обязательного условия получения сертификата наличие требования о выселении заявителя и членов его семьи, или иного решения о его переселении из закрытого военного городка.

Конституционный Суд Российской Федерации, отказывая в принятии жалоб об оспаривании подпункта "б" пункта 5 Правил, неоднократно обращал внимание, что эта норма предусматривает в качестве основания для получения социальной выплаты факт проживания граждан на территории закрытого военного городка. Такое правовое регулирование направлено на реализацию социальных гарантий в жилищной сфере с учетом предназначения закрытых военных городков, особый правовой режим которых связан с определенными ограничениями для проживания граждан (определения от 23 июня 2015 года N 1462-О, от 25 мая 2017 года N 1137-О, от 27 июня 2017 года N 1297-О, от 28 сентября 2017 года N 1922-О, от 19 декабря 2017 года N 2995-О).

Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 2019 года N 239 "Об особенностях жилищного обеспечения граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков", устанавливающим порядок получения такой категории граждан жилого помещения, в качестве одного из условий применения его положений также названо исключительно желание переселиться из закрытого военного городка (пункт 1).

Из совокупного правового анализа приведенных предписаний федерального законодательства следует, что самостоятельным и достаточным основанием для признания права административного истца на получение государственного жилищного сертификата является факт его постоянного проживания в закрытом военном городке после прекращения военной службы.

Аналогичная позиция изложена в кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 20.01.2021 N 57-КАД20-4-К1

Удовлетворяя заявленные административным истцом требования и признавая оспариваемое решение уполномоченного органа незаконным, суд исходит из того, что проживание граждан, утративших связь с военным ведомством, в закрытых военных городках, исходя из предписаний подпункта "б" пункта 5 Правил, является самостоятельным основанием для участия граждан в Государственной программе по обеспечению жильем. При этом, истец зарегистрирован и проживает в жилом помещении, расположенном на территории закрытого военного городка, не имеет другого жилого помещения для проживания.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о праве административного истца на получение государственного жилищного сертификата.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд, -

Р Е Ш И Л :

       Административный иск ФИО2 к Департаменту жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны РФ, ФГАУ «Росжилкомплекс» в лице филиала Московский о признании незаконным уведомления об отказе в признании участником ведомственной целевой программы – удовлетворить.

Признать незаконным уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, выданное Отделом ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, об отказе в признании участником ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Возложить на Департамент жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны РФ обязанность по включению ФИО2 в список граждан – участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

       Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Чеховский городской суд Московской области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

          Председательствующий судья                                      С.М. Казерова

2а-1492/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Шатов Алексей Дмитриевич
Ответчики
Департамент жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны РФ
ФГАУ "Росжилкомплекс филиал "Московский"
Другие
В/Ч 21045
Суд
Чеховский городской суд Московской области
Судья
Казерова Светлана Михайловна
Дело на странице суда
chehov.mo.sudrf.ru
10.03.2021Регистрация административного искового заявления
10.03.2021Передача материалов судье
11.03.2021Решение вопроса о принятии к производству
11.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.04.2021Подготовка дела (собеседование)
02.04.2021Рассмотрение дела начато с начала
02.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.05.2021Судебное заседание
01.06.2021Судебное заседание
08.06.2021Судебное заседание
11.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее