№ 2-1257/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывдинский районный суд Республики Коми
в составе судьи Щенниковой Е. В.,
при секретаре Габовой Е. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Выльгорт
02 октября 2017 года гражданское дело по исковому заявлению Филиппова Д.Ф. к администрации сельского поселения «Зеленец» о восстановлении срока принятия наследства,
установил:
Филиппов Д. Ф. обратился в суд с иском к администрации СП «Зеленец» о восстановлении срока принятия наследства. В обоснование иска указал, что 09.11.2012 умерла его мать М.., после смерти которой открылось наследство, состоящее из жилого помещения и прилегающих к нему построек, расположенные по адресу: РК, Сыктывдинский район, с. <адрес>. В установленный законом шестимесячный срок истец не имел возможности принять наследство путем подачи заявления нотариусу, так как с ноября 2012 и по настоящее время находится в местах лишения свободы.
Определением Сыктывдинского районного суда от 18.09.2017 к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Филиппова А. Ф.
Истец Филиппов Д. Ф., извещенный надлежащим образом о времени, месте и дате рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, по причине отбывания наказания в местах лишения свободы.
Ответчик администрация СП «Зеленец», надлежащим образом извещенная о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направила.
Третье лицо Филиппова А. Ф., надлежащим образом извещенная о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась.
Суд, руководствуясь положениями ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав письменные материалы дела, материалы уголовного дела № 1-21/2013, суд приходит к следующему.
По общему правилу, установленному статьей 1154 Гражданского кодекса РФ, наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня его открытия.
В соответствии со статьей 1113 Гражданского кодекса РФ наследство открывается со смертью гражданина.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1142 Гражданского кодекса РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В силу статьи 1155 Гражданского кодекса РФ по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (статья 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», требования о восстановлении срока принятия наследства и признании наследника принявшим наследство могут быть удовлетворены лишь при доказанности совокупности следующих обстоятельств: а) наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил указанный срок по другим уважительным причинам. К числу таких причин следует относить обстоятельства, связанные с личностью истца, которые позволяют признать уважительными причины пропуска срока исковой давности: тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и тому подобное (статья 205 Гражданского кодекса РФ), если они препятствовали принятию наследником наследства в течение всего срока, установленного для этого законом; б) обращение в суд наследника, пропустившего срок принятия наследства, с требованием о его восстановлении последовало в течение шести месяцев после отпадения причин пропуска этого срока.
Таким образом, по смыслу закона, основанием к восстановлению наследнику срока для принятия наследства является не только установление судом факта неосведомленности наследника об открытии наследства - смерти наследодателя (статья 1113 Гражданского кодекса РФ), но и представление наследником доказательств, свидетельствующих о том, что он не должен был знать об этом событии по объективным, не зависящим от него обстоятельствам, уважительность причины пропуска срока, а также соблюдение таким наследником срока на обращение в суд с соответствующим заявлением.
Анализ положений пункта 1 статьи 1155 Гражданского кодекса РФ позволяет сделать вывод о том, что при отсутствии хотя бы одного из указанных в данной норме права условий срок на принятие наследства, пропущенный наследником, восстановлению судом не подлежит.
Судом установлено, что мать истца М., умерла 09.11.2012, что подтверждается соответствующими актовыми записями.
Как следует из информации, предоставленной нотариусом Сыктывдинского нотариального округа Республики Коми, наследственное дело после смерти М. не заводилось.
При этом истец Филиппов Д. Ф. в установленный законом срок для принятия наследства к нотариусу не обратился.
Обращаясь в суд с иском о восстановлении срока для принятия наследства, Филиппов Д. Ф. указывал, что он не мог обратиться к нотариусу в установленный законом срок с заявлением о принятии наследства ввиду того, что он находился в местах лишения свободы, что является уважительными причинами пропуска срока для принятия наследства.
Указанная истцом причина пропуска срока обращения, по убеждению суда, не может быть признана уважительной, поскольку истец, находясь в местах лишения свободы, как сам лично, так и через представителя, не был лишен права на обращение к нотариусу с заявлением о вступлении в права наследования.
Более того, вступившим в законную силу приговором Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 21.02.2013 Филиппов Д. Ф. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 4 статьи 111 Уголовного кодекса РФ, а именно в совершении умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшего по неосторожности смерть М.
Таким образом, истец в ноябре 2012 года (момент совершения им преступления) достоверно знал о смерти матери и об открытии после ее смерти наследства, что подтверждается материалами уголовного дела №1-21/2013.
Положениями пункта 1 статьи 1117 Гражданского кодекса РФ установлено, что не наследуют ни по закону, ни по завещанию граждане, которые своими умышленными противоправными действиями, направленными против наследодателя, кого-либо из его наследников или против осуществления последней воли наследодателя, выраженной в завещании, способствовали либо пытались способствовать призванию их самих или других лиц к наследованию либо способствовали или пытались способствовать увеличению причитающейся им или другим лицам доли наследства, если эти обстоятельства подтверждены в судебном порядке.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» при разрешении вопросов о признании гражданина недостойным наследником и об отстранении его от наследования надлежит иметь в виду следующее: указанные в абзаце первом пункта 1 статьи 1117 Гражданского кодекса РФ противоправные действия, направленные против наследодателя, кого-либо из его наследников или против осуществления последней воли наследодателя, выраженной в завещании, являются основанием к утрате права наследования при умышленном характере таких действий и независимо от мотивов и целей совершения (в том числе при их совершении на почве мести, ревности, из хулиганских побуждений и т.п.), а равно вне зависимости от наступления соответствующих последствий.
Таким образом, лицо, виновное в совершении умышленного преступления, повлекшего смерть наследодателя, должно отстраняться от наследования независимо от того, действовало ли оно в целях получения наследства или его действия были вызваны другими причинами.
При таких обстоятельствах, для отстранения от наследования лица, совершившего перечисленные действия указанные 1 пункте 1 статьи 1117 Гражданского кодекса РФ, достаточно того, что факт их совершения подтвержден в судебном порядке. В дальнейшем отдельного решения суда о признании наследника недостойным для оформления наследственных прав не требуется. Лицо, совершившее такие действия, отстраняется от наследования в силу прямого указания закона, а не решения суда.
Поскольку совокупность обстоятельств, предусмотренных законом (статья 1155 Гражданского кодекса РФ), позволяющих восстановить срок для принятия наследства не нашла своего подтверждения, а также принимая во внимание тот факт, что Филиппов Д. Ф. в силу закона является недостойным наследником, суд приходит к выводу об отсутствие оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
Руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░