Председательствующий по делусудья Иванец С.В. | Дело №33-299-2024 (№33-5046-2023)(в суде первой инстанции №2-4670-2023)УИД 75RS0001-02-2023-002441-28 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Волошиной С.Э.,
судей краевого суда Радюк С.Ю., Комковой С.В.
при секретаре Максимовой М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Чите 1 февраля 2024 г. гражданское дело по иску фио1 в лице законного представителя Ядонист Л. В. к Пограничному управлению ФСБ России по Забайкальскому краю о признании действий незаконными, понуждении к действиям,
по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав доклад судьи Радюк С.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
фио1, <Дата> г.р., в лице законного представителя Ядонист Л.В. обратился в суд с иском, в обоснование которого указал, что решением жилищной комиссии от декабря 2022 г. по заявлению Лоншакова В.Ю. члены его семьи - жена Ядонист Л.В., ее дочь фио2, сын фио1 были сняты с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении, поскольку совместно с Лоншаковым В.Ю. не проживают. На момент заседания жилищной комиссии брак между Ядонист Л.В. и Лоншаковым В.Ю. не был прекращен. В декабре 2022 года Лоншаков В.Ю., указав недостоверные сведения, незаконно исключил несовершеннолетнего сына фио1 из состава семьи. Субсидия была выдана Лоншакову В.Ю. из расчета на одного человека.
Уточняя исковые требования, просил признать незаконным исключение ответчиком несовершеннолетнего фио1 из числа получателей субсидии для приобретения жилья;
обязать ответчика выделить субсидию с учетом семьи, состоящей их двух человек, включив в состав семьи несовершеннолетнего фио1 (т.1 л.д.2-3, 13-15, 20-22).
Решением Центрального районного суда г.Читы от 31 августа 2023 г. в удовлетворении исковых требований отказано (т.1 л.д.268-271).
Гражданское дело поступило в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой законного представителя несовершеннолетнего истца фио1 – Ядонист Л.В. (т.2 л.д.6-8).
Определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суд от 16 января 2024 г. постановлено перейти к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с ненадлежащим извещением истца фио1 (т.2 л.д.39-44).
В судебное заседание не явились: истец фио1, третье лицо Лоншаков В.Ю., извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении слушания дела не просили.
Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть гражданское дело при данной явке.
Изучив материалы дела, выслушав законного представителя истца Ядонист Л.В., поддержавшей иск, представителя ответчика Костромитина А.А., возражавшего против удовлетворения иска, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Лоншаков В.Ю. проходил военную службу по контракту в ПУ ФСБ России по Забайкальскому краю по <Дата> (т.1 л.д.223).
20 января 2021 г. Лоншаковым В.Ю. в адрес жилищной комиссии ПУ ФСБ России по Забайкальскому краю подано заявление, в котором он просил признать нуждающимися в жилом помещении его и членов его семьи: Ядонист Л.В. (жену), фио1 (сына), фио2 (дочь), проживающих по адресу: <адрес>, на основании фактического предоставления жилой площади родственников (т.1 л.д.80-93).
Жилищная комиссия ПУ ФСБ России по Забайкальскому краю (далее – жилищная комиссия) 18 марта 2021 г. признала Лоншакова В.Ю. и членов его семьи нуждающимися в жилом помещении и подлежащими принятию на учет в качестве нуждающихся с 17 февраля 2021 г. (т.1 л.д.216-218).
Решением жилищной комиссии от 23 августа 2022 г. Лоншаков В.Ю. и члены его семьи включены в списки на внеочередное обеспечение жилым помещением с 17 февраля 2021 г. (т.1 л.д.243).
В заявлении, принятом жилищной комиссией 14 декабря 2022 г., Лоншаков В.Ю., проживающий по адресу: <адрес>, просил снять с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении Ядонист Л.В., фио2, фио1, поскольку не проживает с ними (т.1 л.д.244).
Решением жилищной комиссии от 15 декабря 2022 г. (оформленного протоколом №) Ядонист Л.В., фио2, фио1 сняты с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении с 14 декабря 2022 г., Лоншаков В.Ю. учтен в качестве нуждающегося в жилом помещении (в форме субсидии для приобретения или строительства жилого помещения) с 17 февраля 2021 г. (т.1 л.д.256-257).
Комиссия ПУ ФСБ России по Забайкальскому краю 20 декабря 2022 г. провела обследование жилищных условий и состава семьи Лоншакова В.Ю., в ходе проверки которых подтвердился факт отсутствия совместного проживания Лоншакова В.Ю. с членами семьи: Ядонист Л.В., фио2, фио1 по адресам: <адрес> (т.1 л.д.253-255).
Решением жилищной комиссии от 23 декабря 2022 г. Лоншакову В.Ю. предоставлена жилищная субсидия из расчета на одного человека в размере 6.538.042,5 руб. (т.1 л.д.259-260).
Решением от 12 января 2023 г. № Лоншаков В.Ю. снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с обеспечением в виде предоставлении субсидии с составом семьи один человек (т.1 л.д.262).
Считая незаконным снятие с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении фио1, Ядонист Л.В. обратилась с иском в его интересах в суд.
Судебная коллегия не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований, исходя из нижеследующего.
Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению (часть 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (пункты 2, 3 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета (абзац 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).
Военнослужащим - гражданам, назначенным на воинские должности после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского звания (начиная с 1 января 1998 года), офицерам, заключившим первый контракт о прохождении военной службы, начиная с 1 января 1998 года, прапорщикам и мичманам, сержантам и старшинам, солдатам и матросам, являющимся гражданами, поступившими на военную службу по контракту начиная с 1 января 1998 года, и проживающим совместно с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении указанными военнослужащими-гражданами общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, либо уполномоченными ими органом или учреждением предоставляются жилищная субсидия либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанными федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом либо уполномоченными ими органом или учреждением по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона (абзац 12 части 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).
Военнослужащие-граждане, в том числе обеспеченные в качестве членов семей других военнослужащих или иных граждан жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений до поступления указанных военнослужащих-граждан на военную службу по контракту либо после заключения контракта о прохождении военной службы, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, либо уполномоченными ими органом или учреждением признаются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации, и обеспечиваются жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с настоящим Федеральным законом (абзац 13 части 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).
Признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется федеральными органами либо уполномоченными ими органами или учреждениями (пункт 2 Правил признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. №1768, далее – Правила №1768).
Необходимый для постановки на учет пакет документов определен пунктами 6-7 Правил №1768).
Военнослужащие (граждане, уволенные с военной службы), состоящие на учете в соответствии с настоящими Правилами, обязаны в течение 5 рабочих дней сообщить в уполномоченный орган (учреждение) об изменении сведений в ранее представленных ими документах (пункт 16 Правил №1768).
Уполномоченные органы (учреждения) осуществляют проверку данных по учету, а также сведений, послуживших основанием для признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях (пункт 19 Правил №1768).
Порядок организации деятельности по принятию граждан, указанных в абзацах третьем и двенадцатом настоящего пункта, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, порядок ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и проверки оснований, дающих право состоять на данном учете и право на предоставление жилищной субсидии и жилого помещения, порядок предоставления таким гражданам жилищной субсидии и жилого помещения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (абзац 19 части 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).
Организация в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями определена Правилами, утвержденными Приказом ФСБ России от 24 октября 2011 г. №590 (далее – Правила №590).
Для признания нуждающимся в жилом помещении, за исключением служебных жилых помещений, и принятия на учет в качестве нуждающегося в таком жилом помещении военнослужащим подается в жилищную комиссию соответствующее заявление (пункт 3 Правил №590).
Признание военнослужащих и членов их семей нуждающимися в жилых помещениях осуществляется жилищными комиссиями в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и с учетной нормой площади жилого помещения (пункт 4 Правил №590).
По итогам рассмотрения заявления жилищная комиссия принимает решение о признании военнослужащего и членов его семьи нуждающимися в жилом помещении и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении или об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении (абзац 2 пункта 7 Правил №590).
Учет военнослужащих (граждан) и членов их семей в качестве нуждающихся в жилых помещениях и служебных жилых помещениях (далее также - учет) осуществляется жилищными комиссиями в отношении военнослужащих (граждан) и членов их семей, признанных нуждающимися в жилых помещениях и принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (подпункт «а» пункта 20 Правил №590).
Военнослужащие, в отношении которых жилищной комиссией принято решение о признании нуждающимися в жилых помещениях и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, включаются в список военнослужащих (граждан), нуждающихся в жилых помещения, из которого в отдельные списки включаются военнослужащие, имеющие право на внеочередное и первоочередное обеспечение жилыми помещениями (пункт 22 Правил №590).
Учет ведется на основании сведений, содержащихся в документах, предоставляемых военнослужащими (гражданами), получаемых жилищными комиссиями, а также данных, выявляемых при перерегистрации.
Военнослужащие (граждане), состоящие на учете, обязаны в течение пяти дней сообщить в жилищную комиссию об изменении сведений в ранее представленных ими документах.
Ежегодно в период с 1 октября по 1 декабря проводится перерегистрация военнослужащих (граждан), состоящих на учете.
Для перерегистрации военнослужащие (граждане) подают в жилищную комиссию рапорт (заявление), в котором указывают сведения об изменении (отсутствии изменений) их жилищных условий за истекший период. Рапорт (заявление) составляется в произвольной форме. К рапорту (заявлению) прилагаются документы, подтверждающие изменение жилищных условий, или в нем указывается просьба о получении документов, указанных в пунктах 3.1 и 12.1 настоящих Правил, жилищной комиссией (пункт 26 Правил №590).
Проверка данных по учету, а также сведений, послуживших основанием для признания военнослужащих и членов их семей нуждающимися в жилых помещениях и служебных жилых помещениях, проводится жилищными комиссиями самостоятельно путем запрашивания документов (их копий или содержащихся в них сведений), необходимых для принятия на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены военнослужащими (гражданами) по собственной инициативе (абзац 1 пункта 28 Правил №590).
Военнослужащие (граждане) и члены их семей снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; утраты ими оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (подпункты «а», «б» пункта 29 Правил №590).
Решение о снятии с учета должно быть принято жилищной комиссией не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия такого решения. Решение о снятии с учета должно содержать ссылку на обстоятельства, предусмотренные пунктами 29 и 30 настоящих Правил. Решение жилищной комиссии о снятии с учета оформляется протоколом заседания жилищной комиссии и в виде надлежаще заверенной выписки из данного протокола направляется жилищной комиссией военнослужащему (гражданину) не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения (пункт 35 Правил №590).
Приведенное правовое регулирование отношений, связанных с предоставлением военнослужащим и членам их семей жилых помещений или субсидий на приобретение или строительство жилых помещений, показывает, что постановка военнослужащего и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в системе ФСБ России возложена на жилищные комиссии. В обязанности жилищной комиссии входит проверка достоверности представленных военнослужащим сведений для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Документы, поданные военнослужащим, и истребованные жилищной комиссией, выписки из решений жилищной комиссии образуют учетное дело.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. №8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона «О статусе военнослужащих», так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, принятыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, Постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Разрешая споры, связанные с предоставлением военнослужащим жилого помещения либо жилищной субсидии, судам необходимо учитывать конкретные обстоятельства дела, интересы военнослужащих и членов их семей и другие заслуживающие внимания обстоятельства.
При решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и Семейного кодекса Российской Федерации.
Как разъяснено в подпункте «а» пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Таким образом, установлено, что жилищная субсидия предоставляется военнослужащим и совместно проживающим с ним членам их семей.
Лоншаков В.Ю., реализуя свое право на жилище, как военнослужащий, встал на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, указав, в том числе, совместно проживающего с ним члена семьи – фио1
Позднее, Лоншаков В.Ю. известил жилищную комиссию о том, что он не проживает совместно с членами семьи, указанными ранее им в заявлении, и просил выдать ему субсидию, исходя из расчета на одного человека.
Комиссия приняла решение об изменении состава лиц, учтенных в качестве нуждающихся в жилом помещении, 19 декабря 2022 г. по заявлению Лоншакова В.Ю.
Сформированная ответчиком комиссия 20 декабря 2022 г. проверила жилищные условия и состав семьи военнослужащего и установила, что ранее поставленные на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении члены семьи Лоншакова В.Ю. совместно с ним не проживают, после чего 23 декабря 2022 г. Лоншакову В.Ю. была предоставлена субсидия из состава семьи один человек.
Оснований, предусмотренных законом, для признания решения жилищной комиссии ответчика от 19 декабря 2022 г. не имеется, в связи с чем в удовлетворении иска надлежит отказать.
Ссылка в иске на пункт 55 постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. №153 «Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации комплекса процессных мероприятий «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» представляется необоснованной, поскольку реализация права военнослужащего на жилище может быть, среди прочего, опосредоваться предоставлением государственного жилищного сертификата, по его выбору (подпункт «а» пункта 5), сведений о выборе такого способа реализации права в дело не представлено.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Читы от 31 августа 2023 г. отменить.
В удовлетворении иска фио1 в лице законного представителя Ядонист Л. В. к Пограничному управлению ФСБ России по Забайкальскому краю о признании действий незаконными, понуждении к действиям отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции – Центральный районный суд г.Читы.
Председательствующий
Судьи
Апелляционное определение изготовлено 5 февраля 2024 г.