Решение
Именем Российской Федерации
<адрес> 28 ноября 2018 года
Ленинский районный суд <адрес> в составе судьи Горчханова В.А.,
при секретаре ФИО6,
с участием старшего помощника прокурора <адрес> ФИО10,
представителя административного ответчика ФИО7,
рассмотрев в судебном заседании административное исковое заявление прокурора <адрес> к МУ «Департамент образования Мэрии <адрес>» о признании незаконными отказов в установлении опеки и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
Установил:
В Ленинский районный суд <адрес> поступило административное исковое заявление прокурора <адрес> к МУ «Департамент образования Мэрии <адрес>» о признании незаконными отказов в установлении опеки и возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
В обоснование требований административного искового заявления указано, что прокуратурой района в октябре 2018 года проведена проверка исполнения отделом опеки (попечительства) и охраны прав детства департамента образования Мэрии <адрес> законодательства о защите прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе которой выявлены нарушения закона, требующие незамедлительного принятия мер реагирования.
Так, в департамент образования <адрес> поступило заявление ФИО8 с просьбой об установлении опеки над несовершеннолетними ФИО1, 2006 г.р., и ФИО1, 2008 г.р., по результатам рассмотрения которого вынесены приказы об отказе в установлении опеки над несовершеннолетними от ДД.ММ.ГГГГ № и №.
Пунктом 1 статьи 3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН от ДД.ММ.ГГГГ, провозглашено, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.
Статья 31 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что опека и попечительства над несовершеннолетними устанавливается в целях их воспитания. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливается при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности, когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов.
Согласно ч. 3 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» по вопросам, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства, органы опеки и попечительства издают акты.
В силу п. 1 ст. 145 Семейного кодекса Российской Федерации опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей (п. 1 ст. 121 настоящего Кодекса), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.
В соответствии с ч. 1 ст. 146 СК РФ опекунами (попечителями) детей могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица. Не могут быть назначены опекунами попечителями лица, лишенные родительских прав; лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношений которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности; лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления.
Согласно ч. 2 ст. 146 СК РФ при назначении ребенку опекуна (попечителя) учитываются нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя), способность его к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), отношения между опекуном (попечителем) и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя), а также, если это возможно, желание самого ребенка.
В силу п. 10 ч. 4 ст. 8 Федерального закона № 48-ФЗ к полномочиям органов опеки и попечительства относится подбор, учет и подготовка в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» утверждены Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах (далее - Правила),
Согласно п. 2 Правил подбор, учет и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами, осуществляются органами опеки и попечительства. Гражданин, выразивший желание стать опекуном, представляет в орган опеки и попечительства по месту жительства документы, указанные в пункте 4 Правил.
В пункте 8 Правил указано, что в целях назначения опекуном ребенка гражданина, выразившего желание стать опекуном, орган опеки и попечительствав течение 3 дней со дня представления документов, предусмотренных пунктом 4 настоящих Правил, производит обследование условий его жизни, в ходе которого определяется отсутствие установленных Гражданским кодексом Российской Федерации и Семейным кодексом Российской Федерации обстоятельств, препятствующих назначению его опекуном.
Согласно п. 5 ст. 10 Федерального закона № 48-ФЗ, бабушки и дедушки, родители, супруги, совершеннолетние дети, совершеннолетние внуки, братья и сестры совершеннолетнего подопечного, а также бабушки и дедушки, совершеннолетние братья и сестры несовершеннолетнего подопечного имеют преимущественное право быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами.
Между тем, проведенной проверкой установлено, что мать детей ФИО5 - ФИО1 и ФИО3, оставив их без присмотра, вышла замуж и проживает в настоящее время в <адрес>. Отец детей ФИО4 умер ДД.ММ.ГГГГ будучи в браке с ФИО5
С 2016 года дети живут с бабушкой ФИО8 и находятся на полном ее воспитании и содержании. Мать детей не выполняет своих родительских обязанностей, не проявляет заботу, не занимается их воспитанием, содержанием как родитель.
В марте 2018 года ФИО8 обращалась в отдел опеки (попечительства) и охраны прав детства департамента образования <адрес> с просьбой об установлении опеки над несовершеннолетними внуками.
Приказами от ДД.ММ.ГГГГ № и № ФИО8 отказано в назначении опекуном несовершеннолетних ФИО1 и ФИО3. В обоснование отказа указано, что мать несовершеннолетних ФИО5 необоснованно отказалась от своих родительских прав.
Однако, в установлении опеки отказано без производства обследования условий жизни несовершеннолетних в течение 3 дней со дня представления документов, в ходе которого необходимо определить наличие (отсутствие) установленных Гражданским кодексом Российской Федерации и Семейным кодексом Российской Федерации обстоятельств, препятствующих назначению ее опекуном.
При этом в заявительском материале ФИО8 имеются достаточные сведения, подтверждающие факт нахождения детей без попечения обоих родителей, в частности: свидетельство о смерти АбдулаеваРизванаКазбековича, 1982 г.р., а также письменное заявление СедаевойХавыТапаевны, 1989 г.р., об отказе от родительских прав в отношении несовершеннолетнего АбдулаевыхМуслима и ФИО2, которое зарегистрировано в реестре за № нотариусом ФИО9
В прокуратуру района ДД.ММ.ГГГГ поступило обращение ФИО8 с просьбой об оказании содействия в оформлении опеки над несовершеннолетними внуками Абдуллаевыми, по результатам рассмотрения, которого ДД.ММ.ГГГГ на незаконные приказы начальника департамента образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и № об отказе в установлении опеки над несовершеннолетними внуками, оставшимися без попечения родителей, прокуратурой района принесены протесты.
По итогам их рассмотрения требования прокуратуры оставлены без удовлетворения, приказы от ДД.ММ.ГГГГ № и № об отказе в установлении опеки над несовершеннолетними ФИО13, оставшимися без попечения родителей, оставлены без изменения.
В силу ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно положениям ст. 34 ГК РФ органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органами опеки и попечительства являются также органы местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.
В соответствии со статьями 14.1, 15.1, 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местногосамоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов наделены правом на участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству.
Согласно ст. 1 Закона Чеченской Республики от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями Чеченской Республики по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству» полномочиями органов опеки и попечительства наделены органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в компетенции которых находятся вопросы обеспечения основных гарантий, защиты прав и законных интересов семьи и детей на территории Чеченской Республики.
Таким образом, принимая решение об отказе, отдел опеки и попечительства фактически не выяснил ряд значимых для дела обстоятельств и фактов, что противоречит принципам государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству, направленным на обеспечение защиты прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
Руководствуясь изложенным прокурор,просит признать незаконным отказ МУ «Департамент образования Мэрии <адрес>» в удовлетворении протестов прокуратуры района на приказы от ДД.ММ.ГГГГ № 116 и № об отказе в установлении опеки наднесовершеннолетними ФИО13, оставшимися без попечения родителей.Признать приказ начальника департамента от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в установлении опеки над несовершеннолетним ФИО1, 2008 года рождения, незаконным. Признать приказ начальника департамента от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в установлении опеки над несовершеннолетним АбдулаевымМуслимомРизвановичем, 2006 года рождения, незаконным.ОбязатьМУ «Департамент образования Мэрии <адрес>» в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу рассмотреть заявление ФИО8 об установлении опеки над несовершеннолетними ФИО1 и ФИО3, с соблюдением требований, установленных законом.
Старший помощник прокурора <адрес> ФИО10 поддержал административное исковое заявление и просил требования удовлетворить.
Представитель административного ответчика ФИО11исковые требования не признал, при этом пояснил, что согласен, с тем, что заявление об установлении опеки возможно пересмотреть.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Приказами начальника МУ «Департамент образования Мэрии <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № и № ФИО8 отказано в установлении опеки над несовершеннолетними ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р. и АбдулаевымМуслимомРизвановичем ДД.ММ.ГГГГ г.р.
В связи, с чем ФИО8 обратилась в прокуратуру <адрес> с заявлением о проведении проверки.
По результатам проведенной проверки, прокурором района внесены представления об устранении нарушений и пересмотре заявления ФИО8, которые так же оставлены без удовлетворения.
Согласно копии свидетельства о смерти серии IПН № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Управлением ЗАГС администрации <адрес>РизванКазбекович отец несовершеннолетних ФИО13, умер ДД.ММ.ГГГГ.
СедаеваХаваТапаевна, мать несовершеннолетних ФИО13, своим нотариально заверенным заявлением от ДД.ММ.ГГГГ выразила свое согласие на лишение ее родительских прав, усыновление и опекунство ее детей в соответствии с законом.
Согласно приказам от ДД.ММ.ГГГГ № и № причиной отказа в установлении опеки явилось то, что ФИО5 в своем заявлении необоснованно отказывается от своих детей.
В частности, в статье 146 СК РФ указаны обстоятельства, препятствующие лицу быть опекуном, в перечне которых отсутствует такое основание, как необоснованный отказ от своего ребенка.
Вместе с тем основанием для принятия решения об отказе ФИО8 быть опекуном послужило только указание на необоснованный отказ от своего ребенка. Каких-либо иных оснований, препятствующих ФИО8 быть опекуном, не указано.
Таким образом, поскольку приказы от ДД.ММ.ГГГГ № и № не содержат конкретные причины отказа, указание на норму закона, под которую подпадают изложенные в нем обстоятельства, суд удовлетворяет требования прокурора.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 174-180 КАС РФ, суд
Решил:
Административное исковое заявлениепрокурора <адрес> к МУ «Департамент образования Мэрии <адрес>»о признании незаконными отказов в установлении опеки и возложении обязанности устранить допущенные нарушения удовлетворить.
Признать незаконным отказ департамента образования <адрес> в удовлетворении протестов прокуратуры района на приказы от ДД.ММ.ГГГГ № 116 и № об отказе в установлении опеки над несовершеннолетними ФИО13.
Признать приказ начальника департамента от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в установлении опеки над несовершеннолетним ФИО1, 2008 года рождения, незаконным.
Признать приказ начальника департамента от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в установлении опеки над несовершеннолетним АбдулаевымМуслимомРизвановичем, 2006 года рождения, незаконным.
Обязать МУ «Департамент образования Мэрии <адрес>» в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу рассмотреть заявление ФИО8 об установлении опеки над несовершеннолетними ФИО1 2006 г.р. и ФИО1 2008 г.р., с соблюдением требований, установленных законом.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, в Верховный суд Чеченской Республики, через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий В.А. Горчханов
Копия верна
Подлинник решения хранится в деле № «а»-2111/2018 г.
Судья В.А. Горчханов