Дело №2а-2266/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 ноября 2019 года город Железногорск
Железногорский городской суд Курской области в составе:
председательствующего – судьи Смолиной Н.И.,
при секретаре - Гуляевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Курской области к Горловой Вере Алексеевне о взыскании денежных сумм, в счет уплаты задолженности по земельному налогу,
У С Т А Н О В И Л:
МИФНС № 3 по Курской области обратилась в суд с указанным административным иском к Горловой В.А., мотивируя свои требования тем, что 25.06.2019 года определением мирового судьи судебного участка № *** судебного района г. Железногорска и Железногорского района был отменен вынесенный судебный приказ о взыскании с Горловой В.А. в пользу Межрайонной ИФНС России № 3 по Курской области задолженности по земельному налогу в общей сумме 465 руб. 09 коп: задолженности по земельному налогу за 2014 г. в размере 148 руб., 00 коп., задолженности по земельному налогу за 2015 г. в размере 148 руб. 00 коп., задолженности по земельному налогу за 2016 г. в размере 148 руб. 00 коп., пени за 2014-2016г. в размере 21 руб. 09 коп. Согласно сведениям, представленных в налоговый орган в соответствии с пунктом 4 статьи 85 НК РФ административный ответчик имеет имущество, признаваемые объектом налогообложения. Налоговый орган, руководствуясь статьями 358, 359, 361, 362 НК РФ, Законом Курской области от 21.10.2002 № 44-ЗКО "О земельном налоге", исчислил административному ответчику земельный налог. Сумма исчисленного налога, его расчет, срок уплаты указанные в налоговых уведомлениях №383351, №68786025 которые были направлены административному ответчику. В установленные в требованиях сроки налогоплательщик не исполнил обязанность по уплате в бюджеты задолженностей. На момент обращения в суд задолженность не погашена. Просит взыскать с Горловой В.А. в пользу Межрайонной ИФНС России № 3 по Курской области задолженность по земельному налогу в общей сумме 465 руб. 09 коп, из которых задолженность по земельному налогу за 2014 г. в размере 148 руб., 00 коп., задолженность по земельному налогу за 2015 г. в размере 148 руб. 00 коп., задолженность по земельному налогу за 2016 г. в размере 148 руб. 00 коп., пени за 2014-2016г. в размере 21 руб. 09 коп.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Степанов П.А. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, и просил их удовлетворить.
Административный ответчик Горлова В.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, указала, что административным истцом пропущен срок для обращения в суд с требованиями о взыскании земельного налога, кроме того, пояснила, что она является инвалидом 2 группы и освобождена от уплаты земельного налога.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Ст. 57 Конституции РФ устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с ч.1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги. Одновременно по смыслу ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с ч. 3 п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога.
До 01 января 2015 г. вопросы уплаты указанного налога регулировались, в том числе Законом Российской Федерации от 09 декабря 1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».
Согласно этому Закону плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения (пункт 1 статьи 1). Жилые дома признавались объектами налогообложения (пункт 1 статьи 2). Ставки налога устанавливались нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, с возможностью дифференциации ставок в установленных этим Законом пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, и типа использования объекта налогообложения (пункт 1 статьи 3). По новым строениям, помещениям и сооружениям налог уплачивался с начала года, следующего за их возведением или приобретением (пункт 5 статьи 5).
В соответствии с п. 1 ст. 388 НК Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неполученную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В силу ст. 57 НК РФ при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст.75 НК РФ пеней признается установленная статьей 75 НК РФ денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно п. 3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
В соответствии с п. 4 ст. 75 НК РФ пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В силу с п. 5 ст.75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд (абз. 2 п. 1 ст. 48 НК РФ).
Сообразно пункту 3 той же статьи рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Судом установлено, что Горлова В.А. с 20.12.2012 г. является собственником земельного участка с кадастровым номером № ***, расположенного по адресу: ***
Являясь лицом, на которое зарегистрирован земельный участок, административный ответчик является плательщиком земельного налога, и обязан производить оплату налога в установленные законом сроки, на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
МИФНС России № 3 по Курской области Горловой (В.А.) В.А. были направлены налоговое уведомление №383351 от 21.03.2015 года об уплате земельного налога за 2014 год за указанный земельный участок, являющийся объектом налогообложения, не позднее 01.10.2015 года в общей сумме 148 руб., что подтверждается штрихкодом почтового отправления, сформированным в ЦОД, налоговое уведомление №68786025 от 05.08.2016 года об уплате земельного налога за 2015 год за указанный земельный участок, являющийся объектом налогообложения, не позднее 01.12.2016 года в общей сумме 148 руб., что подтверждается Списком заказных почтовых отправление №342086 от 10.10.2016 г., в котором под номером 6 значится В.А., с указанием номера почтового идентификатора, а так же налоговое уведомление №19072949 от 14.07.2017 года об уплате земельного налога за 2016 год за указанный земельный участок, являющийся объектом налогообложения, не позднее 01.12.2017 года в общей сумме 148 руб., что подтверждается Списком заказных почтовых отправление № 621900 от 28.07.2017 г., в котором под номером 27 значится В.А. с указанием номера почтового идентификатора. Однако, данные налоговые уведомления в части уплаты транспортного налога за указанные объекты налогообложения административным ответчиком в указанный срок исполнены не были.
Административному ответчику было направлено требование №392458 об уплате налога, сбора, пеней, штрафа по состоянию на 16.11.2015 г., в соответствии с которым Горловой (В.А.) В.А. было предложено в срок до 25.01.2016 г., оплатить задолженность в том числе по земельному налогу за 2014 г. в размере 148 руб., по пени по земельному налогу в размере 1 руб. 63 коп., что подтверждается Списком заказных почтовых отправлений.
Также административному ответчику было направлено требование №4475 об уплате налога, сбора, пеней, штрафа по состоянию на 30.06.2017 г., в соответствии с которым В.А. было предложено в срок до 08.08.2017 г., оплатить задолженность в том числе по земельному налогу за 2016 г. в размере 148 руб., по пени по земельному налогу в размере 10,08 руб., что подтверждается Списком заказных почтовых отправление №583320 от 11.07.2017 г., в котором под номером 21 значится В.А. с указанием номера почтового идентификатора.
А так же требование №14258 об уплате налога, сбора, пеней, штрафа по состоянию на 14.08.2018 г., в соответствии с которым В.А. было предложено в срок до 24.09.2018 г., оплатить задолженность по земельному налогу за 2017 год в размере 148 руб., и пени по земельному налогу в размере 9,38 руб., что подтверждается Списком заказных почтовых отправлений.
Требования налогового органа административным ответчиком не исполнены и не оспорены в судебном порядке.
В соответствии с п. 6 ст. 69 НК РФ, требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательшика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Доводы административного ответчика о том, что административным истцом пропущен срок для обращения в суд с требованиями об уплате земельного налога за 2014-2016 года и пени за 2014-2016 года суд считает необоснованным.
В соответствии со ст. 48 НК РФ заявление о вынесении судебного приказа подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 руб.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3000 руб. налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В силу абзаца 2 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 руб. налоговый орган обращается в суд с заявлением о вынесении судебного приказа в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 руб. При этом заявление подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней и штрафов, по которым истек срок исполнения.
Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
25.01.2016 г. срок уплаты по самому раннему требованию №392458 от 16.11.2015 г. сумма задолженности составляет 149 руб. 63 коп. за 2014 год.
Из этого следует, что непозднее 25.07.2019 г. Межрайонная ИФНС России № 3 по Курской области должна обратиться в суд с заявлением о вынесении судебного приказа.
25.06.2019 года определением мирового судьи судебного участка №1 судебного района г. Железногорска и Железногорского района был отменен вынесенный судебный приказ о взыскании с Горловой В.А. в пользу Межрайонной ИФНС России № 3 по Курской области задолженности по земельному налогу в общей сумме 465 руб. 09 коп, в том числе: задолженность по земельному налогу за 2014 г. в размере 148 руб., 00 коп., задолженность по земельному налогу за 2015 г. в размере 148 руб. 00 коп., задолженность по земельному налогу за 2016 г. в размере 148 руб. 00 коп., пени за 2014-2016г. в размере 21 руб. 09 коп.
С данным исковым заявлением Межрайонная ИФНС России №3 по Курской области обратилась в суд 09.10.2019 года, то есть в пределах установленного срока.
Суд так же считает несостоятельным довод административного ответчика о том, что она, являясь инвалидом 2 группы, освобождена от уплаты земельного налога.
Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 56 Налогового кодекса РФ льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. Право представительных органов муниципальных образований устанавливать льготы по земельному налогу закреплено во втором абзаце пункта 2 статьи 387 НК РФ.
Земельный налог в силу ст. 15 Налогового кодекса РФ является местным налогом.
Решением Совета Депутатов Кармановского сельсовета Железногорского района (в редакции от 24.02.2015г. №80) установлен конкретный перечень лиц для которых предоставляется налоговая льгота (ветераны и инвалиды ВОВ, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, расположенными на территории Кармановского сельсовета.
На категорию граждан «инвалиды 2 группы», к которой относится административный ответчик, льгота при уплате земельного налога в соответствии с вышеуказанным решением Совета Депутатов Кармановского сельсовета Железногорского района (в редакции от 24.02.2015г. №80) не распространяется.
Суд так же считает необоснованным довод административного ответчика о том, что налоговое уведомление и требование не подписаны надлежащим лицом.
Поле для проставления подписи руководителя налогового органа или его заместителя содержалось в форме требования, которая была утверждена Приказом ФНС России от 01 декабря 2006 года N САЭ-3-19/825@ и применялась до 6 августа 2012 года (п. 2 Приказа ФНС России от 16 апреля 2012 года N ММВ-7-8/238@).
В форме требования в редакции Приказов ФНС России от 16 апреля 2012 года N ММВ-7 8/238@), от 03 октября 2012 года N ММВ-7-8/662@ отсутствует поле для проставления подписи. Поэтому нельзя признать требование по действующей форме недействительным, из-за отсутствия в нем подписи уполномоченного на то лица.
Решениями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06 июня 2013 года N ВАС-3796/13 и N ВАС-3797/13 отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим приказа Федеральной налоговой службы от 16 апреля 2012 года N ММВ-7-8/238@, приложение N 2 приказа Федеральной налоговой службы от 03 октября 2012 года N ММВ-7-8/662@ "Об утверждении форм документа о выявлении недоимки, требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и мер взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации" признано соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации.
Из указанных решений следует, что отсутствие в утвержденной форме требования не предусмотренного Кодексом или иными нормативными актами в сфере налогового законодательства такого реквизита как подпись руководителя налогового органа само по себе не может являться основанием для признания оспариваемого приказа и приложения не соответствующим Кодексу.
Таким образом, административный ответчик является плательщиком земельного налога, и имеет недоимку по земельному налогу за 2014-2016 г.г., в связи с чем, у суда имеются основания для взыскания с административного ответчика недоимки по налоговым платежам и пени за указанный период в общей сумме 465 руб. 09 коп., а потому заявленные МИФНС России №3 по Курской области требования подлежат удовлетворению.
Расчет пени проверен и признан судом обоснованным.
Согласно ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Согласно представленной справке СМЭ-№ *** от 27.08.2003 года В.А. является инвалидом 2 группы, в связи с чем, на основании пп.2 п.2 ст. 333.36 НК РФ она освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Курской области к Горловой Вере Алексеевне о взыскании денежных сумм, в счет уплаты задолженности по земельному налогу удовлетворить.
Взыскать с Горловой Веры Алексеевны в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Курской области задолженность по земельному налогу за 2014 г. в размере 148 руб., 00 коп., задолженность по земельному налогу за 2015 г. в размере 148 руб. 00 коп., задолженность по земельному налогу за 2016 г. в размере 148 руб. 00 коп., пени за 2014-2016г. в размере 21 руб. 09 коп., а всего 465 (четыреста шестьдесят пять) рублей 09 копеек.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Курский областной суд через Железногорский городской суд Курской области в течение месяца с момента вынесения в окончательной форме.
Полное и мотивированное решение изготовлено 08 ноября 2019 года.
Судья: Н.И. Смолина