УИД 59RS0040-01-2021-000946-51 КОПИЯ
Дело № 2а-735/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
18 мая года город Чайковский
Чайковский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Коноваловой И.Е.,
при секретаре судебного заседания Бабиковой М.А.,
с участием прокурора Буяковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Чайковского городского прокурора к Украинцев Н.С. о прекращении права на управление транспортными средствами,
УСТАНОВИЛ:
Чайковский городской прокурор обратился в суд с административным иском к Украинцев Н.С. о прекращении права на управление транспортными средствами.
В обоснование требований указал, что в ходе проведенной проверки установлено, что Украинцев Н.С. состоит на диспансерном учете в Чайковском филиале ГБУЗ ПК «Краевая психиатрическая больница» с диагнозом «<данные изъяты>» с 21.11.2018. Также административный ответчик имеет специальное право – право на управление транспортными средствами, ему выдано водительское удостоверение №. В настоящее время оснований для снятия административного ответчика с диспансерного наблюдения не имеется. Он страдает заболеванием, являющимся препятствием для наделения лица правом управления транспортными средствами. Данные обстоятельства нарушают права неопределенного круга лиц на безопасное передвижение по дорогам. Просят прекратить право Украинцев Н.С. на управление транспортными средствами.
Прокурор Буякова Н.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.
Административный ответчик – Украинцев Н.С. о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом по последнему известному месту жительства, конверт возвращен с отметкой «истек срок хранения».
Согласно ст. 101 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по административному делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение направляются по последнему известному суду месту жительства или адресу адресата и считаются доставленными, даже если адресат по этому адресу более не проживает или не находится.
В соответствии со ст. 102 КАС РФ в случае, если место пребывания административного ответчика неизвестно, суд приступает к рассмотрению административного дела после поступления в суд сведений об этом с последнего известного места жительства административного ответчика.
Согласно п. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 63, 67, 68 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», по смыслу п. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю. Гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу. Сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения. Статья 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам.
Суд считает, что неявка административного ответчика в судебное заседание является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела.
Заинтересованные лица – Чайковский филиал ГБУЗ ПК «Краевая клиническая психиатрическая больница», Отдел ГИБДД ОМВД России по Чайковскому городскому округу о месте и времени судебного заседания извещены, просили рассмотреть дело в отсутствие представителей, доводы административного истца поддерживают.
Суд, заслушав прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Пунктом 3 статьи 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в городе Вене 08 ноября 1968 года и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 года, установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортными средствами.
Статьей 55 Конституции РФ предусмотрено ограничение прав гражданина в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.
В силу ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
В соответствии с абз. 9 ст. 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно ч. 1, 6 ст. 23 названного Федерального закона медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
Согласно ст. 24 ФЗ «О безопасности дорожного движения» права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации (ч. 1). Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения (ч. 2).
Согласно ст. 25 ФЗ «О безопасности дорожного движения» право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены, при соблюдении условий, перечисленных в статье 26 настоящего Федерального закона (ч. 2). Право на управление транспортными средствами подтверждается водительским удостоверением (ч. 4). Российское национальное водительское удостоверение выдается на срок десять лет, если иное не предусмотрено федеральными законами (ч. 6).
В соответствии с ч. 1 ст. 26 ФЗ «О безопасности дорожного движения» к сдаче экзаменов допускаются лица, достигшие установленного настоящей статьей возраста, имеющие медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами, прошедшие в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение.
Согласно ст. 23.1 ФЗ «О безопасности дорожного движения» медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством (ч. 1). Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 4).
В соответствии с ч. 1 ст. 28 ФЗ «О безопасности дорожного движения» основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются: истечение срока действия водительского удостоверения; выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик; лишение права на управление транспортными средствами. Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации. Действие права на управление транспортными средствами приостанавливается на период временного ограничения на пользование этим правом, установленного в порядке, предусмотренном федеральным законом.
Согласно ст. 1 ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» наркомания - заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.1993 года № 377 утвержден Перечень медицинских противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности, связанной с источником повышенной опасности, согласно которому противопоказанием к управлению транспортными средствами являются алкоголизм, наркомания, токсикомания. Выдача водительского удостоверения (на управление транспортными средствами категорий А, В и С) возможна при заболевании алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией лишь при стойкой ремиссии после специального лечения при отсутствии деградации личности и соматоневрологических расстройств, кроме того необходимо представление положительной характеристики-ходатайства с места работы и информации о поведении по месту жительства из органов внутренних дел.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 года № 1604 психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением) включены в перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством.
В соответствии с Приказом Минздрава России от 30 декабря 2015 N 1034н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология» и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ» диспансерное наблюдение за состоянием здоровья пациентов, в том числе в целях лечения, подтверждения наличия стойкой ремиссии заболевания, осуществляют врачи - психиатры-наркологи в ходе проводимых осмотров пациентов: в течение первого года ремиссии - не реже одного раза в месяц; находящихся в ремиссии от 1 до 2 лет - не реже одного раза в шесть недель; находящихся в ремиссии свыше 2 лет - не реже одного раза в три месяца. Решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия, в том числе в случае наличия подтвержденной стойкой ремиссии не менее трех лет у пациентов с диагнозом «синдром зависимости» (пункты 2, 4, 7, 12 Приложения N 2).
Из изложенного следует, что при решении вопросов, касающихся прекращения права управления транспортными средствами у лиц, имеющих водительское удостоверение и страдающих заболеванием наркоманией (код по МКБ-10-F12.1), необходимо выяснять наличие у данных лиц состояния стойкой ремиссии.
Управление транспортным средством, источником повышенной опасности, лицом, имеющим медицинские противопоказания к осуществлению данного вида деятельности, создает угрозу жизни, здоровья граждан (неопределенного круга лиц – участников дорожного движения), их прав и законных интересов.
21.09.2011 Украинцев Н.С. выдано водительское удостоверение № со сроком действия до 21.09.2021 (л.д. 5).
Согласно медицинскому заключению № 57 филиала «Чайковский» ГБУЗ ПК «ККПБ» от 14.04.2021, Украинцев Н.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения состоит на диспансерном учете в наркологическом кабинете с 21.11.2018 с диагнозом «<данные изъяты>», ремиссии нет. На прием не является, от наблюдения уклоняется.
Учитывая изложенное, принимая во внимание установленный факт нахождения ответчика Украинцев Н.С. на учете с диагнозом «<данные изъяты>», при этом установленный диагноз административным ответчиком не оспаривался, по состоянию на 14.04.2021 ремиссия не подтверждена, решение о снятии с диспансерного учета Украинцев Н.С. соответствующей комиссией не принималось.
Оценивая доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, то есть по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, суд приходит к выводу о том, что состояние здоровья административного ответчика препятствует безопасному управлению им транспортным средством. Управление транспортным средством административным ответчиком создает реальную угрозу возникновения дорожно-транспортных происшествий, причинения вреда жизни и здоровью граждан, причинения иного имущественного ущерба, чем могут быть нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц, общества и государства.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований и необходимости прекращения действия права на управление транспортным средством Украинцев Н.С.
Согласно Административному регламенту, утвержденному Приказом Министерства Внутренних Дел Российской Федерации от 23 августа 2017 года № 664 на органы внутренних дел возлагается, в том числе, исполнение государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Среди прочего Регламентом предусмотрено исполнение государственной функции в виде административной процедуры - изъятие водительского удостоверения.
При этом одним из оснований для изъятия водительского удостоверения на право управления транспортным средством, выданного в установленном порядке, является исполнение вступившего в законную силу постановления о лишении права управления транспортным средством (пункт 221 Регламента).
Вступившее в законную силу решение суда о прекращении специального права на управление транспортным средством является основанием для изъятия водительского удостоверения, во исполнение решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ в связи с удовлетворением иска административный ответчик обязан уплатить в местный бюджет госпошлину в размере 300 рублей.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ № ░░ 21.09.2011.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ /░░░░░░░/ ░.░. ░░░░░░░░░░
"░░░░░ ░░░░░" ░░░░░░░ ░░░░░ __________________________ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ _____________________ "__" _____________ 20__ ░ |
░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ____ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ № 2░-735/2021
░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░