РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 июля 2020 года г.Мытищи, Московская область
Мытищинский городской суд Московской области в составе:
судьи Наумовой С.Ю.,
при секретаре Бушминой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Мытищинского городского прокурора <адрес>, действующего в интересах Российской Федерации в лице управления Роспотребнадзора по <адрес> и в интересах неопределённого круга лиц, к ФИО2 о внесении в ЕГРН сведений об ограничении (обременении) прав при использовании земельного участка, обязании использовать земельный участок в соответствии с ограничениями,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ФИО2, указав, что Мытищинской городской прокуратурой <адрес> проведена проверка по заданию прокуратуры <адрес> о нарушениях закона при использовании земельных участков, расположенных в <адрес>.
При проведении проверки было установлено, что земельный участок с кадастровым номером №, площадью 931 +/-11 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, отнесённый к категории земель «земли населённых пунктов», с видом разрешённого использования «для ведения личного подсобного хозяйства» (далее по тексту - Земельный участок) находится в собственности ФИО2, о чём в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ сделана запись №.ДД.ММ.ГГГГ-392.2.
С западной стороны от земельного участка расположен поверхностный водный объект - Клязьминское водохранилище, являющийся притоком канала им.Москвы и источником питьевого водоснабжения <адрес>.
В ходе проведения проверки установлено, что земельный участок расположен в границах 100 - метровой полосы второго пояса зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения <адрес>. В связи с чем, на его использование распространяются ограничения, установленные санитарными правилами СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения <адрес>, утверждёнными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10).
Указанные выводы подтверждаются письмом от ДД.ММ.ГГГГ № (01№ «Мосводоканал», письмом ФГБВУ «Центррегионводхоз» от ДД.ММ.ГГГГ №, актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ администрации городского округа <адрес>.
Согласно сведениям Государственного водного реестра канал им.Москвы является поверхностным водным объектом и источником питьевого водоснабжения <адрес>.
Канал им.Москвы находится в федеральной собственности, поскольку в соответствии со статьёй 8 Водного кодекса Российской Федерации все водные объекты, за исключением прудов и обводнённых карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся в собственности Российской Федерации.
Однако, несмотря на то, что земельный участок с кадастровым номером № расположен в границах 100 - метровой полосы второго пояса зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения <адрес>, и 500 - метровой полосы второго пояса зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения <адрес> - канала им.Москвы в правоустанавливающих документах и сведениях Единого государственного реестра недвижимости на данный земельный участок сведений об особых условиях (ограничениях) его использования с соблюдением требований СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10, не содержится.
Таким образом, использование указанного земельного участка без ограничений, обусловленных его вхождением в границы второго пояса зоны санитарной охраны, в том числе в 100 - метровую и 500 - метровую полосы второго пояса зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения <адрес>, не только противоречит требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, но и нарушает закреплённое и гарантированное ст.42 Конституции Российской Федерации и ст.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» право каждого на благоприятную окружающую среду и тем самым затрагивает экологические права неопределённого круга лиц.
В связи с этим, необходимо в судебном порядке обязать ФИО2 использовать земельный участок с кадастровым номером 50:12:0070105:61 в соответствии с вышеуказанными ограничениями.
В связи с чем, истец просит суд внести в Единый государственный реестр недвижимости и Государственный кадастр недвижимости сведения об ограничении (обременении) прав при использовании земельного участка с кадастровым номером 50:12:0070105:61 в соответствии с п. 4.4 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10, а именно:
При строительстве и реконструкции объектов отдыха и спорта необходимо соблюдать требование, чтобы все строения располагались на расстоянии не менее 100 метров от уреза воды. В зонах рекреации в полосе 100 м от уреза воды не допускается капитальная застройка; допускается установка малых архитектурных форм;
На территории 2 пояса ЗСО станций водоподготовки и гидроузлов не допускается размещение объектов, обуславливающих опасность химического и микробного загрязнения почвы, грунтовых вод и воды источника водоснабжения: кладбищ, скотомогильников (на существующих кладбищах не допускается расширение территории; разрешается захоронение в родственные могилы в соответствии с санитарными правилами и нормами по размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения);
складов горюче-смазочных материалов, ядохимикатов, минеральных удобрений;
накопителей промстоков, шламохранилищ, полигонов и накопителей твёрдых промышленных отходов (ТПО) и полигонов твёрдых бытовых отходов (ТПО);
полей ассенизации, полей фильтрации, земледельческих полей орошения, полей подземной фильтрации;
животноводческих и птицеводческих комплексов, ферм, силосных траншей и навозохранилищ;
применение пестицидов, органических и минеральных удобрений;
- изменение технологии действующих предприятий, связанное с увеличением техногенной нагрузки на источник водоснабжения;
рубка леса главного пользования и реконструкции на территории шириной не менее 500 м. от уреза воды. В этих пределах допускаются только рубки ухода и санитарные рубки леса.
Не допускается расположение стойбищ, выпас скота в пределах прибрежной полосы шириной не менее 500 м., а также распашка земли в пределах прибрежной полосы 100 метров.
Указать в решении, что оно является основанием для внесения соответствующих сведений в ЕГРН.
Одновременно с этим, истец просил суд обязать ФИО2 использовать земельный участок с кадастровым номером № в соответствии с ограничениями, установленными п. 4.4. Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения <адрес>».
Представитель истца – старший помощник Мытищинского городского прокурора <адрес> ФИО5 в судебном заседании требования поддержала, просила удовлетворить их по основаниям, указанным в иске, не возражала против рассмотрения дела в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Ответчик ФИО2 и его представитель по ордеру ФИО6 в судебном заседании иск признали частично. Сторона ответчика указала, что она не против внесения сведений в ЕГРН, но против удовлетворения исковых требований об обязании Величко соблюдать требования природоохранного законодательства, поскольку Величко их не нарушал и ответчику известно о необходимости соблюдения требований водного и природоохранного законодательства.
Представители третьих лиц Управления Росреестра по <адрес>, Администрации городского округа <адрес> в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В связи с чем, дело было рассмотрено в их отсутствие. При этом, третье лицо Управление Росреестра по <адрес> предоставило в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель третьего лица АО «Мосводоканал» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом. В связи с чем, дело было рассмотрено в его отсутствие. Ранее данным третьим лицом были предоставлены объяснения по иску, в которых третье лицо поддержало иск и просило суд его удовлетворить.
Выслушав представителя истца, ответчика, исследовав материалы дела, суд считает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Мытищинской городской прокуратурой <адрес> проведена проверка по заданию прокуратуры <адрес> о нарушениях закона при использовании земельных участков, расположенных в <адрес> городского округа <адрес>.
Установлено, что земельный участок с кадастровым номером № площадью 931 +/-11 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, отнесённый к категории земель «земли населённых пунктов», с видом разрешённого использования «для ведения личного подсобного хозяйства» (далее по тексту - Земельный участок) находится в собственности ФИО2, о чём в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ сделана запись №.ДД.ММ.ГГГГ-392.2.
С западной стороны от земельного участка расположен поверхностный водный объект - Клязьминское водохранилище, являющийся притоком канала им.Москвы и источником питьевого водоснабжения <адрес>.
В ходе проведения проверки установлено, что земельный участок расположен в границах 100 - метровой полосы второго пояса зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения <адрес>. В связи с чем, на его использование распространяются ограничения, установленные санитарными правилами СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения <адрес>, утверждёнными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10).
Указанные выводы подтверждаются письмом от ДД.ММ.ГГГГ № (№ «Мосводоканал», письмом ФГБВУ «Центррегионводхоз» от ДД.ММ.ГГГГ №, актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ администрации городского округа <адрес>.
Согласно сведениям Государственного водного реестра канал им.Москвы является поверхностным водным объектом и источником питьевого водоснабжения <адрес>.
Канал им.Москвы находится в федеральной собственности, поскольку в соответствии со статьёй 8 Водного кодекса Российской Федерации все водные объекты, за исключением прудов и обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся в собственности Российской Федерации.
Согласно ст.36 Конституции Российской Федерации, владение, пользование и распоряжение землёй и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
В силу ст.3 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе ряда принципов, в число которых входит презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.
Одним из основных принципов правового регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности является принцип приоритета публичных интересов, что подтверждается постановлениями Конституционного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П, от ДД.ММ.ГГГГ №-П и от ДД.ММ.ГГГГ №-П.
Статьёй 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлена обязанность собственников земельных участков использовать их с учётом экологических, санитарно-гигиенических и иных правил, нормативов.
В силу ч.2 ст.43 Водного кодекса Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения.
Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарно-эпидемиологическое благополучие обеспечивается, в том числе посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии с ч.2 ст.12 данного Закона при разработке градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельного участка под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.
Пунктом 2.3.4 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 установлено, что второй пояс зоны санитарной охраны включает в себя акваторию источника водоснабжения и территорию первого склона, обращённого в сторону источника водоснабжения, которая простирается по берегам водохранилищ, основных водотоков, а также по берегам притоков первого порядка, входящих в гидротехническую систему.
В силу п. 3.4.3 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10, боковые границы зоны санитарной
охраны должны проходить на расстоянии не менее 500 м от уреза воды при летне-осенней межени для притоков первого порядка.
Согласно п. 4.4 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 при использовании земельных участков, расположенных в границах второго пояса зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения <адрес>, устанавливаются следующие ограничения:
При строительстве и реконструкции объектов отдыха и спорта необходимо соблюдать требование, чтобы все строения располагались на расстоянии не менее 100 метров от уреза воды. В зонах рекреации в полосе 100 м от уреза воды не допускается капитальная застройка; допускается установка малых архитектурных форм;
На территории 2 пояса ЗСО станций водоподготовки и гидроузлов не допускается размещение объектов, обуславливающих опасность химического и микробного загрязнения почвы, грунтовых вод и воды источника водоснабжения:
- кладбищ, скотомогильников (на существующих кладбищах не допускается расширение территории; разрешается захоронение в родственные могилы в соответствии с санитарными правилами и нормами по размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения);
складов горюче-смазочных материалов, ядохимикатов, минеральных удобрений;
накопителей промстоков, шламохранилищ, полигонов и накопителей твёрдых промышленных отходов (ТПО) и полигонов твёрдых бытовых отходов (ТБО);
полей ассенизации, полей фильтрации, земледельческих полей орошения, полей подземной фильтрации;
животноводческих и птицеводческих комплексов, ферм, силосных траншей и навозохранилищ;
применение пестицидов, органических и минеральных удобрений;
- изменение технологии действующих предприятий, связанное с увеличением техногенной нагрузки на источник водоснабжения;
рубка леса главного пользования и реконструкции на территории шириной не менее 500 м от уреза воды. В этих пределах допускаются только рубки ухода и санитарные рубки леса.
Не допускается расположение стойбищ, выпас скота в пределах прибрежной полосы шириной не менее 500 м, а также распашка земли в пределах прибрежной полосы 100 метров.
В соответствии с положениями ст.46 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» сведения об установленных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, содержащиеся в документах, хранящихся в государственном фонде данных, полученных в результате землеустройства, включаются в государственный кадастр недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Однако, несмотря на то, что земельный участок с кадастровым номером № расположен в границах 100 - метровой полосы второго пояса зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения <адрес>, и 500 - метровой полосы второго пояса зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения <адрес> - канала им.Москвы в правоустанавливающих документах и сведениях Единого государственного реестра недвижимости на данный земельный участок сведений об особых условиях (ограничениях) его использования с соблюдением требований СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 не содержится.
Согласно ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется, в том числе путём принуждения к исполнению обязанности в натуре - в данном случае, к обязанию использовать земельный участок в соответствии с установленными законом требованиями.
В связи с этим, суд приходит к выводу о необходимости в судебном порядке обязать ответчика использовать спорные земельные участки в соответствии с вышеуказанными ограничениями.
Таким образом, использование указанного земельного участка без ограничений, обусловленных его вхождением в границы второго пояса зоны санитарной охраны, в том числе в 100 - метровую и 500 - метровую полосы второго пояса зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения <адрес>, не только противоречит требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, но и нарушает закреплённое и гарантированное ст.42 Конституции Российской Федерации и ст.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» право каждого на благоприятную окружающую среду и тем самым затрагивает экологические права неопределенного круга лиц.
В связи с этим, необходимо обязать ФИО2 использовать земельный участок с кадастровым номером 50:12:0070105:61 в соответствии с вышеуказанными ограничениями.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Мытищинского городского прокурора <адрес>, действующего в интересах Российской Федерации в лице управления Роспотребнадзора по <адрес> и в интересах неопределённого круга лиц, к ФИО2 о внесении в ЕГРН сведений об ограничении (обременении) прав при использовании земельного участка, обязании
использовать земельный участок в соответствии с ограничениями – удовлетворить в полном объёме.
Внести в Единый государственный реестр недвижимости и Государственный кадастр недвижимости сведения об ограничении (обременении) прав при использовании земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с п.4.4 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10, а именно:
При строительстве и реконструкции объектов отдыха и спорта необходимо соблюдать требование, чтобы все строения располагались на расстоянии не менее 100 метров от уреза воды. В зонах рекреации в полосе 100 м от уреза воды не допускается капитальная застройка; допускается установка малых архитектурных форм;
На территории 2 пояса ЗСО станций водоподготовки и гидроузлов не допускается размещение объектов, обуславливающих опасность химического и микробного загрязнения почвы, грунтовых вод и воды источника водоснабжения:
- кладбищ, скотомогильников (на существующих кладбищах не допускается расширение территории; разрешается захоронение в родственные могилы в соответствии с санитарными правилами и нормами по размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения);
- складов горюче-смазочных материалов, ядохимикатов, минеральных удобрений;
накопителей промстоков, шламохранилищ, полигонов и накопителей твердых промышленных отходов (ТПО) и полигонов твердых бытовых отходов (ТПО);
полей ассенизации, полей фильтрации, земледельческих полей орошения, полей подземной фильтрации;
животноводческих и птицеводческих комплексов, ферм, силосных траншей и навозохранилищ;
применение пестицидов, органических и минеральных удобрений;
- изменение технологии действующих предприятий, связанное с увеличением техногенной нагрузки на источник водоснабжения;
рубка леса главного пользования и реконструкции на территории шириной не менее 500 м от уреза воды. В этих пределах допускаются только рубки ухода и санитарные рубки леса.
Не допускается расположение стойбищ, выпас скота в пределах прибрежной полосы шириной не менее 500 м, а также распашка земли в пределах прибрежной полосы 100 метров.
Данное решение является основанием для внесения соответствующих сведений в ЕГРН.Обязать ФИО2 использовать земельный участок с кадастровым номером 50:12:0070105:61 в соответствии с ограничениями, установленными п.4.4. Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения <адрес>».Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Мытищинский городской суд в течение месяца.Судья