Решение по делу № 2-3402/2014 от 05.03.2014

Дело №2-3402/2014

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 апреля 2014 года г.Стерлитамак

Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Зиннатуллиной Г.Р.,

при секретаре Матюгиной А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Бражкина Л.М., действующей в своих интересах и в интересах ФИО2, ФИО3, ФИО4, о признании решений и действий администрации городского округа <адрес> не соответствующими закону и обязании устранить нарушения прав граждан,

УСТАНОВИЛ:

     Бражкина Л.М. обратилась в суд в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО2, ФИО3, ФИО4 с заявлением о признании решения администрации ГО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об исключении из числа участников программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий на 2002-2010 (2011-2015) года с превышением возраста 35 лет одним из супругов, и решения Администрации ГО <адрес> об отказе во включении в заявку для предоставления социальный выплаты не соответствующими закону, обязании администрацию ГО <адрес> восстановить семью Бражкина Л.М. в числе участников программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий на 2002-2010 (2011-2015) годы и включении в заявку для предоставления социальной выплаты с рождением третьего ребенка. Свои требования мотивирует тем, что решением администрации ГО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п заявителю было отказано во включении в заявку для предоставления социальной выплаты при рождении третьего ребенка. Постановлением администрации ГО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ заявителя и членов ее семьи исключили из числа нуждающихся в улучшении жилищных условий на 2002-2010 (2011-2015) годы. ФИО11 состояли на учете из числа участников программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий на 2002-2010 (2011-2015) годы, что доказывается ответом -п от ДД.ММ.ГГГГ, решением Стерлитамакского городского суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО11 решением главы администрации ГО <адрес> были восстановлены в составе участников данной программы. Решением комиссии по реализации программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий администрации ГО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п заявителю было отказано во включении в заявку для предоставления социальной выплаты при рождении ребенка в связи с тем, что согласно кредитного договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ЗАО Банк ВТБ 24, заемщиком является ФИО5, который исполняет обязательства по возврату основного долга и уплате процентов по кредиту. В феврале 2014 г. заявитель обратилась в администрацию ГО <адрес> с повторным заявлением о выдаче свидетельства для предоставления социальной выплаты при рождении третьего ребенка в связи с тем, что вновь брак с ФИО5 заключен, что он является отцом ее детей. Решением администрации ГО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО11 снята с учета из числа участников программы с связи с тем, что одному из супругов исполнилось 35 лет, и отказано во включении в заявку на получение социальной выплаты, поскольку на момент рождения третьего ребенка не имела невыплаченной стоимости приобретенного жилого помещения, а также на момент рождения ребенка возраст отца ребенка ФИО7, 1977 года превышал 35 лет.

Заявитель Бражкина Л.М. в судебном заседании заявление поддержала, просила удовлетворить.

    Представитель администрации городского округа <адрес> по доверенности ФИО8 заявленные требования не признал, просит в удовлетворении отказать.

    Третье лицо ФИО5 в судебном заседании заявление полностью поддержал, просит суд его удовлетворить.

    Представитель заинтересованного лица отдела опеки и попечительства городского округа <адрес> в судебном заседании не участвовал, представил суду заявление о рассмотрении дела без их участия.

    Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, считает заявленные требования Бражкина Л.М. подлежат частичному удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст.255 ГПК РФ).

В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в п.9 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", правильное определение вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления).

    Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы. В ее состав включена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей".

Постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ утверждена Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2003 - 2010 годы.

Согласно п. 1.1 Постановления Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ "О порядке отбора молодых семей для участия в реализации Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2003 - 2010 годы, право стать участником Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2003 - 2010 годы, имеет молодая семья, признанная в установленном порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы. В ее состав также включена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011-2015 годы.

Постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ N 131 также утверждена Республиканской программе государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2011 - 2015 годы.

Судом установлено, что решением Стерлитамакского городского суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ заявление Бражкина Л.М., действующей в своих интересах и в интересах ФИО2, ФИО3, ФИО4 о признании постановления администрации городского округа <адрес> об исключении из состава участников подпрограммы и отказа в восстановлении в составе участников подпрограммы и об обязании выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения – удовлетворено частично. Постановление администрации городского округа от ДД.ММ.ГГГГ об исключении ФИО5 составом семьи 4 человека из состава участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 -2015 годы и Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, на 2011-2015годы признано незаконным. Отказ - письмо начальника отдела по жилищной политике администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан в восстановлении в составе участников программы от ДД.ММ.ГГГГ в восстановлении семьи Бражкина Л.М. в составе участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы и Республиканской программы государственной поддержки молодых семей на 2011-2015 годы признан незаконным. Обязать администрацию городского округа <адрес> восстановить семью Бражкина Л.М. в состав участников программы государственно поддержки молодых семей в прежней очереди. В удовлетворении требований об обязании администрации городского округа <адрес> выдать Бражкина Л.М. и ее семье в составе детей: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в объеме стоимости обшей площади жилья в связи с рождением третьего ребенка 16 кв. метров в соответствии с п. 1. 7 Порядка предоставления социальных выплат молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка (детей) - отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ решение Стерлитамакского городского суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, апелляционная жалоба представителя администрации ГО <адрес> – без удовлетворения.

В соответствии с ч.2 ст.13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Постановлением администрации ГО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ семья Бражкина Л.М., составом из 4 человек, восстановлена в составе участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы и Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2011-2015 годы.

ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован брак между ФИО5 и Бражкина Л.М., что подтверждается свидетельством о заключении брака серии II-АР .

Постановлением администрации ГО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ семья Бражкина Л.М. исключена из состава участников программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2002-2010 (2011-2015) годы, в связи с превышением возраста 35 лет одним из супругов, что не соответствует условиям подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище», на 2011-2015 года и Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2011-2015 годы.

В соответствии с п.4 Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ , согласно п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О федеральной целевой программе «Жилье» на 2011 - 2015 годы право на участие в вышеуказанных программах имеют молодые семьи, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином РФ, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином РФ, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п. 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Учитывая, что на момент принятия семья Бражкина Л.М. отвечала всем требованиям, которые предъявляются к молодым семьям, желающим участвовать в программе, решение администрации городского округа <адрес> об исключении семьи ФИО11 из списков претендентов на получение социальных выплат для приобретения (строительства) жилья не отвечает целям действующего законодательства, поскольку Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ и Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ не предусматривали возможность исключения молодой семьи из участия в подпрограмме, в том числе по признакам достижения предельного возраста.

Согласно ст.5 ЖК РФ жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.

Из смысла указанных правовых норм следует, что нормативный правовой акт, принятый в пределах полномочий органом государственной власти субъекта Российской Федерации, не должен противоречить акту более высокого уровня.

Таким образом, Порядок формирования списков молодых семей – участников подпрограммы, утвержденной постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ , как нормативный акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации не должен противоречить Постановлению Правительства РФ. Порядок формирования списков молодых семей – участников подпрограммы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ -ПП, должен соответствовать Постановлению РФ от ДД.ММ.ГГГГ , т.к. принят именно на основании и в соответствии с указанным Постановлением Правительства РФ.

В соответствии с пп. "а" п. 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным п. 6 настоящих Правил, в том числе и возрасту, является основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы. Возможность исключения граждан из числа участников подпрограммы указанными Правилами не предусмотрена, предусмотрена возможность внесения изменений в утвержденные списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат, при этом основанием для внесения таких изменений достижение предельного возраста не является.

С учетом вышеизложенного, суд полагает, что имеются основания для частичного удовлетворения заявления Бражкина Л.М., а именно: постановление администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения из состава участников программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2002-2010 (2011-2015) годы, в связи с превышением возраста 35 лет одним из супругов, что не соответствует условиям подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище», на 2011-2015 года и Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2011-2015 годы, подлежит признанию незаконным.

В силу п.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязании соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению его прав и свобод.

При таких обстоятельствах, семья Бражкина Л.М. подлежит восстановлению в составе участников программы государственной поддержки молодых семей.

    Что касается требований заявителя Бражкина Л.М. о признании решения администрации ГО <адрес> об отказе во включении в заявку для предоставления социальной выплаты с достижением отца ребенка ФИО5 не соответствующего закону, то они удовлетворению не подлежат.

В соответствии с ответом администрации ГО <адрес> -п от ДД.ММ.ГГГГ, на момент рождения третьего ребенка Бражкина Л.М. не имела остаток невыплаченной стоимости приобретенного жилого помещения. Согласно кредитного договора от ДД.ММ.ГГГГ заемщиком указан ФИО5, который на момент рассмотрения обращения членом семьи заявителя Бражкина Л.М. не являлся.

После заключения брака с ФИО5 заявитель вновь обратилась с с заявлением по вопросу включения в заявку по вопросу предоставления социальной выплаты в связи с рождением третьего ребенка. Ответом администрации -п от ДД.ММ.ГГГГ было отказано по тем основаниям, что на момент рождения не имела остаток невыплаченной стоимости приобретенного жилого помещения, а также возраст отца ребенка превышал 35 лет.

Действия администрации являются правомерными, поскольку согласно п.2.1 Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ (приложение ), право на получение социальной выплаты при рождении (усыновлении) ребенка (детей) имеет молодая семья, отвечающая следующим требованиям: а) признанная в установленном порядке нуждающейся в жилых помещениях на момент заключения договора об улучшении жилищных условий; б) имеющая непогашенный остаток по договору об улучшении жилищных условий на момент рождения (усыновления) ребенка (детей); в) возраст каждого из супругов либо родителя в неполной семье на момент рождения (усыновления) ребенка (детей) не превышал 35 лет. В соответствии с п.2.6 основаниями для отказа молодой семье в получении социальной выплаты при рождении (усыновлении) ребенка (детей) являются следующие обстоятельства: а) несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в пункте 2.1 настоящего Порядка; б) непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 2.3 настоящего Порядка (за исключением документа, указанного в подпункте "б" пункта 2.3 настоящего Порядка), а также недостоверность сведений, которые содержатся в представленных документах; в) несвоевременное представление документов, указанных в пункте 2.3 настоящего Порядка; г) молодой семьей ранее было реализовано право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Башкортостан и (или) местного бюджета (за исключением социальных выплат при рождении (усыновлении) ребенка (детей), предоставленных на ранее родившихся (усыновленных) детей); д) приобретаемое жилое помещение, строящееся жилое помещение или строящийся индивидуальный жилой дом оформлены в долевую собственность граждан, не являющихся членами молодой семьи.

Таким образом, семья Бражкина Л.М. не отвечает требованиям, предъявляемым к семьям для получения социальной выплаты при рождении ребенка, следовательно, оснований для признания решения администрации незаконным не имеется.

Учитывая, что не усматривается оснований для признания незаконным действия органа местного самоуправления, следовательно, нет оснований обязать администрацию городского округа <адрес> включить семью Бражкина Л.М. в заявку для предоставления социальной выплаты с рождением третьего ребенка.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 254, 255, 256 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Бражкина Л.М., действующей в своих интересах и в интересах ФИО2, ФИО3, ФИО4, о признании решений и действий администрации городского округа <адрес> не соответствующими закону и обязании устранить нарушения прав граждан - удовлетворить частично.

Признать незаконным постановление администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения семьи Бражкина Л.М. из состава участников программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2002-2010 (2011-2015) годы.

Обязать администрацию городского округа <адрес> восстановить семью Бражкина Л.М. в составе участников программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2002-2010 (2011-2015) годы.

В удовлетворении остальной части искового заявления Бражкина Л.М. отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца через Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан.

Судья: подпись Зиннатуллина Г.Р.

Копия верна: судья: Зиннатуллина Г.Р.

секретарь: ФИО10

2-3402/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Суд
Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан
Дело на странице суда
sterlitamaksky.bkr.sudrf.ru
30.04.2014
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее