УИД 11RS0001-01-2021-010663-66 Дело № 2а-163/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 апреля 2022 года г. Сыктывкар
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
Председательствующего судьи Леконцева А.П.
с участием административного истца Сергиевского Д.Е.,
представителя административных соответчиков Гиниятулина Е.Ш., действующего на основании доверенностей от 15.04.2021, 21.04.2021, 01.02.2021,
при секретаре Гут Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сергиевского ФИО1 к ФСИН России, УФСИН России по Республике коми, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России о признании незаконным бездействия по оказанию медицинской помощи, взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания
УСТАНОВИЛ
Сергиевский Д.Е. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФСИН России, УФСИН России по Республике коми, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России о признании незаконным бездействия по надлежащему медицинскому обслуживанию в части неоказания надлежащей медицинской помощи по заболеванию «<данные изъяты> в период с 01.04.2020 по настоящий период, взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания в размере 1 500 000 руб.
В обосновании требований указал, что при доставлении в ФКУ ИК-31 был выявлен вирусный гепатит, при доставлении 25.02.2021 в ФКЛПУ Б-18 данный диагноз был подтвержден. С момента выявления диагноза ему не проводится надлежащая медицинская помощь по данному заболеванию.
Определением от 14.07.2021 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен филиал «Медицинская часть № 4» ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России.
В судебном заседании административный истец требования поддержал в полном объеме, указав, что 01 апреля 2020 была взята кровь. Результат был готов 17 апреля, о результатах ему не сообщили. Узнал лишь в феврале 2021 при нахождении в стационаре.
Представитель административного ответчика требования не признал по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 6 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.
Согласно ст. 101 УИК РФ лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.
В уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части.
Администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
Пунктом 123 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16.12.2016 N 295 определено, что лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее Федеральный закон № 323-ФЗ и уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 26 Федерального закона № 323-ФЗ лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы лица, заключенные под стражу или отбывающие наказание в виде лишения свободы, имеют право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, а также на приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций.
Согласно статье 2 указанного Федерального закона медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
В соответствии с пунктами 2, 3 и 9 части 5 статьи 19 данного Федерального закона пациент имеет право на профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организация в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям, а также на возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи.
Медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" качество медицинской помощи обеспечивается применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи.
По обстоятельствам дела следует, что Сергиевский Д.Е. осужден приговором суда 20.08.2013 к наказанию в виде лишения свободы, 01.04.2020 прибыл для отбывания наказания в ФКУ ИК-31, 25.02.2021 для прохождения обследования и лечения в психиатрическом отделении прибыл в ФКЛПУ Б-18.
Для разрешения вопроса о надлежащем медицинском обеспечении судом была назначена судебно-медицинская экспертиза, проведенная ГБУЗ РК «Бюро судебно-медицинской экспертизы, согласно заключения ... (п) следует, что Сергиевскому Д.Е. установлен диагноза «хронический вирусный гепатит С» на основании имунно-ферментного анализа (ИФА крови на а-HCV положительный от 17.04.2020 и результата подтверждающего исследования на наличие РНК вируса <данные изъяты> в плазме (сыворотке) крови пациента методом ПЦР от 22.03.2021 положительно. Таким образом, диагноз «<данные изъяты> у Сергиевского Д.Е. установлен 22.03.2020 достаточными объективными и лабораторными данными, стадия активности – 0. Состояние при осмотре инфекциониста оценивалось как удовлетворительное. Установить фактическую давность инфицирования и наличия у Сергиевского Д.Е. хронического <данные изъяты> на основании имеющихся медицинских документов не представляется возможным в связи с отсутствием обследования на ХВГС за более ранние периоды. Сергиевскому Д.Е. после установления диагноза обследование проведено в достаточном объеме, в соответствии с современными подходами и рекомендациями: клинические анализы крови с определением лейкоцитарной формулы и СОЭ для выявления косвенных признаков хронической вирусной инфекции имеются; биохимические анализы крови: общий билирубин и его фракции, аланинаминотрансфераза (АЛТ), аспартатаминотрансфераза (АСТ), щелочная фосфатаза (ЩМ), гаммаглютамилтранспептидаза (ГГТП), холестирин, мочевина, креатинин, протеинограма, протромбиновый индекс (ПТИ) для определения степени нарушений функций печени; молекулярно-биологическое и молекулярно-генетическое исследование ВГМ: РНК ВГС (качественный тест), РНК ВГС (количественный тест), проведено УЗИ органов брюшной полости и забрюшинного пространства 16.03.2021; неоднократно консультирован врачом инфекционистом (10.03., 24.03., 15.04, 21.04.2021).
При оказании медицинской помощи Сергиевскому Д.Е. были выявлены следующие дефекты: - в соответствии с постановлением главного санитарного врача № 58 Сергиевский Д.Е. относится к контингенту, подлежащему обязательному обследованию на антитела к вирусу гепатита С при поступлении в исправительное учреждение (фактически проведено с задержкой – результат положительный от 17.04.2020), подтверждающий анализ на РНК вируса гепатита С в крови должен быть проведен в течении 14 дней с момента получения положительного анализа на антитела к ВГС (фактически подтверждающее обследование проведено со значительной задержкой – забор материала от 18.03.2021, результат 22.03.2021; в период наблюдения у пациента были зафиксированы эпизоды незначительного (около 2-х норм и менее повышения печеночных ферментов, что указывает на незначительную активность и может быть расценено как обострение заболевания. При этом до 18.03.2021 не было выолнено необходимое обследование для подтверждения диагноза (ПЦР). Также пациенту не назначались препараты группы гепатопротекторов, предусмотренные Стандартом медицинской помощи при обострениях с усредненной частотой предоставления. В этот период пациент получал лечение и обследование в психиатрическом отделении с другим основным диагнозом; - не определен генотип ВГС для решения вопроса о возможности и целесообразности проведения противовирусной терапии (ПВТ), подбора схемы ПВТ.
По представленным медицинским документам объективных признаков ухудшения состояния здоровья и течения ХВГС у Сергиевского Д.Е. с учетом имеющихся лабораторных данных не выявлено, состояние пациента расценивалось как удовлетворительное, активность ХВГС -0.
Объективных признаков ухудшения состояния здоровья, клинических признаков обострения хронического вирусного гепатита С у административного истца, которые могли бы быть связаны с дефектами оказания медицинской помощи не выявлено. Общее состояние пациента в динамике соответствует характеру и тяжести имеющегося у него хронического заболевания, причинно-следственная связь между действиями (бездействием) медицинских работников МСЧ-11 и каким-либо ухудшением состояния здоровья Сергиевского Д.Е. отсутствует. Степень тяжести вреда здоровью оценке не подлежит в связи с отсутствием сущности вреда.
В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: - нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При этом, обязанность по доказыванию, в данном случае полноты действий по оказанию медицинской помощи, лежит на административном ответчике.
Вместе с тем, таких обстоятельств, безусловно подтверждающих оказание надлежащей медицинской помощи Сергиевскому Д.Е. в полном соответствии с положением Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, Стандартом медицинской помощи больным хроническим гепатитом В, хроническим гепатитом С, СП 3.1.3112-13 «Профилактика вирусного гепатита С, утвержденного постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 22.10.2013 № 58, административным ответчиком не представлено.
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из совокупности положений ч. 9 ст. 226, 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц государственных органов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности следующих условий – несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) должностных лиц нормативным правовым актам; нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Таким образом, административному истцу не была оказана качественная медицинская помощь, гарантированная государством, поэтому необходимая совокупность для признания оспариваемого бездействия незаконным нашла свое подтверждение в ходе судебного заседания, что является основанием для удовлетворения административных требований Сергиевского Д.Е.
При рассмотрении судом требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении интересы Российской Федерации представляет главный распорядитель средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью органа (учреждения), обеспечивающего условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (ч. 4 ст. 227.1 КАС РФ).
В соответствии с подпунктом 12.1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств и согласно пункту 3 указанной статьи выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
Согласно подп. 6 п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказания, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
Таким образом, надлежащим административным ответчиком по выплате компенсации за нарушение условий содержания является ФСИН России.
Компенсация за нарушение условий содержания осужденного определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При этом характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых были допущены нарушения условий содержаний в исправительном учреждении и индивидуальных особенностей каждой отдельной ситуации. Оценка разумности и справедливости размера компенсации относится к прерогативе суда.
При определении размера взыскиваемой в пользу административного истца компенсации суд исходит из конкретных обстоятельств, при которых были допущены нарушения, характера и продолжительности нарушения, являющихся длящимися, отсутствие негативных последствий для истца при отбывании наказания и с учетом принципа разумности и справедливости, суд полагает, что истребуемая административным истцом сумма компенсации за ненадлежащие условия содержания является чрезмерной, необоснованной и не отвечающей последствиям допущенных нарушений, и определяет размер компенсации за нарушение условий содержания в связи с некачественным оказанием медицинской помощи в размере 12 000 руб. По мнению суда данный размер компенсации является вполне обоснованным, пропорциональным, отвечающим принципам разумности и справедливости.
При этом суд, учитывая принципы разумности и справедливости, исходит из того, что соблюдение предусмотренных законом требований разумности и справедливости должно обеспечить баланс частных и публичных интересов с тем, чтобы выплата денежной компенсации в связи с ненадлежащими условиями содержания в исправительном учреждении одним категориям граждан не нарушала бы права других категорий граждан, учитывая, что казна Российской Федерации формируется в соответствии с законодательством за счет налогов, сборов и платежей, взимаемых с граждан и юридических лиц, которые распределяются и направляются как на возмещение вреда, причиненного государственными органами, так и на осуществление социальных и других значимых для общества программ, для оказания социальной поддержки гражданам, на реализацию прав льготных категорий граждан.
Руководствуясь ст. 227, 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
Административное исковое заявление Сергиевского ФИО2 к ФСИН России, УФСИН России по Республике коми, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России о признании незаконным бездействия по оказанию медицинской помощи, взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания, удовлетворить частично.
Признать незаконным действие (бездействие) ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России в части ненадлежащего оказания медицинской помощи Сергиевскому ФИО3 по лечению заболевания «хронический вирусный гепатит «С».
Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказания России за счет казны Российской Федерации в пользу Сергиевского ФИО4 компенсацию за ненадлежащие условия содержания в размере 12 000 (двенадцать тысяч) руб. с перечислением данной суммы по следующим реквизитам: УФК по Республике Коми <данные изъяты>
В удовлетворении административного искового заявления Сергиевского ФИО5 к УФСИН России по Республике коми, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания, отказать
Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в месячный срок со дня его принятия в мотивированной форме.
В мотивированной форме решение принято 01 июня 2022
Судья А.П. Леконцев