Дело №2-332/16
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Туран 12 августа 2016 года
Пий-Хемский районный суд Республики Тыва в составе:
председательствующего Монгуша А.С.,
с участием истца – заместителя прокурора Пий-Хемского района РТ Капсаргина И.Е.,
при секретаре Кечил-оол Е.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску заместителя прокурора Пий-Хемского района Республики Тыва, действующего в интересах Республики Тыва, Российской Федерации, к главе – председателю Хурала представителей муниципального образования «Сельское поселение сумон Сушский Пий-Хемского кожууна Республики Тыва» об обязании направить нормативно-правовые акты, акты прокурорского реагирования за 2015 год и за 4 месяца 2016 года в Министерство по делам юстиции Республики Тыва для включения в Регистр муниципальных нормативных правовых актов Республики Тыва,
установил:
Заместитель прокурора района обратился в суд с иском (с учетом уточнения иска) к главе – председателю Хурала представителей муниципального образования «Сельское поселение сумон Сушский Пий-Хемского кожууна Республики Тыва» (далее – Хурал представителей с.Сушский Пий-Хемского кожууна) об обязании направить нормативно-правовые акты, акты прокурорского реагирования за 2015 год и за 4 месяца 2016 года в Министерство по делам юстиции Республики Тыва для включения в Регистр муниципальных нормативных правовых актов Республики Тыва, указав, что прокуратурой Пий-Хемского района проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления Пий-Хемского кожууна требований федерального законодательства, регламентирующего предоставление сведений в Регистр муниципальных нормативных правовых актов Республики Тыва (далее – Регистр).
Проверкой за период январь-апрель 2016 года установлено, что администрацией и Хуралом представителей с.Сушский Пий-Хемского кожууна в 2016 году принято и не направлено в срок до 05 мая 2016 года 4 нормативно-правовых акта в Министерство Республики Тыва по делам юстиции для включения их в Регистр, а именно следующие нормативно-правовые акты:
А) Постановления председателя Администрации сельского поселения сумона Сушский Пий-Хемского кожууна:
от 14.03.2016 № 13 «Об утверждении Порядка осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в сельском поселении сумон Сушский Пий-Хемского кожууна»;
от 05.04.2016 № 19 об отмене постановления № 24д от 20.07.2016 «Об утверждении Административного регламента муниципальной услуги «Утверждение и выдача схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории муниципального образования»;
от 05.04.2016 № 20 «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Утверждение и выдача схемы расположения земельного участка или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности сельского поселения с. Сушский Пий-Хемского района Республики Тыва, на кадастровом плане территории»;
от 14.04.2016 № 21 «О внесении изменений в бюджет сельского поселения сумона Сушский Пий-Хемского кожууна Республики Тыва на 2016 год;
Также проверкой установлено, что органами местного самоуправления сельского поселения сумона Сушский Пий-Хемского кожууна в Министерство Республики Тыва по делам юстиции не направлено ни одного акта прокурорского реагирования прокурора Пий-Хемского района принесенного на незаконные нормативно-правовые акты органов местного самоуправления сельского поселения сумона Сушский Пий-Хемского кожууна за период с 01.01.2015 года по 31.04.2016 года, а именно следующих протестов:
от 04.06.2015 № 8-455в/15 на Решение Хурала представителей сумона Сушский № 19 от 05.12.2011 «Об утверждении положения о бюджетном процессе»;
от 06.07.2015 № 8-285в/2015 на Постановление администрации сельского поселения сумон Сушский № 19 от 10.06.2015 «Об утверждении порядка осуществления муниципального дорожного контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения»;
от 21.09.2015 № 8-448в/2014 на Постановление администрации сумона Сушский № 9а от 21.03.2014 «Об утверждении положения о порядке осуществления муниципального земельного контроля»;
от 21.09.2015 № 8-448в/2014 на постановление администрации сумона Сушский № 11 от 25.04.2015 «Об утверждении административного регламента проведения проверок при осуществлении муниципального земельного контроля»;
от 29.01.2016 № 8-617в/2015 на Постановление администрации сельского поселения сумон Сушский от 11.01.2016 № 2 «О порядке ведения реестра расходных обязательств сельского поселения сумон Сушский»;
от 04.03.2016 № 8-65в/16 на Постановление администрации сельского поселения сумон Сушский от 12.01.2015 № 2 «О порядке формирования муниципального задания в отношении муниципальных учреждений сельского поселения сумон Сушский Пий-Хемского кожууна и финансового обеспечения выполнения муниципального задания»;
от 31.03.2016 № 8-196в/16 на решение Хурала представителей сельского поселения сумон Сушский от 31.12.2015 № 22 «О внесении изменений в Решение Хурала представителей сельского поселения сумон Сушский Пий-Хемского кожууна от 25.11.2014 № 12 «Об установлении земельного налога на территории сельского поселения сумона Сушский Пий-Хемского кожууна Республики Тыва»;
от 31.03.2016 № 8-196в/16 на решение Хурала представителей сельского поселения сумон Сушский от 31.12.2015 № 21 «О внесении изменений в Решение Хурала представителей от 25.11.2014 № 11 «Об установлении налога на имущество физических лиц на территории сельского поселения сумон Сушский».
В силу ч.1 ст.5 Закона Республики Тыва от 26.12.2012 № 1694 ВХ-1 «О регистре муниципальных нормативных правовых актов Республики Тыва», п. 3 Постановления Правительства Республики Тыва от 24.07.2013 № 452 «Об организации и ведении регистра муниципальных нормативных правовых актов Республики Тыва» на главу с.Сушский Пий-Хемского кожууна возложена обязанность по направлению всех нормативно-правовых актов органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования в Министерство Республики Тыва по делам юстиции ежемесячно в срок до 5 числа месяца следующего за отчетным, однако, в нарушение приведенных норм указанная обязанность не исполнена. Таким образом, главой с.Сушский Пий-Хемского кожууна нарушается законодательство о регистре муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Просит обязать главу с.Сушский Пий-Хемского кожууна в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда направить в Министерство Республики Тыва по делам юстиции для включения в Регистр муниципальных нормативных правовых актов Республики Тыва вышеуказанные сведения.
В судебном заседании истец, заместитель прокурора Пий-Хемского района Капсаргин И.Е., поддержал исковые требования и просил их удовлетворить в полном объеме.
Ответчик, глава с.Сушский Пий-Хемского района РТ, в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причины неявку суду не сообщил, в связи с чем дело рассмотрено без их участия.
Представитель третьего лица, Министерства Республики Тыва по делам юстиции, в судебном заседании участия не принимал, в письменном отзыве на исковое заявление просит удовлетворить исковые требования прокурора частично, указав при этом, что статьей 6 Закона Республики Тыва определено, что при проведении юридической обработки муниципального акта в первую очередь определяются его нормативность, взаимосвязь с иными муниципальными актами. Выявленные в результате юридической обработки муниципальные акты ненормативного характера в Регистр не включаются. Согласно п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 года №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых ном (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Из перечня актов, перечисленных в исковом заявлении заместителя прокурора Пий-Хемского района, отсутствуют признаки нормативного характера в следующих актах: постановления председателя администрации с.Сушский Пий-Хемского кожууна РТ от 14.04.2016г. №22 «Об исполнении бюджета сельского поселения сумона Сушский за 1 квартал 2016 года». Кроме того, на основании пп.20 и 21 п.6 Положения об Управлении Министерства юстиции РФ по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста России от 03.03.2014 г. №26, Управление Министерства юстиции РФ по субъекту (субъектам) Российской Федерации осуществляет в установленном порядке государственную регистрацию уставов муниципальных образований, расположенных на территории субъекта (субъектов) РФ, и муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы. Ведет государственный реестр уставов муниципальных образований РФ, обеспечивает вы установленном порядке представление сведений из указанного реестра. Таким образом, полномочиями по регистрации уставов муниципальных образований Республики Тыва обладает Управление Министерства юстиции РФ по РТ. В связи, с чем протесты прокурора Пий-Хемского кожууна от 24.03.2015 г. №8-61в/15 и от 03.04.2015 г. №8-61в/2015 на Устав сельского поселения сумон Сушский Пий-Хемского кожууна, следует направить для регистрации в указанный территориальный орган.
Выслушав мнение сторон, участвующих в деле и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений частей 1 и 2 статьи 43.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, организация и ведение которого осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов состоит из регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно частям 1 и 3 статьи 4 Закона Республики Тыва от 26.12.2012 № 1694 ВХ-1 «О регистре муниципальных нормативных правовых актов Республики Тыва» включению в Регистр подлежат все действующие муниципальные нормативные правовые акты органов местного самоуправления Республики Тыва (далее - муниципальные акты), в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), вне зависимости от срока их действия, дополнительные сведения к ним, а также:
1) муниципальные акты, изменяющие (дополняющие) акт в целом (новая редакция) или его часть;
2) муниципальные акты, содержащие положения об отмене, признании утратившим силу, продлении срока действия, приостановлении действия муниципального акта, признании недействующим;
3) муниципальные акты, устанавливающие порядок, сроки ввода в действие (вступления в силу) основного акта в целом или его частей, а также содержащие иную информацию о состоянии или изменении реквизитов муниципального акта;
4) муниципальные акты, вносящие в основной акт изменения ненормативного характера.
В Регистр включаются следующие дополнительные сведения:
1) экспертные заключения уполномоченного органа;
2) акты прокурорского реагирования, принятые в отношении муниципальных актов (представления, протесты, требования прокурора, заявления в суд);
3) решения, постановления и определения федеральных судов общей юрисдикции;
4) решения, постановления и определения федеральных арбитражных судов;
5) решения и постановления Конституционного суда Республики Тыва по делам о проверке соответствия муниципальных актов Конституции Республики Тыва;
6) предписания антимонопольных органов;
7) акты органов государственной власти об отмене или приостановлении действия муниципальных актов в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им на основании федерального закона или закона Республики Тыва.
Частью 1 статьи 5 этого же закона на глав муниципальных районов, городских и сельских поселений Республики Тыва и уполномоченных ими должностных лиц возложена обязанность по представлению в уполномоченный орган для включения в Регистр муниципальных актов, а также дополнительных сведений к ним в документальном виде (на бумажных носителях) и в электронном виде не позднее пяти рабочих дней по окончании каждого месяца.
Пунктом 3 Постановления Правительства Республики Тыва от 24.07.2013 № 452 «Об организации и ведении регистра муниципальных нормативных правовых актов Республики Тыва» установлено, что Регистр ведется Министерством Республики Тыва по делам юстиции в документальном виде (на бумажных носителях) и в электронном виде на основе программного обеспечения в соответствии с едиными форматами и протоколами обмена, разработанными Министерством юстиции Российской Федерации.
В силу изложенных норм на главу с.Тарлагский Пий-Хемского кожууна возложена обязанность по направлению всех нормативно-правовых актов органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования в Министерство Республики Тыва по делам юстиции ежемесячно в срок до 5 числа месяца следующего за отчетным, однако, в нарушение приведенных норм указанная обязанность не исполнена.
Из справки заместителя прокурора Пий-Хемского района РТ Капсаргина И.Е. следует, что администрацией и Хуралом представителей с.Сушский Пий-Хемского кожууна в 2016 году принято и не направлено в срок до 5 мая 2016 года 7 нормативно-правовых актов в Министерство Республики Тыва по делам юстиции для включения их в Регистр, также не направлено ни одного акта прокурорского реагирования принесенного прокурором на незаконные нормативно-правовые акты органов местного самоуправления с.Тарлагский за период с 01.01.2015г. по 31.04.2016 г.
Из ответа министра Республики Тыва по делам юстиции А. от 12 мая 2016 года следует, что в 2015 году сельским поселением Сушский не представлено муниципальных нормативно-правовых актов (МНПА), по состоянию на 12 мая 2016 года всего 47 МНПА.
В судебном заседании ответчиком предоставлена информация о включении в Регистр муниципальных нормативно-правовых актов следующих сведений: постановлений председателя администрации с.Сушский Пий-Хемского кожууна от 14.04.2016г. №21 «О внесении изменений в бюджет сельского поселения сумона Сушский Пий-Хемского кожууна Республики Тыва на 2016 год»; протесты прокурора Пий-Хемского района с муниципальными актами, принятыми по результатам их рассмотрения, а именно следующие протесты: от 04.06.2015 № 8-455в/15 на Решение Хурала представителей сумона Сушский № 19 от 05.12.2011 «Об утверждении положения о бюджетном процессе»; от 06.07.2015 № 8-285в/2015 на Постановление администрации сельского поселения сумон Сушский № 19 от 10.06.2015 «Об утверждении порядка осуществления муниципального дорожного контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения»; от 21.09.2015 № 8-448в/2014 на Постановление администрации сумона Сушский № 9а от 21.03.2014 об утверждении положения о порядке осуществления муниципального земельного контроля; от 21.09.2015 № 8-448в/2014 на постановление администрации сумона Сушский № 11 от 25.04.2015 об утверждении административного регламента проведения проверок при осуществлении муниципального земельного контроля; от 29.01.2016 № 8-617в/2015 на Постановление администрации сельского поселения сумон Сушский от 11.01.2016 № 2 «О порядке ведения реестра расходных обязательств сельского поселения сумон Сушский»; от 04.03.2016 № 8-65в/16 на Постановление администрации сельского поселения сумон Сушский от 12.01.2015 № 2 «О порядке формирования муниципального задания в отношении муниципальных учреждений сельского поселения сумон Сушский Пий-Хемского кожууна и финансового обеспечения выполнения муниципального задания»; от 31.03.2016 № 8-196в/16 на решение Хурала представителей сельского поселения сумон Сушский от 31.12.2015 № 22 «О внесении изменений в Решение Хурала представителей сельского поселения сумон Сушский Пий-Хемского кожууна от 25.11.2014 № 12 «Об установлении земельного налога на территории сельского поселения сумона Сушский Пий-Хемского кожууна Республики Тыва»; от 31.03.2016 № 8-196в/16 на решение Хурала представителей сельского поселения сумон Сушский от 31.12.2015 № 21 «О внесении изменений в Решение Хурала представителей от 25.11.2014 № 11 «Об установлении налога на имущество физических лиц на территории сельского поселения сумон Сушский».
Таким образом, иск прокурора Пий-Хемского района подлежит частичному удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,
решил:
Иск заместителя прокурора Пий-Хемского района Республики Тыва удовлетворить частично.
Обязать главу – председателя Хурала представителей муниципального образования «Сельское поселение сумон Тарлагский Пий-Хемского кожууна Республики Тыва» в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда направить в Министерство Республики Тыва по делам юстиции для включения в Регистр муниципальных нормативных правовых актов Республики Тыва следующие сведения:
А) Постановления председателя Администрации сельского поселения сумона Сушский Пий-Хемского кожууна:
от 14.03.2016 № 13 об утверждении Порядка осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в сельском поселении сумон Сушский Пий-Хемского кожууна;
от 05.04.2016 № 19 об отмене постановления № 24д от 20.07.2016 об утверждении Административного регламента муниципальной услуги «Утверждение и выдача схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории муниципального образования»;
от 05.04.2016 № 20 Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Утверждение и выдача схемы расположения земельного участка или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности сельского поселения с. Сушский Пий-Хемского района Республики Тыва, на кадастровом плане территории»;
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва через Пий-Хемский районный суд в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме, то есть с 18 августа 2016 года.
Председательствующий А.С. Монгуш