Решение по делу № 2-854/2024 (2-3339/2023;) от 10.05.2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 января 2024 года                            гор. Владивосток

Первореченский районный суд гор. Владивостока Приморского края

в составе председательствующего судьи            С.В. Каленского,

при секретаре                                 Е.Е. Маркиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Камчатского транспортного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Вертекс-М» о возложении обязанности,

установил:

истец обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что по итогам проведенной проверки проведенной проверки доводов обращения капитана морского порта Петропавловск-Камчатский о нарушении требований законодательства при проведении грузовых операций с нефтепродуктами в акваториях Камчатского края выявлены нарушения при выполнении погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам в ООО «Вертекс-М».

Основным видом деятельности общества является «перевозка прочих жидкостей или газов морскими судами-танкерами каботажного плавания», Общество имеет лицензию МР-4 № 003460 от 16.08.2019 года на погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, а также лицензию МР-1 № 003459 от 16.08.2019 года на осуществление деятельности по перевозке внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов, выданные Дальневосточным управлением Госморнадзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Указанные лицензируемые виды деятельности Общество осуществляет, в том числе, с использованием морского судна «Вертекс» (тип - нефтеналивное, номер ИМО 8125703), эксплуатируемого на основании договора фрахтования судна на время (тайм-чартер) от 24.03.2022 года № 24/03/22/1, заключенного с ООО «Портнефтесервис».

Установлено, что 03.06.2022 года с судна «Вертекс», находящегося в тайм-чартере, произведена выгрузка дизельного топлива объемом не менее 721 тонны в емкости получателя АО «Оссора» и ФКП «Аэропорты Камчатки» в акватории участка «Оссора» морского порта Петропавловск-Камчатский.

Грузовые операции производились с судна «Вертекс» в ёмкости горюче-смазочных материалов, расположенных на берегу, посредством гибкой шланголинии.

В ходе анализа информации, содержащейся на общедоступном интернет ресурсе - сайт Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, в части информации об объектам государственной экологической экспертизы, получивших положительное заключение органов федерального надзора и контроля в сфере природопользования, установлено, что юридическое лицо ООО «Вертекс-М» в нарушение требований действующего законодательства не получало положительное заключение государственной экологической экспертизы на осуществление хозяйственной деятельности во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации.

Вопреки требованиям законодательства ООО «Вертекс-М» 03.06.2022 года производилась выгрузка нефтепродуктов во внутренних морских водах в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы.

По факту выявленных нарушений, Камчатским транспортным прокурором в адрес генерального директора ООО «Вертекс-М» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, в частности о нарушении требований Федерального закона «Об охране окружающей среды», регламентирующего обязанность судовладельцев, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и территориальном море, получить положительное заключение государственной экологической экспертизы.

06.07.2022 года Камчатским транспортным прокурором вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по факту совершения Обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения административного дела должностным лицом ДМУ Росприроднадзора 24.08.2022 года вынесено постановление о назначении административного ООО «Вертекс-М» в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Однако, несмотря на принятие транспортным прокурором меры реагирования в целях устранения нарушений действующего законодательства, ответчик продолжил ведение вышеуказанной деятельности с нарушениями закона.

Так, согласно поступившей от капитана морского порта Петропавловск- Камчатский информации, 03.01.2023 года с судна «Вертекс», находящегося в акватории участка «Усть-Камчатск» морского порта Петропавловск-Камчатский произведена перевалка топлива судового маловязкого, поставленного в рамках исполнения договора перевозки от 29.12.2022 года, с использованием шланголинии, подключенной между танкером и приемным устройством нефтебазы на берегу, общей количеством 1 500 тонн. Грузополучателем топлива является ООО «Запад- Восток Трейд».

В связи с этим Камчатским транспортным прокурором 14.02.2023 года повторно вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по факту совершения Обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения постановления должностным лицом ДМУ Росприроднадзора 21.03.2023 года вынесено постановление о назначении административного наказания ООО «Вертекс-М» в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Указанные действия ответчика, свидетельствуют об умышленном продолжающемся нарушении вышеуказанных требований законодательства и об игнорировании требований Камчатской транспортной прокуратуры, содержащихся в ранее внесенном представлении.

Представление прокуратуры, а    также привлечение ответчика к административной ответственности не побудило последнего прекратить хозяйственную деятельность до оформления разрешительных документов в установленном законом порядке, получения положительного заключения государственной экологической экспертизы на осуществление хозяйственной деятельности во внутренних морских водах Камчатского края, где осуществляется деятельность по выгрузке нефтепродуктов.

На основании изложенного, просит суд обязать ООО «Вертекс-М» в срок до 01.11.2024 года получить положительное заключение государственной экологической экспертизы на осуществление хозяйственной деятельности во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации (выполнение грузовых и бункеровочных операций с нефтепродуктами с использованием морского судна «Вертекс» в акваториях Камчатского края).

В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал по основаниям и доводам, изложенным в иске, и просил их удовлетворить. Представил возражения на отзыв ответчика, в котором указал, что в соответствии с Федеральным законом «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» к внутренним морским водам относятся воды, в том числе, портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов. Согласно Федерального закона «Об охране окружающей среды» экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную или иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды; порядок проведения экологической экспертизы устанавливается федеральным законом об экологической экспертизе. Все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществиться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счет пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря. Таким образом, законодателем предусмотрена обязанность для организаций, осуществляющих погрузочно-разгрузочную деятельность во внутренних морских вожжах Российской Федерации, получить положительное заключение государственной экологической экспертизы на осуществление вышеуказанного вида хозяйственной деятельности. Всякая планируемая и осуществляемая деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, рассматривается законодательством как потенциально опасная. Общество фактически является организацией, осуществляющей эксплуатацию морского судна в целях транспортировки нефтепродуктов, силами своего экипажа выполняя грузовые (бункеровочные) работы с нефтепродуктами, несет ответственность за обеспечение проведения государственной экологической экспертизы своей хозяйственной деятельности. Само получение лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, не освобождает организацию, осуществляющую указанный вид деятельности, от обязанности исполнения иных требований законодательства, в том числе обязанности по получению положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В подданных возражений просил в удовлетворении требований прокурора отказать. Указав, что в ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 года №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» установлен исчерпывающий перечень объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня, который не подлежит разрешительному толкованию. Объектами государственной экологической экспертизы могут быть только те виды деятельности, которые прямо указаны в Федеральном законе от 31.07.1998 года №155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации». В пункте 3 ст. 34 указанного закона отсутствует упоминание о том, что объектом экологической экспертизы является выполнение грузовых и бункеровочных операций с нефтепродуктами. Если бы в указанном законе речь действительно шла о необходимости наличия положительного заключения государственной экологической экспертизы в отношении всех без исключения видов хозяйственной и иной деятельности, то необходимости их конкретизации и введения дополнительных пунктов в указанную статью закона просто бы не было. Напротив, в законе имеется конкретизация того, какие именно виды деятельности являются объектами государственной экологической экспертизы, и все эти виды деятельности связаны с использованием и эксплуатацией природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря (геологическое изучение, разведка и добыча минеральных ресурсов, рыболовство, создание, эксплуатация, и использование искусственных островов, установок, сооружений, прокладка подводных кабелей, трубопроводов, проведение буровых работ, захоронение донного грунт). Вместе с тем, перевозка грузов морским транспортом не связана с использованием и эксплуатацией природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря РФ, а потому и не названа в законе в качестве объекта государственной экологической экспертизы. В исковом заявлении транспортной прокуратуры не представлено доказательств того и ссылок на конкретные нормы закона, что именно выполнение грузовых и бункеровочных операций с нефтепродуктами с использованием морского судна «Вертекс» является тем самым опасным видом деятельности, который подлежит государственной экологической экспертизе. Иными словами, конкретных ссылок на специальные нормы законодательства РФ, устанавливающие требование проведения государственной экологической экспертизы конкретно в отношении данного вида деятельности, истцом в исковом заявлении не приведено.

ООО «Вертекс-М» никогда не осуществляло деятельности по перевалке нефтепродуктов, а только занималось морской перевозкой грузов. Услуги по перевалке грузов оказываются операторами морских терминалов на основании договора перевалки груза. ООО «Вертекс-М» не является владельцем морского терминала, а потому не является оператором морского терминала, то ООО «Вертекс-М» не может осуществлять перевалку нефтепродуктов, а является только морским перевозчиком груза.

Для осуществления деятельности по выполнению грузовых и бункеровочных операций с нефтепродуктами с использованием морского судна «Вертекс», ответчик выполнил ряд организационных и технических мероприятий, обеспечивающих соблюдение экологических норм и правил, а также экологическую безопасность данного вида деятельности. Указанная деятельность по перевозке нефтепродуктов морским транспортом подлежит лицензированию. Соответственно, получая лицензию на перевозку опасных грузов, ООО «Вертекс-М» предоставляло в лицензирующих орган документы, в том числе подтверждающие правомерность планируемой деятельности с точки зрения соблюдения норм экологической безопасности. Судно «Вертекс» периодически проходит классификацию и освидетельствование в Российском Морском Регистре Судоходства. То есть при прохождении судном «Вертекс» периодической классификации и освидетельствования в том числе проверяется и его экологическая безопасность. Соответственно продление классификационного свидетельства судна говорит о том, что эксплуатация судна осуществляется согласно требованиям экологической безопасности.

Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, оценив в совокупности все представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 3 статьи 35 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации", частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации.

ООО «Вертекс-М», ОГРН 1042503032263 зарегистрировано по адресу: <адрес>

Основным видом деятельности общества является «перевозка прочих жидкостей или газов морскими судами-танкерами каботажного плавания», Общество имеет лицензию МР-4 № 003460 от 16.08.2019 года на погрузочно- разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, а также лицензию МР-1 № 003459 от 16.08.2019 года на осуществление деятельности по перевозке внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов, выданные Дальневосточным управлением Госморнадзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Указанные лицензируемые виды деятельности Общество осуществляет, в том числе, с использованием морского судна «Вертекс» (тип - нефтеналивное, номер ИМО 8125703), эксплуатируемого на основании договора фрахтования судна на время (тайм-чартер) от 24.03.2022 года № 24/03/22/1, заключенного с ООО «Портнефтесервис».

Из договора поставки нефтепродуктов №13-06-21/ТК от 13.06.2021 года следует, что ООО «ТК Комплект-Ресурс» (поставщик) и ООО «Портнефтесервис» (закзачик) заключили указанный договор на осуществление поставки на условиях и в порядке, предусмотренным настоящим договором в июне 2021 года, следующие нефтепродукты: топливо дизельное ЕВРО, зимнее, класс 2 (ДТ-З-К5) в объеме 230,0 тонн±10% по цене 76 500,00 рублей за одну тонну, с учетом 20% НДС. Качество товара должно соответствовать ГОСТу и требованиям действующих государственных стандартом, должно подтверждаться соответствующими паспортами, сертификатами или иными документами качества установленного образца, предоставленными поставщиком покупателю. Местом поставки товара является борт т/к «Вертекс».

Камчатской транспортной прокуратурой в 2022 году проведена проверка доводов обращения капитана морского порта Петропавловск-Камчатский о нарушении требований законодательства при проведении грузовых операций с нефтепродуктами в акваториях Камчатского края.

В ходе проведения проверки, выявлены нарушения при выполнении погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам в ООО «Вертекс-М»

В ходе проверки установлено, что 03.06.2022 года с судна «Вертекс», находящегося в тайм-чартере, произведена выгрузка дизельного топлива объемом не менее 721 тонны в емкости получателя АО «Оссора» и ФКП «Аэропорты Камчатки» в акватории участка «Оссора» морского порта Петропавловск-Камчатский.

Грузовые операции производились с судна «Вертекс» в ёмкости горюче-смазочных материалов, расположенных на берегу, посредством гибкой шланголинии.

В ходе анализа информации, содержащейся на общедоступном интернет ресурсе - сайт Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, в части информации об объектам государственной экологической экспертизы, получивших положительное заключение органов федерального надзора и контроля в сфере природопользования, установлено, что юридическое лицо ООО «Вертекс-М» в нарушение требований действующего законодательства не получало положительное заключение государственной экологической экспертизы на осуществление хозяйственной деятельности во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе следующих принципов: презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.

Таким образом, всякая планируемая и осуществляемая деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, рассматривается законодательством как потенциально опасная.

Согласно ч. 1 и 2 ст. 33 Закона экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды; порядок проведения экологической экспертизы устанавливается федеральным законом об экологической экспертизе.

В силу ч. 2 ст. 34 Закона государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море.

Все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счет пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» к внутренним морским водам относятся воды, в том числе, портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов.

Вопреки указанным требованиям законодательства ООО «Вертекс-М» 03.06.2022 года производилась выгрузка нефтепродуктов во внутренних морских водах (участок «Оссора» морского порта Петропавловск-Камчатский) в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы.

18.04.2022 года по факту выявленных нарушений, Камчатским транспортным прокурором в адрес генерального директора ООО «Вертекс-М» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, в частности о нарушении требований Федерального закона «Об охране окружающей среды», регламентирующего обязанность судовладельцев, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и территориальном море, получить положительное заключение государственной экологической экспертизы.

06.07.2022 года Камчатским транспортным прокурором вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по факту совершения Обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Постановлением Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от 24.08.2022 года ООО «Вертекс-М» признано виновным в правонарушении, предусмотренного ч.1 ст. 8.50 КоАП РФ. Назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

Между тем, несмотря на принятие транспортным прокурором мер реагирования в целях устранения нарушений действующего законодательства, ответчик продолжил ведение вышеуказанной деятельности с нарушениями закона.

Согласно поступившей от капитана морского порта Петропавловск-Камчатский информации о том, что 03.01.2023 года с судна «Вертекс», находящегося в акватории участка «Усть-Камчатск» морского порта Петропавловск-Камчатский, произведена перевалка топлива судового маловязкого, поставленного в рамках исполнения договора перевозки от 29.12.2022 года, с использованием шланголинии, подключенной между танкером и приемным устройством нефтебазы на берегу, общей количеством 1 500 тонн. Грузополучателем топлива является ООО «Запад- Восток Трейд».

14.02.2023 года Камчатским транспортным прокурором повторно вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по факту совершения Обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ.

Постановлением Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от 21.03.2023 года ООО «Вертекс-М» признано виновным в правонарушении, предусмотренного ч.1 ст. 8.4 КоАП РФ. Назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

Указанные действия ответчика, свидетельствуют об умышленном продолжающемся нарушении требований законодательства, об игнорировании требований Камчатской транспортной прокуратуры, содержащихся в ранее внесенном представлении.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Деятельность Общества, которая выявлена в ходе проверки, проведенной Камчатской транспортной прокуратурой, с учетом характера, хронологии и места ее осуществления, относятся к потенциально опасным действиям, которые могут быть опровергнуты только положительным заключением государственной экологической экспертизы, при этом соответствие требованиям международных норм в области защиты окружающей среды не освобождает ответчика от обязанности получить положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Поскольку деятельность ответчика, связанная с грузовыми операциями с нефтепродуктами с использованием морского судна «Вертекс» во внутренних морских водах Российской Федерации осуществляемая в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы, противоречит вышеприведенным положениям закона, в связи с чем суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст. ст. 13, 194 – 199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Камчатского транспортного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Вертекс-М» о возложении обязанности - удовлетворить.

Возложить обязанность на ООО «Вертекс-М» в срок до 01.11.2024 года получить положительное заключение государственной экологической экспертизы на осуществление хозяйственной деятельности во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации (выполнение грузовых и бункеровочных операций с нефтепродуктами с использованием морского судна «Вертекс» в акваториях Камчатского края).

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Первореченский районный суд гор. Владивостока.

Председательствующий:

2-854/2024 (2-3339/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Камчатский транспортный прокурор
Ответчики
ООО ВЕРТЕКС -М
Суд
Первореченский районный суд г. Владивосток
Судья
Каленский Сергей Владимирович
Дело на странице суда
pervorechensky.prm.sudrf.ru
10.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.05.2023Передача материалов судье
16.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.06.2023Подготовка дела (собеседование)
30.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.11.2023Судебное заседание
31.01.2024Судебное заседание
06.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее