Дело № 2-65/2021 (2-2262/2020)
Уникальный идентификатор дела 27RS0006-01-2020-002852-23
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 февраля 2021 года г. Хабаровск
Хабаровский районный суд Хабаровского края в составе единолично судьи Хальчицкого А.С.
при секретаре Гражданкиной К.С.,
с участием:
- истца Сидорова С.М.,
- представителя истца Сидорова С.М. Ковалевой Н.В.,
- представителя ответчика краевого государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки населения по Хабаровскому району» Пастушенко Ю.А.,
- представителя ответчика Министерства социальной защиты населения Хабаровского края Процко Е.А.,
- представителя ответчика администрации сельского поселения «Село Бычиха» Хабаровского муниципального района Бондаркнко О.А.,
- представителя ответчика администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края Ломашук Е.К.,
- третьего лица Сидорова А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сидорова С.М. к Краевому государственному казённому учреждению «Центр социальной поддержки населения по Хабаровскому району», Министерству социальной защиты населения Хабаровского края, администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края, администрации сельского поселения «Село Бычиха» Хабаровского муниципального района Хабаровского края о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, об установлении факта проживания в жилом помещением на условиях договора социального найма составом семьи, признании права на получение меры социальной поддержки, возложении обязанности включить в список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки, восстановлении срока на получение меры социальной поддержки,
УСТАНОВИЛ:
Сидоров С.М. обратился в суд с иском к администрации сельского поселения «Село Бычиха» Хабаровского муниципального района о признании права на жилое помещение на условиях договора социального найма, возложении обязанности предоставить жилое помещение взамен непригодного для проживания, отвечающее установленным требованиям.
Исковые требования мотивировал следующим.
Истец, Сидоров С.М., с 1994 года зарегистрирован и постоянно проживает в квартире, расположенной по адресу: <адрес>. Вместе с ним зарегистрированы и фактически проживают: его сын- Сидоров А.С., внучка ФИО ДД.ММ.ГГГГ года рождения, внук ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Вселение Сидорова С.М. было произведено на основании того, что истец проходил военную службу в войсковой части № кому ранее и принадлежало данное жилое помещение. В последующем в спорное жилое помещение были вселены члены его семьи, а именно сын Сидоров А.С. и внуки.
В феврале 2014 года истец обратился к собственнику спорного жилого помещения с просьбой выдать правоустанавливающие документы, а также заключить договор социального найма с истцом, на что был предоставлен ответ об отказе в исполнении вышеуказанного требования.
Право вселения истца в жилое помещение, расположенное по адресу <адрес> стороной ответчика не оспаривается. Так же ответчик не отрицает, что истец использует жилое помещение на условиях социального найма.
Заключить договор социального найма истец с ответчиком не могут по причине отсутствия у истца документов, подтверждающих право пользования жилым помещением. Данный жилой дом не пригоден для проживания, согласно заключению № от ДД.ММ.ГГГГ об оценке соответствия помещения на предмет пригодности для проживания, имеется постановление о признании многоквартирного дома истца аварийным и подлежащими сносу № от ДД.ММ.ГГГГ.
В виду отсутствия заключенного договора найма с собственником, последний не предоставляет помощи в переселении истца и членов его семьи из помещения непригодного для проживания.
В соответствии с п. 1 ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. Согласно ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищные фонды, находящиеся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд) на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 - 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных данным законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. Как усматривается в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», что, исходя из преамбулы к ст. ст. 1,2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с такими требованиями.
Соблюдение установленного ст. ст. 7, 8 Закона порядка оформления передачи жилого помещения обязательно как для граждан, так и должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, подлежащий регистрации, со времени совершения которой и возникает право собственности граждан на жилое помещение).
Кроме того, согласно п. 5 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или нескольких из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возлагается обязанность по передаче жилья в собственность граждан.
Согласно ст. 28 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» решение суда, установившее право на недвижимое имущество и вступившее в законную силу, является основанием для проведения регистрирующим органом регистрации права, установленного судом.
В соответствии со ст. 60 ЖК РФ, действующей в настоящее время, по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных ЖК РФ.
Согласно ст. 62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).
В соответствии со ст. 69 ЖК РФ, к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя.
В настоящее время отсутствие заключенного договора социального найма у Истца существенным образом затрагивает его права и законные интересы. Другой жилой площади у Истца не имеется, по указанному жилому помещению он несет бремя содержания и ответственности. В настоящее время он зарегистрирован по месту проживания в указанной квартире. Отсутствие договора социального найма явилось причиной для невозможности использовать свое право на переселение. В соответствии со статьей 87 Жилищного кодекса РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В соответствии со статьей 89 Жилищного кодекса РФ, предоставляемое гражданам в связи с выселением другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. На основании изложенного, руководствуясь статьями 17, 31 Жилищного кодекса РФ, статьями 131-132 Гражданского процессуального кодекса РФ, истец просил суд признать право пользования за истцом в порядке договора социального найма на жилое помещение расположенное по адресу <адрес>; обязать Администрацию сельского поселения «Село Бычиха» Хабаровского муниципального района Хабаровского края предоставить истцу, а так же зарегистрированным членам его семьи, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, равнозначное по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению в виду признания жилого помещения непригодным для проживания.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле с согласия истца в качестве ответчиков привлечены краевое государственное казенное учреждение «Центр социальной поддержки населения по Хабаровскому району», Министерство социальной защиты населения Хабаровского края, администрация Хабаровского муниципального района Хабаровского края, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Сидоров А.С..
Также истец в ходе судебного разбирательства уточнил заявленные исковые требования, просил суд признать право пользования за истцом в порядке договора социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>; установить факт проживания истца и членов его семьи Сидорова А.С., ФИО, ФИО1, в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, на дату введения режима чрезвычайной ситуации в соответствии с Постановлением Правительства Хабаровского края «О введении режима чрезвычайной ситуации», на условиях договора социального найма; признать за истцом право на получение меры социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилого помещения; включить истца в список граждан, имеющих право на предоставление меры поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилого помещения, восстановить Сидорову С.М. срок для реализации права на предоставление меры социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилого помещения взамен утраченного гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации.
Уточнение исковых требований принято судом к производству.
В судебном заседании истец Сидоров С.М. заявленные исковые требования поддержал по основаниям, указанным в иске с учетом уточнения исковых требований.
Представитель истца Сидорова С.М. Ковалева Н.В. в судебном заседании требования своего доверителя поддержала по основаниям, указанным в иске с учетом уточнения исковых требований.
Представитель ответчика краевого государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки населения по Хабаровскому району» Пастушенко Ю.А. в судебном заседании заявленные исковые требования не признала по основаниям, указанным в возражениях на иск.
Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Хабаровского края Процко Е.А. в судебном заседании заявленные исковые требования не признала по основаниям, указанным в возражениях на иск.
Представитель ответчика администрации сельского поселения «Село Бычиха» Хабаровского муниципального района Бондаренко О.А. в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных исковых требований. Дополнительно пояснила, что спорное жилое помещение было передано в муниципальную собственность Хабаровского муниципального района.
Представитель ответчика администрации Хабаровского муниципального района Ломашук Е.К. в судебном заседании заявленные исковые требования не признала.
Третье лицо Сидоров А.С. в судебном заседании полагал заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд полагает заявленные исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", границы зон чрезвычайных ситуаций определяются назначенными в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации руководителями ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством Российской Федерации, и по согласованию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации.
В соответствии с ч. 2 ст. 29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 названного Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Хабаровского края от 21.05.2020г. №521-пр «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности между сельским поселением «Село Бычиха» Хабаровского муниципального района Хабаровского края и Хабаровским муниципальным районом Хабаровского края», утвержден перечень имущества, подлежащего передаче из муниципальной собственности сельского поседения «Село Бычиха» Хабаровского муниципального района Хабаровского края в муниципальную собственность Хабаровского муниципального района Хабаровского края.
Согласно указанному перечню и акту приема-передачи, спорное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> составе указанного имущества было передано в собственность Хабаровского муниципального района Хабаровского края.
Распоряжением Правительства Хабаровского края от 29.07.2019 № 623-рп «О введении режима чрезвычайной ситуации» с 29 июля 2019 года на территории Хабаровского края введен режим чрезвычайной ситуации регионального характера.
Согласно Постановлению администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 28.11.2019 № 1471 «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» (в редакции Постановления администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 20.03.2020 № 277) многоквартирный <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>, пострадавший в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле-августе 2019 года на территории Хабаровского края, признан аварийным и подлежащим сносу.
Сидоров С.М. ставит перед судом вопрос о признании за ним права на получение мер социальной поддержки, установленных Постановлением Правительства Хабаровского края от 26.10.2019 № 440-пр «О предоставлении мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле-августе 2019 г. на территории Хабаровского края», которое не может реализовать во внесудебном порядке по причине отсутствия у него надлежащих правоустанавливающих документов на жилое помещение.
Жилое помещение <адрес> было предоставлено Сидорову С.М. в период прохождения им военной службы в воинской части №, о чем имеется справка воинской части от ДД.ММ.ГГГГ. В указанном жилом помещении Сидоров С.М. зарегистрирован по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ. Ордер, иной правоустанавливающий документ, Сидорову С.М. не выдавался. Проживая в жилом помещении, Сидоров С.М. длительное время оплачивал плату за наем, коммунальные услуги, исполнял иные обязанности нанимателя.
С военной службы Сидоров С.М. уволен в ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со справкой Министерства обороны РФ от 19 февраля 2014 года № 194/9/5168 Сидоров С.М. жилым помещением от Министерства обороны РФ не обеспечивался, жилищным сертификатом не обеспечивался, так же как не обеспечивался и жилищной субсидией на приобретение жилья по линии Министерства обороны РФ.
После прекращения служебных отношений с МО РФ Сидоров С.М. продолжил проживать в жилом помещении <адрес>.
Из положений части 3 статьи 104 ЖК РФ следует, что договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Требований о выселении из жилого помещения, прекращении права на жилое помещение к Сидорову С.М. никто не предъявлял.
Жилое помещение из собственности Российской Федерации передавалось в муниципальную собственность сельского поселения «Село Бычиха» Хабаровского муниципального района.
Таким образом, после передачи спорного жилого помещения в муниципальную собственность квартира утратила статус служебной, впоследствии в качестве служебного жилого помещения не регистрировалась, в число жилых помещений специализированного жилищного фонда не включалась, возможность выселения Сидорова С.М. из указанного жилого помещения по причине прекращения служебных отношений с МО РФ утрачена, в связи, с чем к спорному жилому помещению применяется правовой режим, установленный для помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Согласно ч. 3 ст. 11 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется путем признания жилищного права.
В соответствии со ст. 5 ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса РФ» от 29 декабря 2004 г. № 189 – ФЗ к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие.
Поскольку в период возникновения спорного правоотношения (предоставления жилого помещения Сидорову С.М.) действовал Жилищный кодекс РСФСР и Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики», то при рассмотрении данного гражданского дела подлежат применению названные нормативные документы.
В соответствии со ст.12 ФЗ № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» жилищный фонд социального использования – совокупность всех жилых помещений, включая жилые дома, квартиры и иные жилые помещения, заселенные на условиях договора найма и предоставляемые в пределах нормы жилой площади, жилые помещения в коммунальных квартирах, специализированные дома и жилые помещения в них.
Согласно ст.ст. 60, 63 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона – собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне – гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на определенных условиях; договор социального найма заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
В указанном случае Сидоров С.М. ставит вопрос о признании за ним права по договору социального найма на жилое помещение, что необходимо ему для подтверждения в свою очередь права на меру социальной поддержки.
Однако жилое помещение, занимаемое Сидоровым С.М., признано непригодным для проживания и подлежащим сносу, в связи с чем суд не имеет возможности подтвердить действующее право Сидорова С.М. на спорное жилое помещение на условиях договора социального найма на момент принятия решения суда.
Поскольку Сидоров С.М. ставит за ним вопрос о признании меры социальной поддержки, а одним из оснований для реализации меры социальной поддержки является наличие права на жилое помещение на момент возникновения соответствующей чрезвычайной ситуации, суд имеет возможность установить факт проживания истца в спорном жилом помещении на момент возникновения чрезвычайной ситуации на том или ином праве.
При рассмотрении гражданского дела о защите субъективного права суд может устанавливать те или иные факты, входящие в предмет доказывания по делу. Таким образом, у суда отсутствуют основания для самостоятельного рассмотрения судом вопроса об установлении факта проживания в жилом помещении на определённом праве в порядке особого производства и указанный вопрос может быть судом рассмотрен в рамках настоящего дела.
У Сидорова С.М. отсутствуют иные жилые помещения, принадлежащие ему на праве собственности, ином вещном праве, в найме, что подтверждается соответствующими выписками из ЕГРН, КГБУ «Хабкрайкадастр».
В п. 26, 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" указано, что по смыслу находящихся в нормативном единстве положений статьи 69 ЖК РФ и части 1 статьи 70 ЖК РФ, лица, вселенные нанимателем жилого помещения по договору социального найма в качестве членов его семьи, приобретают равные с нанимателем права и обязанности при условии, что они вселены в жилое помещение с соблюдением предусмотренного частью 1 статьи 70 ЖК РФ порядка реализации нанимателем права на вселение в жилое помещение других лиц в качестве членов своей семьи.
В соответствии с частью 1 статьи 70 ЖК РФ наниматель вправе с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих, вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, детей и родителей. При этом не имеет значения, что обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи составит менее учетной нормы (часть 5 статьи 50 ЖК РФ).
В то же время для вселения нанимателем в жилое помещение других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов его семьи нанимателем должно быть получено согласие в письменной форме не только членов своей семьи, но и наймодателя. Наймодатель вправе запретить вселение других граждан, если после их вселения общая площадь занимаемого жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы.
С целью обеспечения права несовершеннолетних детей жить и воспитываться в семье (статья 54 СК РФ) частью 1 статьи 70 ЖК РФ установлено, что не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и наймодателя для вселения к родителям их несовершеннолетних детей (это могут быть дети как самого нанимателя, так и других членов его семьи, проживающих в жилом помещении).
Судам также следует иметь в виду, что Жилищный кодекс Российской Федерации (часть 1 статьи 70 ЖК РФ) не предусматривает возможности ограничения соглашением сторон права пользования жилым помещением по договору социального найма вселенного члена семьи нанимателя.
Отказ наймодателя в даче согласия на вселение других лиц в жилое помещение может быть оспорен в судебном порядке. Вместе с тем причины, по которым члены семьи нанимателя отказывают в даче согласия на вселение в жилое помещение других лиц, не имеют правового значения, а потому их отказ в таком согласии не может быть признан судом неправомерным.
Судом установлено, что в жилое помещение <адрес> качестве членов семьи Сидорова С.М. были вселены Сидоров А.С. - сын, ФИО – внучка, ФИО1 – внук.
Указанное обстоятельство, подтверждено в том числе свидетельскими показаниями ФИО2, ФИО3, ФИО4
Сидоров А.С. зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. Сидоров А.С. является отцом ФИО, ФИО1, которые являются несовершеннолетними.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2019 № 1327 утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Правила).
Указанные Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно п.п. «а» п. 5 Правил, бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации меры социальной поддержки в виде предоставления выплат гражданам, указанным в подпунктах «а»- «в» пункта 6 Правил, утратившим жилые помещения, на приобретение или строительство ими жилых помещений.
Порядок и условия предоставления выплат гражданам, указанным в пункте 6 Правил, на приобретение или строительство ими жилых помещений, осуществление такими гражданами капитального ремонта поврежденных жилых помещений, передачи гражданам, указанным в пункте 6 Правил, жилых помещений, на финансовое обеспечение приобретения и (или) строительства которых предоставляются трансферты, устанавливаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 15 Правил).
Постановлением Правительства Хабаровского края от 26.10.2019 № 440-пр «О предоставлении мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле-августе 2019 г. на территории Хабаровского края» утвержден Порядок предоставления выплат на приобретение или строительство жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле- августе 2019 г. на территории Хабаровского края (далее - Порядок).
Настоящий Порядок разработан в целях реализации мер социальной поддержки в виде предоставления выплаты на строительство или приобретение жилых помещений взамен утраченного гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле - августе 2019 г. на территории Хабаровского края (далее - Мера поддержки), и определяет механизм ее предоставления.
В соответствии с п.п. «а», «в» п. 1.2. Порядка право на получение мер поддержки имеют граждане Российской Федерации:
- являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;
- не являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющие регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях на день введения режима чрезвычайной ситуации, относящиеся к членам семьи граждан, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.
К членам семьи граждан, указанных в п.п. «а» п. 1.2 Порядка, относятся зарегистрированные по месту жительства либо признанные в судебном порядке постоянно проживающими в утраченном жилом помещении на день введения режима чрезвычайной ситуации совместно с ними их супруг или супруга, дети и родители этих граждан, а также признанные решением суда членами семей граждан иные лица, если они были вселены в качестве члена семьи в жилое помещение, которое впоследствии было утрачено в результате чрезвычайной ситуации (п. 1.3. Порядка).
Согласно п. 1.4, п. 1.8 Порядка выплата может быть использована гражданами на приобретение жилых помещений (жилого дома, части жилого дома, квартиры, части квартиры, комнаты), на строительство жилых помещений.
Размер выплаты, предусмотренной пунктом 1.4 Порядка, определяется исходя из нормы общей площади жилого помещения в размере 33 кв. метра для одиноких граждан, 42 кв. метра на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при составе семьи из 3 и более человек, но не более площади утраченного жилого помещения.
Для получения меры поддержки граждане, указанные в пункте 1.2. раздела 1 Порядка, в соответствии с п. 2.1., п. 2.2. Порядка, не позднее 01 октября 2020 г. подавали заявление в краевые государственные казенные учреждения - центры социальной поддержки населения (далее - Учреждение) по месту нахождения утраченного жилого помещения с указанием вида выплаты и следующие документы к нему:
документ, удостоверяющий личность заявителя (паспорт гражданина Российской Федерации, свидетельство о рождении ребенка в возрасте до 14 лет);
документы, удостоверяющие личность членов семьи (паспорт гражданина Российской Федерации, свидетельство о рождении ребенка в возрасте до 14 лет);
копии документов, подтверждающих факт смены фамилии, имени или отчества (представляется в случае наличия соответствующего факта);
копии документов, подтверждающих родство членов семьи, в том числе вступившие в законную силу решения судов о признании членом семьи собственника или нанимателя утраченного жилого помещения;
документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства на территории края на день введения режима чрезвычайной ситуации или решение суда об установлении факта проживания по месту жительства в утраченных жилых помещениях на день введения режима чрезвычайной ситуации, в случае отсутствия регистрации по месту жительства в утраченных жилых помещениях на день введения режима чрезвычайной ситуации - для граждан, указанных в подпункте «в» пункта 1.2. раздела 1 настоящего Порядка;
копия документа, подтверждающего право пользования жилым помещением на условиях договора социального найма жилого помещения. признанного непригодным для проживания, - для граждан, указанных в подпункте «а» пункта 1.2. раздела 1 настоящего Порядка, являющихся на день введения режима чрезвычайной ситуации нанимателями на условиях договора социального найма жилого помещения, признанного непригодным для проживания;
копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости - для граждан, указанных в подпункте «а» пункта 1.2. раздела 1 настоящего Порядка, являющихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками жилого помещения, признанного непригодным для проживания, и граждан, указанных в подпункте «б» пункта 1.2. раздела 1 настоящего Порядка;
копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации - для граждан, являющихся собственниками утраченного жилого помещения;
сведения о документах, подтверждающих признание другого жилья утраченным, либо сведения (документы) о его общей площади, общей площади, приходящейся на долю в праве общей собственности в нем (в отношении граждан, имеющих другое жилье). При этом Учреждение не вправе требовать у граждан представления документов, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации находятся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления;
решение суда, вступившее в законную силу, о признании за гражданином права на получение мер поддержки - при наличии такого решения;
копия заключения межведомственной комиссии, созданной органом местного самоуправления, о признании жилого помещения непригодным для проживания либо о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и копия решения органа местного самоуправления о признании жилого помещения непригодным для проживания либо о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
обязательство о расторжении договора социального найма жилого помещения и об освобождении занимаемого жилого помещения - для граждан, указанных в подпункте «а» пункта 1.2. раздела 1 настоящего Порядка, являющихся на день введения режима чрезвычайной ситуации нанимателями по договору социального найма жилого помещения, признанного непригодным для проживания;
обязательство об освобождении занимаемого жилого помещения и о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности жилого помещения (земельного участка) в муниципальную собственность гражданами - для граждан, указанных в подпункте «а» пункта 1.2. раздела 1 настоящего Порядка, являющихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками жилого помещения, признанного непригодным для проживания;
обязательство о безвозмездном отчуждении утраченного жилого помещения (утраченного жилого помещения и земельного участка, на котором оно расположено) в муниципальную собственность после осуществления государственной регистрации права собственности таких граждан на указанное жилое помещение (жилое помещение и земельный участок, на котором оно расположено) - для граждан, указанных в подпункте «б» пункта 1.2. раздела 1 настоящего Порядка.
заявление о согласии на обработку персональных данных по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку.
В соответствии с п. 3.2. Порядка для получения выплаты граждане в срок не позднее 25 декабря 2020 г. должны были представить в Центр:
- в случае приобретения жилого помещения по договору купли-продажи: заявление о перечислении выплаты с указанием реквизитов банковского счета для перечисления продавцу и необходимые документы к нему;
- в случае участия в долевом строительстве многоквартирного дома: заявление о перечислении выплаты с указанием реквизитов банковского счета для перечисления застройщику либо счета эскроу, бенефициаром по которому является лицо, осуществляющее отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения и необходимые документы к нему.
Настоящий иск предъявлен в суд 06 октября 2020 года. Истец просит восстановить срок для реализации права на предоставление меры социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилого помещения взамен утраченного гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации.
Также истец и члены его семьи предоставляют в судебное заседание обязательство о сдаче жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Обязательство о сдаче жилого помещения, расположенного по указанному адресу, подтвердили и в судебном заседании.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, учитывая положение ст. 7 Конституции РФ, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований Сидорова С.М.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Сидорова С.М. к Краевому государственному казённому учреждению «Центр социальной поддержки населения по Хабаровскому району», Министерству социальной защиты населения Хабаровского края, администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края, администрации сельского поселения «Село Бычиха» Хабаровского муниципального района Хабаровского края о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, об установлении факта проживания в жилом помещением на условиях договора социального найма составом семьи, признании права на получение меры социальной поддержки, возложении обязанности включить в список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки, восстановлении срока на получение меры социальной поддержки удовлетворить частично.
Установить факт проживания Сидорова С.М. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, на дату введения режима чрезвычайной ситуации в соответствии с Постановлением Правительства Хабаровского края от 29.07.2019 года №623-пр «О введении режима чрезвычайной ситуации», на условиях договора социального найма с составом семьи Сидоров А.С. - сын, ФИО – внучка, ФИО1 – внук.
Признать за Сидоровым С.М. право на получение меры социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилого помещения взамен утраченного гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации.
Включить Сидорова С.М. в список граждан, имеющих право на предоставление меры социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилого помещения взамен утраченного гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации.
Восстановить Сидорову С.М. срок для реализации права на предоставление меры социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилого помещения взамен утраченного гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации.
В удовлетворении остальной части исковых требований Сидорова С.М. отказать.
Решение суда может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Хабаровский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Вступившее в законную силу решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в девятый кассационный суд общей юрисдикции через Хабаровский районный суд в срок не превышающий трех месяцев со дня вступления решения в законную силу при условии, что были исчерпаны иные, установленные Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу.
Судья А.С.Хальчицкий
Мотивированное решение изготовлено 08 февраля 2021 года.