Решение по делу № 33-7439/2022 от 01.08.2022

Судья Атрошко М.Н. Дело № 33-7439/2022 (№2-245/2022)

УИД 25RS0026-01-2022-000323-36

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 августа2022 года город Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда

в составе: председательствующего судьи Бузьской Е.В.,

судей Пономаревой М.Ю., Завальной Т.Ю.

при секретаре Киселевой Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Пожарского района в защиту прав и свобод Ладыгина Д. Ю. к администрации Пожарского муниципального района Приморского края о возложении обязанности по проведению капитального ремонта жилого помещения,

с апелляционной жалобой ответчика администрации Пожарского муниципального района Приморского края на решение Пожарского районного суда Приморского края от 27 мая 2022 года,

заслушав доклад судьи Пономаревой М.Ю., пояснения прокурора Парфентьевой К.И.,

у с т а н о в и л а:

И.о. прокурора Пожарского района обратился в суд с иском в интересах Ладыгина Д.Ю., указав, что на основании контракта от 22.07.2016, заключенного между администрацией Пожарского муниципального района (заказчик) и индивидуальным предпринимателем Гуйда Л.А. (исполнитель), последний провел обследование технического состояния двухквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, на предмет пригодности (непригодности) для дальнейшей эксплуатации. В рамках обследования было установлено, что <адрес> указанного двухквартирного жилого дома - муниципальная, наниматель ремонт не производил, так как в доме никто не проживал. На момент обследования в доме проживали 2 человека. Своими силами они произвели ремонтные работы, а именно установлено пластиковое окно, заделаны цементным раствором стыки между стеновыми панелями со стороны фасада. По результатам обследования и оценки состояния указанного жилого дома здание признано находящимся в ограничено-работоспособном состоянии, нуждающемся в проведении капитального ремонта с выполнением следующих работ: ремонт кирпичных перегородок, ремонт швов наружных панелей, ремонт крыши с частичной заменой материалов, отделочные работы, замена материалов, отделочные работы, замена окон и дверей, ремонт полов с утеплением, отопление, электромонтажные работы.

По заявлению Ладыгина Д.Ю., зарегистрированного по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ межведомственная комиссия, назначенная распоряжением администрации Пожарского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ -ра, произвела визуальное обследование помещения и составила акт обследования от ДД.ММ.ГГГГ указанного помещения (муниципальная собственность, кадастровый номер отсутствует, 1970 года постройки). По результатам обследования которого, выявлены основания для признания жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, подлежащим капитальному ремонту с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с требованиями, установленными в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.

26.06.2018 межведомственная комиссия по результатам рассмотренных документов: заявления Ладыгина Д.Ю., отчета по результатам технического обследования жилого помещения, подготовленного ИП Гуйда Л.А., и на основании акта межведомственной комиссии № 10 от 25.06.2018 приняла заключение № 08, согласно которому выявлены основания для признания указанного жилого помещения подлежащим капитальному ремонту с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с требованиями, установленными в вышеуказанном Положении.

Распоряжением администрации Пожарского муниципального района от 28.06.2018 № 169-ра объект муниципального фонда - жилое помещение, расположенное по адресу: Приморский край, Пожарский район, с. Ласточка, ул. Южная, д. 3, кв. 1, признано подлежащим капитальному ремонту. Постановлением администрации Пожарского муниципального района от 15.11.2019 № 509-па утверждена муниципальная программа «Капитальный ремонт муниципального жилищного фонда Пожарского муниципального района» на период 2019 - 2022 годы. Согласно указанной муниципальной программе, капитальный ремонт жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, должен был проводиться в 2020 году, запланировано выделение из бюджета Пожарского муниципального района денежных средств в сумме 4 846 784 руб. Вместе с тем, в 2020 году ремонтные работы указанного жилого помещения не проводились. Ввиду того, что администрацией Пожарского муниципального района намеренно затягивался процесс проведения капитального ремонта жилых помещений, находящихся в ее непосредственной собственности, в том числе и жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, 01.10.2020 прокуратурой района в адрес главы администрации Пожарского муниципального района внесено представление, которое рассмотрено. Согласно ответу администрации Пожарского муниципального района от 20.11.2020 № 6192/01-04-23, проведение капитального ремонта в указанном жилом помещении запланировано на 2021 год. Между тем, меры по устранению выявленных в рамках проверки нарушений не были приняты. Так, постановлением администрации Пожарского муниципального района от 03.11.2020 № 705-па утверждена муниципальная программа «Капитальный ремонт муниципального жилищного фонда Пожарского муниципального района» на период 2020 - 2023 годы. В соответствие с указанной программой капитальный ремонт жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, должен был проводиться в 2021 году, запланировано выделение из бюджета Пожарского муниципального района денежных средств в сумме 4 846 784 руб. Однако, в результате прокурорской проверки установлено, что до настоящего времени капитальный ремонт указанного жилого помещения не проводился. Учитывая, что в 2020 и в 2021 годах запланированные мероприятия, направленные на проведение капитального ремонта, в указанном жилом помещении не проводились, в удовлетворении представления прокурора фактически отказано, поскольку конкретных мер по устранению нарушений, выявленных в ходе ранее проведенной проверки соблюдения жилищного законодательства, не принято, имеются основания полагать, что капитальный ремонт жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, администрацией Пожарского муниципального района в отсутствие судебного решения проводиться не будет, что, по мнению истца, влечет грубое нарушение жилищных прав заявителя. Просил возложить на администрацию Пожарского муниципального района обязанность по проведению капитального ремонта жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании суда первой инстанции помощник прокурора иск поддержала в полном объеме.

Ладыгин Д.Ю. в судебном заседании суда первой инстанции иск прокурора поддержал, пояснил, что данной жилье принадлежит администрации, ранее за ним следила Игнатьевская администрация, представители которой заверяли органы опеки, что жилье в порядке, однако в нем нет дверей и окон, стены отходят. Данное помещение выдали родителям, которые работали на заводе, он в него переехал в 2011 году, после выпуска из детдома. Жилье было непригодно для проживания, он обустроил себе комнату, в которой и проживал. На 2011 год в помещении ничего не было - ни отопления, ни печки, ни света, никто в нем не жил. В 2016 году он обратился в Лучегорскую администрацию, чтобы провели осмотр жилья на предмет пригодности для проживания, в итоге жилье аварийным не признали, а признали подлежащим капитальному ремонту. В настоящее время в доме упало две стенки, нет окон, дверей, отопления, стекол. От предложенных администрацией Пожарского муниципального района иных жилых помещений он отказался, так как они его не устроили. В жилом помещении по адресу: <адрес> он в настоящее время жить не планирует, но там будут жить другие зарегистрированные в нем лица. Своего жилья у него нет, жилье он снимает.

Представитель администрации Пожарского муниципального района Приморского края Кононенко А.Н. в судебном заседании суда первой инстанции иск не признал, представил возражения, в которых указал, что администрацией Пожарского муниципального района Приморского края Ладыгину Д.Ю. предложены для заселения с регистрацией по месту жительства взамен жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, жилые помещения в Пожарском муниципальном районе (на выбор), расположенные по адресам: <адрес>, площадью 30 кв. м; <адрес>, мкр. 1, <адрес>, площадью 50,2 кв. м; <адрес>, мкр. 1, <адрес>, площадью 22,1 кв. м; <адрес>; пгт.Лучегорск, мкр. 1, <адрес>, от которых Ладыгин Д.Ю. отказался. Бюджет Пожарского муниципального района является высокодотационным, тяжёлое финансовое положение в связи с образованием большой кредиторской задолженности и со снижением доходной части бюджета не позволяет принимать новые расходные обязательства. В целях обеспечения исполнения требований статей 9, 31 Бюджетного кодекса РФ все дополнительные доходы и сэкономленные средства направляются на погашение образовавшейся задолженности и сокращение кассовых разрывов бюджета Пожарского муниципального района. Потери бюджета на решение вопросов местного значения компенсировать за счет собственных источников доходов не представляется возможным. Бюджет района на 2022 год и плановый на 2023 - 2024 года утвержден решением Думы Пожарского муниципального района № 80-НПА от 16.12.2021, в указанном бюджете уже распределены все программные мероприятия и включения на сегодняшний день дополнительных расходных обязательств возможны только в случае увеличения доходной части бюджета за счет налоговых поступлений либо выделения субсидий или субвенций из краевого бюджета либо бюджета Российской Федерации. Администрация Пожарского муниципального района на сегодняшний день не имеет возможности произвести капитальный ремонт жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Также пояснил, что постановлением главы администрации Пожарского муниципального района от 15.06.2006 сохранить жилое помещение было вменено родителям истца, то есть ответственность ложилась на родителей, вследствие чего жилое помещение из-за необеспечения его сохранности разрушалось, приходило в негодность. Хотя в обязанности нанимателя входили проведение текущего ремонта, проведение капитального ремонта, сохранность жилого помещения, но данные мероприятия проведены родителями истца не были. Муниципальная программа по ремонту жилья фактически не работает, средств не хватает, так как они перераспределяются на другие цели. С учетом того, что истец Ладыгин Д.Ю. не планирует жить в указанном помещении, то расходование бюджетных средств на ремонт будет являться нецелесообразным.

Третье лицо Ковалевский К.Ю. в судебном заседании суда первой инстанции иск прокурора поддержал, пояснил, что в настоящее время проживать в данном помещении не желает, так как там не сделан ремонт и проживать возможности нет, в нем он проживал до 4 лет, потом находился в детдоме, после данный адрес ни разу не посещал, видел, что дом непригоден для проживании, по фотографиям, которые прислал ему Ладыгин Д.Ю.

Треть лица Ковалевская Е.Г., Ладыгин Ю.Ю., Ладыгин С.Ю. в судебное заседание не явились, извещены.

В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в их отсутствие.

Допрошенная в судебном заседании суда первой инстанции свидетель Колягина Т.Ю. пояснила, что Ладыгин Д.Ю. и Ковалевский К.Ю. являются ее братьями, в данном помещении она не проживала, так как вначале находилась в детском доме, затем жила в приемной семье, однако была там зарегистрирована. В 2017-2018 годах, после того, как она бросила учебу, она обращалась за предоставлением ей жилья, на что ей предложили жить в указанном помещении, однако там все было разрушено, жить было невозможно. В настоящее время о непригодности данного жилья для проживания она знает по фотографиям. В 2020 году она снялась с регистрации по указанному адресу, так как ей было необходимо прописать ребенка.

Третьи лица Ковалевская Е.Г., Ладыгин Ю.Ю., Ладыгин С.Ю. в судебное заседание не явились, извещены.

В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в их отсутствие.

Решением Пожарского районного суда Приморского края от 27 мая 2022 года исковые требования удовлетворены.

На администрацию Пожарского муниципального района Приморского края возложена обязанность произвести капитальный ремонт жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

С решением не согласился ответчик администрация Пожарского муниципального района Приморского края, в лице ее представителя подана апелляционная жалоба, в которой просит отменить решения суда, по доводам жалобы, аналогичным правовой позиции выраженной в суде первой инстанции, принять по делу новое решение, производство по делу прекратить.

Возражения на апелляционную жалобу не поступили.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор возражал по доводам жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены, представитель ответчика ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Судом апелляционной инстанции, по ходатайству Ковалевской Е.Г., предприняты надлежащие меры для проведения судебного заседания с ее участием с помощью системы ВКС, однако техническая возможность для проведения судебного заседания с участием третьего лица Ковалевской Е.Г. с помощью системы ВКС, со стороны ФКУ КП -37 ГУФСИН России по Приморскому краю, где отбывает наказание Ковалевская Е.Г., не обеспечена.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, в порядке части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора, проверив материалы дела в пределах, установленных частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает необходимым решение суда оставить без изменения в силу следующего.

В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

При рассмотрении настоящего спора такие нарушения не допущены.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Ладыгин Д.Ю. зарегистрирован в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, является его нанимателем в соответствии с постановлением главы администрации Пожарского муниципального района Приморского края от 15.06.2006 № 314, согласно которому Ладыгин Д.Ю. приобрел право пользования данной жилплощадью, которая сохранялась за истцом до его совершеннолетия. Ответственность за сохранения жилой площади возложена на родителей истца Ладыгина Ю.Г. и Ковалевскую Е.Г.

В соответствии с отчетом по результатам обследования и оценке состояния жилого дома по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного ИП Гуйла Л.А. по заказу администрации Пожарского муниципального района Приморского края, указанное здание 1970 года постройки, одноэтажное, двухквартирное, фактический износ 45%, необходим капитальный ремонт (ремонт кирпичных перегородок, ремонт швов наружных панелей, ремонт крыши с частичной заменой материалов, отделочные работы с заменой материалов, замена окон и дверей, ремонт полов с утеплением, отопление, электромонтажные работы).

На основании заявления Ладыгина Д.Ю. от 28.05.2018, межведомственная комиссия, назначенная распоряжением администрации Пожарского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ра, ДД.ММ.ГГГГ произвела визуальное обследование помещения и составила акт обследования №10, согласно которому выявлены основания для признания жилого помещения подлежащим капитальному ремонту с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с требованиями, установленными в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, и 26.06.2018 приняла соответствующее заключение № 08.

Распоряжением администрации Пожарского муниципального района Приморского края от28.06.2018 № 169-ра объект муниципального фонда – жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, признано подлежащим капитальному ремонту.

Постановлением администрации Пожарского муниципального района Приморского края от 15.11.2019 № 509-па утверждена муниципальная программа «Капитальный ремонт муниципального жилищного фонда Пожарского муниципального района» на период 2019 - 2022 годы. Согласно указанной муниципальной программе, капитальный ремонт жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, должен был проводиться в 2020 году, запланировано выделение из бюджета Пожарского муниципального района денежных средств в сумме 4 846 784 руб.

Постановлением администрации Пожарского муниципального района Приморского края от 03.11.2020 № 705-па утверждена муниципальная программа «Капитальный ремонт муниципального жилищного фонда Пожарского муниципального района» на период 2020 - 2023 годы. В соответствие с указанной программой капитальный ремонт указанного жилого помещения должен был проводиться в 2021 году, запланировано выделение из бюджета Пожарского муниципального района денежных средств в сумме 4 846 784 руб.

В период 2020-2022 годы ремонтные работы указанного жилого помещения не производились.

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (часть 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из ЖК РФ, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Исходя из пункта 6.1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения относятся, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Частью 1 статьи 676 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что наймодатель обязан передать нанимателю жилое помещение в состоянии, пригодном для проживания.

В силу части 1 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим ЖК РФ.

Согласно статье 67 Жилищного кодекса Российской Федерации, наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, а наймодатель обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения (п. 3 ч. 2 ст. 65 ЖК РФ).

Разрешая спор, руководствуясь вышеназванными нормами права, установив факт того, что жилое помещение по адресу <адрес> подлежит капитальному ремонту, а непроведение работ по капитальному ремонту спорного жилого помещения нарушает жилищные права Ладыгина Д.Ю., принимая во внимание длительность непринятия ответчиком надлежащих мер по содержанию принадлежащего ему имущества, суд первой инстанции пришел к выводу о возложении на администрацию Пожарского муниципального района Приморского края обязанности произвести капитальный ремонт жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела, установленных в ходе судебного разбирательства, подробно мотивированы с приведением положений законодательства, регулирующего спорные правоотношения, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку всем представленным сторонами доказательствам по делу в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 67Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основания для признания их неправильными отсутствуют.

Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам правовой позиции ответчика, выраженной в суде первой инстанции, являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, по сути сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, но по существу их не опровергают, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта, направлены на переоценку исследованных судом доказательств, однако основания для иной оценки имеющихся в деле доказательств отсутствуют, а потому, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неверном толковании норма права

Мотивы, по которым суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, а также оценка доказательств, подтверждающих эти выводы, приведены в мотивировочной части решения суда, и считать их неправильными у судебной коллегии не имеется оснований.

Судом первой инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, собранным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда в полной мере соответствуют обстоятельствам дела.

Процессуальных нарушений, влекущих за собой вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Пожарского районного суда Приморского края от 27 мая 2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика администрации Пожарского муниципального района Приморского края – без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24.08.2022

Председательствующий

Судьи:

Судья Атрошко М.Н. Дело № 33-7439/2022 (№2-245/2022)

УИД 25RS0026-01-2022-000323-36

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 августа2022 года город Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда

в составе: председательствующего судьи Бузьской Е.В.,

судей Пономаревой М.Ю., Завальной Т.Ю.

при секретаре Киселевой Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Пожарского района в защиту прав и свобод Ладыгина Д. Ю. к администрации Пожарского муниципального района Приморского края о возложении обязанности по проведению капитального ремонта жилого помещения,

с апелляционной жалобой ответчика администрации Пожарского муниципального района Приморского края на решение Пожарского районного суда Приморского края от 27 мая 2022 года,

заслушав доклад судьи Пономаревой М.Ю., пояснения прокурора Парфентьевой К.И.,

у с т а н о в и л а:

И.о. прокурора Пожарского района обратился в суд с иском в интересах Ладыгина Д.Ю., указав, что на основании контракта от 22.07.2016, заключенного между администрацией Пожарского муниципального района (заказчик) и индивидуальным предпринимателем Гуйда Л.А. (исполнитель), последний провел обследование технического состояния двухквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, на предмет пригодности (непригодности) для дальнейшей эксплуатации. В рамках обследования было установлено, что <адрес> указанного двухквартирного жилого дома - муниципальная, наниматель ремонт не производил, так как в доме никто не проживал. На момент обследования в доме проживали 2 человека. Своими силами они произвели ремонтные работы, а именно установлено пластиковое окно, заделаны цементным раствором стыки между стеновыми панелями со стороны фасада. По результатам обследования и оценки состояния указанного жилого дома здание признано находящимся в ограничено-работоспособном состоянии, нуждающемся в проведении капитального ремонта с выполнением следующих работ: ремонт кирпичных перегородок, ремонт швов наружных панелей, ремонт крыши с частичной заменой материалов, отделочные работы, замена материалов, отделочные работы, замена окон и дверей, ремонт полов с утеплением, отопление, электромонтажные работы.

По заявлению Ладыгина Д.Ю., зарегистрированного по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ межведомственная комиссия, назначенная распоряжением администрации Пожарского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ -ра, произвела визуальное обследование помещения и составила акт обследования от ДД.ММ.ГГГГ указанного помещения (муниципальная собственность, кадастровый номер отсутствует, 1970 года постройки). По результатам обследования которого, выявлены основания для признания жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, подлежащим капитальному ремонту с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с требованиями, установленными в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.

26.06.2018 межведомственная комиссия по результатам рассмотренных документов: заявления Ладыгина Д.Ю., отчета по результатам технического обследования жилого помещения, подготовленного ИП Гуйда Л.А., и на основании акта межведомственной комиссии № 10 от 25.06.2018 приняла заключение № 08, согласно которому выявлены основания для признания указанного жилого помещения подлежащим капитальному ремонту с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с требованиями, установленными в вышеуказанном Положении.

Распоряжением администрации Пожарского муниципального района от 28.06.2018 № 169-ра объект муниципального фонда - жилое помещение, расположенное по адресу: Приморский край, Пожарский район, с. Ласточка, ул. Южная, д. 3, кв. 1, признано подлежащим капитальному ремонту. Постановлением администрации Пожарского муниципального района от 15.11.2019 № 509-па утверждена муниципальная программа «Капитальный ремонт муниципального жилищного фонда Пожарского муниципального района» на период 2019 - 2022 годы. Согласно указанной муниципальной программе, капитальный ремонт жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, должен был проводиться в 2020 году, запланировано выделение из бюджета Пожарского муниципального района денежных средств в сумме 4 846 784 руб. Вместе с тем, в 2020 году ремонтные работы указанного жилого помещения не проводились. Ввиду того, что администрацией Пожарского муниципального района намеренно затягивался процесс проведения капитального ремонта жилых помещений, находящихся в ее непосредственной собственности, в том числе и жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, 01.10.2020 прокуратурой района в адрес главы администрации Пожарского муниципального района внесено представление, которое рассмотрено. Согласно ответу администрации Пожарского муниципального района от 20.11.2020 № 6192/01-04-23, проведение капитального ремонта в указанном жилом помещении запланировано на 2021 год. Между тем, меры по устранению выявленных в рамках проверки нарушений не были приняты. Так, постановлением администрации Пожарского муниципального района от 03.11.2020 № 705-па утверждена муниципальная программа «Капитальный ремонт муниципального жилищного фонда Пожарского муниципального района» на период 2020 - 2023 годы. В соответствие с указанной программой капитальный ремонт жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, должен был проводиться в 2021 году, запланировано выделение из бюджета Пожарского муниципального района денежных средств в сумме 4 846 784 руб. Однако, в результате прокурорской проверки установлено, что до настоящего времени капитальный ремонт указанного жилого помещения не проводился. Учитывая, что в 2020 и в 2021 годах запланированные мероприятия, направленные на проведение капитального ремонта, в указанном жилом помещении не проводились, в удовлетворении представления прокурора фактически отказано, поскольку конкретных мер по устранению нарушений, выявленных в ходе ранее проведенной проверки соблюдения жилищного законодательства, не принято, имеются основания полагать, что капитальный ремонт жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, администрацией Пожарского муниципального района в отсутствие судебного решения проводиться не будет, что, по мнению истца, влечет грубое нарушение жилищных прав заявителя. Просил возложить на администрацию Пожарского муниципального района обязанность по проведению капитального ремонта жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании суда первой инстанции помощник прокурора иск поддержала в полном объеме.

Ладыгин Д.Ю. в судебном заседании суда первой инстанции иск прокурора поддержал, пояснил, что данной жилье принадлежит администрации, ранее за ним следила Игнатьевская администрация, представители которой заверяли органы опеки, что жилье в порядке, однако в нем нет дверей и окон, стены отходят. Данное помещение выдали родителям, которые работали на заводе, он в него переехал в 2011 году, после выпуска из детдома. Жилье было непригодно для проживания, он обустроил себе комнату, в которой и проживал. На 2011 год в помещении ничего не было - ни отопления, ни печки, ни света, никто в нем не жил. В 2016 году он обратился в Лучегорскую администрацию, чтобы провели осмотр жилья на предмет пригодности для проживания, в итоге жилье аварийным не признали, а признали подлежащим капитальному ремонту. В настоящее время в доме упало две стенки, нет окон, дверей, отопления, стекол. От предложенных администрацией Пожарского муниципального района иных жилых помещений он отказался, так как они его не устроили. В жилом помещении по адресу: <адрес> он в настоящее время жить не планирует, но там будут жить другие зарегистрированные в нем лица. Своего жилья у него нет, жилье он снимает.

Представитель администрации Пожарского муниципального района Приморского края Кононенко А.Н. в судебном заседании суда первой инстанции иск не признал, представил возражения, в которых указал, что администрацией Пожарского муниципального района Приморского края Ладыгину Д.Ю. предложены для заселения с регистрацией по месту жительства взамен жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, жилые помещения в Пожарском муниципальном районе (на выбор), расположенные по адресам: <адрес>, площадью 30 кв. м; <адрес>, мкр. 1, <адрес>, площадью 50,2 кв. м; <адрес>, мкр. 1, <адрес>, площадью 22,1 кв. м; <адрес>; пгт.Лучегорск, мкр. 1, <адрес>, от которых Ладыгин Д.Ю. отказался. Бюджет Пожарского муниципального района является высокодотационным, тяжёлое финансовое положение в связи с образованием большой кредиторской задолженности и со снижением доходной части бюджета не позволяет принимать новые расходные обязательства. В целях обеспечения исполнения требований статей 9, 31 Бюджетного кодекса РФ все дополнительные доходы и сэкономленные средства направляются на погашение образовавшейся задолженности и сокращение кассовых разрывов бюджета Пожарского муниципального района. Потери бюджета на решение вопросов местного значения компенсировать за счет собственных источников доходов не представляется возможным. Бюджет района на 2022 год и плановый на 2023 - 2024 года утвержден решением Думы Пожарского муниципального района № 80-НПА от 16.12.2021, в указанном бюджете уже распределены все программные мероприятия и включения на сегодняшний день дополнительных расходных обязательств возможны только в случае увеличения доходной части бюджета за счет налоговых поступлений либо выделения субсидий или субвенций из краевого бюджета либо бюджета Российской Федерации. Администрация Пожарского муниципального района на сегодняшний день не имеет возможности произвести капитальный ремонт жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Также пояснил, что постановлением главы администрации Пожарского муниципального района от 15.06.2006 сохранить жилое помещение было вменено родителям истца, то есть ответственность ложилась на родителей, вследствие чего жилое помещение из-за необеспечения его сохранности разрушалось, приходило в негодность. Хотя в обязанности нанимателя входили проведение текущего ремонта, проведение капитального ремонта, сохранность жилого помещения, но данные мероприятия проведены родителями истца не были. Муниципальная программа по ремонту жилья фактически не работает, средств не хватает, так как они перераспределяются на другие цели. С учетом того, что истец Ладыгин Д.Ю. не планирует жить в указанном помещении, то расходование бюджетных средств на ремонт будет являться нецелесообразным.

Третье лицо Ковалевский К.Ю. в судебном заседании суда первой инстанции иск прокурора поддержал, пояснил, что в настоящее время проживать в данном помещении не желает, так как там не сделан ремонт и проживать возможности нет, в нем он проживал до 4 лет, потом находился в детдоме, после данный адрес ни разу не посещал, видел, что дом непригоден для проживании, по фотографиям, которые прислал ему Ладыгин Д.Ю.

Треть лица Ковалевская Е.Г., Ладыгин Ю.Ю., Ладыгин С.Ю. в судебное заседание не явились, извещены.

В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в их отсутствие.

Допрошенная в судебном заседании суда первой инстанции свидетель Колягина Т.Ю. пояснила, что Ладыгин Д.Ю. и Ковалевский К.Ю. являются ее братьями, в данном помещении она не проживала, так как вначале находилась в детском доме, затем жила в приемной семье, однако была там зарегистрирована. В 2017-2018 годах, после того, как она бросила учебу, она обращалась за предоставлением ей жилья, на что ей предложили жить в указанном помещении, однако там все было разрушено, жить было невозможно. В настоящее время о непригодности данного жилья для проживания она знает по фотографиям. В 2020 году она снялась с регистрации по указанному адресу, так как ей было необходимо прописать ребенка.

Третьи лица Ковалевская Е.Г., Ладыгин Ю.Ю., Ладыгин С.Ю. в судебное заседание не явились, извещены.

В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в их отсутствие.

Решением Пожарского районного суда Приморского края от 27 мая 2022 года исковые требования удовлетворены.

На администрацию Пожарского муниципального района Приморского края возложена обязанность произвести капитальный ремонт жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

С решением не согласился ответчик администрация Пожарского муниципального района Приморского края, в лице ее представителя подана апелляционная жалоба, в которой просит отменить решения суда, по доводам жалобы, аналогичным правовой позиции выраженной в суде первой инстанции, принять по делу новое решение, производство по делу прекратить.

Возражения на апелляционную жалобу не поступили.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор возражал по доводам жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены, представитель ответчика ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Судом апелляционной инстанции, по ходатайству Ковалевской Е.Г., предприняты надлежащие меры для проведения судебного заседания с ее участием с помощью системы ВКС, однако техническая возможность для проведения судебного заседания с участием третьего лица Ковалевской Е.Г. с помощью системы ВКС, со стороны ФКУ КП -37 ГУФСИН России по Приморскому краю, где отбывает наказание Ковалевская Е.Г., не обеспечена.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, в порядке части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора, проверив материалы дела в пределах, установленных частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает необходимым решение суда оставить без изменения в силу следующего.

В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

При рассмотрении настоящего спора такие нарушения не допущены.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Ладыгин Д.Ю. зарегистрирован в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, является его нанимателем в соответствии с постановлением главы администрации Пожарского муниципального района Приморского края от 15.06.2006 № 314, согласно которому Ладыгин Д.Ю. приобрел право пользования данной жилплощадью, которая сохранялась за истцом до его совершеннолетия. Ответственность за сохранения жилой площади возложена на родителей истца Ладыгина Ю.Г. и Ковалевскую Е.Г.

В соответствии с отчетом по результатам обследования и оценке состояния жилого дома по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного ИП Гуйла Л.А. по заказу администрации Пожарского муниципального района Приморского края, указанное здание 1970 года постройки, одноэтажное, двухквартирное, фактический износ 45%, необходим капитальный ремонт (ремонт кирпичных перегородок, ремонт швов наружных панелей, ремонт крыши с частичной заменой материалов, отделочные работы с заменой материалов, замена окон и дверей, ремонт полов с утеплением, отопление, электромонтажные работы).

На основании заявления Ладыгина Д.Ю. от 28.05.2018, межведомственная комиссия, назначенная распоряжением администрации Пожарского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ра, ДД.ММ.ГГГГ произвела визуальное обследование помещения и составила акт обследования №10, согласно которому выявлены основания для признания жилого помещения подлежащим капитальному ремонту с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с требованиями, установленными в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, и 26.06.2018 приняла соответствующее заключение № 08.

Распоряжением администрации Пожарского муниципального района Приморского края от28.06.2018 № 169-ра объект муниципального фонда – жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, признано подлежащим капитальному ремонту.

Постановлением администрации Пожарского муниципального района Приморского края от 15.11.2019 № 509-па утверждена муниципальная программа «Капитальный ремонт муниципального жилищного фонда Пожарского муниципального района» на период 2019 - 2022 годы. Согласно указанной муниципальной программе, капитальный ремонт жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, должен был проводиться в 2020 году, запланировано выделение из бюджета Пожарского муниципального района денежных средств в сумме 4 846 784 руб.

Постановлением администрации Пожарского муниципального района Приморского края от 03.11.2020 № 705-па утверждена муниципальная программа «Капитальный ремонт муниципального жилищного фонда Пожарского муниципального района» на период 2020 - 2023 годы. В соответствие с указанной программой капитальный ремонт указанного жилого помещения должен был проводиться в 2021 году, запланировано выделение из бюджета Пожарского муниципального района денежных средств в сумме 4 846 784 руб.

В период 2020-2022 годы ремонтные работы указанного жилого помещения не производились.

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (часть 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из ЖК РФ, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Исходя из пункта 6.1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения относятся, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Частью 1 статьи 676 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что наймодатель обязан передать нанимателю жилое помещение в состоянии, пригодном для проживания.

В силу части 1 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим ЖК РФ.

Согласно статье 67 Жилищного кодекса Российской Федерации, наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, а наймодатель обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения (п. 3 ч. 2 ст. 65 ЖК РФ).

Разрешая спор, руководствуясь вышеназванными нормами права, установив факт того, что жилое помещение по адресу <адрес> подлежит капитальному ремонту, а непроведение работ по капитальному ремонту спорного жилого помещения нарушает жилищные права Ладыгина Д.Ю., принимая во внимание длительность непринятия ответчиком надлежащих мер по содержанию принадлежащего ему имущества, суд первой инстанции пришел к выводу о возложении на администрацию Пожарского муниципального района Приморского края обязанности произвести капитальный ремонт жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела, установленных в ходе судебного разбирательства, подробно мотивированы с приведением положений законодательства, регулирующего спорные правоотношения, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку всем представленным сторонами доказательствам по делу в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 67Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основания для признания их неправильными отсутствуют.

Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам правовой позиции ответчика, выраженной в суде первой инстанции, являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, по сути сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, но по существу их не опровергают, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта, направлены на переоценку исследованных судом доказательств, однако основания для иной оценки имеющихся в деле доказательств отсутствуют, а потому, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неверном толковании норма права

Мотивы, по которым суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, а также оценка доказательств, подтверждающих эти выводы, приведены в мотивировочной части решения суда, и считать их неправильными у судебной коллегии не имеется оснований.

Судом первой инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, собранным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда в полной мере соответствуют обстоятельствам дела.

Процессуальных нарушений, влекущих за собой вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Пожарского районного суда Приморского края от 27 мая 2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика администрации Пожарского муниципального района Приморского края – без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24.08.2022

Председательствующий

Судьи:

33-7439/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
И.о. прокурора Пожарского района Приморского края
Ладыгин Дмитрий Юрьевич
Ответчики
администрация Пожарского муниципального района
Суд
Приморский краевой суд
Судья
Пономарева Марина Юрьевна
Дело на странице суда
kraevoy.prm.sudrf.ru
01.08.2022Передача дела судье
22.08.2022Судебное заседание
26.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.08.2022Передано в экспедицию
22.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее