Решение по делу № 33-3930/2022 от 14.06.2022

Судья – Уткина И.В                                              Стр.211 г, г/п 0 руб.

Докладчик – Романова Н.В.            №33-3930/2022                 12 июля 2022 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего Рассошенко Н.П.,

    судей Аксютиной К.А., Романовой Н.В.,

    при секретаре Бородиной Е.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по иску заместителя Архангельского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к открытому акционерному обществу «Архангельский морской торговый порт» о возложении обязанности обеспечить охрану объектов по апелляционной жалобе федерального государственного унитарного предприятия «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» и по апелляционному преставлению Архангельского транспортного прокурора на решение Соломбальского районного суда             г. Архангельска от 16 февраля 2022 г.

Заслушав доклад судьи Романовой Н.В., судебная коллегия

установила:

заместитель Архангельского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к открытому акционерному обществу «Архангельский морской торговый порт» (далее - ОАО «АМТП») о возложении обязанности обеспечить охрану объектов.

В обоснование требований указал, что Архангельской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о транспортной безопасности в ОАО ««АМТП», в ходе которой выявлены нарушения закона, требующие принятия мер прокурорского реагирования. Установлено, что между ОАО «АМТП» и обществом с ограниченной ответственностью «ТБ-Эксперт» (далее – ООО «ТБ-Эксперт») заключен договор от 21 декабря 2020 г. на защиту от актов незаконного вмешательства объектов транспортной инфраструктуры ОАО «АМТП», а именно: ОТИ ПРР «Экономия», расположенного по адресу: <адрес> ОТИ ПРР «Бакарица», расположенного по адресу: <адрес>. Вышеуказанные объекты содержатся в утвержденном приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 3 августа 2016 г. перечне охраняемых объектов подразделениями федерального государственного унитарного предприятия «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» (далее - ФГУП «УВО Минтранса России») (II. Объекты иных форм собственности, находящиеся в ведении Минтранса России, охраняемые ФГУП «УВО Минтранса России» в соответствии с заключенными договорами): ОАО «АМТП», Погрузочно-разгрузочный район «Бакарица» в морском порту Архангельск, расположенный по адресу <адрес> (п.899 Перечня); ОАО «АМТП», Универсальный перегрузочный комплекс «Экономия» в морском порту Архангельск, расположенный по адресу <адрес> (п. 900 Перечня). Заключение договора на оказание услуг по защите объектов от актов незаконного вмешательства с частным подразделением транспортной безопасности не обеспечивает соблюдение законодательства об охране Объектов. ОАО «АМТП» не учтены нормы Федерального закона № 77-ФЗ, актов Правительства Российской Федерации, Минтранса России о необходимости обеспечения охраной объектов инфраструктуры морского порта силами ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации. Установленные прокуратурой нарушения закона препятствуют в реализации прав неопределенному кругу лиц на безопасное пребывание на ОТИ, на защиту жизни и здоровья от актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности, безопасной эксплуатации порта и стали возможными вследствие ненадлежащего исполнения должностных обязанностей работниками Общества, а также ненадлежащего контроля за деятельностью подчиненных работников со стороны руководства. В связи с выявленными нарушениями 24 февраля 2021 г. руководителю ОАО «АМТП» внесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства, которые до настоящего времени не устранены. Просили суд обязать ответчика в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить охрану объектов: погрузочно-разгрузочный район «Бакарица» в морском порту Архангельск, расположенный по адресу: <адрес>, универсальный перегрузочный комплекс «Экономия» в морском порту Архангельск, расположенный по адресу: <адрес> включенных в Перечень охраняемых объектов подразделениями ФГУП «УВО Минтранса России», утвержденный 3 августа 2016 г. приказом Минтранса России , ведомственной охраной.

Представитель истца старший помощник Архангельского транспортного прокурора Савина М.Н. в судебном заседании поддержала заявленные требования.

Представители ответчика ОАО «АМТП» Куклис О.А., Задорин Е.А. с исковыми требованиями не согласились, указали, что закон не содержит обязательных условий о том, что подразделение транспортной безопасности, привлекаемое субъектом транспортной инфраструктуры, должно быть подведомственно Минтрансу России (ведомственная охрана). Законодатель отказался от закрытого перечня субъектов, которые вправе осуществлять защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Напротив, ФЗ «О транспортной безопасности» позволяет привлекать в качестве подразделения транспортной безопасности аккредитованных для этой цели в установленном порядке иных юридических лиц. Содержащееся в исковом заявлении заместителя Архангельского транспортного прокурора требование понудить обеспечить охрану объектов ОАО «АМТП» силами ведомственной охраны, т.е. заключить договор на оказание данных услуг с ФГУП «УВО Минтранса России» является вмешательством в хозяйственную деятельность ответчика. Возложение данной обязанности на ответчика носит характер избыточного финансового принуждения и влечет за собой неоправданную монополизацию рассматриваемых отношений.

Представитель третьего лица ФГУП «УВО Минтранса России» Северо-Западный филиал Некипелов Р.А. исковые требования поддержал.

Представитель третьего лица ООО «ТБ-Эксперт» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В ранее изложенных возражениях с требованиями истца не согласился, поддержал правовую позицию представителя ответчика.

Представитель третьего лица Министерства транспорта РФ в судебное заседание не явился. В письменных пояснениях указал, что объекты, включенные в Перечень , подлежат обязательней охране ФГУП «УВО Минтранса России». Проведенные ОАО «АМТП» закупочные процедуры на право заключения договора на оказание услуг по защите объектов транспортной инфраструктуры направлены на исполнение требований Закона № 16-ФЗ и не противоречат положениям Закона № 77-ФЗ. При этом ОАО «АМТП» не ограничено в правах на заключение как отдельных договоров, так и одного договора на оказание услуг по охране объектов от противоправных посягательств и защите от актов незаконного вмешательства. Заключение договоров па оказание услуг по защите объектов, включенных в Перечень , от актов незаконного вмешательства с иными подразделениями транспортной безопасности не обеспечивает соблюдение норм законодательства Российской Федерации, предусматривающих необходимость обеспечения охраной указанных объектов силами ФГУП «УВО Минтранса России», в порядке, предусмотренном приказом .

Решением суда в удовлетворении искового заявления заместителя Архангельского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к «АМТП» о возложении обязанности обеспечить охрану объектов отказано.

С решением суда не согласились транспортный прокурор и третье лицо ФГУП «УВО Минтранса России».

Архангельский транспортный прокурор подал апелляционное представление, в котором просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования прокурора удовлетворить. В обоснование доводов представления ссылается на Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности», Федеральный закон от 14 апреля 1999 г. №77-ФЗ «О ведомственной охране» Постановление правительства Российской Федерации от 12 июля 2000 г. «Об организации ведомственной охраны», приказ Минтранса России от 24 ноября 2008 г. «Об утверждении Положения о ведомственной охране Министерства транспорта Российской Федерации», Перечень охраняемых объектов подразделениями ФГУП «УВО Минтранса России». Считает, что проведение ОАО «АМТП» закупочных процедур в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. №223-ФЗ и заключение договора с частным подразделением транспортной безопасности, по условиям которого ООО «ТБ-Эксперт» принял на себя обязанность по защите от актов незаконного вмешательства ОТИ «Экономия» и ОТИ «Бакарица» силами подразделения транспортной безопасности не обеспечивает соблюдение законодательства об охране объектов. Полагает, что ОАО «АМТП» не учел требования Федерального закона № 77-ФЗ, актов Правительства Российской Федерации, Минтранса России о необходимости обеспечения охраной объектов инфраструктуры морского порта силами ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации. Несмотря на формальную схожесть услуг по обеспечению охраны объектов от противоправных посягательств и их защиты от актов незаконного вмешательства, нельзя их отождествлять и приводить к единому виду услуг в связи с тем, что охрана объекта представляется более широким понятием, особенно осуществляемая ведомственной охраной. Перечень охраняемых объектов подразделениями ФГУП «УВО Минтранса России» утверждается соответствующим федеральным государственным органом и рассматривается как перечень объектов, защита от противоправных посягательств которых должна обеспечиваться соответствующей ведомственной охраной в обязательном порядке. Таким образом, при внесении Минтрансом России объектов в Перечень их охрана должна обеспечиваться ведомственной охраной Минтранса России – Предприятием в обязательном порядке. Кроме того, Арбитражным судом города Москвы 14 марта 2022 г. по делу вынесено решение об отказе в удовлетворении требований ОАО «АМТП» о признании незаконным бездействия Министерства транспорта РФ, выразившегося в отказе исключения объектов Общества ОТИ ПРР «Экономия» и ОТИ ПРР «Бакарица» из Перечня.

ФГУП «УВО Минтранса России» в поданной апелляционной жалобе просит решение суда отменить и вынести новое решение, В обоснование доводов жалобы ссылается на нарушение судом норм материального права. Считает, что поскольку спорные объекты включены в Перечень , следовательно, они подлежат охране силами ведомственной охраны Минтранса России в обязательном порядке. Обращает внимание на обязательность охраны объектов, включенных в Перечень , как для ведомственной охраны Минтранса России, так и для правообладателей объектов. Указывает, что невозможность охраны этих объектов иными силами подтверждена позицией Верховного Суда Российской Федерации в определении от 3 декабря 2020 г. . Считает, что приказ Минтранса России, утвердивший Перечень, зарегистрирован в Минюсте РФ 29 августа 2016 г. за , что свидетельствует о наличии у Перечня статуса нормативного правового акта и общеобязательном его применении. При формировании Перечня Минтранс России руководствовался имеющимися у него полномочиями определенными федеральным законом, а также тем, что объекты находятся в сфере ведения и являются государственной собственностью. Объекты ОАО «АМТП» полностью соответствуют основаниям, определяющим необходимость их включения в Перечень , и наличие в отношении объектов ОАО «АМТП» таких оснований, в совокупности с фактом внесения объектов в Перечень , определяет обязательность охраны указанных объектов силами ведомственной охраны Минтранса России, а не наличия, либо отсутствия договорных отношений между Предприятием и ОАО «АМТП». Считает, что заключение договора на защиту объекта, включенного в Перечень , от актов незаконного вмешательства не отменяет обязательности охраны указанного объекта в соответствии с Федеральным законом № 77-ФЗ, не обеспечивает соблюдение норм законодательства Российской Федерации, предусматривающих необходимость обязательного обеспечения защитой (охраной) от противоправных посягательств объектов, включенных в Перечень силами ФГУП «УВО Минтранса России». Ссылается на судебную практику других регионов Российской Федерации.

В возражениях на апелляционное представление ОАО «АМТП» считает несостоятельной ссылку Архангельского транспортного прокурора на Постановление ввиду того, что Федеральный закон «О транспортной безопасности» не обязывает ответчика осуществлять защиту объектов транспортной безопасности от актов незаконного вмешательства исключительно силами ФГУП «УВО Минтранса России» и позволяет привлекать в качестве подразделения транспортной безопасности аккредитованные для этой цели в установленном порядке иные юридические лица. Указывает, что ООО «ТБ-Эксперт» является организацией, аккредитованной федеральным агентством морского и речного транспорта до 21 мая 2025 г. в качестве подразделения транспортной безопасности, то есть, допущена в силу закона для защиты объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства. Победитель закупочной процедура определен на основании протокола от 3 декабря 2020 г. рассмотрения заявок на участие в запросе цен, по результатам проведения закупочной процедуры, проведенной в соответствии с положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «АМТП» согласно нормам Федерального закона от 18 июля 2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и ГК РФ. ФГУП «УВО Минтранса России» также участвовало в закупочной процедуре, его заявке присвоено последнее место, как содержащей наибольшее ценовое предложение из всех поступивших. В связи с чем ФГУП «УВО Минтранса России» не могло быть признано победителем закупочной процедуры. Указывает, что ФГУП «УВО Минтранса России» согласно Устава является коммерческой организацией. Считает, что требование заключить договор на оказание услуг с ФГУП «УВО Минтранса России» является вмешательством в хозяйственную деятельность ответчика. Возложение данной обязанности носит характер избыточного финансового принуждения и влечет за собой неоправданную монополизацию рассматриваемых отношений. Указывает, что решение Арбитражного суда города Москвы 21 марта 2022 г. по делу , на которое ссылается Архангельский транспортный прокурор в апелляционном представлении, не вступило в законную силу. 28 апреля 2022 г. апелляционная жалоба на указанное решение была направлена ОАО «АМТП» на рассмотрение в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Министерство транспорта Российской Федерации в письменных пояснениях поддержало доводы апелляционного представления Архангельского транспортного прокурора и апелляционной жалобы ФГУП «УВО Минтранса России». Указывает, что Минтрансом России создана ведомственная охрана, которая осуществляет защиту охраняемых объектов, находящихся в сфере ведения Минтранса России, от противоправных посягательств, а также участвует в обеспечении транспортной безопасности в соответствии с законодательством о транспортной безопасности. Считает неправомерным отождествление понятий «охрана» и «защита». Обеспечение охраны объектов от противоправных посягательств осуществляется ФГУП «УВО Минтранса России», в соответствии с Федеральным законом №77-ФЗ и Перечнем , а защита объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства обеспечивается подразделениями транспортной безопасности в соответствии с Федеральным законом №16-ФЗ по результатам проведенных конкурентных закупочных процедур. Проведенные ОАО «Архангельский морской торговый порт» закупочные процедуры на право заключения договора на оказание услуг по защите объектов транспортной инфраструктуры направлены на исполнение требований Федерального закона №16-ФЗ и не противоречат положениям Федерального закона №77-ФЗ. Указывает, что заключение договоров на оказание услуг по защите объектов, включенных в Перечень , от актов незаконного вмешательства с иными подразделениями транспортной безопасности не обеспечивает соблюдение норм законодательства Российской Федерации, предусматривающих необходимость обеспечения охраной указанных объектов силами ФГУП «УВО Минтранса России» в порядке, предусмотренном приказом .

ООО «ТБ-Эксперт» в возражениях на апелляционную жалобу и апелляционное представление считает требование об обязательном заключении договора на оказание услуг по защите объектов транспортной инфраструктуры ответчика с ведомственной охраной Минтранса России незаконным и неправомерным. Указывает, что договор истцом не оспаривался. Полагает, что прокурором выбран ненадлежащий способ защиты права от предполагаемого нарушения. Пунктом 5 Положения об охране судоходных гидротехнических сооружений и средств навигационного оборудования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2005 г. определено, что защита подлежащих охране судоходных гидротехнических сооружений осуществляется в порядке, установленном нормами о транспортной безопасности. Такой порядок предусмотрен и в Постановлении .Охрана объектов, указанных в Перечне исключительно силами ведомственной охраны является прямым указанием на занятие монополизирующего положения ФГУП «УВО Минтранса России», отнесения его к субъектам естественной монополии и, соответственно, финансирования охранной деятельности из федерального бюджета. Предрешение монопольного статуса ФГУП «УВО Минтранса России», которое не является субъектом естественной монополии, нарушает нормы антимонопольного законодательства.

ФГУП «УВО Минтранса России» в письменных пояснениях на апелляционное представление поддержало доводы представления Архангельского транспортного прокурора. Ссылается на судебную практику.

Изучив материалы дела, заслушав прокурора Савину М.Н.. поддержавшую апелляционное представление и апелляционную жалобу, представителя ФГУП «УВО Минтранса России» Некипелова Р.А., поддержавшего свою апелляционную жалобу и апелляционное представление прокурора, представителя ответчика Задорина Е.А., возражавшего против доводов апелляционной жалобы и апелляционного представления, обсудив доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления, проверив решение суда, судебная коллегия приходит к следующему.

    Судом установлено, что ОАО «АМТП» в соответствии с положениями Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» проведены закупочные процедуры путем запроса цен в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по защите объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства. По результатам закупочных процедур победителем признано ООО «ТБ-Эксперт», с которым ОАО «АМТП» заключён договор на оказание услуг по защите объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства от 21 декабря 2020 г., по условиям которого ООО «ТБ-Эксперт» принял на себя обязанности по защите от актов незаконного вмешательства ОТИ ПРР «Экономия» расположенного по адресу: <адрес> и ОТИ ПРР «Бакарица», расположенного по адресу: <адрес>, силами подразделения транспортной безопасности.

Вышеуказанные объекты содержатся в утвержденном приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 3 августа 2016 г. перечне охраняемых объектов подразделениями федерального государственного унитарного предприятия «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» (далее - ФГУП «УВО Минтранса России») (II. Объекты иных форм собственности, находящиеся в ведении Минтранса России, охраняемые ФГУП «УВО Минтранса России» в соответствии с заключенными договорами): ОАО «АМТП», Погрузочно-разгрузочный район «Бакарица» в морском порту Архангельск, расположенный по адресу <адрес> (п.899 Перечня); ОАО «АМТП», Универсальный перегрузочный комплекс «Экономия» в морском порту Архангельск, расположенный по адресу <адрес> (п.900 Перечня).

    ООО «ТБ-Эксперт» является организацией, аккредитованной Федеральным агентством морского и речного транспорта до 21 мая 2025 г. (свидетельство об аккредитации в качестве подразделения транспортной безопасности от 21 мая 2020 г. ).

    Победитель закупочной процедуры определен на основании протокола от 3 декабря 2020 г. рассмотрения заявок на участие в запросе цен по результатам проведения закупочной процедуры, проведенной в соответствии с порядком, определённым Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «АМТП».

Из материалов дела следует, что ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта РФ» также принимало участие в указанной закупочное процедуре, заявке было присвоено последнее, шестое место, как содержащее наибольшее ценовое предложение из всех поступивших – 31 074 000 руб. без учета НДС, в связи с чем не признано победителем.

Архангельской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о транспортной безопасности в ОАО «АМТП», по результатам которой 24 февраля 2021 г. вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства. В представлении содержится указание на то, что заключение договора на оказание услуг по защите объектов от актов незаконного вмешательства с частным подразделением транспортной безопасности не обеспечивает соблюдение законодательства охране объектов. ОАО «АМТП» не учтены нормы Федерального закона №77-ФЗ, актов Правительства РФ, Минтранса России о необходимости обеспечения охраной объектов инфраструктуры морского порта силами ведомственной охраны.

Отказывая в удовлетворении исковых требования прокурора о возложении на ответчика обязанности обеспечить охрану объектов, включенных в Перечень охраняемых объектов подразделениями ФГУП «УВО Минтранса России», утвержденный 3 августа 2016 г. приказом Минтранса России , ведомственной охраной, суд первой инстанции пришел к выводу, что нарушений закона ответчиком не допущено, поскольку имеется заключенный с ООО «ТБ-Эксперт» договор на защиту от актов незаконного вмешательства объектов транспортной инфраструктуры ОАО «АМТП».

Судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене в силу следующего.

Организационно-правовые основы создания и деятельности ведомственной охраны определяет Федеральный закон от 14 апреля 1999 г. № 77-ФЗ «О ведомственной охране» (далее – Закон №77-ФЗ).

Согласно ст. 8 Закона №77-ФЗ перечень охраняемых объектов определяется имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными государственными органами и организациями и утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Имеющие право на создание государственной ведомственной охраны федеральные органы исполнительной власти определяются Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 5 Закона №77-ФЗ).

Минтранс России входит в перечень федеральных органов исполнительной власти, имеющих право создавать ведомственную охрану, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июля 2000 г. «Об организации ведомственной охраны».

Во исполнение Положения о ведомственной охране Министерства транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 г. , п.1 приказа Минтранса России от 14 октября 2002 г. «О ведомственной охране Министерства транспорта Российской Федерации» создано ФГУП «УВО Минтранса России».

В п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 12 июля 2000 г. (в редакции, действовавшей на день издания Приказа) установлено, что перечни охраняемых объектов, а также вносимые в них изменения утверждаются руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации. В настоящее время такой перечень подлежит согласованию с Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.

В силу ст. 1 Федерального закона «О ведомственной охране» ведомственная охрана представляет собой совокупность создаваемых имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными органами исполнительной власти и организациями органов управления, сил и средств, предназначенных для защиты охраняемых объектов от противоправных посягательств (абзац 2); под охраняемыми объектами понимаются здания, строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, транспортные средства, а также грузы, в том числе при их транспортировке, денежные средства и иное имущество, подлежащие защите от противоправных посягательств (абзац 3).

Статьей 8 названного федерального закона установлено, что ведомственная охрана осуществляет защиту в том числе охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью и (или) находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных государственных органов (абзац 2 ч.1); защита охраняемых объектов иных форм собственности, находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных государственных органов, осуществляется в соответствии с заключенными договорами (часть 5).

Пунктом 3 Положения о ведомственной охране Министерства транспорта Российской Федерации предусмотрено, что основными задачами ведомственной охраны являются: а) защита охраняемых объектов от противоправных посягательств; б) обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов; в) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах.

Ведомственная охрана создается Минтрансом России для охраны объектов, являющихся государственной собственностью, а также объектов иных форм собственности, находящихся в сфере его ведения (п.3 Порядка организации охраны объектов ведомственной охраной Министерства транспорта Российской Федерации, утвержденного приказом Минтранса России от 24 ноября 2008 г. ).

Таким образом, охрана объектов, включенных в перечень, утвержденный соответствующим федеральным государственным органом, от противоправных посягательств обеспечивается соответствующей ведомственной охраной в обязательном порядке, а возможность охраны объектов иными силами (субъектами охраны) исключается или может носить только вспомогательный характер. Охрана объектов от противоправных посягательств, находящихся в сфере ведения Минтранса России, обеспечивается ведомственной охраной названного министерства.

Объекты транспортной инфраструктуры ОАО «АМТП», а именно: ОТИ ПРР «Экономия», расположенного по адресу: <адрес> ОТИ ПРР «Бакарица», расположенного по адресу: <адрес> содержатся в утвержденном приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 3 августа 2016 г. перечне охраняемых объектов подразделениями ФГУП «УВО Минтранса России» (II. Объекты иных форм собственности, находящиеся в ведении Минтранса России, охраняемые ФГУП «УВО Минтранса России» в соответствии с заключенными договорами): ОАО «АМТП», Погрузочно-разгрузочный район «Бакарица» в морском порту Архангельск, расположенный по адресу <адрес> (п.899 Перечня); ОАО «АМТП», Универсальный перегрузочный комплекс «Экономия» в морском порту Архангельск, расположенный по адресу <адрес> (п. 900 Перечня).

Поскольку указанные объекты включены в Перечень, утвержденный соответствующим федеральным государственным органом, то охрана этих объектов должна обеспечиваться соответствующей ведомственной охраной в обязательном порядке, а возможность охраны этих объектов иными силами (субъектами охраны) исключается.

Проведенные ОАО «АМТП» закупочные процедуры на право заключения договора на оказание услуг по защите объектов транспортной инфраструктуры направлены на исполнение требований Закона № 16-ФЗ и не противоречат положениям Закона № 77-ФЗ.

Федеральным законом Федерального закона от 9 февраля 2007 г.           № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» в ст.1 предусмотрено, что обеспечение транспортной безопасности - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства (п.4); транспортная безопасность определена как состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (п.10).

Согласно ч. 1 ст. 2 упомянутого федерального закона целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона «О транспортной безопасности» объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства подлежат обязательному категорированию с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий, за исключением случаев, предусмотренных названным федеральным законом.

На основании п. 5 ст. 1 приведенного федерального закона под объектами транспортной инфраструктуры понимается технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные вокзалы и станции, автовокзалы и автостанции, объекты инфраструктуры внеуличного транспорта, тоннели, эстакады, мосты, морские терминалы, акватории морских портов, порты, расположенные на внутренних водных путях, искусственные острова, установки, сооружения, аэродромы и аэропорты, участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, здания, строения, сооружения, обеспечивающие управление транспортным комплексом, его функционирование, а также объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств воздушного, железнодорожного, морского и внутреннего водного транспорта.

При этом к подразделениям транспортной безопасности относятся осуществляющие защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (в том числе на основании договора с субъектом транспортной инфраструктуры) подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованные для этой цели в установленном порядке юридические лица (п.7.1 ст. 1).

Аккредитация юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности осуществляется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в установленной сфере деятельности (ч.9 ст. 12.1 Федерального закона «О транспортной безопасности»).

В ст. 10 данного федерального закона перечислены ограничения при выполнении работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности.

Проводимые закупочные процедуры на право заключения договора на оказание услуг по защите объектов транспортной инфраструктуры направлены на исполнение требований Федерального закона «О транспортной безопасности».

ФГУП «УВО Минтранса России» создано специально для оказания соответствующих охранных услуг на объектах, находящихся в сфере ведения создавшего ее федерального органа исполнительной власти и вправе осуществлять охрану тех объектов, которые находятся в сфере ведения Министерства транспорта Российской Федерации и подведомственных ему органов исполнительной власти, включены в перечень охраняемых объектов, утвержденный данным министерством по согласованию с Росгвардией (ранее с МВД России).

Обеспечение охраны объектов от противоправных посягательств осуществляется ФГУП «УВО Минтранса России» в соответствии с Федеральным законом «О ведомственной охране» и Перечнем, а защита транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства обеспечивается подразделениями транспортной безопасности в соответствии с Федеральным законом «О транспортной безопасности» и по результатам проведенных конкурентных закупочных процедур.

Перечень, имея иной предмет правового регулирования, не может противоречить Федеральным законам «О закупках товаров, услуг отдельными видами юридических лиц», «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и «О защите конкуренции», а также упомянутым административными истцами правительственным нормативным правовым актам.

Объекты ОАО «АМТП» являются объектами транспортной инфраструктуры в соответствии с Федеральным законом «О транспортной безопасности» и подлежат защите от актов незаконного вмешательства подразделениями транспортной безопасности.

Согласно чт. 1 Федерального закона «О транспортной безопасности» под актом незаконного вмешательства (АНВ) понимается противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствии. Перечень потенциальных угроз совершения АНВ в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств установлен приказом Минтранса РФ , ФСБ РФ , МВД РФ от 5 марта 2010 г.

Согласно п. 7.1 ст. 1 Федерального закона «О транспортной безопасности» подразделения транспортной безопасности (ПТБ) определены как осуществляющие защиту объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) и транспортных средств от АНВ (в том числе на основании договора с субъектом транспортной инфраструктуры) подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованные для этой цели в установленном порядке юридические лица.

Таким образом субъект транспортной инфраструктуры осуществляет в соответствии с законодательством о транспортной безопасности защиту своих ОТИ от АНВ путем привлечения на договорной основе (в том числе и путем проведения конкурентной процедуры) специально создаваемых для защиты ОТИ от АНВ организации - ПТБ, в роли которых могут выступать как подразделения ведомственной охраны Минтранса России, так и аккредитованные для этой цели юридические лица.

При этом защита (охрана) объектов, включенных в Перечень от противоправных посягательств, в соответствии со ст. 1, 2, 8 Закона           № 77-ФЗ о ведомственной охране не является тождественной понятию защита от АНВ в силу Федерального закона «О транспортной безопасности», так как предполагает защиту объекта от всего возможного спектра противоправных посягательств и выполнение всего комплекса задач, возложенного на ведомственную охрану (обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах, реализация мероприятий определенных Порядком организации охраны объектов ведомственной охраной Министерства транспорта Российской Федерации, утвержденным Приказом Минтранса РФ от 24 ноября 2008 г. ).

Заключение только договора на оказание услуг по защите объекта от АНВ не обеспечивает соблюдение норм законодательства Российской Федерации, предусматривающих необходимость обязательного обеспечения защитой (охраной) от противоправных посягательств объектов, включенных в Перечень , силами ФГУП «УВО Минтранса России».

В связи с изложенным решение суда подлежит отмене, а исковые требования прокурора - удовлетворению.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Соломбальского районного суда г. Архангельска от 16 февраля 2022 г. отменить, принять по делу новое решение.

Заявление заместителя Архангельского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к открытому акционерному обществу «Архангельский морской торговый порт» о возложении обязанности обеспечить охрану объектов удовлетворить.

Обязать открытое акционерное общество «Архангельский морской торговый порт» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить охрану объектов погрузочно-разгрузочный район «Бакарица» в морском порту Архангельск, расположенный по адресу: <адрес>, и универсальный перегрузочный комплекс «Экономия» в морском порту Архангельск, расположенный по адресу: <адрес>, силами ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации.

Председательствующий                                   Н.П. Рассошенко

Судьи                                   К.А. Аксютина

                                         Н.В. Романова

33-3930/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Заместитель Архангельского транспортного прокурора
Ответчики
ОАО Архангельский морской торговый порт
Другие
Министерство транспорта РФ
Северо-Западный филиал ФГУП Управление ведомственной охраны министерства транспорта
ООО ТБ-Экперт
Суд
Архангельский областной суд
Судья
Романова Наталья Владимировна
Дело на странице суда
oblsud.arh.sudrf.ru
14.06.2022Передача дела судье
12.07.2022Судебное заседание
20.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.07.2022Передано в экспедицию
12.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее