Решение по делу № 33-1366/2020 от 20.07.2020

Судья – Галкина Н.А.                            Дело № 2-1736-33-1366/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 августа 2020 года                         Великий Новгород

Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:

председательствующего Хухры Н.В.

судей Котихиной А.В., Котовой М.А.

при секретаре Л.В.С.

с участием прокурора С.С.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Котовой М.А. апелляционную жалобу администрации Великого Новгорода на решение Новгородского районного суда Новгородской области от 26 мая 2020 года,

установила:

Прокурор Великого Новгорода, действуя в интересах В.В.С., обратился в суд с иском к администрации Великого Новгорода о предоставлении истице во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, указав в заявлении, что В.В.С. совместно с мужем В.О.П. и несовершеннолетними В.Д.О. и В.С.О. проживает в принадлежащей ей на праве собственности комнате <...> в <...> <...>. В.В.С. является <...>, страдает тяжелым заболеванием, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, включена в список лиц, имеющих право на внеочередное получение жилой площади.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Новгородской области, Министерство финансов Новгородской области.

Решением Новгородского районного суда Новгородской области от 26 мая 2020 г. иск удовлетворен и постановлено:

Обязать администрацию Великого Новгорода предоставить В.В.С. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в границах Великого Новгорода по установленной норме предоставления площади жилого помещения (не менее 18 кв.м.), с учетом права В.В.С. на дополнительную жилую площадь.

В апелляционной жалобе администрация Великого Новгорода просит отменить решение суда и принять по делу новое решение, которым в иске отказать, ссылаясь на нарушения судом норм материального права, а также неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела. В обоснование жалобы указано, что администрация право В.В.С. на обеспечение жилым помещением не оспаривала, в удовлетворении требований о постановке на учет в качестве нуждающейся не отказывала. В силу отсутствия свободных жилых помещений и недостаточности финансирования на их приобретение администрация не имеет возможности немедленно предоставить гражданам указанной категории жилые помещения. Ссылается на то, что при наличии в 2020 г. подходящего варианта благоустроенного жилого помещения из освобожденного муниципального жилищного фонда, после проведения в нем ремонтных работ, оно будет предложено В.В.С.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор, участвующий в деле, считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу администрации Великого Новгорода – без удовлетворения.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и представленных на неё возражений, заслушав стороны, заключение прокурора С.С.А., полагавшей, что решение суда изменению либо отмене не подлежит, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

В силу ст.40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ч.1 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

В силу ч.4 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности.

Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со ст.52 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных указанным Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 указанного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Согласно положениям ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

- гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

- гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. №378 (действующим до 1 января 2018 г.) утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Лица, страдающие заболеваниями из утвержденного Перечня, отнесены к числу лиц, которым жилые помещения из государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются вне очереди.

Приказом Министерства здравоохранения РФ от 29 ноября 2012 г. № 987н, на основании Постановления Правительства РФ от 21 июля 2017 г. № 859 вступившим в силу с 1 января 2018 г., утвержден новый Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.

Как следует из материалов дела и установлено судом, В.В.С. совместно с мужем В.О.П. и несовершеннолетними детьми В.Д.О. и В.С.О. зарегистрирована и проживает в комнате <...> общей площадью <...> кв.м, расположенной в <...> <...>. Данное жилое помещение принадлежит В.В.С. на праве собственности.

Иных жилых помещений, в том числе занимаемых по договорам социального найма либо принадлежащих на праве собственности, которые бы подлежали учету при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения, у В.В.С. не имеется.

Распоряжением администрации Великого Новгорода от <...> <...> В.О.П. признан малоимущим и принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, состав семьи – <...> человека.

Из информации, предоставленной Управлением по жилищным вопросам администрации Великого Новгорода, следует, что В.В.С. включена в список лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения в соответствии с п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ.

Также судом установлено, что В.В.С. является <...> и страдает хроническим заболеванием (код заболевания <...>), входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012 г. № 987н, что подтверждается справкой <...>

Решением Думы Великого Новгорода от 26 мая 2005 г. № 132 утверждена учетная норма площади жилого помещения в размере 18 кв.м.

Согласно Приказу Минздрава России от 30 ноября 2012 г. №991н «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь» заболевание по МКБ-10: А-15 является основанием для получения инвалидом права на дополнительную жилую площадь.

В силу ч.ч.1 и 6 ст.17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок предоставления жилых помещений из муниципального жилищного фонда предусмотрен чч. 3, 4 ст. 57 ЖК РФ, согласно которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилья по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ предоставление малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Как следует из ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ), органы местного самоуправления - это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Муниципальное образование состоит из городского или сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района либо внутригородской территории города федерального значения.

Полномочия каждого из органов местного самоуправления определены в ст. 14 - 16.2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством относятся к вопросам местного значения городского поселения.

Принимая во внимание то обстоятельство, что до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма истице не предоставлено, суд первой инстанции правомерно возложил на ответчика обязанность предоставить В.В.С. жилое помещение.

При этом, вопреки доводам апелляционной жалобы администрации Великого Новгорода, дополнительных условий реализации прав на предоставление жилья в установленном законом порядке указанной категории граждан, таких как фактическое финансирование и наличие в жилищном фонде субъекта Российской Федерации или в муниципальном жилищном фонде жилья, федеральное законодательство не содержит, соответственно, указанные граждане не могут быть лишены права на обеспечение жилыми помещениями в том порядке, который гарантирован им федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемого решения суда, поскольку повторяют правовую позицию ответчика, выраженную им в суде первой инстанции, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, регулирующего отношения по установлению настоящего юридического факта, а потому не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.

Судебная коллегия полагает, что, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства, оснований к отмене постановленного решения по доводам жалобы не имеется.

Нарушений судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения норм процессуального права, которые по смыслу статьи 330 ГПК РФ могут служить основанием для безусловной отмены обжалуемого решения, не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.327-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Новгородского районного суда Новгородской области от 26 мая 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Великого Новгорода – без удовлетворения.

Председательствующий                            Н.В. Хухра

Судьи                                        А.В. Котихина

                                        М.А. Котова

33-1366/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Воронцова Валентина Сергеевна
Прокуратура В. Новгорода
Ответчики
Администрация Великого Новгорода
Суд
Новгородский областной суд
Судья
Котова Мирослава Александровна
Дело на сайте суда
oblsud.nvg.sudrf.ru
20.07.2020Передача дела судье
21.07.2020Судебное заседание
13.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее