Решение по делу № 2-2240/2024 от 04.10.2024

Дело № 2-2240/2024

УИД 13RS0023-01-2024-003653-43

Стр. 2.074

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Саранск

Республика Мордовия 21 ноября 2024 г.

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Бондаревой Н.В.,

при секретаре судебного заседания Зотовой А.Д.,

с участием в деле:

прокурора Ленинского района г. Саранска Республики Мордовия, не явился,

истца – Высоковой Т.Я., не явилась,

ответчика – Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия, его представителя Суворовой Г.Ю. действующей на основании доверенности от 28 октября 2024 г.,

третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «МГУ им. Н.П. Огарева», его представителя Черевкова С.Ю., действующего на основании доверенности №01-03-04/8 от 01 октября 2024 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Высоковой Таисии Яковлевны к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защите прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия об отмене решения Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия,

установил:

Высокова Т.Я. обратилась в суд с вышеназванным иском к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защите прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия, указав в обоснование исковых требований, что в период с апреля 1977 г. по 24 августа 2023 г. она работала на различных должностях в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия (далее - Управление Роспотребнадзора по РМ), с 15 января 2010 г. – в должности главного специалиста - эксперта отдела санитарного надзора.

На основании приказа Управления Роспотребнадзора по РМ от 18 августа 2023 г. № 136-л, с 24 августа 2023 г. истец освобождена от занимаемой должности и уволена с государственной гражданской службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на гражданской службе (п. 4 ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Согласно статье 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых Договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных и муниципальных служащих и урегулированию конфликта.

В связи с тем, что должность главного специалиста-эксперта отдела санитарного надзора включена в Перечень должностей федеральной государственной гражданской службы Управления Роспотребнадзора по РМ, 27 марта 2024 г. истец обратилась с заявлением в Управление Роспотребнадзора по РМ о даче согласия на замещение на условиях трудового договора должности документоведа дирекции юридического института федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва» (далее - ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва»).

28 марта 2024 г. между истцом и ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва» заключен трудовой договор № 158/24, на основании которого приказом № 1375-л от 01 апреля 2024 г. истец принята на должность документоведа дирекции юридического института.

В соответствии с частью 4 статьи 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В связи с чем, ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва» направило в Управление Роспотребнадзора по РМ уведомление о заключении с истцом трудового договора.

Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов Управления Роспотребнадзора по РМ (далее — Комиссия) признала, что замещение на условиях трудового договора должности документоведа дирекции юридического института ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва» является нарушением требований статьи 12 Федерального закона «О противодействии коррупции».

О том, что Комиссия отказала истцу в трудоустройстве в должности документоведа, истец узнала от своего работодателя – ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва». В связи с чем, на основании приказа ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва» № 2108-л от 08 мая 2024 г. истец была уволена с занимаемой должности на основании пункта 3 части 1 статьи 77 ТК РФ по собственному желанию.

С данным решением Комиссии истец не согласна и просит его отменить по тем основаниям, что должность документоведа не относится к государственным должностям. Однако, учитывая то обстоятельство, что ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва» создано с целью обеспечения предусмотренных законодательством полномочий Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, являющегося органом исполнительной государственной власти Российской Федерации, и деятельность учреждения связана с предоставлением государственных услуг, позволяет сделать вывод, что исполнение ею должностных обязанностей не связано с коррупционными рисками и не может повлечь коллизии публичных и частных интересов с прежней занимаемой должностью – эксперта отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по РМ.

Кроме того, считает, что Комиссией нарушен порядок рассмотрения обращения истца. Так, до настоящего времени истцу не известны мотивы принятого Комиссией решения об отказе ей в трудоустройстве в должности документоведа дирекции юридического института ФГБОУ ВО «МГУ им. Огарёва», с данным решением истца никто не ознакомил и не вручил копии мотивированного заключения.

По указанным основаниям просит отменить решение Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия о признании нарушением требований статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» замещение Высоковой Т.Я. на условиях трудового договора должности документоведа дирекции юридического института ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва», взыскать с ответчика в её пользу государственную пошлину, оплаченную за подачу настоящего искового заявления.

В судебное заседание истец Высокова Т.Я., прокурор Ленинского района г.Саранска Республики Мордовия не явились, Высокова Т.Я. представила заявление с просьбой рассмотреть дело в её отсутствие.

При таких обстоятельствах и на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения дела.

В судебном заседании представитель ответчика Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия Суворова Г.Ю. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление. Указала, что Высоковой Т.Я. надлежащим образом не исполнены обязанности, предусмотренные статьёй 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ, поскольку она трудоустроилась по новому месту работы без получения согласия Комиссии, которая рассмотрела её обращение в установленные сроки. Кроме того, ввиду того, что во время замещения должности государственной гражданской службы, Высокова Т.Я. осуществляла полномочия государственного управления в отношении ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарева», замещение должности документоведа также является нарушением требований Федерального закона от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции». Обратила внимание, что ранее 15 января 2024 г. в Комиссию уже поступало уведомление ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарева» о трудоустройстве Высоковой Т.Я. на должность специалиста по радиационной безопасности группы охраны труда и экологии отдела пожарной безопасности и охраны труда управления комплексной безопасности, которое было рассмотрено на заседании Комиссии 31 января 2024 г., по решению которой было установлено, что замещение указанной должности Высоковой Т.Я. нарушило требования статьи 12 Закона №273-ФЗ.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – ФГБОУ ВО «МГУ им. Огарева» Черевков С.Ю. в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований Высоковой Т.Я. Указал, что ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарева» надлежащим образом исполнило требования законодательства, и уведомило Управление Роспотребнадзора по РМ о трудоустройстве Высоковой Т.Я.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37).

При этом права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55).

В соответствии с положениями Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственная гражданская служба Российской Федерации – вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего. Согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 3.1 ст. 17).

Аналогичные положения содержатся в части 1 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее Закон №273-ФЗ).

Под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий) (ст. 10 Закона №273-ФЗ).

Согласно статье 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязаны при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы.

Работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Из содержания указанных норм следует, что Высокова Т.Я. обязана в течение двух лет после увольнения с государственной гражданской службы получать согласие соответствующей комиссии на замещение на условиях трудового договора должности в организации при наличии двух условий одновременно, а именно: если замещаемая им ранее должность государственной службы включена в соответствующий перечень должностей и он осуществлял отдельные функции государственного управления в отношении данной организации во время прохождения государственной службы.

В соответствии с данным Федеральным законом Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. №821 утверждено Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов. Исходя из содержания пунктов 16 и 24 данного положения по итогам рассмотрения обращения гражданина, замещавшего в государственном органе должность государственной службы, о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, комиссия дает согласие на такое замещение или отказывает и мотивирует свой отказ.

Методическими рекомендациями по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной (муниципальной) службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора с организацией, подготовленными Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации письмом от 11 мая 2017 г. № 18-4/10/П-2943, установлено, что контроль за выбором места трудоустройства бывших государственных (муниципальных) служащих необходим в целях недопущения возникновения коллизии публичных и частных интересов, которая может выражаться, в том числе, в возникновении конфликта интересов при исполнении должностных обязанностей, обусловленного возможностью предоставления выгод и преимуществ для организации, рассматриваемой государственным (муниципальным) служащим в качестве будущего места работы (п. 2).

Для целей Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в пункте 4 статьи 1 данного закона закреплено понятие функций государственного, муниципального (административного) управления организацией - полномочия государственного или муниципального служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.

Из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2016 г. № 1859-О следует, что Федеральный закон «О противодействии коррупции» устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений (преамбула).

Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 г. № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции» установлено, что согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов на заключение трудового договора с организацией, если отдельные функции по государственному управлению данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности федерального государственного служащего, должен получать гражданин, замещавший должность федеральной государственной службы, включенную в перечень должностей в федеральном государственном органе, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также иные сведения, утвержденный руководителем федерального государственного органа в соответствии с разделом III Указа Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557.

Разделом III Перечня предусмотрены, в том числе, должности федеральной государственной гражданской службы, военной службы и федеральной государственной службы иных видов, исполнение должностных обязанностей по которым предусматривает: осуществление постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями функций представителя власти либо организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций; осуществление контрольных и надзорных мероприятий.

Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557 руководителям федеральных государственных органов предписано утвердить в соответствии с разделом III перечня должностей, утвержденного настоящим Указом, перечни конкретных должностей федеральной государственной службы в соответствующих федеральных государственных органах, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Перечень таких должностей федеральной государственной гражданской службы в территориальных органах Роспотребнадзора утвержден приказом Роспотребнадзора от 25 мая 2015 г. № 461. В указанный перечень входит должность, замещавшаяся Высоковой Т.Я. в территориальном органе Роспотребнадзора (главный специалист-эксперт).

Из приведенных выше правовых норм и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (изложенной, например, в Постановлении от 6 апреля 2020 г. № 14-П) следует, что государственная гражданская служба осуществляется в публичных интересах и связана с реализацией государственными гражданскими служащими особых, публично-правовых, функций, что, в свою очередь, предопределяет особый правовой статус государственных гражданских служащих, включающий в себя как права и обязанности этих лиц, так и налагаемые на них ограничения и запреты, связанные с государственной гражданской службой, наличие которых компенсируется в том числе предоставляемыми им гарантиями и преимуществами. Установление федеральным законодателем специальных норм при осуществлении правового регулирования отношений в сфере государственной гражданской службы, само по себе, не может рассматриваться как нарушение закрепленного Конституцией Российской Федерации права каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Судом установлено, что Высокова Т.Я. в период с 15 января 2010 г. по 24 августа 2023 г. работала в Управлении Роспотребнадзора по Республике Мордовия и занимала должность государственной гражданской службы –главного специалиста- эксперта отдела санитарного надзора.

На основании приказа Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия от 18 августа 2023 г. № 136-л, с 24 августа 2023 г. истец освобождена от занимаемой должности и уволена с государственной гражданской службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на гражданской службе (п. 4 ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

При увольнении 24 августа 2023 г. года Высокова Т.Я. была ознакомлена с ограничениями, налагаемыми в течение двух лет со дня увольнения на гражданина, замещавшего должность государственной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, что подтверждает лист ознакомления.

27 марта 2024 г. Высокова Т.Я. обратилась с заявлением в Управление Роспотребнадзора по Республике Мордовия с заявлением о даче согласия на замещение на условиях трудового договора должности документоведа дирекции юридического института ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарева».

На момент поступления обращения в Комиссию прошло менее двух лет со дня увольнения гражданина с государственной гражданской службы.

28 марта 2024 г. между истцом и ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва» заключен трудовой договор № 158/24, на основании которого приказом № 1375-л от 01 апреля 2024 г. истец принята на должность документоведа дирекции юридического института.

02 апреля 2024 г. в адрес Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия направлено уведомление ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва» о трудоустройстве с 01 апреля 2024 г. Высоковой Т.Я., замещавшей должность главного специалиста эксперта отдела санитарного надзора ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва» на должность документоведа дирекции юридического института ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарева».

Решением Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия от 04 апреля 2024 г. отказано Высоковой Т.Я. в замещении на условиях трудового договора должности документоведа дирекции юридического института ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва».

Согласно протоколу заседания комиссии от 04 апреля 2024 г. № 3 Высоковой Т.Я. не исполнены надлежащим образом обязанности, предусмотренные статьей 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». До трудоустройства по новому месту работы Высоковой Т.Я. направлено обращение в Комиссию для получения согласия, но трудоустройство состоялось до заседания Комиссии, т.е. не исполнены обязательства, возложенные на лиц, замещавших должности федеральных государственных гражданских служащих статьей 17 ФЗ от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Данное решение Комиссии было направлено Высоковой Т.Я. 05 апреля 2024 г. корреспонденцией почтой России с трек номером 80081195293268 и возвращено в адрес ответчика в связи с истечением срока хранения. Отсутствие надлежащего контроля за поступающей по месту жительства корреспонденцией, является риском самого гражданина, и он несет все неблагоприятные последствия такого бездействия.

В связи с чем, доводы истца о нарушении её прав ответчиком в данной части, необоснованны.

Кроме того, Высокова Т.Я. не была лишена возможности обратиться в Управление Роспотребнадзора по Республике Мордовия с заявлением о выдаче ей копии решения Комиссии от 04 апреля 2024 г., тем более, что в заседании Комиссии Высокова Т.Я. участвовала лично.

Управление Роспотребнадзора по Республике Мордовия сообщило в Прокуратуру Ленинского района г. Саранска о нарушении ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарева» требований статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Постановлением по делу об административном правонарушении № 5-619/2024 от 03 октября 2024 г. мирового судьи судебного участка № 2 Ленинского района г. Саранска Республики Мордовия Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева», признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено ему наказание в виде административного штрафа в размере 100000 (сто тысяч) рублей. На момент рассмотрения указанное постановление по делу об административном правонарушении обжалуется ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарева» в Ленинском районном суде г. Саранска.

На основании приказа ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва» № 2108-л от 08 мая 2024 г. истец была уволена с занимаемой должности на основании пункта 3 части 1 статьи 77 ТК РФ по собственному желанию.

Судом также установлено, что 15 января 2024 г. в Комиссию уже поступало уведомление ФГБОУ ВО «МГУ им.Н.П.Огарева» о трудоустройстве Высоковой Т.Я. на должность специалиста по радиа­ционной безопасности группы охраны труда и экологии отдела пожарной безопасности и охраны труда управления комплексной безопасности (0,5 ставки по внешнему совмести­тельству), которое было рассмотрено на заседании Комиссии 31 января 2024 г. В соответствии с пунктом 17.5 Положения о комиссиях, утвержденного Указом Президент Российской Федерации от 1 июля 2010 г. №821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта инте­ресов», был сделан запрос начальнику отдела санитарного надзора Управления ФИО1 от 16 января 2024 г. №13-00-05/06-31-2024 о представлении информации – осуществляла ли Высокова Т.Я. во время своей трудовой деятельности функции государственного управления в отношении ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарева». Согласно информации от 22 января 2024 г., представленной ФИО1, начальником отдела санитарного надзора Управления, Высокова Т.Я. во время замещения должности государственной граждан­ской службы осуществляла полномочия государственного управления в отношении ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарева» (осуществление контрольной (надзорной) деятельности, подготовка проекта разрешительной документации (проект лицензии на осуществление деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-, инженерно- модифицированных организмов III-IV степени потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах), подтверждение соответствия лицензионным требованиям данного лицензиата). Руководствуясь подпунктом «б» пункта 26.1 Положения о комиссиях, утвержденного Указом Президента Российской Федерации, пунктом 4.11.2. Положения о комиссиях Роспотребнадзора, Комиссия решила установить, что замещение Высоковой Т.Я. на условиях трудового договора должности специалиста по радиационной безопасности группы охраны труда и экологии отдела пожарной безопасности и охраны труда управления комплексной безопасности (0,5 ставки по внешнему совместительству) в ФГБОУ ВО «МГУ им.Н.П.Огарева» нарушило требования статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. №273-Ф3 «О противодействии коррупции». Данное решение Комиссии Высоковой Т.Я. оспорено не было.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что нарушение предусмотренных федеральным законом правил заключения трудового договора допущено по вине работника (истец не выполнила возложенную на нее законом обязанность по обращению в Комиссию в целях получения согласия на трудоустройство в ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарева»), факт неисполнения Высоковой Т.Я. обязанностей и ограничений, установленных статей 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлен, решение ответчика от 04 апреля 2024 г. является законным, вынесенным в соответствии с действующим законодательством.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Поскольку истцу в иске отказано, то в соответствии со статьёй 98 ГПК РФ судебные расходы по оплате госпошлины взысканию с Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия не подлежит.

В соответствии со статьей 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Высоковой Таисии Яковлевны (паспорт <данные изъяты>) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защите прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия (ИНН ) об отмене решения Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов Управления Федеральной службы по надзору в сфере защите прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г.Саранска Республики Мордовия.

Судья Н.В. Бондарева

Решение в окончательной форме составлено 02 декабря 2024 г.

Судья Н.В. Бондарева

Дело № 2-2240/2024

УИД 13RS0023-01-2024-003653-43

Стр. 2.074

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Саранск

Республика Мордовия 21 ноября 2024 г.

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Бондаревой Н.В.,

при секретаре судебного заседания Зотовой А.Д.,

с участием в деле:

прокурора Ленинского района г. Саранска Республики Мордовия, не явился,

истца – Высоковой Т.Я., не явилась,

ответчика – Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия, его представителя Суворовой Г.Ю. действующей на основании доверенности от 28 октября 2024 г.,

третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «МГУ им. Н.П. Огарева», его представителя Черевкова С.Ю., действующего на основании доверенности №01-03-04/8 от 01 октября 2024 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Высоковой Таисии Яковлевны к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защите прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия об отмене решения Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия,

установил:

Высокова Т.Я. обратилась в суд с вышеназванным иском к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защите прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия, указав в обоснование исковых требований, что в период с апреля 1977 г. по 24 августа 2023 г. она работала на различных должностях в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия (далее - Управление Роспотребнадзора по РМ), с 15 января 2010 г. – в должности главного специалиста - эксперта отдела санитарного надзора.

На основании приказа Управления Роспотребнадзора по РМ от 18 августа 2023 г. № 136-л, с 24 августа 2023 г. истец освобождена от занимаемой должности и уволена с государственной гражданской службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на гражданской службе (п. 4 ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Согласно статье 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых Договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных и муниципальных служащих и урегулированию конфликта.

В связи с тем, что должность главного специалиста-эксперта отдела санитарного надзора включена в Перечень должностей федеральной государственной гражданской службы Управления Роспотребнадзора по РМ, 27 марта 2024 г. истец обратилась с заявлением в Управление Роспотребнадзора по РМ о даче согласия на замещение на условиях трудового договора должности документоведа дирекции юридического института федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва» (далее - ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва»).

28 марта 2024 г. между истцом и ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва» заключен трудовой договор № 158/24, на основании которого приказом № 1375-л от 01 апреля 2024 г. истец принята на должность документоведа дирекции юридического института.

В соответствии с частью 4 статьи 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В связи с чем, ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва» направило в Управление Роспотребнадзора по РМ уведомление о заключении с истцом трудового договора.

Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов Управления Роспотребнадзора по РМ (далее — Комиссия) признала, что замещение на условиях трудового договора должности документоведа дирекции юридического института ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва» является нарушением требований статьи 12 Федерального закона «О противодействии коррупции».

О том, что Комиссия отказала истцу в трудоустройстве в должности документоведа, истец узнала от своего работодателя – ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва». В связи с чем, на основании приказа ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва» № 2108-л от 08 мая 2024 г. истец была уволена с занимаемой должности на основании пункта 3 части 1 статьи 77 ТК РФ по собственному желанию.

С данным решением Комиссии истец не согласна и просит его отменить по тем основаниям, что должность документоведа не относится к государственным должностям. Однако, учитывая то обстоятельство, что ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва» создано с целью обеспечения предусмотренных законодательством полномочий Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, являющегося органом исполнительной государственной власти Российской Федерации, и деятельность учреждения связана с предоставлением государственных услуг, позволяет сделать вывод, что исполнение ею должностных обязанностей не связано с коррупционными рисками и не может повлечь коллизии публичных и частных интересов с прежней занимаемой должностью – эксперта отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по РМ.

Кроме того, считает, что Комиссией нарушен порядок рассмотрения обращения истца. Так, до настоящего времени истцу не известны мотивы принятого Комиссией решения об отказе ей в трудоустройстве в должности документоведа дирекции юридического института ФГБОУ ВО «МГУ им. Огарёва», с данным решением истца никто не ознакомил и не вручил копии мотивированного заключения.

По указанным основаниям просит отменить решение Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия о признании нарушением требований статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» замещение Высоковой Т.Я. на условиях трудового договора должности документоведа дирекции юридического института ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва», взыскать с ответчика в её пользу государственную пошлину, оплаченную за подачу настоящего искового заявления.

В судебное заседание истец Высокова Т.Я., прокурор Ленинского района г.Саранска Республики Мордовия не явились, Высокова Т.Я. представила заявление с просьбой рассмотреть дело в её отсутствие.

При таких обстоятельствах и на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения дела.

В судебном заседании представитель ответчика Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия Суворова Г.Ю. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление. Указала, что Высоковой Т.Я. надлежащим образом не исполнены обязанности, предусмотренные статьёй 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ, поскольку она трудоустроилась по новому месту работы без получения согласия Комиссии, которая рассмотрела её обращение в установленные сроки. Кроме того, ввиду того, что во время замещения должности государственной гражданской службы, Высокова Т.Я. осуществляла полномочия государственного управления в отношении ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарева», замещение должности документоведа также является нарушением требований Федерального закона от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции». Обратила внимание, что ранее 15 января 2024 г. в Комиссию уже поступало уведомление ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарева» о трудоустройстве Высоковой Т.Я. на должность специалиста по радиационной безопасности группы охраны труда и экологии отдела пожарной безопасности и охраны труда управления комплексной безопасности, которое было рассмотрено на заседании Комиссии 31 января 2024 г., по решению которой было установлено, что замещение указанной должности Высоковой Т.Я. нарушило требования статьи 12 Закона №273-ФЗ.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – ФГБОУ ВО «МГУ им. Огарева» Черевков С.Ю. в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований Высоковой Т.Я. Указал, что ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарева» надлежащим образом исполнило требования законодательства, и уведомило Управление Роспотребнадзора по РМ о трудоустройстве Высоковой Т.Я.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37).

При этом права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55).

В соответствии с положениями Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственная гражданская служба Российской Федерации – вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего. Согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 3.1 ст. 17).

Аналогичные положения содержатся в части 1 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее Закон №273-ФЗ).

Под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий) (ст. 10 Закона №273-ФЗ).

Согласно статье 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязаны при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы.

Работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Из содержания указанных норм следует, что Высокова Т.Я. обязана в течение двух лет после увольнения с государственной гражданской службы получать согласие соответствующей комиссии на замещение на условиях трудового договора должности в организации при наличии двух условий одновременно, а именно: если замещаемая им ранее должность государственной службы включена в соответствующий перечень должностей и он осуществлял отдельные функции государственного управления в отношении данной организации во время прохождения государственной службы.

В соответствии с данным Федеральным законом Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. №821 утверждено Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов. Исходя из содержания пунктов 16 и 24 данного положения по итогам рассмотрения обращения гражданина, замещавшего в государственном органе должность государственной службы, о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, комиссия дает согласие на такое замещение или отказывает и мотивирует свой отказ.

Методическими рекомендациями по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной (муниципальной) службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора с организацией, подготовленными Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации письмом от 11 мая 2017 г. № 18-4/10/П-2943, установлено, что контроль за выбором места трудоустройства бывших государственных (муниципальных) служащих необходим в целях недопущения возникновения коллизии публичных и частных интересов, которая может выражаться, в том числе, в возникновении конфликта интересов при исполнении должностных обязанностей, обусловленного возможностью предоставления выгод и преимуществ для организации, рассматриваемой государственным (муниципальным) служащим в качестве будущего места работы (п. 2).

Для целей Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в пункте 4 статьи 1 данного закона закреплено понятие функций государственного, муниципального (административного) управления организацией - полномочия государственного или муниципального служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.

Из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2016 г. № 1859-О следует, что Федеральный закон «О противодействии коррупции» устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений (преамбула).

Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 г. № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции» установлено, что согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов на заключение трудового договора с организацией, если отдельные функции по государственному управлению данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности федерального государственного служащего, должен получать гражданин, замещавший должность федеральной государственной службы, включенную в перечень должностей в федеральном государственном органе, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также иные сведения, утвержденный руководителем федерального государственного органа в соответствии с разделом III Указа Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557.

Разделом III Перечня предусмотрены, в том числе, должности федеральной государственной гражданской службы, военной службы и федеральной государственной службы иных видов, исполнение должностных обязанностей по которым предусматривает: осуществление постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями функций представителя власти либо организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций; осуществление контрольных и надзорных мероприятий.

Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557 руководителям федеральных государственных органов предписано утвердить в соответствии с разделом III перечня должностей, утвержденного настоящим Указом, перечни конкретных должностей федеральной государственной службы в соответствующих федеральных государственных органах, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Перечень таких должностей федеральной государственной гражданской службы в территориальных органах Роспотребнадзора утвержден приказом Роспотребнадзора от 25 мая 2015 г. № 461. В указанный перечень входит должность, замещавшаяся Высоковой Т.Я. в территориальном органе Роспотребнадзора (главный специалист-эксперт).

Из приведенных выше правовых норм и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (изложенной, например, в Постановлении от 6 апреля 2020 г. № 14-П) следует, что государственная гражданская служба осуществляется в публичных интересах и связана с реализацией государственными гражданскими служащими особых, публично-правовых, функций, что, в свою очередь, предопределяет особый правовой статус государственных гражданских служащих, включающий в себя как права и обязанности этих лиц, так и налагаемые на них ограничения и запреты, связанные с государственной гражданской службой, наличие которых компенсируется в том числе предоставляемыми им гарантиями и преимуществами. Установление федеральным законодателем специальных норм при осуществлении правового регулирования отношений в сфере государственной гражданской службы, само по себе, не может рассматриваться как нарушение закрепленного Конституцией Российской Федерации права каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Судом установлено, что Высокова Т.Я. в период с 15 января 2010 г. по 24 августа 2023 г. работала в Управлении Роспотребнадзора по Республике Мордовия и занимала должность государственной гражданской службы –главного специалиста- эксперта отдела санитарного надзора.

На основании приказа Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия от 18 августа 2023 г. № 136-л, с 24 августа 2023 г. истец освобождена от занимаемой должности и уволена с государственной гражданской службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на гражданской службе (п. 4 ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

При увольнении 24 августа 2023 г. года Высокова Т.Я. была ознакомлена с ограничениями, налагаемыми в течение двух лет со дня увольнения на гражданина, замещавшего должность государственной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, что подтверждает лист ознакомления.

27 марта 2024 г. Высокова Т.Я. обратилась с заявлением в Управление Роспотребнадзора по Республике Мордовия с заявлением о даче согласия на замещение на условиях трудового договора должности документоведа дирекции юридического института ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарева».

На момент поступления обращения в Комиссию прошло менее двух лет со дня увольнения гражданина с государственной гражданской службы.

28 марта 2024 г. между истцом и ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва» заключен трудовой договор № 158/24, на основании которого приказом № 1375-л от 01 апреля 2024 г. истец принята на должность документоведа дирекции юридического института.

02 апреля 2024 г. в адрес Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия направлено уведомление ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва» о трудоустройстве с 01 апреля 2024 г. Высоковой Т.Я., замещавшей должность главного специалиста эксперта отдела санитарного надзора ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва» на должность документоведа дирекции юридического института ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарева».

Решением Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия от 04 апреля 2024 г. отказано Высоковой Т.Я. в замещении на условиях трудового договора должности документоведа дирекции юридического института ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва».

Согласно протоколу заседания комиссии от 04 апреля 2024 г. № 3 Высоковой Т.Я. не исполнены надлежащим образом обязанности, предусмотренные статьей 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». До трудоустройства по новому месту работы Высоковой Т.Я. направлено обращение в Комиссию для получения согласия, но трудоустройство состоялось до заседания Комиссии, т.е. не исполнены обязательства, возложенные на лиц, замещавших должности федеральных государственных гражданских служащих статьей 17 ФЗ от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Данное решение Комиссии было направлено Высоковой Т.Я. 05 апреля 2024 г. корреспонденцией почтой России с трек номером 80081195293268 и возвращено в адрес ответчика в связи с истечением срока хранения. Отсутствие надлежащего контроля за поступающей по месту жительства корреспонденцией, является риском самого гражданина, и он несет все неблагоприятные последствия такого бездействия.

В связи с чем, доводы истца о нарушении её прав ответчиком в данной части, необоснованны.

Кроме того, Высокова Т.Я. не была лишена возможности обратиться в Управление Роспотребнадзора по Республике Мордовия с заявлением о выдаче ей копии решения Комиссии от 04 апреля 2024 г., тем более, что в заседании Комиссии Высокова Т.Я. участвовала лично.

Управление Роспотребнадзора по Республике Мордовия сообщило в Прокуратуру Ленинского района г. Саранска о нарушении ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарева» требований статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Постановлением по делу об административном правонарушении № 5-619/2024 от 03 октября 2024 г. мирового судьи судебного участка № 2 Ленинского района г. Саранска Республики Мордовия Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева», признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено ему наказание в виде административного штрафа в размере 100000 (сто тысяч) рублей. На момент рассмотрения указанное постановление по делу об административном правонарушении обжалуется ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарева» в Ленинском районном суде г. Саранска.

На основании приказа ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва» № 2108-л от 08 мая 2024 г. истец была уволена с занимаемой должности на основании пункта 3 части 1 статьи 77 ТК РФ по собственному желанию.

Судом также установлено, что 15 января 2024 г. в Комиссию уже поступало уведомление ФГБОУ ВО «МГУ им.Н.П.Огарева» о трудоустройстве Высоковой Т.Я. на должность специалиста по радиа­ционной безопасности группы охраны труда и экологии отдела пожарной безопасности и охраны труда управления комплексной безопасности (0,5 ставки по внешнему совмести­тельству), которое было рассмотрено на заседании Комиссии 31 января 2024 г. В соответствии с пунктом 17.5 Положения о комиссиях, утвержденного Указом Президент Российской Федерации от 1 июля 2010 г. №821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта инте­ресов», был сделан запрос начальнику отдела санитарного надзора Управления ФИО1 от 16 января 2024 г. №13-00-05/06-31-2024 о представлении информации – осуществляла ли Высокова Т.Я. во время своей трудовой деятельности функции государственного управления в отношении ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарева». Согласно информации от 22 января 2024 г., представленной ФИО1, начальником отдела санитарного надзора Управления, Высокова Т.Я. во время замещения должности государственной граждан­ской службы осуществляла полномочия государственного управления в отношении ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарева» (осуществление контрольной (надзорной) деятельности, подготовка проекта разрешительной документации (проект лицензии на осуществление деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-, инженерно- модифицированных организмов III-IV степени потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах), подтверждение соответствия лицензионным требованиям данного лицензиата). Руководствуясь подпунктом «б» пункта 26.1 Положения о комиссиях, утвержденного Указом Президента Российской Федерации, пунктом 4.11.2. Положения о комиссиях Роспотребнадзора, Комиссия решила установить, что замещение Высоковой Т.Я. на условиях трудового договора должности специалиста по радиационной безопасности группы охраны труда и экологии отдела пожарной безопасности и охраны труда управления комплексной безопасности (0,5 ставки по внешнему совместительству) в ФГБОУ ВО «МГУ им.Н.П.Огарева» нарушило требования статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. №273-Ф3 «О противодействии коррупции». Данное решение Комиссии Высоковой Т.Я. оспорено не было.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что нарушение предусмотренных федеральным законом правил заключения трудового договора допущено по вине работника (истец не выполнила возложенную на нее законом обязанность по обращению в Комиссию в целях получения согласия на трудоустройство в ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарева»), факт неисполнения Высоковой Т.Я. обязанностей и ограничений, установленных статей 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлен, решение ответчика от 04 апреля 2024 г. является законным, вынесенным в соответствии с действующим законодательством.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Поскольку истцу в иске отказано, то в соответствии со статьёй 98 ГПК РФ судебные расходы по оплате госпошлины взысканию с Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия не подлежит.

В соответствии со статьей 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Высоковой Таисии Яковлевны (паспорт <данные изъяты>) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защите прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия (ИНН ) об отмене решения Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов Управления Федеральной службы по надзору в сфере защите прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г.Саранска Республики Мордовия.

Судья Н.В. Бондарева

Решение в окончательной форме составлено 02 декабря 2024 г.

Судья Н.В. Бондарева

2-2240/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Высокова Таисия Яковлевна
прокурор Ленинского района г. Саранска
Ответчики
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия
Другие
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева»
Суд
Ленинский районный суд г. Саранск Республики Мордовия
Судья
Бондарева Наталья Викторовна
Дело на странице суда
leninsky.mor.sudrf.ru
04.10.2024Регистрация административного искового заявления
04.10.2024Передача материалов судье
07.10.2024Решение вопроса о принятии к производству
07.10.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.10.2024[*] (ст.16.1 КАС РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства (после принятия к производству)
11.10.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.10.2024Подготовка дела (собеседование)
29.10.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.11.2024Судебное заседание
02.12.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее