№ 2-4118/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ г. Одинцово
Одинцовский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Москвина К.А.
при секретаре Задорожней А.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Афонина А.С. к администрации ..... муниципального района об обязании предоставить земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ответчику об обязании принять решение о предоставлении земельного участка в собственность за плату.
В обоснование заявленных требований указал, что ему предоставлен в аренду земельный участок, с кадастровым №, расположенный по адресу: АДРЕС. На данном участке возведено капитальное здание спортивного павильона, собственником которого он является. Истец, желая оформить спорный земельный участок в собственность обратился с соответствующим заявлением к ответчику, однако, проект договора уму не направлен. Истец считает, что его законные права нарушены, в связи с чем, вынужден обратиться в суд.
Представитель истца в судебное заседание явился, на иске настаивал.
Представитель ответчика в судебное заседание явился, возражал против иска.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, постановлением Главы ..... муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ истцу предоставлен в аренду спорный земельный участок (л.д.9).
ДД.ММ.ГГГГ заключен договор аренды данного участка (л.д.10).
На данном земельном участке истец построил здание «спортивный павильон», что подтверждается сведениями из ЕГРП кадастровым и техническим паспортами (л.д.19-31).
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами.
В соответствии с п. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В соответствии с п. 6 ст. 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Из представленных в суд доказательств следует, что истец обращался к ответчику с просьбой о предоставлении земельного участка в собственность, при этом представил все необходимые документы.
Таким образом, истец совершил все необходимые действия для передачи ему спорного земельного участка в собственность.
При таких обстоятельствах, суд считает незаконным бездействие Администрации ..... муниципального района ..... области, выразившееся в непринятии решения о предоставлении Афонину А.С. земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу: АДРЕС
При этом суд учитывает, что поскольку истцом представлены все необходимые документы, то бездействие администрации выражается не в не рассмотрении заявления по существу, а в непредставлении земельного участка истцу.
Из представленных заявителем доказательств следует, что спорный участки имеют на всей площади вид разрешенного использования для культурно-оздоровительных целей.
Выкупная стоимость установлена Постановлением Правительства ..... области от ДД.ММ.ГГГГ года № "Об установлении цены продажи земельных участков, находящихся в собственности ..... области или государственная собственность, на которые не разграничена, гражданам или юридическим лицам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на таких земельных участках", в размере, равном 15% кадастровой стоимости земельного участка.
Заявителем представлены доказательства использования земельного участка по назначению, на земельных участках имеется знание «Спортивный павильон».
Доказательств использования земельного участка не по назначению Администрация ..... муниципального района ..... области в суд не представила, обоснованных возражений относительно невозможности предоставления земельного участка в суд не представила.
Также в суд не представлено доказательств ограничений по площади предоставления земельного участка в данной местности для указанных целей использования.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2005 N 187-О отмечается, что из пункта 6 статьи 36 ЗК РФ в системной связи с иными названными его нормами вытекает, обязанность исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 указанного Кодекса, с учетом обеспечения баланса публичных и частных интересов - подготовить проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направить его заинтересованному лицу - собственнику расположенного на этом участке здания, строения, сооружения.
Кроме того, в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2005 N 187-О обращается внимание на то, что если указанное лицо обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора купли-продажи, а исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи либо предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными.
Таким образом, в тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок, соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в силу статьи 36 ЗК РФ обязан направить заявителю проект договора купли-продажи.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что истец вправе требовать принятия решения о предоставлении в собственность спорного участка и заключения с ним договоров купли-продажи.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие администрации ..... муниципального района ..... области, выразившееся в непринятии решения о предоставлении Афонину А.С. земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу: АДРЕС
Обязать администрацию ..... муниципального района ..... области в месячный срок принять решение о предоставлении Афонину А.С. земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу: АДРЕС
Обязать администрацию ..... муниципального района ..... области в месячный срок со дня принятия решения о предоставлении земельного участка направить в адрес Афонина А.С. проект договора купли- продажи земельного участка площадью 3453 кв.м. из земель населенных пунктов, для культурно-оздоровительных целей, кадастровый номер № расположенного по адресу: АДРЕС по цене в размере равном пятнадцати процентам кадастровой стоимости земельного участка.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение 5 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: