УИД 66RS0009-01-2022-002664-67
Дело № 88-21432/2023
Мотивированное определение
составлено 20 декабря 2023 года
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Челябинск | 14 декабря 2023 года |
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Чаус И.А.,
судей Зориной С.А., Бурматовой Г.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по кассационной жалобе территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 21 на решение Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 26 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 25 апреля 2023 года, вынесенные по гражданскому делу № 2-2258/2022 по иску Алексеевой Валерии Алексеевны к территориальному Управлению социальной политики № 21 по городу Нижнему Тагилу и Пригородному району Свердловской области о признании права на предоставление жилого помещения государственного специализированного фонда, признании приказа незаконным, возложении обязанности поставить на учет для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного фонда,
Заслушав доклад судьи Зориной С.А. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, заключение прокурора Потапченко А.Е., указавшего, что судебные акты являются законными и обоснованными, судебная коллегия
установила:
прокурор Дзержинского района г. Нижний Тагил Свердловской области обратился с иском в интересах Алексеевой В.А. к территориальному управлению социальной политики № 21 по г.Нижний Тагил и Пригородному району Свердловской области, в котором просил признать за Алексеевой В. А. право на предоставление жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; признать приказ Управления социальной политики №21 по г. Нижний Тагил и Пригородному району №2409-ОП от 31 августа 2021 года об отказе во включении лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Алексеевой В. А., в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилым помещением по муниципальному образованию «город Нижний Тагил» незаконным; обязать Территориальное Управление социальной политики №21 по г. Нижний Тагил и Пригородному району поставить Алексееву В. А. на учет, для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Решением Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 26 сентября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 25 апреля 2023 года исковые требования прокурора Дзержинского района г. Нижний Тагил Свердловской области, действующего в интересах Алексеевой Валерии Алексеевны, удовлетворены.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить судебный акт, ссылаясь на его незаконность.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, о причинах неявки не сообщили. При этом информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании ст. ст. 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу ч. 1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Заслушав заключение прокурора, проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии установленных частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Алексеева В. А., <данные изъяты>, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что ее мать <данные изъяты> решением Ленинского районного суда г. Нижний Тагил от 03 июля 2012 года лишена родительских прав, отец юридически отсутствует.
На основании постановления главы администрации Тагилстроевского района г. Нижний Тагил № 602 от 14 августа 2003 года несовершеннолетняя Алексеева В. А. передана под опеку <данные изъяты>., за ней сохранено право пользования жилым помещением по адресу: <данные изъяты> как за членом семьи нанимателя по договору социального найма.
Приказом Управления социальной политики по Тагилстроевскому району г. Нижний Тагил № 1637-0 от 14 ноября 2013 был установлен факт невозможности проживания несовершеннолетней Алексеевой В. А. в жилом помещении по адресу: <данные изъяты>, в связи с тем, что площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения.
Приказом Управления социальной политики по Тагилстроевскому району г. Нижний Тагил № 1649-0 от 18 ноября 2013 года несовершеннолетняя Алексеева В. А. была принята на учет для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области.
В ноябре 2016 года была проведена проверка оснований у несовершеннолетней Алексеевой В.А. состоять на учете для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области, в ходе которой несовершеннолетняя Алексеева В. А. была исключена из списка детей-сирот, поскольку не был установлен факт невозможности проживания в жилом помещении по адресу: <данные изъяты>
Приказом Управления социальной политики по г.Нижний Тагил и Пригородному району № 6171 от 05 декабря 2016 года несовершеннолетняя Алексеева В. А. была исключена из списка детей-сирот.
Согласно справке ФГБОУ <данные изъяты> от 26 июля 2022 года Алексеева В. А. является студенткой 2 курса очной формы бюджетной основы обучения <данные изъяты> приказ о зачислении: 22 августа 2020 года, нормативный срок обучения 4 года, срок окончания обучения 31 августа 2024 года.
03 августа 2021 года Алексеева В. А. направила в Управление социальной политики №21 заявление о включении ее в список детей-сирот, так как 14 мая 2021 года в жилом помещении по адресу: <данные изъяты>, зарегистрирован несовершеннолетний <данные изъяты> в связи с чем, в указанном жилом помещении стало приходится менее 12 кв.м площади на 1 человека.
Приказом Управления социальной политики №21 от 31 августа 2021 года № 2409-оп Алексеевой В. А. отказано во включении в список детей-сирот, поскольку на момент достижения Алексеевой В. А. возраста 18 лет в жилом помещении по адресу: <данные изъяты>, были зарегистрированы 3 человека, площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, составляла 14,67 кв.м, то есть более учетной нормы.
Согласно справке МКУ СПО № 92007 по адресу: <данные изъяты> зарегистрировано 4 человека: с 24 августа 1987 года Бадретдинова Е. А., с 19 ноября 1999 года Алексеева В. А., с 28 февраля 2003 года Алексеев С.Я., с 14 мая 2021 года <данные изъяты> Общая площадь указанного жилого помещения составляет 44 кв.м. Тем самым, по состоянию на 14 мая 2021 года, на каждого зарегистрированного человека приходится 11 кв.м, что менее учетной нормы в 12 кв.м.
Сведения о правах на недвижимое имущество, зарегистрированное на Алексееву В.А., в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области отсутствуют.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался ст. 2, 5, 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", и исходил из того, что Алексеева В.А. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, фактически жилым помещением не обеспечена, в связи с чем у нее возникло право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного.
С такими выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Выводы судов первой и апелляционной инстанции основаны на исследовании представленных доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными в ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют нормам права, регулирующим возникшие отношения.
При рассмотрении дела судами правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, приняты необходимые меры для выяснения прав и обязанностей сторон, бремя доказывания между сторонами распределено правильно, выводы суда мотивированы, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела, требованиям закона и в кассационной жалобе не опровергнуты.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии с абзацем 4 пункта 1 статьи 1 Федерального закона N 159-ФЗ к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Данной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, т.е. лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан (аналогичный возрастной критерий установлен пенсионным законодательством, законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о социальной защите отдельных категорий граждан).
Такое правовое регулирование, как указал Конституционный суд Российской Федерации в определении N 2985-О от 26 ноября 2018 г., осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 19 октября 2010 года N 1282-О-О, от 26 мая 2016 года N 1037-О, от 18 июля 2017 года N 1650-О и др.).
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу приведенных положений до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны встать на соответствующий учет. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки (Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями", утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013 г.)
Правильное применение приведенных норм права, установленные судами обстоятельства, свидетельствующие о том, что до достижения возраста 23 лет Алексеева В.А., как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, фактически не имеющая закрепленного за ней жилого помещения исходя из учетной нормы, т.е. при наличии предусмотренных законом оснований, обратилась с целью включения ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако, не была поставлена на соответствующий учет, позволили судам прийти к правильному выводу об обоснованности заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы о том, что на момент достижения возраста 18 лет Алексеева В.А. была обеспечена жилым помещением более учетной нормы, основаны на субъективном толковании ответчиком норм материального права, которое не может являться основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Принятые судебные акты сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывают, а предусмотренные ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для их отмены или изменения в настоящем случае отсутствуют.
руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г.Нижний Тагил Свердловской области от 26 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 25 апреля 2023 года оставить без изменения, а кассационную жалобу территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 21 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи