Дело № 2а-880/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
9 июля2020 г. пос.Медведево
Медведевский районный суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Ильина Е.В.
при секретаре судебного заседания Ерусланове Я.В.,
рассмотрев в предварительном судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Республике Марий Эл к Альпидовскому В.С. о взыскании задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, налога, взымаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, пени
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 1 по Республике Марий Эл (далее - МИФНС России № 1 по РМЭ) обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Альпидовского С.В. задолженности по транспортному налогу за <...> года а размере 153 руб., пени по транспортному налогу в размере 11,85 руб., налогу на имущество физических лиц, взымаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений, за <...> года в размере 57 руб., пени по налогу на имущество физических лиц в размере 4,42 руб., по налогу взымаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы в размере 44872 руб., пени в размере 4382,42, всего на общую сумму 49480 руб., заявив ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи иска в суд.
В обоснование заявленных требований указано, что Альпидовский С.В. является плательщиком указанных выше налогов, поскольку с <...> года по <...> года был включен в Единый государственный реестра индивидуальных предпринимателей, то есть являлся налогоплательщиком, применяющим специальный налоговый режим в виде упрощенной системы налогообложения, а также имел в собственности: автомобиль легковой, марки <данные изъяты>, государственный регистрационный знак № ..., <...> года года выпуска; квартиру, расположенную по адресу: ..., кадастровый № ..., площадью <данные изъяты> кв.м. В настоящее время за Альпидовским С.В. числится задолженность в виде неуплаченной суммы по транспортному налогу за <...> года г., налогу на имущество физических лиц за <...> года г., налогу, взымаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, за <...> года г. и пени в общей сумме 49480,69 руб. Административным истцом в адрес административного ответчика направлено требование об уплате задолженности по указанным налогам и пени, однако до настоящего времени данное требование в добровольном порядке не исполнено, в связи с чем административный истец обратился в суд с заявленными исковыми требованиями, при этом последним пропущен срок для подачи административного искового заявления в суд по причине большого документооборотаи недостаточности ресурсов на реализацию процедуры взыскания в полном объеме. Полагают указанную причину пропуска срока уважительной, просят восстановить срок для обращения в суд с административным иском.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст.138 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) назначено предварительное судебное заседание в целях выявления фактов пропуска сроков обращения в суд с административным исковым заявлением.
В предварительное судебное заседание представитель административного истца Межрайонная ИФНС России № 1 по РМЭ не явился, о дате, времени и месте предварительного судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без участия представителя.
Административный ответчик Альпидовский В.С. в предварительное судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образомпо месту регистрации.
Изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах.
Порядок обложения транспортного налога установлены соответственно главой 28 «Транпсортный налог» НК РФ.
В силу ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно п.1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 356 НК РФ предусмотрено, что транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии со ст. 363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Порядок обложения налога на имущество физических лиц установлены соответственно главой и 32 «Налог на имущество физических лиц» НК РФ.
Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками указанного налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства;6) иные здание, строение, сооружение, помещение (ст.401 НК РФ).
Статьями 405, 409 НК РФ установлены порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу на имущество физических лиц. Согласно указанным статьям налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Статьей 409 НК РФ установлены порядок и сроки уплаты налога на имущество физических лиц. Согласно указанной статье налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Главной 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ установлен специальный налоговый режим в виде упрощенной системы налогообложения, выбранный налогоплательщиками с объектом налогообложения- доходы.
Согласно ст.346.12 НК РФ налогоплательщиками в соотвсетвии с указанной выше главой признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой.
Объектом налогообложения признаются: доходы и доходы, уменьшенные на величину расходов (ст.346.14 НК РФ).
Налоговым периодом признается календарный год (ст.346.19 НКРФ).
Согласно ст.346.23 НК РФ по итогам налогового периода налогоплательщики представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в следующие сроки: индивидуальные предприниматели - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи).
Порядок исчисления и уплаты налогав виде упрощенной системы налогообложения установлен ст.346.21 НК РФ, согласно которойналог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что административный ответчик Альпидовский В.С. с <...> года по <...> года был включен в Единый государственный реестра индивидуальных предпринимателей.
<...> года ответчиком предоставлена в налоговый орган декларация по упрощенной системе налогообложения за <...> года, согласно которой сумма налога, подлежащая уплате составила 44872 руб. (л.д.18).
Кроме того, административный ответчик имел в <...> года году в собственности: автомобиль легковой, марки <данные изъяты>, государственный регистрационный знак № ..., <...> года года выпуска; а также квартиру, расположенную по адресу: ..., кадастровый № ..., площадью <данные изъяты> кв.м.
В силу ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
В связи с неисполнением обязанности по уплате вышеуказанных налогов в адрес административного ответчика направлено требование об уплате налога, взымаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы,и пени № ... по состоянию на <...> года в общей сумме 49254,42 руб. со сроком уплаты до <...> года; требование об уплате транспортного налога, налога на имущество физических лиц и пени № ... по состоянию на <...> года в общей сумме 226,27 руб.
Судом установлено, что административный ответчик Альпидовский В.С. свою обязанность по уплате транспортного налога за <...> года а размере 153 руб., пени по транспортному налогу в размере 11,85 руб., налога на имущество физических лиц, взымаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений, за <...> года в размере 57 руб., пени по налогу на имущество физических лиц в размере 4,42 руб., налога взымаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы в размере 44872 руб., пени в размере 4382,42, всего на общую сумму 49480 руб.в добровольном порядке не исполнил.
В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Аналогичная норма содержится в ст. 48 НК РФ, в соответствии с которой заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В силу приведенной нормы закона суд обязан проверить соблюдение установленного срока для обращения в суд и выяснить причины его пропуска.
Из анализа положений пунктов 1 - 3 статьи 48 НК РФ следует, что срок, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов, ограничен.
Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 1/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 N 479-О-О).
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога, пени является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Из содержания самого раннего требования № ... об уплате задолженности по налогам и пени следует, что за Альпидовским В.С. по состоянию на <...> года числится задолженность по налогу, взымаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, и пени в общей сумме 49254,42 руб.
Срок для исполнения данного требования налогового органа установлен до <...> года, в связи с чем, учитывая, что общая сумма задолженности на дату выставления требования превысила 3000 руб., с административным исковым заявлением о взыскании с Альпидовского В.С. задолженности по указанному налогуи пени налоговый орган должен был обратиться в течение шести месяцев с указанной даты, то есть не позднее <...> года
Из содержания самого раннего требования № ... об уплате задолженности по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц и пени следует, что за Альпидовским В.С. по состоянию на <...> года числится задолженность по указанным налогам и пени в общей сумме 226,27 руб.
Срок для исполнения данного требования налогового органа установлен до <...> года, в связи с чем, учитывая, что общая сумма задолженности на дату выставления требования не превысила 3000 руб., с административным исковым заявлением о взыскании с Альпидовского В.С. задолженности по указанным налогами пени налоговый орган должен был обратиться в течение трех лет и шести месяцев с указанной даты, то есть не позднее <...> года
Административное исковое заявление о взыскании с Альпидовского В.С. задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, налога, взымаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы и пени в суд поступило <...> года, т.е. с пропуском установленного законом шестимесячного срока.
Заявляя ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока, административный истец указывает, что установленный срок был пропущен по причине недостаточности ресурсов на реализацию процедуры взыскания в полном объеме.
Указанное административным истцом обстоятельства не могут быть приняты судом в качестве уважительной причины пропуска срока для обращения в суд, поскольку административный истец, являясь юридическим лицом, профессиональным участником налоговых правоотношений и, обладая достаточным административным ресурсом и штатом работников, объективных доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, не представил. Каких-либо иных уважительных причин, исключающих возможность обращения в суд в установленный законом срок, не представлено. Обстоятельств, позволяющих восстановить пропущенный процессуальный срок, судом не установлено. Таким образом, оснований для удовлетворения ходатайства о восстановлении срока не имеется.
Согласно ч. 5 ст. 138 КАС РФ в случае установления факта пропуска административным истцом установленного настоящим Кодексом срока обращения в суд без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
При таких обстоятельствах требования административного искового заявления МИФНС России № 1 по РМЭ о взыскании с АльпидовскогоВ.С. задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, налога, взымаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, пенив общем размере 49480,69 руб. удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 138, 175 – 180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 1 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░ 49480 ░░░░░░ 69 ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░:
9 ░░░░ 2020 ░.