Дело №12-86/2020
УИД - 10RS0011-01-2020-007910-44
Р Е Ш Е Н И Е
16 октября 2020 года г. Сортавала
Судья Сортавальского городского суда Республики Карелия Ратомская Е.В., при секретаре Лифановой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Данилова А.Н. на постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Громовой М.Д. №10-01/2020/059 от 02 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.33 КоАП РФ, в отношении генерального директора ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» Данилова А.Н.,
установил:
Постановлением старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Громовой М.Д. №10-01/2020/059 от 02 июля 2020 года генеральный директор ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.33 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 5000 рублей по тем основаниям, что ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» осуществляет сброс сточных, в том числе дренажных вод (после канализационных очистных сооружений) в озеро Ладожское – водоем высшей категории рыбохозяйственного значения в Республике Карелия, остров Валаам, Центральная усадьба в географических координатах выпуска: <Данные изъяты> на основании Решения о предоставлении водного объекта в пользование от 12.02.2018 года №352, зарегистрированного в государственном водном реестре 02.03.2018 за <Номер обезличен> В нарушение условий указанного решения, требований, установленных приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 13.12.2016 №552 «Об утверждении нормативов предельно допустимых концентрация вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения», ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» допущено превышение установленного максимального содержания загрязняющих веществ в сточных водах, в соответствии со сведениями, полученными в результате учета качества сточных вод за 1 квартал 2020 года, по следующим показателям – БПКполн – в 1,1раза (фактически – 3,3, мг/дм?, норматив – 3,0 мг/дм?), нитрит-ион в 1,625 раза (фактически – 0,13 мг/дм?, норматив – 0,08 мг/дм?), железо – в 1,2 раза (фактически – 0,12 мг/дм?, норматив – 0,1 мг/дм?).
Генеральный директор ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» Данилов А.Н. с постановлением не согласился, обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указал, что при сбросе сточных вод через выпуск КОС Центральной усадьбы острова Валаам, являющимся объектом II-й категории негативного воздействия на окружающую среду, ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» руководствуется концентрациями загрязняющих веществ, указанными в разделе V декларации о воздействии на окружающую среду (в соответствии со статьей 31.2 гл. V «Нормирование в области охраны окружающей среды» Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ). Во исполнение ст. 67.1 Закона № 7-ФЗ ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» по веществам, концентрации которых превышают установленные нормативы допустимых сбросов, разработан План мероприятий по охране окружающей среды для КОС Центральной усадьбы острова Валаам. Определения концентрации загрязняющих веществ в сточных водах осуществляется с применением соответствующей методики выполнения измерения. Каждая методика выполнения измерений имеет допустимую погрешность, которая указывается в «протоколах определения показателей состава и свойств сточных вод» (приложение №1). Превышения нормативов допустимых сбросов по показателям: БПКполн, нитрит-анион, железо (с учетом погрешности методик выполнения измерений) в пробах сточных вод КОС Центральной усадьбы о. Валаам в I квартале 2020 года отсутствуют. Ссылаясь на положения ч.6 ст.56 Водного кодекса РФ, СанПиН 2.1.4.1074-01. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001 №24, полагает, что превышения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов незначительны, отсутствует угроза охраняемым общественным отношениям. Полагает, что в силу ст.2.9 КоАП РФ, правонарушение является малозначительным. Также указал, что в отдел государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия (вх. №742 от 16.06.2020) были поданы объяснения о привлечении к ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.33 КоАП РФ, начальника территориального комплекса «Север», в чьи должностные обязанности входит обеспечение очистки сточных вод на КОС Центральной усадьбы острова Валаам, но указанные объяснения не приобщены к материалам дела.
Впоследствии дополнил жалобу, указав, что привлекаемое к ответственности лицо не является надлежащим субъектом административного правонарушения. Согласно п. 2.2 Положения о Территориальном комплексе водоотведения «Север» филиала «Водоотведение Санкт-Петербурга», в его цели входит «обеспечение очистки сточных вод…». Согласно Унифицированной форме №ОС-6, Объект остров Валаам входит в зону ответственности Филиала «Водоотведение СПб», ТКВ С (Территориальный комплекс водоотведения «Север» филиала «Водоотведение Санкт-Петербурга»). Полагает, что надлежащим субъектом административной ответственности является начальник ТКВ «Север» филиала «Водоотведение Санкт-Петербурга» ФИО5 Ссылаясь на положения ст. 26.1 КоАП РФ, просит прекратить производство по административному делу за отсутствием состава административного правонарушения.
В судебном заседании представитель Данилова А.Н. на основании доверенности Самойлович И.В. доводы жалобы поддержал. Пояснил, что Генеральный директор ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» носит представительские и иные функции, является председателем Совета директоров, осуществляет общее руководство. В Совет директоров входит, в том числе, директор по производству, у которого в непосредственном подчинении находится Филиал «Водоотведение Санкт-Петербурга». Указанным филиалом руководит директор Филиала, в структуру Филиала входит Территориальный комплекс водоотведения «Север», которым руководит начальник комплекса. Директор по производству одновременно является заместителем Генерального директора. При изложенных обстоятельствах полагает, что Генеральный директор не является субъектом правонарушения и не может нести ответственность за действия непосредственных директоров. Просил жалобу удовлетворить.
Представитель Отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия в судебное заседание не явился, уведомлены надлежащим образом. Представлен отзыв на жалобу и ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Отдела. Указали, что генеральный директор ГУП «Водоканал Санкт-Петербург» Данилов А.Н. обязан обеспечить соблюдение экологических требований при осуществлении хозяйственной деятельности. Привлекаемое лицо не приняло достаточных мер по проведению очистки сточных вод, сбрасываемых в водоем высшей категории рыбохозяйственного значения Ладожское озеро, следствием чего явился сброс недостаточно очищенных сточных вод. Превышение установленных предельно допустимых концентраций приводит к загрязнению водного объекта вредными веществами и оказывает негативное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания. Просят отказать в удовлетворении жалобы по делу об административном правонарушении.
Суд, выслушав участника процесса, проверив материалы дела и доводы жалобы, приходит к следующему выводу.
На основании ч.1 ст.30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Из представленных материалов следует, что копия постановления получена привлекаемым лицом 13.07.2020, жалоба направлена в суд 22.07.2020. Таким образом, жалоба на постановление подана в суд в пределах срока, установленного КоАП РФ.
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления (ч.2), при этом, судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме (ч.3).
На основании ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Частью 4 ст.35, частью 2 ст.39 Водного кодекса РФ предусмотрено, что количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты. Собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать вреда окружающей среде.
В силу п.1 ч.6 ст.60 Водного кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов ПДК вредных веществ в водных объектах).
В соответствии с п. 2 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды», юридические лица, осуществляющие эксплуатацию сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды, в том числе на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и сбросов загрязняющих веществ.
Согласно ч.1 ст. 47 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства №484 от 28.06.2008 утверждено Положение «О порядке разработки и утверждения нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения».
Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», ст.22 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире», при строительстве и иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Данная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством РФ.
Административная ответственность за нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов предусмотрена ст. 8.33 КоАП РФ.
В соответствии со ст.1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения, в силу п.п. 1, 3 ч.1 ст. 26.1 КоАП РФ, являются обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении.
На основании статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Как следует из части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Дело № 10-01/2020/059 содержит определение о возбуждении дела об административном правонарушении от 28.04.2020, определение об истребовании необходимых для разрешения дела сведений от 28.04.2020, из которого следует, что должностное лицо в рамках расследования дела об административном правонарушении запрашивало в ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», в том числе, копии приказов и должностных инструкций лиц, ответственных за выполнение природоохранных требований предприятия, приказ о назначении Данилова А.Н. генеральным директором ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» с 13.09.2019, протоколы определения показателей состава и свойств проб сточных вод КОС Центральной усадьбы острова Валаам, акты отбора проб сточных вод КОС Центральной усадьбы острова Валаам, информацию фоновой концентрации взвешенных веществ в водном объекте, решение о предоставлении водного объекта в пользование, программу проведения измерений качества сточных вод КОС Центральной усадьбы острова Валаам, согласованную отделом водных ресурсов по республике Карелия, программу регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной, согласованную отделом водных ресурсов по РК, ситуационный план размещения КОС Центральной усадьбы острова Валаам, декларации о воздействии на окружающую среду, объяснение по делу директора Филиала «Водоотведение Санкт-Петербурга» ФИО7, в котором он просит приобщить к материалам дела должностную инструкцию начальника ТКВ «Север» ФИО5, выписку из ЕГРЮЛ в отношении ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга, протокол об административном правонарушении от 16.06.2020.
Основанием привлечения должностного лица к административной ответственности послужили те обстоятельства, что в результате рассмотрения отчетов, представленных ГУП «Водоканал Санкт-Петербург» за 1 квартал 2020 года установлено, что предприятием допущено превышение установленного максимального содержания загрязняющих веществ в сточных водах при осуществлении сброса сточных, в том числе дренажных вод (после канализационных очистных сооружений) в озеро Ладожское – водоем высшей категории рыбохозяйственного значения в Республике Карелия, остров Валаам, Центральная усадьба в географических координатах выпуска: <Данные изъяты>
Оценив представленные доказательства в совокупности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ, прихожу к выводу, что вина Данилова А.Н. в совершении инкриминируемого ему административного правонарушения не доказана.
Так, из материалов дела следует, что на основании решения Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия №352 от 12.02.2018 ГУП «Водоканал Санкт-Петербург» в пользование предоставлен водный объект озеро Ладожское (Ладога) (п.3.1 решения). В силу пп.8 п.2.3 Решения, использование водного объекта (его части) может производиться водопользователем при выполнении определенных условий, в том числе, осуществлении сброса сточных, в том числе дренажных, вод в следующем месте: Республика Карелия, о.Валаам, Центральная усадьба, Географические координаты выпуска: <Данные изъяты>
Данилов А.Н. на основании Устава, приказа председателя Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Правительства Санкт-Петербурга от 13.09.2020 года №403-к «О кадрах», трудового договора от 13.09.2019, является генеральным директором ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», и в соответствии с Уставом ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», как руководитель, осуществляет оперативное руководство деятельностью Предприятия. Его обязанности установлены, в том числе, п.5.6 Устава.
Исходя из организационной структуры ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», в его состав входит, в том числе, Филиал «Водоотведение Санкт-Петербурга». Указанным филиалом руководит директор Филиала, который находится в подчинении у директора по производству - заместителя генерального директора. В структуру Филиала входит Территориальный комплекс водоотведения «Север».
Директором филиала «Водоотведение Санкт-Петербурга» ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» 30.06.2016 утверждено Положение о Территориальном комплексе водоотведение «Север» филиала «Водоотведение Санкт-Петербург», целями которого, в силу п.2.2 Положения, является, в том числе, обеспечение очистки сточных вод и обработки осадка сточных вод в соответствии с установленными нормативными требованиями. В силу п.5.1 Положения, всю полноту ответственности за некачественное и несвоевременное выполнение возложенных данным Положением функций несет начальник ТКВ «Север».
Согласно Инвентарной карточке учета объекта основных средств филиала «Водоотведение Санкт-Петербурга», Территориальный комплекс водоотведение «Север», место нахождения объекта: г.Сортавала, п.Валаам, о.Валаам, Республика Карелия, Сортавальский муниципальный район, Центральная усадьба, числится за филиалом «Водоотведение Санкт-Петербурга».
Судом также установлено, что в силу должностной инструкции директора по производству - заместителя генерального директора ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», на него возложено в качестве трудовой обязанности осуществление контроля за обеспечением бесперебойного водоотведения и водоснабжения и соответствием качества воды и очистки сточных вод нормативным требованиям ( п.3.20 должностной инструкции)
Должностной инструкцией директора Филиала «Водоотведение Санкт-Петербурга» на него возложены обязанности по обеспечению выполнение технических регламентов на всех стадиях водоотведения, очистки сточных вод и обработки осадка сточных вод. ( п.3.85 должностной инструкции).
Начальник территориального комплекса «Север» филиала «Водоотведение Санкт-Петербурга» ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», в свою очередь, при осуществлении трудовых функций несет обязанность по организации и обеспечению производственного контроля за безопасной эксплуатацией опасных производственных объектов; по осуществлению контроля подразделений ТКВ «Север» по выполнению требований промышленной безопасности при эксплуатации объекта.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Поскольку из материалов дела не следует, что Генеральный директор ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» является должностным лицом, по вине которого было допущено превышение установленного максимального содержания загрязняющих веществ в сточных водах при осуществлении сброса сточных, в том числе дренажных вод (после канализационных очистных сооружений) в озеро Ладожское, оснований для привлечения его к административной ответственности по ст. 8.33 КоАП РФ, не усматривается.
Согласно п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Громовой М.Д. №10-01/2020/059 от 02 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.33 КоАП РФ, в отношении генерального директора ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» Данилова А.Н. подлежит отмене, производство по данному делу об административном правонарушении - прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Громовой М.Д. №10-01/2020/059 от 02 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.33 КоАП РФ, в отношении генерального директора ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» Данилова А.Н. отменить, производство по делу об административном правонарушении - прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд в течение десяти суток со дня получения копии решения.
Судья Е.В. Ратомская