Дело № 2-5773/2018
Изготовлено 16 октября 2018 года
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
11 октября 2018 года Октябрьский районный суд города Мурманска
в составе председательствующего судьи Матвеевой О.Н.,
при секретаре Саакян Г.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Манько Леонида Владимировича к Пограничному управлению ФСБ России по западному арктическому региону о признании незаконным в части решения жилищной комиссии, понуждении к отмене решения в части,
УСТАНОВИЛ:
Манько Л.В. обратился в суд с иском к Пограничному управлению ФСБ России по западному арктическому региону (далее ПУ ФСБ России по ЗАР) о признании незаконным в части решения жилищной комиссии, понуждении к отмене решения в части.
В обоснование требований указал, что является нанимателем жилого помещения по договору социального найма от ДД.ММ.ГГГГ №, расположенного по <адрес>. Совместно с ним в указанном жилом помещении проживают <данные изъяты> В договор социального найма также занесены, но фактически не проживают его брат Манько В.В. и сын брата <данные изъяты>
Брат истца – Манько В.В. является военнослужащим и проходит военную службу по контракту в ПУ ФСБ России по ЗАР.
Решением жилищной комиссии ПУ ФСБ России по ЗАР от ДД.ММ.ГГГГ Манько В.В. и его сын признаны нуждающимися в жилом помещении по избранному месту жительства в г. Мурманск. В пункте 2 резолютивной части данного решения указано учитывать Манько В.В. и его сына Манько В.В. как подлежащих обеспечению жилым помещением в форме предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения с зачетом занимаемой военнослужащим и его сыном жилой площади по договору социального найма 22,06 кв.м, возможность сдачи которой отсутствует.
Считает решение жилищной комиссии в указанной части незаконным и необоснованным, нарушающим его права и законные интересы, а также членов его семьи, так как данным решением создается ситуация при которой ухудшаются жилищные условия проживающих в жилом помещении по договору социального найма граждан, выраженной в том, что на каждого члена семьи приходится менее размера учтенной нормы в г. Мурманске равной 12 кв.м.
Просит суд признать незаконным и отменить п.2 решения жилищной комиссии ПУ ФСБ России по ЗАР от ДД.ММ.ГГГГ в части указания сведений о праве Манько В.В. и его сына <данные изъяты> на проживание в жилом помещении, расположенном по <адрес>.
Истец Манько Л.В. и его представитель Бабич Я.Г. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивали по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ПУ ФСБ России по ЗАР <данные изъяты> в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, указав, что оспариваемое решение жилищной комиссии не затрагивает права и законные интересы истца; в настоящее время третье лицо Манько В.В., как военнослужащий, также обратился в Мурманский гарнизонный военный суд с аналогичным иском. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Третье лицо Манько В.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, не оспаривал того обстоятельства, что в настоящее время в им Мурманский гарнизонный военный суд подан иск, аналогичный рассматриваемому.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, обозрев материалы дела Мурманского гарнизонного военного суда №, суд отказывает в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель), обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 61 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, договором социального найма данного жилого помещения.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке вселять в занимаемое жилое помещение иных лиц.
В силу части 1 статьи 70 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя - других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи.
Судом установлено, что Манько Л.В. является нанимателем жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, состоящего из трехкомнатной квартиры общей площадью 66,20 кв.м., в том числе жилой площадью -47,20 кв.м., расположенного по <адрес> на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10).
Членами семьи нанимателя Манько Л.В. является <данные изъяты>
Указанное жилое помещение было предоставлено по ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ матери истца Манько Л.В. и третьего лица Манько В.В. – <данные изъяты> на состав семьи из четырех человек, в том числе указанных лиц. <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ скончалась. ДД.ММ.ГГГГ с согласия Манько В.В. договор найма переоформлен на Манько Л.В. с составом его семьи.
11.08.2016 между КИО г. Мурманска и Манько Л.В. заключено дополнительное соглашение к договору социального найма, в соответствии с которым членом семьи нанимателя является супруга – Мошникова О.А..
Указанные обстоятельства, а также то, что истец Манько Л.В. и третье лицо Манько В.В. совместно со своими семьями фактически проживают отдельно, совместного хозяйства не ведут и т.п., являлись предметом рассмотрения Мурманским гарнизонным военным судом в рамках дела по административному иску Манько В.В. об оспаривании ранее вынесенного решения жилищной комиссии от 10.08.2017. Указанное решение признано незаконным в части отказа в признании Манько В.В. нуждающимся в жилом помещении с возложением обязанности повторно рассмотреть о признании военнослужащего и члена его семьи нуждающимся в жилом помещении.
Решением Октябрьского районного суда г. Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что Манько В.В. и члены его семьи: <данные изъяты>, в составе одной семьи фактически проживают по иному <адрес>.
Основанием для обращения истца с настоящим иском в суд послужило то, что в решении жилищной комиссии ПУ ФСБ России по ЗАР по его мнению незаконно указано, что Манько В.В. и его сын <данные изъяты>. являются членами его семьи, как нанимателя жилого помещения, расположенного по <адрес>, а также истец считает неправомерным указание на сохранение за ними жилой площади по договору социального найма 22,06 кв.м., в связи, с чем ухудшаются его жилищные права, как нанимателя жилого помещения.
Манько В.В. относится в части реализации жилищных прав к категории военнослужащих – граждан, заключивших контракт о прохождении военной службы до 01.01.1998 года.
Решением ПУ ФСБ России по ЗАР от 15.06.2018 <данные изъяты> Манько В.В. и его сын <данные изъяты>., ДД.ММ.ГГГГ года рождения признаны нуждающимися в жилом помещении по избранному месту жительства в г. Мурманске.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (ст. 40, часть 1). Обязывая органы государственной власти создавать условия для осуществления данного права, которое в условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации реализуют в основном самостоятельно, используя для этого различные способы, Конституция Российской Федерации вместе с тем предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст. 40, части 2 и 3).
Тем самым федеральному законодателю на конституционном уровне предписывается не только определять категории граждан, нуждающихся в жилище, но и устанавливать конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся в настоящее время у государства.
Так, согласно Федеральному закону 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", закрепляющему основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей (преамбула), государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (абзац первый пункта 1 ст. 15).
Решение от 15.06.2018 о признании прапорщика Манько В.В. и его сына <данные изъяты> нуждающимися в жилом помещении по избранному месту жительства принято жилищной комиссией на основании п.ч ч.1 ст. 51 ЖК РФ, п.1,5,14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», п. 1 Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим-гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в органах федеральной службы безопасности, и членам их семей, утвержденного Приказом ФСБ России от 15.10.2014 № 587, п. 4 Правил, прапорщик Манько В.В. и его сыном <данные изъяты> признаны нуждающимися в жилом помещении по избранному месту жительства.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации определено, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии со ст. 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.
Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии с абз. 3 ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Таким образом, любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения.
Проанализировав юридически значимые доказательства и фактические обстоятельства дела, суд не усматривает в данном случае нарушения жилищных прав истца, как нанимателя жилого помещения.
Доказательств того, что решение жилищной комиссии ПУ ФСБ России по ЗАР от 15.06.2018 принятое по заявлению Манько В.В., как военнослужащего, нарушает каким-либо образом права или интересы истца, суду не представлено, в судебном заседании не добыто.
Указание пункте 2 резолютивной части оспариваемого решения учитывать Манько В.В. и его сына <данные изъяты> как подлежащих обеспечению жилым помещением в форме предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения с зачетом занимаемой военнослужащим и его сыном жилой площади по договору социального найма 22,06 кв.м, возможность сдачи которой отсутствует, свидетельствует об учете данного обстоятельства при решении вопроса при определении размера субсидии, предоставляемой Манько В.В., для приобретения или строительства жилого помещения.
При этом, истец Манько Л.В. и третье лицо Манько В.В. в судебном заседании при рассмотрении настоящего спора не оспаривали того обстоятельства, что жилое помещение по <адрес>, предоставлялось по договору социального найма их матери <данные изъяты> на состав семьи, в том числе на Манько Л.В. и Манько В.В., что указывает на обеспеченность Манько В.В. жильем за счет государства на условиях социального найма. Как указано выше, в дальнейшем договор найма с согласия третьего лица был переоформлен на истца.
Участники процесса также не оспаривали, что в настоящее время в производстве Октябрьского районного суда г. Мурманска находится на рассмотрении гражданское дело по иску Манько Л.В. о признании третьего лица и его сына утратившими право пользования указанным жилым помещением, а также в производстве Мурманского гарнизонного военного суда – дело по иску Манько В.В. об оспаривании рассматриваемого решения жилищной комиссии в той же части.
При указанных обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных требований о признании незаконным в части решения жилищной комиссии, понуждении к отмене решения, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск Манько Леонида Владимировича к Пограничному управлению ФСБ России по западному арктическому региону о признании незаконным в части решения жилищной комиссии, понуждении к отмене решения в части, – оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены, были исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования до дня его вступления в законную силу.
Председательствующий О.Н.Матвеева