№
№
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ а. Тахтамукай
Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея в составе:
Председательствующего Едиджи С.Х.
При секретаре ФИО4
С участием:
Представителя истца по доверенности ФИО5
Представителя ответчика по доверенности ФИО6
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к администрации МО «<адрес>» о признании права собственности на жилой дом,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО2 обратился в суд с иском к администрации МО «<адрес>» о признании права собственности на жилой дом.
В обоснование своих требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ по договору купли-продажи приобрел у ФИО7 одноэтажный жилой дом площадью 36,5 кв.м. и земельный участок площадью 900 кв.м. из категории земель «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», расположенные по адресу: <адрес>, а.Козет, <адрес>.
ФИО2 зарегистрировал право собственности на жилой дом и земельный участок.
В 2019 году на своем земельном участке он приступил к строительству второго одноэтажного жилого дома общей площадью 36,8 кв.м. и произвел раздел земельного участка в соответствии с расположениями объектов индивидуального жилищного строительства, в результате чего образованы земельные участки:
-площадью 343 кв.м. с кадастровым номером №:146 (на котором в 2019 года строился новый жилой дом);
-площадью 677 кв.м. с кадастровым номером №:167 (на котором расположен старый жилой дом).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в администрацию МО «Козетское сельское поселение» за присвоением новых административных адресов вновь образованным земельным участкам.
Постановлением администрации МО «Козетское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ № административный адрес «<адрес>, а.Козет, <адрес>», ранее присвоенный земельному участку с кадастровым номером №:22 - аннулирован и вновь образованным земельным участкам с кадастровыми номерами №:146 и №:167 присвоены административные адреса «<адрес>» и «<адрес>, а.Козет, <адрес>», соответственно.
Так как после раздела земельного участка индивидуальный жилой дом истца оказался расположен на расстоянии 1 метра от межевой границы с соседним земельным участком (также принадлежащим ему), ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в администрацию МО «<адрес>» за получением разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.
Однако, ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано, так как индивидуальный жилой <адрес> года постройки возведен без уведомления органа местного самоуправления о планируемом строительстве объекта ИЖС.
В мае 2020 года ФИО2 окончил строительство индивидуального жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №:146 по адресу: <адрес>, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию МО «<адрес>» с уведомлением об окончании строительства объекта ИЖС.
ДД.ММ.ГГГГ администрация МО «<адрес>» направила ФИО2 письмо, которым отказала в выдаче уведомления о соответствии построенного объекта ИЖС требованиям законодательства о градостроительной деятельности, в связи с тем, что ФИО2 не обращался в орган местного самоуправления с уведомлением о планируемом строительстве жилого дома.
Согласно техническому паспорту, составленному ДД.ММ.ГГГГ отделением по <адрес> филиала АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», построенный ФИО2 одноэтажный индивидуальный жилом дом лит. «А», общей площадью 36,8 кв.м., имеет жилую площадь 21,1 кв.м. и состоит из: кухни-гостиной площадью 11,3 кв.м.; туалета площадью 1,5 кв.м.; душевой площадью 2,9 кв.м.; жилой комнаты площадью 10,5 кв.м.; жилой комнаты площадью 10,6 кв.м.
Конструктивными особенностями жилого дома являются: свайный фундамент; стены и перегородки - дощатые с утеплителем и деревянным каркасом; чердачные перекрытия – деревянные балки и деревянные обрешетки с утеплителем; крыша из металло-профиля; полы из фанеры, ламината, линолеума и керамической плитки; оконные проемы – металлопластиковые; дверные проемы – металлические; канализация оформлена в виде автономной системы – септик; имеется подключение к электроэнергии. Степень износа жилого дома – 0%.
ФИО2 просит признать за ним право собственности на жилой дом общей площадью 36,8 кв.м., жилой площадью 21,1 кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером №:146 по адресу: <адрес>.
Представитель истца по доверенности ФИО5 в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика по доверенности - ФИО6 просила в удовлетворении искового заявления отказать, так как жилой дом построен без уведомления администрации МО «<адрес>» о планируемом строительстве.
Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, считает законным иск ФИО2 удовлетворить.
Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 по договору купли-продажи приобрел у ФИО7 одноэтажный жилой дом площадью 36,5 кв.м. и земельный участок площадью 900 кв.м. из категории земель «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», расположенные по адресу: <адрес>, а.Козет, <адрес>.
ФИО2 зарегистрировал право собственности на жилой дом и земельный участок.
В 2019 году на своем земельном участке он приступил к строительству второго одноэтажного жилого дома общей площадью 36,8 кв.м. и произвел раздел земельного участка в соответствии с расположениями объектов индивидуального жилищного строительства, в результате чего образованы земельные участки:
-площадью 343 кв.м. с кадастровым номером №:146 (на котором в 2019 года строился новый жилой дом);
-площадью 677 кв.м. с кадастровым номером №:167 (на котором расположен старый жилой дом).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в администрацию МО «Козетское сельское поселение» за присвоением новых административных адресов вновь образованным земельным участкам.
Постановлением администрации МО «Козетское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ № административный адрес «<адрес>, а.Козет, <адрес>», ранее присвоенный земельному участку с кадастровым номером №:22 - аннулирован и вновь образованным земельным участкам с кадастровыми номерами №:146 и №:167 присвоены административные адреса «<адрес>» и «<адрес>, а.Козет, <адрес>», соответственно.
После раздела земельного участка индивидуальный жилой дом истца оказался расположен на расстоянии 1 метра от межевой границы с соседним земельным участком (также принадлежащим ему), ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в администрацию МО «<адрес>» за получением разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.
Однако, ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано, так как индивидуальный жилой <адрес> года постройки возведен без уведомления органа местного самоуправления о планируемом строительстве объекта ИЖС.
В мае 2020 года ФИО2 окончил строительство индивидуального жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №:146 по адресу: <адрес>, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию МО «<адрес>» с уведомлением об окончании строительства объекта ИЖС.
ДД.ММ.ГГГГ администрация МО «<адрес>» направила ФИО2 письмо, которым отказала в выдаче уведомления о соответствии построенного объекта ИЖС требованиям законодательства о градостроительной деятельности, в связи с тем, что ФИО2 не обращался в орган местного самоуправления с уведомлением о планируемом строительстве жилого дома.
Согласно п.п.1,2 ст.209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно п.1 ст.263 ГК РФ, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке.
Согласно п.1.1 ч.17 ст.51 ГрК РФ, выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства.
Согласно ч.3 ст.48 ГрК РФ, осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, садового дома. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объекту индивидуального жилищного строительства, садовому дому.
В соответствии с ч.19 ст.55 ГрК РФ, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства:
1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении об окончании строительства параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами (в том числе в случае, если указанные предельные параметры или обязательные требования к параметрам объектов капитального строительства изменены после дня поступления в соответствующий орган уведомления о планируемом строительстве и уведомление об окончании строительства подтверждает соответствие параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве). В случае, если уведомление об окончании строительства подтверждает соответствие параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления об окончании строительства, осуществляется проверка соответствия параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома указанным предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления об окончании строительства;
2) проверяет путем осмотра объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома соответствие внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома описанию внешнего вида таких объекта или дома, являющемуся приложением к уведомлению о планируемом строительстве (при условии, что застройщику в срок, предусмотренный пунктом 3 части 8 статьи 51.1 настоящего Кодекса, не направлялось уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по основанию, указанному в пункте 4 части 10 статьи 51.1 настоящего Кодекса), или типовому архитектурному решению, указанному в уведомлении о планируемом строительстве, в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в границах исторического поселения федерального или регионального значения;
3) проверяет соответствие вида разрешенного использования объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома виду разрешенного использования, указанному в уведомлении о планируемом строительстве;
4) проверяет допустимость размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату поступления уведомления об окончании строительства, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в отношении планируемого к строительству, реконструкции объекта капитального строительства и такой объект капитального строительства не введен в эксплуатацию;
5) направляет застройщику способом, указанным в уведомлении об окончании строительства, уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности либо о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности с указанием всех оснований для направления такого уведомления. Формы уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
Согласно ч.21 ст.55 ГрК РФ, копия уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности направляется в срок, указанный в части 19 настоящей статьи, уполномоченными на выдачу разрешений на строительство федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в орган регистрации прав.
В соответствии с п.26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства.
Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
Судом установлено, что администрация МО «<адрес>» не рассмотрела в порядке, предусмотренном ч.ч.4-5 ст.40 ГрК РФ, обращение ФИО2 о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров размещения жилого дома на земельном участке, а впоследствии представила формальный отказ, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ.
Органом местного самоуправления не учтено, что ФИО2 является собственником обоих (смежных) земельных участков (образованных в результате раздела самим истцом), на одном из которых в период с 2019 по 2020 гг. осуществил строительство жилого дома.
Впоследствии, ответчик не рассмотрел в установленный законом семидневный срок уведомление ФИО2 об окончании строительства от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с порядком, предусмотренным ч.19 ст.55 ГрК РФ, однако направил в адрес истца письмо от ДД.ММ.ГГГГ, в котором изложил отказ в выдаче уведомления о соответствии объекта ИЖС требованиям законодательства о градостроительной деятельности, по формальным основаниям – в связи необращением истца в орган местного самоуправления с уведомлением о планируемом строительстве индивидуального жилого дома.
При этом, как видно из материалов дела, ФИО2, построил одноэтажный индивидуальный жилой дом в границах принадлежащего ему земельного участка с соответствующим с видом разрешенного использования.
Согласно техническому паспорту, составленному ДД.ММ.ГГГГ отделением по <адрес> филиала АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», жилом дом лит. «А», общей площадью 36,8 кв.м., имеет жилую площадь 21,1 кв.м. и состоит из: кухни-гостиной площадью 11,3 кв.м.; туалета площадью 1,5 кв.м.; душевой площадью 2,9 кв.м.; жилой комнаты площадью 10,5 кв.м.; жилой комнаты площадью 10,6 кв.м.
Конструктивными особенностями жилого дома являются: свайный фундамент; стены и перегородки - дощатые с утеплителем и деревянным каркасом; чердачные перекрытия – деревянные балки и деревянные обрешетки с утеплителем; крыша из металло-профиля; полы из фанеры, ламината, линолеума и керамической плитки; оконные проемы – металлопластиковые; дверные проемы – металлические; канализация оформлена в виде автономной системы – септик; имеется подключение к электроэнергии. Степень износа жилого дома – 0%.
Объект капитального строительства, возведенный ФИО2, обладает типичными параметрами, характерными для индивидуальных жилых домов.
Позиция администрации МО «<адрес>» противоречит, разъяснениям, изложенным в п.26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", так как в рассматриваемом случае:
-жилой дом возведен собственником в границах своего земельного участка с соответствующим видом разрешенного использования;
-нарушений прав и охраняемых законом интересов третьих лиц – не имеется;
-доказательства того, что жилой дом создает угрозу жизни и/или здоровью граждан – отсутствуют;
-истцом предприняты меры к легализации объекта недвижимости путем неоднократных обращений в орган местного самоуправления;
-единственным основанием, по которому ответчик не предоставляет уведомление о соответствии объекта ИЖС требованиям законодательства о градостроительной деятельности, является необращение истца в орган местного самоуправления с уведомлением о планируемом строительстве индивидуального жилого дома.
На основании изожженного, суд считает законным признать за ФИО2 право собственности на жилой дом общей площадью 36,8 кв.м., жилой площадью 21,1 кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером №:146 по адресу: <адрес>.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 к Администрации МО «<адрес>» о признании права собственности на жилой дом, удовлетворить.
Признать за ФИО2 право собственности на жилой дом общей площадью 36,8 кв.м., жилой площадью 21,1 кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером №:146 по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Верховный Суд Республики Адыгея через Тахтамукайский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.Х. Едиджи