Решение по делу № 2а-1108/2021 от 15.11.2021

Дело № 2а-1108/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с.Исянгулово 16 декабря 2021 года

Кугарчинский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Ширшовой Р.А.,

при секретаре Бикбулатовой А.А.,

с участием помощника прокурора Зианчуринского района Хамитова А.Р.,

представителя ответчика Администрации муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан Закировой Э.З.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Зианчуринского района Республики Башкортостан в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан об устранении нарушений жилищного законодательства при переселении граждан из ветхого и аварийного жилья,

установил:

прокурор Зианчуринского района Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан об устранении нарушений жилищного законодательства при переселении граждан из ветхого и аварийного жилья. В иске указал, что прокуратурой района проведена проверка деятельности Администрации муниципального района Зианчуринский район РБ по исполнению требований жилищного законодательства при переселении граждан из аварийного жилья. Установлено, что постановлениями Администрации МР Зианчуринский район РБ от 19.02.2020 г. № 93, от 10.08.2020 г. № 505 и от 24.08.2020 г. № 525 многоквартирные жилые дома по <адрес> признаны аварийными и подлежащими сносу. Указанными постановлениями также определен срок расселения граждан – до 31.12.2027 года. Вышеуказанные дома признаны межведомственной комиссией аварийными и подлежащими сносу на основании заключений ООО «Партнер-Уфа» вынесенных по результатам обследования основных несущих и ограждающих конструкций. Данные заключения не содержат сведений о сроках возможной эксплуатации указанных многократных домов.

Таким образом, установление в постановлениях Администрации от 19.02.2020 № 93, от 10.08.2020 № 505 и от 24.08.2020 № 525 срока расселения граждан до 31.12.2027 г. ни чем не обоснован.

Вышеизложенное в совокупности с выводами экспертов об аварийном состоянии вышеуказанных домов, а также в отсутствии сведений, что аварийность домов не представляет опасность для жизни и здоровья человека, свидетельствует о том, что дальнейшая их эксплуатация и проживание в них граждан создает реальную опасность для их жизни и здоровья, а также для жизни и здоровья иных лиц, и до 31.12.2027 г. могут произойти необратимые последствия.

Таким образом, постановления главы администрации об установлении срока расселения жильцов, рассматриваемых многоквартирных домов, сроком более 7 лет, то есть до 31.12.2027 нарушает права граждан на благоприятную среду проживания, установленный срок расселения неоправданно велик, не отвечает принципу разумности, создает реальную угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц. Учитывая высокую вероятность обрушения жилого дома при прогрессирующем увеличении скорости осадков фундамента, наряду с сокращением срока расселения граждан, имеется необходимость в установлении разумных сроков для проведения мероприятий по сносу указанного жилого дома.

Согласно уточненного иска прокурор просит признать бездействие Администрации Муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан по устранению нарушений отраженных в представлении от 22.01.2021 г. № 7-3-2021 незаконным; обязать Администрацию Муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан провести в течении 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обследование многоквартирных жилых домов № <адрес> <адрес> Республики Башкортостан для установления срока переселения граждан исходя из состояния аварийности.

Представитель ответчика Администрации муниципального района Зианчуринский район РБ Закирова Э.З. в судебном заседании просила отказать в иске, так как ответчиком выполняются мероприятия по признании домов аварийными и подлежащими сносу для включения в республиканскую адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Суду представила возражение на иск, в котором указала, что администрацией района проводятся мероприятия по признанию многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу для включения в республиканскую адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Между Администрацией района и ООО «Партнер-Уфа» заключен договор по оказанию услуг на проведение технического заключения многоквартирных домов. Приняты постановления администрации о признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу. Администрацией формировались и направлялся пакет документов в Министерство строительства и архитектуры Республики Башкортостан, в ГКУ РБ «Центр мониторинга аварийного жилищного фонда» для ускорения процесса включения данных аварийных домов в республиканскую адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Согласно предоставленным ответам, в соответствии с условиями адресной программы Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилья на 2019-2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23.04.2019 г. №238, в нее включены дома признанные до 01.01.2018 года аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации. Жилые дома, расположенные в <адрес> РБ по адресам: <адрес> признаны аварийными после 01.01.2017 года, что не соответствуют условиям программы. Соответственно включение вышеуказанных домов в программы по переселению граждан полагается возможным при формировании новых программ. Кроме того, денежные средства для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанные после 01.01.2017 г., в бюджете Республике Башкортостан не предусмотрены. В настоящее время формируется новая программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2022-2026 годы и отмена указанных постановлений администрации района о признании многоквартирных домов аварийными, влечет исключение муниципального района Зианчуринский район из участников данной адресной программы. Просит отказать в удовлетворении иска.

Помощник прокурора Хамитов А.Р. просил удовлетворить уточненный иск.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает, что уточненный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Согласно п. 6 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают контроль за исполнением законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

В силу абз. 2 п. 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 (далее по тексту – Положение), соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу.

На основании ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.

Из материалов дела следует, что Администрацией муниципального района Зианчуринский район РБ проводятся мероприятия по признанию многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу для включения в республиканскую адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Установлено, что постановлениями Администрации МР Зианчуринский район РБ от 19.02.2020 № 93, от 10.08.2020 № 505 и от 24.08.2020 № 525 многоквартирные жилые дома по <адрес> РБ признаны аварийными и подлежащими сносу. Указанными постановлениями также определен срок расселения граждан – до 31.12.2027 года.

По результатам актов обследования указанных многоквартирных домов межведомственной комиссией, назначенной распоряжением Администрации муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан, составлены заключения о признании многоквартирных жилых домов по <адрес> РБ аварийными и подлежащими сносу. В актах и заключениях не содержатся выводы о том, что проживание в указанных домах представляет опасность для жизни и здоровья проживающих в них граждан.

Администрация МР Зианчуринский район РБ обращалась в ГКУ РБ «Центр мониторинга аварийного жилищного фонда» для ускорения процесса включения данных аварийных домов в республиканскую адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Согласно предоставленному ответу № 31 от 05.02.2021 года, в соответствии с условиями адресной программы Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилья на 2019-2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23.04.2019 г. №238, в нее включены дома признанные до 01.01.2018 года аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации. Жилые дома, расположенные в <адрес> РБ по адресам: № <адрес> признаны аварийными после 01.01.2017 года, что не соответствуют условиям программы. Соответственно включение вышеуказанных домов в программы по переселению граждан полагается возможным при формировании новых программ. Кроме того, денежные средства для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного после 01.01.2017 г., в бюджете Республике Башкортостан не предусмотрены.

Частью 10 ст. 32 ЖК РФ предусмотрено, что признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

В силу приведенных норм, определение срока отселения физических и юридических лиц из многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока его сноса, относится к компетенции органа местного самоуправления, однако, исходя из ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, срок отселения и сноса аварийного дома должен быть разумным.

Как следует из п. 2 ч. 2 ст. 16 Федерального закона «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21.07.2007 № 185-ФЗ в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения.

При этом исполнение органом местного самоуправления обязанностей, предусмотренных ст.ст. 2, 32 и 87 ЖК РФ в случае проживания граждан в домах, представляющих опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния не может быть поставлено в зависимость от включения данного дома в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилья и предоставления финансовой поддержки на переселение граждан.

Вышеуказанные дома признаны межведомственной комиссией аварийными и подлежащими сносу на основании заключений ООО «Партнер-Уфа», вынесенных по результатам обследования основных несущих и ограждающих конструкций. Так, в технических заключениях ООО «Партнер-Уфа» от 26 мая 2020 года по результатам технического обследования домов № <адрес> указано, что техническое состояние основных строительных конструкций обследуемых зданий не обеспечивает их эксплуатационную надежность. Аварийное состояние фундаментов, перекрытий и стен обследуемых зданий может привести к их внезапному обрушению. Фактическое состояние инженерных коммуникаций жилых домов может привести к возникновению аварийных ситуаций, имеется опасность для жизни и здоровья людей. Дальнейшая их эксплуатация допустима только после проведения полного комплекса усилительно-восстановительных мероприятий, требующих значительных капитальных вложений. Проведение капитального ремонта обследуемых жилых домов экономически нецелесообразно.

Данные заключения не содержат сведений о сроках возможной эксплуатации указанных многократных домов.

Изучив указанные документы и проверив соблюдение жилищного законодательства, Администрацией МР Зианчуринский район РБ, прокуратурой Зианчуринского района РБ в адрес администрации внесено представление об устранении нарушений законодательства при переселении граждан из ветхого и аварийного жилья от 22.01.2021 г. В нем указано, что установление в постановлениях Администрации от 19.02.2020 № 93, от 10.08.2020 № 505 и от 24.08.2020 № 525 срока расселения граждан до 31.12.2027 ни чем не обосновано. Поскольку дальнейшая эксплуатация аварийных домов и проживание в них граждан создает реальную опасность для жизни и здоровья граждан, и определенный срок администрацией для переселения граждан не является разумным, потребовано от администрации устранить указанные нарушения.

Вышеизложенное в совокупности, с выводами экспертов об аварийном состоянии вышеуказанных домов, а также в отсутствии сведений, что аварийность домов не представляет опасность для жизни и здоровья человека, свидетельствует о том, что дальнейшая их эксплуатация и проживание в них граждан создает реальную опасность для их жизни и здоровья, а также для жизни и здоровья иных лиц, и до 31.12.2027 могут произойти необратимые последствия.

Таким образом, постановления главы администрации об установлении срока расселения жильцов рассматриваемых многоквартирных домов сроком более 7 лет, то есть до 31.12.2027 нарушает права граждан на благоприятную среду проживания, установленный срок расселения неоправданно велик, не отвечает принципу разумности, создает реальную угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц.

В соответствии со статьей 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в ответе на вопрос № 3 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за 2 квартал 2009 года, утвержденного Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 18.09.2009, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (ч. 2 ст. 15 ЖК РФ).

Учитывая высокую вероятность обрушения жилого дома при прогрессирующем увеличении скорости осадков фундамента, наряду с сокращением срока расселения граждан, имеется необходимость в установлении разумных сроков для проведения мероприятий по сносу указанного жилого дома.

В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Получив представление, Администрация муниципального района 01.02.2021 г. обращалась в ГКУ РБ «Центр мониторинга аварийного жилищного фонда» с просьбой ускорить процесс включения данных аварийных многоквартирных домов в республиканскую адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Согласно письму от 03.02.2021 г. глава администрации МР Зианчуринский район РБ обратился директору ООО «Партнер-Уфа», указав, что по результатам обследования многоквартирных домов представлены технические заключения, в которых не отражены сроки их безопасной эксплуатации, в связи с чем, администрация муниципального района просит дополнить сведения о реальных сроках безопасной эксплуатации данных домов.

Однако, как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, указанные в представлении прокурора Зианчуринского района РБ от 22.01.2021 г. нарушения жилищного законодательства - не установления срока переселения граждан из домов, исходя из их аварийности, не устранены в установленный прокурором срок, а также и на день рассмотрения данного иска нарушения не устранены.

В связи с изложенным, бездействие Администрации района в части не устранения нарушений, в связи с не установлением срока переселения граждан из аварийных домов,исходя из их аварийности, следует признать незаконным, а также необходимо обязать Администрацию муниципального района Зианчуринский район РБ провести обследование многоквартирных жилых домов № <адрес> <адрес> Республики Башкортостан для установления срока переселения граждан исходя из состояния их аварийности, в течении трех месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 39, 227 КАС РФ,

решил:

иск прокурора Зианчуринского района Республики Башкортостан в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан об устранении нарушений жилищного законодательства при переселении граждан из ветхого и аварийного жилья удовлетворить.

Признать бездействие Администрации муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан по устранению нарушения отраженного в представлении от 22.01.2021 № 7-3-2021 в части не установления срока переселения граждан, исходя из состояния аварийности домов, незаконным.

Обязать Администрацию муниципального района Зианчуринский район РБ провести обследование многоквартирных жилых домов <адрес> Республики Башкортостан для установления срока переселения граждан, исходя из состояния аварийности, в течении трех месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано или принесено апелляционное представление прокурором в Верховный суд Республики Башкортостан через Кугарчинский межрайонный суд РБ в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий Р.А.Ширшова

Решение в окончательной форме принято 20 декабря 2021 года

2а-1108/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Зианчуринского района
Ответчики
Администрация МР Зианчуринский район
Суд
Кугарчинский районный суд Республики Башкортостан
Судья
Ширшова Р.А.
Дело на странице суда
kugarchinsky.bkr.sudrf.ru
15.11.2021Регистрация административного искового заявления
15.11.2021Передача материалов судье
19.11.2021Решение вопроса о принятии к производству
26.11.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
26.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.12.2021Подготовка дела (собеседование)
09.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.12.2021Судебное заседание
16.12.2021Судебное заседание
20.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее