Дело № 2-382/2020
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
10 июня 2020 года с. Миасское Красноармейский районный суд Челябинской области в составе председательствующего - судьи Бутаковой О.С.,
при секретаре Шахматовой В.В.,
с участием истца Евдокимова М.С., представителей ответчиков администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области Пашниной Н.О., администрации Баландинского сельского поселения Красноармейского муниципального района Челябинской области Саулина М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Евдокимова Максима Сергеевича к администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области, администрации Баландинского сельского поселения Красноармейского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности передать полномочия, внести изменения в генеральный план и документы территориального планирования,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Евдокимов М.С. обратился в суд с иском, в котором просит возложить на администрацию Красноармейского муниципального района Челябинской области обязанность передать в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ полномочия по регулированию вопросов местного значения в части разработки и внесения изменений в генеральный план и документ территориального планирования Баландинскому сельскому поселению, на администрацию Баландинского сельского поселения Красноармейского муниципального района Челябинской области в течение шести месяцев внести изменения в генеральный план и документ территориального планирования д. Круглое Красноармейского муниципального района Челябинской области, включив изменение схемы улично-дорожной сети с учетом фактически имеющихся проездов, а также планируемых к размещению дорог местного значения, а именно следующих улиц и проездов: пер. 1-й Петровский, пер. 3-й Петровский, пер. 4-й Петровский, ул. Андреевская, ул. Арсеньева, пер. Березовый, ул. Бирюсовая, ул. Благодатная, ул. Васильковая, ул. Володарская, ул. Дубравская, ул. Екатерининская, ул. Казанская, ул. Клименская, ул. Крымская, ул. Лазаревская, ул. Луганская, пер. Луговой, ул. Малахитовая, ул. Мира, ул. Никольская, ул. Новосельская, ул. Окольная, ул. Олимпийская, пер. Олимпийский, ул. Магистральная, ул. Полевая, ул. Полежаевская, ул. Пражская, пер. Призовой, ул. Радужная, ул. Рубежная, ул. Светлая, ул. Севастопольская, ул. Селянская, ул. Славянская, ул. Солнечная, ул. Софийская, ул. Спасская, ул. Спортивная, ул. Старкова, ул. Стартовая, ул. Таежная, ул. Удачная, ул. Уральская, ул. Успенская, ул. Широкая, пер. Южный, ул. Ясная.
Р’ обоснование требований указано, что РІ соответствии СЃРѕ СЃС‚. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления РІ РФ» вопросами местного значения являются РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, Рє числу которых, РІ том числе, относится разработка, утверждение Рё внесение изменений РІ генеральный план поселения, разработка Рё утверждение документа территориального планирования. Жители Рґ. Круглое неоднократно направляли обращения Рє Главе поселения Саулину Рњ.Р’., Главе Красноармейского муниципального района Сакулину Р®.Рђ. для решения РІРѕРїСЂРѕСЃР° Рѕ внесении изменений РІ генеральный план поселения РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ коттеджной застройкой, появлением новых улиц, проездов Рё РґРѕСЂРѕРі местного значения, однако проблема решена РЅРµ была. После обращения РІ прокуратуру Челябинской области, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ выявленными нарушениями градостроительного законодательства Рё законодательства Рѕ РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕР№ деятельности, РІ адрес Главы Баландинского сельского поселения было внесено представление. Отсутствие надлежащих мер РїРѕ устранению нарушений СЃРѕ стороны Саулина Рњ.Р’. явилось РїРѕРІРѕРґРѕРј для обращения РІ СЃСѓРґ. Р’ С…РѕРґРµ судебного разбирательства Саулин Рњ.Р’. приобщил Рє материалам дела соглашение, указав, что полномочия РЅР° разработку генерального плана деревни Рё документа территориального планирования переданы поселением муниципальному району, Р·Р° Баландинским сельским поселением оставлены лишь полномочия РїРѕ утверждению этих документов, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем была произведена смена ответчика. Однако данное соглашение РЅРµ содержит информации Рѕ передачи полномочий РїРѕ разработке документа территориального планирования Рё генерального плана Рґ. Круглое, РІ нем имеется указание РЅР° передачу полномочий РѕС‚ муниципального района; соглашение РЅРµ имело отношения Рє рассматриваемому делу, Р° Глава Баландинского сельского поселения избежал наказания Р·Р° отсутствие мер РїРѕ устранению выявленных нарушений. Рменно таким образом требование Рѕ внесении изменений РІ генеральный план РЅРµ может быть реализовано РІ законные СЃСЂРѕРєРё, что нарушает права жителей поселения РЅР° благоприятную окружающую среду Рё безопасность РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ движения. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, сторона истца считает, что разработка Рё внесение изменений РІ генеральный план деревни Рё документ территориального планирования является РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРј местного значения Рё традиционно относится Рє компетенции Баландинского сельского поселения, как наиболее приближенного Рє жителям СѓСЂРѕРІРЅСЋ местного самоуправления, что ранее РІ период СЃ апреля 2013 РїРѕ декабрь 2019 РіРѕРґР° такие полномочия входили РІ компетенцию сельского поселения, Р° РёС… передача муниципальному району приведет Рє затягиванию процедуры внесения изменений Рё разработке генерального плана Рґ. Круглое.
Определением Красноармейского районного СЃСѓРґР° Челябинской области РѕС‚ 10 РёСЋРЅСЏ 2020 РіРѕРґР° РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление РќРѕРІРёРє Рђ.Р’., Хлыстун РЎ.Р’., Трапезникова Р’.Р ., Зуевой Р•.Р’., Хамитова Р.Рњ., Суетиной Рў.Р®., Гороховой Рњ.Рџ., Хадеевой Р .Р‘., Шарая Р•.Р”., Божак Рћ.Р®., Коновалова Р .Р’., Суетина Рђ.Р’., Фердер Р.Р., Казакова Рђ.Рђ., Хамицевич Р•.Рќ., Сакаловой Рћ.Рќ., Шапоревой Рћ.Рџ., Пушпашевой Р’.Р., Девальд Рќ.Рђ., Красникова Рђ.РЎ., Пушпашева РЎ.Р”., Дейниченко Р”.Рђ., Голяшевич Р›.Рџ., Мухаметовой Рљ.Р’., Логуновой Рђ.Р’., Гималетдиновой Р.Р ., Небытова Рђ.Р., Амирарслановой Р“.Р., Кокотеева Р.Рђ., Гималетдинова Р.Рњ. Сысоевой Рў.Рђ., Шафиковой Рќ.РҐ., Полушиной Рќ.Рќ., Даненковой Рќ., Гуртового Р”.Рђ., Стариненко Р .Р’., Танковских Рў.Рђ., Коротких Р’.Р., Стариненко Рќ.Рђ., Небытовой Р•.Р., Антроповой Рќ.РЎ., Демина Р .Р’., Самсоновой Р•.Р‘., Самсонова Рђ.Рќ., Пешко Рђ.Р¤., Марченко Рђ.Р•., Бельке Р¤.Р . Рє администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области, администрации Баландинского сельского поселения Красноармейского муниципального района Челябинской области Рѕ возложении обязанности оставлено без рассмотрения РЅР° основании абз. 4 СЃС‚. 222 ГПК Р Р¤, производство РїРѕ гражданскому делу РїРѕ РёСЃРєСѓ Горохова Р’.Рђ. Рє администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области, администрации Баландинского сельского поселения Красноармейского муниципального района Челябинской области Рѕ возложении обязанности - прекращено РЅР° основании абз. 7 СЃС‚. 220 ГПК Р Р¤.
В судебном заседании истец Евдокимов М.С. на требованиях с учетом уточнений настаивал, полагал, что основанием для возложения обязанности передать полномочий одним органом местного самоуправления другому являются положения Федерального закона №131-ФЗ, что решение по настоящему иску отменит ранее принятый судебный акт в отношении администрации Красноармейского района Челябинской области.
Представитель ответчика администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области Пашнина Н.О. в судебном заседании с иском не согласилась, указала, что решение о передаче осуществления части своих полномочий по решению тех или иных вопросов местного значения принимаются органом местного самоуправления самостоятельно при наличии необходимости, что судебным актом, вступившим в законную силу, на администрацию района уже возложена обязанность принять решение о подготовке предложений о внесении изменений в генплан д. Круглое и разработать проект планировки д. Круглое, для исполнения которого будет проведена работа по запросу финансирования на разработку указанных в решении документов.
Представитель ответчика администрации Баландинского сельского поселения Красноармейского муниципального района Челябинской области Саулин М.В. в судебном заседании с иском не согласился.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления определяет Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ).
Под вопросами местного значения в ст. 2 указанного выше Федерального закона понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Перечень вопросов местного значения городского, сельского поселения закреплен в ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ.
Так, согласно ч. 3 ст. 14 данного закона к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Рные РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для РіРѕСЂРѕРґСЃРєРёС… поселений, РЅРµ отнесенные Рє вопросам местного значения сельских поселений РІ соответствии СЃ частью 3 настоящей статьи, РЅР° территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. Р’ этих случаях данные РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ являются вопросами местного значения муниципальных районов (С‡. 4 СЃС‚. 14 Федерального закона в„– 131-ФЗ).
В силу изложенного выше, вопросы, в частности, по утверждению генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, указанные в п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ, относятся к вопросам местного значения Красноармейского муниципального района Челябинской области.
Как следует из ч. 4 ст. 15 данного Федерального закона органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Порядок заключения соглашений определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования.
Как следует из материалов дела, реализуя приведенные выше положения закона, 30 декабря 2019 года между муниципальным образованием «Красноармейский муниципальный район» и муниципальным образованием «Баландинское сельское поселение» заключено соглашение, согласно п. 1.1.5. которого муниципальный район передал сельскому поселению полномочия по утверждению генеральных планом поселения, правил землепользования и застройки, утверждению подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, утверждению местных нормативов градостроительного проектирования поселений и иные, предусмотренные п. 20 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ (л.д. 59-64).
Полномочия на разработку генерального плана д. Круглое и документа территориального планирования Баландинским сельским поселением Красноармейскому муниципальному району указанным выше соглашением не передавались.
Вопросы местного значения муниципального района закреплены в ст. 15 Федерального закона №131-ФЗ, к которым, в частности относятся утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, организация в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» выполнения комплексных кадастровых работ и утверждение карты-плана территории (п.п. 15, 36 ч. 1 ст. 15 данного закона, п.п. 14, 39 ч. 1 ст. 5 Устава Красноармейского муниципального района, принятого постановлением Собрания депутатов Красноармейского муниципального района от 21 июня 2005 года №49) (л.д. 119-136).
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов наделены определенными полномочиями, которые осуществляются ими самостоятельно (ч. 1, 3 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ).
Таким образом, принимая во внимание самостоятельность органов местного самоуправления при решении вопросов местного значения, недопустимость произвольного вмешательства в их компетенцию при решении таких вопросов, правовых оснований для удовлетворения исковых требований о возложения на администрацию Красноармейского района Челябинской области обязанности передать полномочия по регулированию вопросов местного значения в части разработки и внесения изменений в генеральный план и документ территориального планирования Баландинскому сельскому поселению, суд не усматривает.
Приведенная в иске позиция истца является его субъективным мнением по вопросу необходимости решения тем или иным органом местного самоуправления определенных вопросов местного значения, что само по себе не может являться основанием для удовлетворения заявленных требований.
Согласно п. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В силу статей 1, 11, 12 ГК РФ и ст. 3 ГПК РФ защита гражданских прав может осуществляться в случае, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов лица, требующего их применения.
Таким образом, предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов истца посредством предусмотренных действующим законодательством способов защиты. При этом избранный способ защиты нарушенного права и законных интересов должен отвечать принципам правовой соразмерности, то есть должен быть основан на соблюдении баланса интересов и прав спорящих сторон. По смыслу названных правовых норм, целью судебной защиты является соразмерное восстановление нарушенных или оспариваемых прав.
Требуя возложить на администрацию Баландинского сельского поселения Красноармейского муниципального района Челябинской области обязанность внести изменения в генеральный план и документ территориального планирования д. Круглое Красноармейского муниципального района Челябинской области, включив изменение схемы улично-дорожной сети с учетом фактически имеющихся проездов, а также планируемых к размещению дорог местного значения, истец Евдокимов М.С. ссылается на затягивание администрацией Красноармейского района процедуры внесения указанных выше изменений, на необходимость решения данных вопросов местного значения именно администрацией сельского поселения как наиболее приближенным к гражданам уровнем местного самоуправления.
Как следует из материалов дела, решением Красноармейского районного суда Челябинской области от 07 февраля 2020 года удовлетворены исковые требования прокурора Красноармейского района Челябинской области. На администрацию Красноармейского муниципального района Челябинской области обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о подготовке предложений о внесении в генеральный план деревни Круглое изменений, включив в качестве обязательного условия изменение схемы улично-дорожной сети с учетом фактически имеющихся проездов, а также планируемых к размещению дорог местного значения, а также обязанность в течение шести месяцев с момента утверждения изменений в генеральный план д. Круглое разработать проект планировки территории д. Круглое. Решение вступило в законную силу 17 марта 2020 года (л.д. 56).
Согласно ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
С учетом ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в совокупности с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.
Таким образом, учитывая, что вступившим в законную силу судебным актом на орган местного самоуправления муниципального района возложена обязанность принять решение о подготовке предложений о внесении в генеральный план деревни Круглое изменений с включением в качестве обязательного условия изменение схемы улично-дорожной сети с учетом фактически имеющихся проездов, а также планируемых к размещению дорог местного значения и разработать проект планировки территории д. Круглое, принимая во внимание, что судебной защите подлежит только нарушенное или оспариваемое право, суд приходит к выводу о том, что в настоящем случае права и законные интересы Евдокимова М.С. ответчиками не нарушены, доказательств обратного материалы дела не содержат.
Доводы истца о том, что администрация Красноармейского района будет затягивать процедуру внесения указанных выше изменений, являются голословными, достаточными и допустимыми доказательствами не подтверждены. Положения Федерального закона № 131-ФЗ, на которые ссылается истец как на обоснование своих требований, не возлагают полномочия по разработке и внесению изменений в генеральный план и документы территориального планирования исключительно на органы местного самоуправления сельского поселения.
Следовательно, требования о возложении на администрацию Баландинского сельского поселения Красноармейского муниципального района Челябинской области в течение шести месяцев внести изменения в генеральный план и документ территориального планирования д. Круглое Красноармейского муниципального района Челябинской области, включив изменение схемы улично-дорожной сети с учетом фактически имеющихся проездов, а также планируемых к размещению дорог местного значения, перечисленных в иске, также удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШРР›:
Р’ удовлетворении исковых требований Евдокимова Р¤РРћ64 Рє администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области, администрации Баландинского сельского поселения Красноармейского муниципального района Челябинской области Рѕ возложении обязанности передать полномочия, внести изменения РІ генеральный план - отказать.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Красноармейский районный суд Челябинской области.
Председательствующий: подпись О.С. Бутакова
Мотивированное решение изготовлено 18 июня 2020 года
Судья: подпись О.С. Бутакова
Копия верна, судья