Решение по делу № 33-7028/2023 от 30.05.2023

УИД 34RS0008-01-2022-010413-80

судья Коротенко Д.И. дело № 33-7028/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Волгоград 22 июня 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе

председательствующего Самойловой Н.Г.,

судей Ждановой С.В., Олейниковой В.В.,

при помощнике судьи Калимуллиной Н.Б.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № <...> по иску ............., .............., ..............., ............, ..........., ............., действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ........, ........., ............., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней .............., к администрации Волгограда (ИНН 3444059139, КПП 344401001) о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения взамен аварийного жилья,

по апелляционной жалобе администрации Волгограда

на решение Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:

«Исковые требования .............., ..............., ............, ..........., ............., действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ........, ........., ............., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней .............., к администрации Волгограда о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения взамен аварийного жилья удовлетворить.

Возложить на администрацию Волгограда обязанность предоставить на праве собственности:

- .............., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес>, зарегистрированной по адресу: 400006, <адрес>,

- ..............., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес>, зарегистрированному по адресу: 400006, <адрес>,

- ............, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес>, зарегистрированной по адресу: 400006, <адрес>,

- ..........., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес>, зарегистрированной по адресу: 400006, <адрес>,

- ............., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес>, Тувинской АССР, зарегистрированному по адресу: 400006, <адрес>,

- ........, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес>, зарегистрированному по адресу: 400006, <адрес>,

- ........., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес>, зарегистрированной по адресу: 400006, <адрес>,

- ............., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес>, зарегистрированной по адресу: 400006, <адрес>,

- .................., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес>, зарегистрированной по адресу: 400006, <адрес> благоустроенные жилые помещения, равнозначные по общей площади занимаемым, расположенные в черте <адрес>, взамен находящихся в их собственности помещений в жилом <адрес>.

В удовлетворении исковых требований ............. о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения взамен аварийного жилья отказать».

Заслушав доклад судьи областного суда ................ об обстоятельствах дела, пояснения представителя ответчика ............, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу ............., ..............., ..............., .............., ............, .........., а также их представителя ................., судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

установила:

истцы обратились в суд с указанным выше исковым заявлением, в обоснование которого указали, что они являются собственниками квартир в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, который на основании постановления администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ № <...> признан аварийным и подлежащим сносу.

ДД.ММ.ГГГГ произошло возгорание в одной из квартир указанного многоквартирного дома, в результате чего повреждены основные конструкционные элементы указанного дома. В последующем, в доме произошла серия возгораний 30 июля, 1 и ДД.ММ.ГГГГ.

В результате пожаров многоквартирный жилой дом получил значительные повреждения строительных конструкций, в том числе и несущих, вследствие чего, проживание в нём создаёт угрозу жизни и здоровью как лиц проживающих в нём, так и находящихся рядом. Жилые помещения, находящиеся в многоквартирном доме получили повреждения, в результате которых являются непригодными для проживания.

ДД.ММ.ГГГГ рабочей группой специалистов администрации <адрес> Волгограда в целях обследования текущего состояния дома проведён осмотр здания, а так же помещений общего пользования. Составленным по результатам указанного обследования актом установлено, что возгорание произошло вследствие ненадлежащего использования электроприбора (предварительные данные ГУ МЧС России по <адрес>), которое привело к последующему выгоранию вещей и ограждающих конструкций дома. Выявлено прогорание деревянного перекрытия между 2 и 3 этажами, с образованием сквозных отверстий, как в потолочном перекрытии над помещением № <...>, так и в коридоре 3 этажа. В результате произошедшего пожара пострадала, в том числе комнаты истцов, помещения общего пользования (коридоры), частично разрушены полы 3 этажа, имеются сквозные разрушения перекрытия.

Согласно выводам, содержащимся в акте, здание жилого дома длительное время эксплуатируется с предельным износом строительных конструкций, инженерных систем, техническое состояние ограждающих конструкций продолжает ухудшаться. С учётом произошедшего ДД.ММ.ГГГГ пожара здание представляет реальную угрозу жизни и здоровью граждан.

По результатам обследования комитету жилищной и социальной политики администрации Волгограда рекомендовано в максимально возможный срок активизировать работу по переселению граждан, проживающих доме.

Экспертным заключением ООО «Волгадонпроект» подтверждено, что исходя из технического состояния ограждающих конструкций (торцовой наружной стены, перекрытий), помещений общего пользования жилого дома, использование ряда жилых помещений недопустимо и возможен риск их внезапного обрушения.

В решении от ДД.ММ.ГГГГ № <...> «О проведении мероприятий по недопущению чрезвычайной ситуации в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>» указано, что с учётом общего существенного ухудшения технического состояния строительных конструкций жилого дома, и также произошедшего пожара, вызвавшего существенные повреждения части жилых помещений, а также помещений общего пользования жилого дома, необходимо в кратчайшие сроки провести мероприятия по первоочередному переселению граждан из указанного аварийного дома.

Таким образом, истцы не имеют возможности проживать в непригодных для этого помещениях. В ответ на их обращение к ответчику о предоставлении жилых помещений взамен непригодных, им предлагается к переселению для временного проживания жилые помещения манёвренного фонда, которые, по мнению истцов, не отвечают требованиям, установленным жилищным законодательством, и являются непригодными для проживания.

Сославшись на изложенные обстоятельства, истцы просили суд возложить на администрацию Волгограда обязанность предоставить им взамен жилых помещений, признанных непригодными для проживания, вследствие чрезвычайной ситуации (пожара), другие благоустроенные жилые помещения, равнозначные по общей площади занимаемым.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация Волгограда оспаривает решение, просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование доводов жалобы апеллянт ссылается на неправильное применение судом норм материального права, а также неверное установление обстоятельств, имеющих значение для дела.

Согласно пункту 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе.

Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, изучив доводы жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьями 195, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно отвечать требованиям законности и обоснованности.

Под интересами законности с учётом положений статьи 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия понимает необходимость проверки правильности применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов участников гражданских правоотношений.

Указанным требованиям решение соответствует тогда, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права, в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и когда в нём отражены имеющие значение для данного дела факты, подтверждённые проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их допустимости и относимости, а также когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Постановленное судом решение данным требованиям не соответствует.

Судом апелляционной инстанции установлено и из материалов дела следует, что истцы являются собственниками жилых помещений, расположенных в многоквартирном <адрес>.

6 мая, 30 июля, 1 и ДД.ММ.ГГГГ в указанном многоквартирном доме произошла серия возгораний, в результате чего жилой дом получил значительные повреждения строительных конструкций, в том числе и несущих, вследствие чего, проживание в многоквартирном доме создаёт угрозу жизни и здоровью как лиц проживающих в нём, так и находящихся рядом. Жилые помещения, находящиеся в многоквартирном доме получили повреждения, в результате которых являются непригодными для проживания.

ДД.ММ.ГГГГ рабочей группой специалистов администрации <адрес> в целях обследования текущего состояния многоквартирного дома, пострадавшего во время пожара, а также подготовки материалов для рассмотрения комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности <адрес>, проведён осмотр здания, а так же помещений общего пользования многоквартирного <адрес>, о чём составлен соответствующий акт.

Согласно с указанным актом обследования, в жилом помещении № <...> произошло возгорание вследствие ненадлежащего использования электроприбора (предварительные данные ГУ МЧС России по <адрес>), в результате чего произошло полное выгорание вещей, ограждающих конструкций жилого помещения. Выявлено прогорание деревянного перекрытия между 2 и 3 этажами, с образованием сквозных отверстий, как в потолочном перекрытии над помещением № <...>, так и в коридоре 3 этажа. В результате произошедшего пожара пострадали комнаты № № <...>, 20а, 35, 36, 38, выбиты двери комнат № № <...>, 34, 37, 39, 39а, 44, от затопления вследствие тушения пожара пострадали комнаты №№ <...>, 3, 4, 6, 8. Помещения общего пользования (коридоры) также пострадали, частично разрушены полы 3 этажа, имеются сквозные разрушения перекрытия.

Согласно выводам, содержащимся в акте - здание жилого дома длительное время эксплуатируется с предельным износом строительных конструкций, инженерных систем, техническое состояние ограждающих конструкций продолжает ухудшаться. С учётом произошедшего ДД.ММ.ГГГГ пожара, здание в настоящий момент представляет реальную угрозу жизни и здоровью граждан.

Также по результатам проведённого обследования установлена угроза обрушения отделочных слоёв перекрытий в помещениях общего пользования жилого дома, обрушения деревянных конструкции перекрытий, пострадавших от огня и замачивания вследствие тушения пожара.

Комитету жилищной и социальной политики администрации Волгограда рекомендовано в максимально возможный срок активизировать работу по переселению граждан, проживающих в многоквартирном жилом <адрес>.

Согласно экспертному заключению о техническом состоянии строительных конструкций, составленному специалистами специализированной организации ООО «Волгадонпроект», техническое состояние ограждающих конструкций (торцовой наружной стены, перекрытий), помещений общего пользования жилого дома, ряда жилых помещений недопустимо и возможен риск их внезапного обрушения.

В решении от ДД.ММ.ГГГГ № <...> «О проведении мероприятий по недопущению чрезвычайной ситуации в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>» администрация Волгограда указала, что с учётом общего существенного ухудшения технического состояния строительных конструкций жилого дома, а также произошедшего пожара, вызвавшего существенные повреждения части жилых помещений, а также помещений общего пользования жилого дома, необходимо в кратчайшие сроки провести мероприятия по первоочередному переселению граждан из указанного аварийного дома.

Спорный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу на основании заключения межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов <адрес> Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ № <...>, утвержденного постановлением администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ.

В настоящее время в Волгограде с участием средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, в соответствии с региональной адресной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории <адрес> в 2019-2025 годах», утверждённой постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № <...>-п, расселяется аварийное жильё, признанное таковыми с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В срок до сентября 2025 года указанные мероприятия будут завершены.

Спорный многоквартирный жилой дом в региональную адресную программу не включен.

Расселение граждан из жилья, признанного аварийным после ДД.ММ.ГГГГ осуществляется в рамках подпрограммы «Переселение граждан, проживающих в Волгограде, из аварийного жилья» муниципальной программы «Жилище», утверждённой постановлением администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ № <...>. Срок расселения в соответствии с действующей редакцией подпрограммы - 2026 год. Указанный срок может быть изменён в зависимости от объёма денежных средств, направляемых на реализацию подпрограммы, который на 2022 год не запланирован.

Разрешая заявленные исковые требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции исходил из того, что многоквартирный дом по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и после этой даты у органа местного самоуправления возникла обязанность по обеспечению условий для осуществления гражданами права на безопасность жилища, в том числе путём изъятия для муниципальных нужд как земельного участка, на котором расположен дом, так и каждого жилого помещения в указанном доме, в целях исполнения обязанности по ликвидации аварийного жилищного фонда и переселения граждан.

Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции не соглашается, исходя из следующего.

Правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации на переселение граждан из аварийного жилищного фонда путём создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, устанавливает Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Федеральный закон № 85-ФЗ), согласно части 1 статьи 3 которого в целях данного федерального закона создаётся государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

Под переселением граждан из аварийного жилищного фонда в пункте 3 статьи 2 данного федерального закона понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32 и 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Под предоставлением финансовой поддержки за счёт средств Фонда в пункте 4 статьи 2 данного федерального закона понимается, среди прочего, предоставление Фондом целевых средств бюджетам субъектов Российской Федерации на безвозвратной и безвозмездной основе на переселение граждан из аварийного жилищного фонда на условиях, предусмотренных этим же федеральным законом.

По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьёй 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в данном доме путём выкупа.

Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачётом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включён в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого, равнозначного, жилого помещения либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Таким образом, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объём жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 16 Федерального закона 185-ФЗ региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности, перечень многоквартирных домов, признанных до определённой даты в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Частью 2.1 статьи 16 названного закона установлены требования к размерам этапов региональных адресных программ. Размер этапа 2017 года и (или) последующего года региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должен быть равен остатку аварийного жилищного фонда. При этом под остатком аварийного жилищного фонда, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, понимается общая площадь аварийного жилищного фонда, не включенного в этапы прошлых лет региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства.

Жилой <адрес> в <адрес> признан аварийным в декабре 2017 года, в связи с чем действие региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории <адрес> в 2019-2025 годах», утверждённой постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № <...>-п, не распространяется на граждан, проживающих в указанном выше многоквартирном доме, финансовая поддержка Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на расселение указанного жилого дома не предоставляется.

В этой связи, суд не вправе возлагать на администрацию Волгограда обязанность обеспечить собственников аварийных жилых помещений другими жилыми помещениями, поскольку из содержания статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения (подпункт «и» пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № <...>).

Аналогичная правовая позиция содержится в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ.

В силу части 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.

Как следует из общедоступных сведений, размещенных на сайте https://trac.vol@sudrf.ru, в производстве Тракторозаводского районного суда <адрес> находятся гражданские дела по искам администрации Волгограда к ..............., ........., ............., .............., ............, ........, ............., ........ .............. об изъятии спорных жилых помещений.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы администрации Волгограда являются состоятельными, а оспариваемое решение подлежащим отмене в части удовлетворения исковых требований, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований о возложении на ответчика обязанности по предоставлению жилого помещения взамен аварийного жилья.

В апелляционной жалобе ответчика не содержатся доводы о несогласии с решением суда в части отказа в удовлетворении иска ............., в связи с чем суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы и не усмотрев оснований для выхода за их пределы, оставляет решение суда в этой части без изменения.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда,

определила:

решение Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменить в части удовлетворения исковых требований .............., ..............., ............, ..........., ............., действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ........, ........., ............., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней .............., к администрации Волгограда о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения взамен аварийного жилья, принять по делу новое решение.

.............., ..............., ............, ..........., ............., действующему в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ........, ........., ............., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней .............., к администрации Волгограда о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения взамен аварийного жилья отказать.

В остальной части решение Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения.

Председательствующий судья /подпись/

Судьи /подписи/

УИД 34RS0008-01-2022-010413-80

судья Коротенко Д.И. дело № 33-7028/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Волгоград 22 июня 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе

председательствующего Самойловой Н.Г.,

судей Ждановой С.В., Олейниковой В.В.,

при помощнике судьи Калимуллиной Н.Б.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № <...> по иску ............., .............., ..............., ............, ..........., ............., действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ........, ........., ............., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней .............., к администрации Волгограда (ИНН 3444059139, КПП 344401001) о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения взамен аварийного жилья,

по апелляционной жалобе администрации Волгограда

на решение Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:

«Исковые требования .............., ..............., ............, ..........., ............., действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ........, ........., ............., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней .............., к администрации Волгограда о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения взамен аварийного жилья удовлетворить.

Возложить на администрацию Волгограда обязанность предоставить на праве собственности:

- .............., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес>, зарегистрированной по адресу: 400006, <адрес>,

- ..............., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес>, зарегистрированному по адресу: 400006, <адрес>,

- ............, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес>, зарегистрированной по адресу: 400006, <адрес>,

- ..........., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес>, зарегистрированной по адресу: 400006, <адрес>,

- ............., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес>, Тувинской АССР, зарегистрированному по адресу: 400006, <адрес>,

- ........, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес>, зарегистрированному по адресу: 400006, <адрес>,

- ........., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес>, зарегистрированной по адресу: 400006, <адрес>,

- ............., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес>, зарегистрированной по адресу: 400006, <адрес>,

- .................., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес>, зарегистрированной по адресу: 400006, <адрес> благоустроенные жилые помещения, равнозначные по общей площади занимаемым, расположенные в черте <адрес>, взамен находящихся в их собственности помещений в жилом <адрес>.

В удовлетворении исковых требований ............. о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения взамен аварийного жилья отказать».

Заслушав доклад судьи областного суда ................ об обстоятельствах дела, пояснения представителя ответчика ............, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу ............., ..............., ..............., .............., ............, .........., а также их представителя ................., судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

установила:

истцы обратились в суд с указанным выше исковым заявлением, в обоснование которого указали, что они являются собственниками квартир в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, который на основании постановления администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ № <...> признан аварийным и подлежащим сносу.

ДД.ММ.ГГГГ произошло возгорание в одной из квартир указанного многоквартирного дома, в результате чего повреждены основные конструкционные элементы указанного дома. В последующем, в доме произошла серия возгораний 30 июля, 1 и ДД.ММ.ГГГГ.

В результате пожаров многоквартирный жилой дом получил значительные повреждения строительных конструкций, в том числе и несущих, вследствие чего, проживание в нём создаёт угрозу жизни и здоровью как лиц проживающих в нём, так и находящихся рядом. Жилые помещения, находящиеся в многоквартирном доме получили повреждения, в результате которых являются непригодными для проживания.

ДД.ММ.ГГГГ рабочей группой специалистов администрации <адрес> Волгограда в целях обследования текущего состояния дома проведён осмотр здания, а так же помещений общего пользования. Составленным по результатам указанного обследования актом установлено, что возгорание произошло вследствие ненадлежащего использования электроприбора (предварительные данные ГУ МЧС России по <адрес>), которое привело к последующему выгоранию вещей и ограждающих конструкций дома. Выявлено прогорание деревянного перекрытия между 2 и 3 этажами, с образованием сквозных отверстий, как в потолочном перекрытии над помещением № <...>, так и в коридоре 3 этажа. В результате произошедшего пожара пострадала, в том числе комнаты истцов, помещения общего пользования (коридоры), частично разрушены полы 3 этажа, имеются сквозные разрушения перекрытия.

Согласно выводам, содержащимся в акте, здание жилого дома длительное время эксплуатируется с предельным износом строительных конструкций, инженерных систем, техническое состояние ограждающих конструкций продолжает ухудшаться. С учётом произошедшего ДД.ММ.ГГГГ пожара здание представляет реальную угрозу жизни и здоровью граждан.

По результатам обследования комитету жилищной и социальной политики администрации Волгограда рекомендовано в максимально возможный срок активизировать работу по переселению граждан, проживающих доме.

Экспертным заключением ООО «Волгадонпроект» подтверждено, что исходя из технического состояния ограждающих конструкций (торцовой наружной стены, перекрытий), помещений общего пользования жилого дома, использование ряда жилых помещений недопустимо и возможен риск их внезапного обрушения.

В решении от ДД.ММ.ГГГГ № <...> «О проведении мероприятий по недопущению чрезвычайной ситуации в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>» указано, что с учётом общего существенного ухудшения технического состояния строительных конструкций жилого дома, и также произошедшего пожара, вызвавшего существенные повреждения части жилых помещений, а также помещений общего пользования жилого дома, необходимо в кратчайшие сроки провести мероприятия по первоочередному переселению граждан из указанного аварийного дома.

Таким образом, истцы не имеют возможности проживать в непригодных для этого помещениях. В ответ на их обращение к ответчику о предоставлении жилых помещений взамен непригодных, им предлагается к переселению для временного проживания жилые помещения манёвренного фонда, которые, по мнению истцов, не отвечают требованиям, установленным жилищным законодательством, и являются непригодными для проживания.

Сославшись на изложенные обстоятельства, истцы просили суд возложить на администрацию Волгограда обязанность предоставить им взамен жилых помещений, признанных непригодными для проживания, вследствие чрезвычайной ситуации (пожара), другие благоустроенные жилые помещения, равнозначные по общей площади занимаемым.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация Волгограда оспаривает решение, просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование доводов жалобы апеллянт ссылается на неправильное применение судом норм материального права, а также неверное установление обстоятельств, имеющих значение для дела.

Согласно пункту 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе.

Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, изучив доводы жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьями 195, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно отвечать требованиям законности и обоснованности.

Под интересами законности с учётом положений статьи 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия понимает необходимость проверки правильности применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов участников гражданских правоотношений.

Указанным требованиям решение соответствует тогда, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права, в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и когда в нём отражены имеющие значение для данного дела факты, подтверждённые проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их допустимости и относимости, а также когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Постановленное судом решение данным требованиям не соответствует.

Судом апелляционной инстанции установлено и из материалов дела следует, что истцы являются собственниками жилых помещений, расположенных в многоквартирном <адрес>.

6 мая, 30 июля, 1 и ДД.ММ.ГГГГ в указанном многоквартирном доме произошла серия возгораний, в результате чего жилой дом получил значительные повреждения строительных конструкций, в том числе и несущих, вследствие чего, проживание в многоквартирном доме создаёт угрозу жизни и здоровью как лиц проживающих в нём, так и находящихся рядом. Жилые помещения, находящиеся в многоквартирном доме получили повреждения, в результате которых являются непригодными для проживания.

ДД.ММ.ГГГГ рабочей группой специалистов администрации <адрес> в целях обследования текущего состояния многоквартирного дома, пострадавшего во время пожара, а также подготовки материалов для рассмотрения комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности <адрес>, проведён осмотр здания, а так же помещений общего пользования многоквартирного <адрес>, о чём составлен соответствующий акт.

Согласно с указанным актом обследования, в жилом помещении № <...> произошло возгорание вследствие ненадлежащего использования электроприбора (предварительные данные ГУ МЧС России по <адрес>), в результате чего произошло полное выгорание вещей, ограждающих конструкций жилого помещения. Выявлено прогорание деревянного перекрытия между 2 и 3 этажами, с образованием сквозных отверстий, как в потолочном перекрытии над помещением № <...>, так и в коридоре 3 этажа. В результате произошедшего пожара пострадали комнаты № № <...>, 20а, 35, 36, 38, выбиты двери комнат № № <...>, 34, 37, 39, 39а, 44, от затопления вследствие тушения пожара пострадали комнаты №№ <...>, 3, 4, 6, 8. Помещения общего пользования (коридоры) также пострадали, частично разрушены полы 3 этажа, имеются сквозные разрушения перекрытия.

Согласно выводам, содержащимся в акте - здание жилого дома длительное время эксплуатируется с предельным износом строительных конструкций, инженерных систем, техническое состояние ограждающих конструкций продолжает ухудшаться. С учётом произошедшего ДД.ММ.ГГГГ пожара, здание в настоящий момент представляет реальную угрозу жизни и здоровью граждан.

Также по результатам проведённого обследования установлена угроза обрушения отделочных слоёв перекрытий в помещениях общего пользования жилого дома, обрушения деревянных конструкции перекрытий, пострадавших от огня и замачивания вследствие тушения пожара.

Комитету жилищной и социальной политики администрации Волгограда рекомендовано в максимально возможный срок активизировать работу по переселению граждан, проживающих в многоквартирном жилом <адрес>.

Согласно экспертному заключению о техническом состоянии строительных конструкций, составленному специалистами специализированной организации ООО «Волгадонпроект», техническое состояние ограждающих конструкций (торцовой наружной стены, перекрытий), помещений общего пользования жилого дома, ряда жилых помещений недопустимо и возможен риск их внезапного обрушения.

В решении от ДД.ММ.ГГГГ № <...> «О проведении мероприятий по недопущению чрезвычайной ситуации в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>» администрация Волгограда указала, что с учётом общего существенного ухудшения технического состояния строительных конструкций жилого дома, а также произошедшего пожара, вызвавшего существенные повреждения части жилых помещений, а также помещений общего пользования жилого дома, необходимо в кратчайшие сроки провести мероприятия по первоочередному переселению граждан из указанного аварийного дома.

Спорный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу на основании заключения межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов <адрес> Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ № <...>, утвержденного постановлением администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ.

В настоящее время в Волгограде с участием средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, в соответствии с региональной адресной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории <адрес> в 2019-2025 годах», утверждённой постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № <...>-п, расселяется аварийное жильё, признанное таковыми с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В срок до сентября 2025 года указанные мероприятия будут завершены.

Спорный многоквартирный жилой дом в региональную адресную программу не включен.

Расселение граждан из жилья, признанного аварийным после ДД.ММ.ГГГГ осуществляется в рамках подпрограммы «Переселение граждан, проживающих в Волгограде, из аварийного жилья» муниципальной программы «Жилище», утверждённой постановлением администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ № <...>. Срок расселения в соответствии с действующей редакцией подпрограммы - 2026 год. Указанный срок может быть изменён в зависимости от объёма денежных средств, направляемых на реализацию подпрограммы, который на 2022 год не запланирован.

Разрешая заявленные исковые требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции исходил из того, что многоквартирный дом по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и после этой даты у органа местного самоуправления возникла обязанность по обеспечению условий для осуществления гражданами права на безопасность жилища, в том числе путём изъятия для муниципальных нужд как земельного участка, на котором расположен дом, так и каждого жилого помещения в указанном доме, в целях исполнения обязанности по ликвидации аварийного жилищного фонда и переселения граждан.

Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции не соглашается, исходя из следующего.

Правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации на переселение граждан из аварийного жилищного фонда путём создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, устанавливает Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Федеральный закон № 85-ФЗ), согласно части 1 статьи 3 которого в целях данного федерального закона создаётся государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

Под переселением граждан из аварийного жилищного фонда в пункте 3 статьи 2 данного федерального закона понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32 и 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Под предоставлением финансовой поддержки за счёт средств Фонда в пункте 4 статьи 2 данного федерального закона понимается, среди прочего, предоставление Фондом целевых средств бюджетам субъектов Российской Федерации на безвозвратной и безвозмездной основе на переселение граждан из аварийного жилищного фонда на условиях, предусмотренных этим же федеральным законом.

По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьёй 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в данном доме путём выкупа.

Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачётом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включён в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого, равнозначного, жилого помещения либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Таким образом, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объём жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 16 Федерального закона 185-ФЗ региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности, перечень многоквартирных домов, признанных до определённой даты в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Частью 2.1 статьи 16 названного закона установлены требования к размерам этапов региональных адресных программ. Размер этапа 2017 года и (или) последующего года региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должен быть равен остатку аварийного жилищного фонда. При этом под остатком аварийного жилищного фонда, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, понимается общая площадь аварийного жилищного фонда, не включенного в этапы прошлых лет региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства.

Жилой <адрес> в <адрес> признан аварийным в декабре 2017 года, в связи с чем действие региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории <адрес> в 2019-2025 годах», утверждённой постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № <...>-п, не распространяется на граждан, проживающих в указанном выше многоквартирном доме, финансовая поддержка Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на расселение указанного жилого дома не предоставляется.

В этой связи, суд не вправе возлагать на администрацию Волгограда обязанность обеспечить собственников аварийных жилых помещений другими жилыми помещениями, поскольку из содержания статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения (подпункт «и» пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № <...>).

Аналогичная правовая позиция содержится в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ.

В силу части 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.

Как следует из общедоступных сведений, размещенных на сайте https://trac.vol@sudrf.ru, в производстве Тракторозаводского районного суда <адрес> находятся гражданские дела по искам администрации Волгограда к ..............., ........., ............., .............., ............, ........, ............., ........ .............. об изъятии спорных жилых помещений.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы администрации Волгограда являются состоятельными, а оспариваемое решение подлежащим отмене в части удовлетворения исковых требований, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований о возложении на ответчика обязанности по предоставлению жилого помещения взамен аварийного жилья.

В апелляционной жалобе ответчика не содержатся доводы о несогласии с решением суда в части отказа в удовлетворении иска ............., в связи с чем суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы и не усмотрев оснований для выхода за их пределы, оставляет решение суда в этой части без изменения.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда,

определила:

решение Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменить в части удовлетворения исковых требований .............., ..............., ............, ..........., ............., действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ........, ........., ............., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней .............., к администрации Волгограда о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения взамен аварийного жилья, принять по делу новое решение.

.............., ..............., ............, ..........., ............., действующему в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ........, ........., ............., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней .............., к администрации Волгограда о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения взамен аварийного жилья отказать.

В остальной части решение Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения.

Председательствующий судья /подпись/

Судьи /подписи/

33-7028/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Колбинева Татьяна Александровна
Сысуева Дарья Сергеевна
Сысуев Сергей Владимирович
Остроумов Борис Юрьевич
Шастун Антон Вячеславович
Щурина Елена Николаевна
Сысуева Елена Вячеславовна
Полица Оксана Юрьевна
Ответчики
Администрация Волгограда
Другие
Отдел опеки и попечительства администрации Тракторозаводского района Волгограда
Романова Елена Евгеньевна
Суд
Волгоградский областной суд
Судья
Жданова Светлана Владимировна
Дело на странице суда
oblsud.vol.sudrf.ru
31.05.2023Передача дела судье
22.06.2023Судебное заседание
28.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.07.2023Передано в экспедицию
22.06.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее