Решение по делу № 33-1590/2024 от 17.06.2024

Судья Плешков С.Ю. Дело № 2-21/2024

№ 33-1590/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Шарыповой Н.В.,

судей Софиной И.М., Илюшиной А.А.,

при секретаре судебного заседания Мутовкиной Е.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 1 августа 2024 года гражданское дело по исковому заявлению Курганского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности по апелляционной жалобе открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на решение Юргамышского районного суда Курганской области от 7 марта 2024 года.

Заслушав доклад судьи областного суда Илюшиной А.А. об обстоятельствах дела, пояснения представителя процессуального истца и представителя ответчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Курганский транспортный прокурор обратился в суд с исковыми заявлениями к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (далее - ОАО «РЖД») в интересах Российской Федерации, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о возложении обязанности оборудовать пассажирские платформы в соответствии с нормами освещенности.

Определением Юргамышского районного суда Курганской области от 26.09.2023 гражданские дела по вышеуказанным искам прокурора объединены в одно производство для совместного рассмотрения.

В обоснование исковых требования с учетом их изменения в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) указал, что в ходе проверки исполнения законодательства о защите прав потребителей при содержании и благоустройстве пассажирских платформ Южно-Уральской железной дороги выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о защите прав потребителей. В соответствии с пунктом 4.7.2 Санитарных правил СП 2.5.3650-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к отдельным видам транспорта и объектам транспортной инфраструктуры», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.10.2020 №30, уровень искусственного освещения на поверхности пассажирских платформах должен быть не менее 5 лк. Аналогичные требования содержатся в ГОСТ Р 54984-2012 «Национальный стандарт Российской Федерации. Освещение наружное объектов железнодорожного транспорта. Нормы и методы контроля», утвержденном приказом Росстандарта от 13.09.2012 №302-ст. Согласно пункту 5.12 указанного ГОСТа, норма освещенности на пассажирских платформах и остановочных пунктах должна составлять не менее 5 лк.

Курганской транспортной прокуратурой совместно со специалистами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области», с участием представителя Шумихинской дистанции электроснабжения, 22.05.2023 проведено обследование пассажирских платформ ОП 2315 км (четная и нечетная), направление Челябинск-Курган, Южно-Уральской железной дороги на предмет соответствия уровня освещенности установленным законом требованиям.

Согласно протоколам лабораторных испытаний от 31.05.2023 на указанных пассажирских платформах показатели освещенности в ряде контрольных точек не соответствуют установленным требованиям. Искусственное освещение в пределах данных пассажирских платформ обеспечивается Шумихинской дистанцией электроснабжения – структурным подразделением Южно-уральской дирекции по энергообеспечению структурного подразделения «Трансэнерго» – филиала ОАО «РЖД».

Невыполнение требований по обеспечению необходимого уровня освещенности на пассажирских платформах влечет нарушение прав пассажиров в части их безопасности при нахождении на объектах транспортной инфраструктуры. Выявленные нарушения не позволяют пассажирам безопасно пользоваться услугами железнодорожного транспорта и противоречат санитарным правилам по эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры.

Просил суд возложить на ОАО «РЖД» обязанность в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать пассажирские платформы по адресу: Курганская область, ОП 2315 км (четная и нечетная платформы), направление Челябинск-Курган и Курган-Челябинск, Южно-Уральской железной дороги, освещенностью не менее 5 лк на всем протяжении платформы.

Определением Юргамышского районного суда Курганской области от 07.03.2024 прекращено производство по делу в части возложения на ОАО «РЖД» обязанности в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать пассажирскую платформу по адресу: Курганская область, пассажирская платформа ОП 2315 (нечетная), направление Курган-Челябинск, Южно-Уральской железной дороги, освещенностью не менее 5 лк на всем протяжении платформы.

В судебном заседании заместитель Курганского транспортного прокурора С.А. измененные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика ОАО «РЖД» М.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился по доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление.

Представитель третьего лица – ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области», привлеченного к участию в деле определением суда, будучи надлежащим образом извещенный, в судебное заседание не явился.

Решением Юргамышского районного суда Курганской области от 07.03.2024 исковые требования Курганского транспортного прокурора к ОАО «РЖД» в интересах Российской Федерации, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о возложении обязанности оборудовать пассажирскую платформу в соответствии с нормами освещенности, удовлетворены.

На ОАО ««РЖД» возложена обязанность в течение 12 месяцев, с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать пассажирскую платформу поадресу: Курганская область, Юргамышский район, пассажирская платформа ОП 2315 км (четная) направление Челябинск - Курган, Южно-Уральской железной дороги, освещенностью не менее 5 лк на всем протяжении платформы.

С ОАО «РЖД» взыскана государственная пошлина в сумме 300 рублей в доход Юргамышского муниципального округа Курганской области.

С таким решением не согласился ответчик ОАО «РЖД», его представителем подана апелляционная жалоба.

В обоснование доводов жалобы, выражая свое несогласие с постановленным решением указывает, что при рассмотрении дела судом допущены существенные нарушения норм процессуального и материального права в части надлежащего исследования и оценки доказательств, с учетом документов регламентирующих нормирование средней освещенности на спорном объекте, методики измерения освещенности, обработку и оценку результатов измерений. Полагает, что при разрешении спора суд не оценил доказательства с учетом ГОСТа 34935-2023. Межгосударственный стандарт. Освещение наружное объектов железнодорожного транспорта. Нормы и методы контроля, введенного в действие приказом Росстандарта от 24.01.2023 № 28-ст с 01.09.2024 с правом досрочного применения. Ссылается, что в отношении пассажирских платформ станций и остановочных пунктов с малым размером пассажиропотока (до 100 тыс. человек год) подлежит нормированию средняя освещенность, а также допускается норма освещенности 2 лк для систем освещения, находящихся в эксплуатации, до их реконструкции.

Выражает несогласие с выводом суда о том, что не должна учитываться средняя освещенность на объекте, а также судом необоснованно расширено толкование пункта 4.7.2 Санитарных правил СП 2.5.3650-20, которые не содержат требований к уровню освещенности для каждой точки освещенности на объекте. Отмечает, что данный нормативный акт не содержит методику измерений освещенности и требований к обработке и оценке результатов измерений. Методика измерений содержится в пункте 6.2.1 и пункте 6.2.5 Национального стандарта Российской Федерации «Освещение наружное объектов железнодорожного транспорта нормы и методы контроля» ГОСТ Р 54984-2012. По мнению апеллянта, обработка и оценка результатов измерений независимо от документа, содержащего нормативы освещенности (СП 2.5.3650-20, ГОСТ Р 54984-2012, ГОСТ 34935-2023), осуществляется по ГОСТу 24940-2016 (пункт 7.1.3), за основу берётся средняя освещенность. Настаивает на том, что судом первой инстанции не исследованы положения пункта 7.1.3 ГОСТа 24940-2016, пункта 6.2.1 ГОСТа Р 54984-2012, пункта 6.2.1 ГОСТа 34935-2023, примечания 12 и 13, пункта 9 таблицы 12, пункта 5.13 ГОСТа 34935-2023, пункта 5.13 ГОСТа 34935-2023, ввиду чего суд пришел к ошибочным выводам, которые привели к принятию незаконного решения.

Кроме этого, считает, что судом при разрешении спора также было допущено нарушение норм материального права – применен документ, не подлежащий применению, а именно Санитарные правила СП 2.5.3650-20, поскольку они не устанавливают норматив освещенности для спорных пассажирских платформ, которые не являются помещениями вокзалов. Считает, что в подпункте 4.7.1 пункта 4.7 Санитарных правил, согласно которому уровень искусственного освещения на поверхности пассажирских платформ должен быть не менее 5 лк, изложены требования к помещениям.

Просит решение Юргамышского районного суда Курганской области от 07.03.2024 изменить, возложив на ОАО «РЖД» обязанность в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать пассажирскую платформу ОП 2315 км (четная) направление Челябинск-Курган, Южно-Уральской железной дороги, средней освещенностью не ниже 2 лк.

В возражениях на апелляционную жалобу Курганский транспортный прокурор просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО «РЖД» – без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ОАО «РЖД» действующий на основании доверенности М.С., на доводах апелляционной жалобы настаивал.

Представитель процессуального истца Л.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы.

Иные участвовавшие в рассмотрении дела лица в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении судебного разбирательства не просили. Руководствуясь статьями 167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия постановила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на апелляционную жалобу, на основании статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для изменения либо отмены решения суда.

В силу статьи 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения) санитарно-эпидемиологические требования – это обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее – санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.

Согласно статье 11 названного Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Пунктом 1 статьи 24 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения предусмотрено, что при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 39 названного Закона на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Из пункта 3 статьи 39 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения следует, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.10.2020 № 30 утверждены и введены в действие с 01.01.2021 вышеназванные Санитарные правила СП 2.5.3650-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к отдельным видам транспорта и объектам транспортной инфраструктуры».

Согласно пункту 1.1 настоящие Санитарные правила направлены на охрану здоровья населения, профилактику возникновения и предотвращение распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), а также обеспечение безопасных условий эксплуатации транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры, и распространяются на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с проектированием, строительством (изготовление), переоборудованием (реконструкцией, модернизацией, ремонтом), эксплуатацией подвижного состава железнодорожного транспорта, объектов инфраструктуры транспорта (пункт 1.2 данных правил).

В силу пункта 4.7.2 Санитарных правил показатели искусственного освещения наземных и подземных помещений вокзала представлены в таблице 52 приложения 1 к настоящим Санитарным правилам.

Согласно абзацу 2 подпункта 4.7.2 пункта 4.7 Санитарных правил уровень искусственного освещения на поверхности пассажирских платформ должен быть не менее 5 лк.

До 01.01.2021 действовали «Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03», которые в редакции изменений и дополнений № 2 к СП 2.5.1198-03 СП 2.5.2647-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16.06.2010 №68 и введенных в действие с 12.07.2010, содержали аналогичные требования к уровню освещенности пассажирских платформ, а именно положения пункта 3.6.3 этих правил предусматривали, что уровень искусственного освещения на поверхности пассажирских платформ должен быть не менее 5 лк.

С 01.01.2013 приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13.09.2012 № 302-ст введен в действие национальный стандарт РФ «Освещение наружное объектов железнодорожного транспорта нормы и методы контроля» ГОСТ Р 54984-2012 (далее - ГОСТ Р 54984-2012).

Согласно пункту 4 предисловия «Сведения о стандарте» настоящий стандарт может быть применен на добровольной основе для соблюдения требований технических регламентов ТР ТС 003/2011 «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта» и ТР ТС 002/2011 «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта».

Пунктом 1 раздела «Область применения» настоящий стандарт устанавливает нормы наружного освещения объектов, искусственных и инженерных сооружений и устройств железнодорожного транспорта и методы их контроля.

В разделе 3 «Термины, определения и сокращения» предусмотрены, в частности, такие понятия как:

3.1.11. Освещение рабочее наружное: освещение, обеспечивающее нормируемые осветительные условия (освещенность, качество освещения) для обеспечения безопасности движения поездов, работников железнодорожного транспорта и пассажиров.

3.1.12. Общее освещение: освещение, при котором рабочие и соседние с ним поверхности освещаются осветительными приборами, расположенными на опорных и поддерживающих конструкциях. Примечание. К опорным конструкциям относят осветительные мачты, опоры, порталы; к поддерживающим - кронштейны в комплекте с опорами и настенные гибкие поперечины.

3.1.17. Равномерность распределения освещенности: отношение минимальной освещенности к максимальной.

3.1.18. Рабочая поверхность: поверхность, на которой проводят работу и нормируют или измеряют освещенность.

Пунктом 5.12 ГОСТ Р 54984-2012 предусмотрено, что нормы освещенности искусственных и инженерных сооружений и устройств железнодорожного транспорта должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 11.

В соответствии с пунктом 12 таблицы 11 значение освещенности пассажирских платформ станций и остановочных пунктов с малым размером пассажиропотока (до 100 тыс. человек в год) установлено не менее 5 лк.

При этом в примечании 7 к пункту 12 таблицы 11 указано, что допускается норма освещенности 2 лк для систем освещения, находящихся в эксплуатации, до их реконструкции.

В силу части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Из материалов дела следует и установлено судом, что собственником пассажирской платформы ОП 2315 км (четная сторона) по направлению Челябинск-Курган Южно-Уральской железной дороги, расположенной на территории Юргамышского района Курганской области, является ОАО «РЖД».

По информации ОАО «РЖД», пассажиропоток на платформе ОП 2315 км составляет 3 285 человек в год.

Курганской транспортной прокуратурой совместно со специалистами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» проведена проверка исполнения санитарно-эпидемиологического законодательства на указанной платформе.

Согласно протоколу лабораторных испытаний и экспертному заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» № П2588 от 31.05.2023 были произведены замеры освещенности на пассажирской платформе ОП 2315 км (четная сторона), направление Челябинск-Курган, длина платформы 24 м, ширина 3,4 м, расстояние между контрольными точками – 5 м в контрольных точках №№: 80, 81, 82, 83, 84 и установлены показатели освещенности, не соответствующие требованиям СП 2.5.3650-20, а именно при нормативе 5 лк во всех контрольных точках показатели освещенности – менее 5 лк.

Согласно пункту 7 поименованного выше экспертного заключения в качестве нормативного документа, в соответствии с которым производились измерения, указан ГОСТ Р 54984-2012 «Освещение наружное объектов железнодорожного транспорта. Нормы и методы контроля».

Согласно протоколу испытаний (измерений) № Ф-09 от 23.01.2024 лаборатории экологического контроля Центра охраны окружающей среды Южно-Уральская железная дорога - филиал ОАО «РЖД» на ОП 2315 км Южно-Уральской железной дороги, пассажирская платформа береговая четная, направление Челябинск-Курган в точках Т.1/1, 1/2, 2/1, 2/2, 3/1, 3/2 имеет уровень освещенности менее 5 лк, средняя освещенность по платформе 0,8 лк. Измерения проводились через 15 метров.

ОАО «РЖД» в материалы дела представлен комиссионный акт от 30.10.2023 обследования системы освещения и норм освещенности на пассажирской платформе (четной) ОП 2315 км, согласно которому, на основе проведенных 23.08.2023 замеров было установлено, что минимальные значения в точках освещения платформы соответствуют минимально допустимой норме освещенности 2 лк для систем освещения, находящихся в эксплуатации до их реконструкции.

Обратившись в суд в интересах неопределенного круга лиц Курганский транспортный прокурор ссылался на то, что уровень искусственного освещения на поверхности пассажирской платформы ОП 2315 км (четная), направление Челябинск-Курган, Южно-Уральской железной дороги в контрольных точках не соответствует установленным требованиям Санитарных правил СП 2.5.3650-20 и пункту 5.12 ГОСТ Р 54984-2012 (должен быть не менее 5 лк), что не позволяет пассажирам безопасно пользоваться услугами железнодорожного транспорта.

Разрешая спор, суд первой инстанции, проанализировав нормы действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения сторон применительно к установленным обстоятельствам дела, пришел к выводу об удовлетворении иска, установив, что уровень освещенности в контрольных точках на пассажирской платформе ОП 2315 (четная), направление Челябинск-Курган, Южно-Уральской железной дороги не достигает требуемых 5 лк.

Судебная коллегия полагает возможным согласиться с данными выводами суда, поскольку судом правильно определены и установлены в полном объеме юридически значимые обстоятельства по делу, применен закон, подлежащий применению.

Доводы апеллянта, в основном повторяют правовую позицию стороны ответчика, изложенную в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции о том, что Санитарные правила СП 2.5.3650-20 не применимы к данным правоотношениям, поскольку содержат требования к уровню искусственного освещения помещений вокзала. Кроме этого, в отношении указанных пассажирских платформ подлежит нормированию средняя освещенность, а также допускается норма освещенности 2 лк для систем освещения, находящихся в эксплуатации, до их реконструкции.

Пунктом 5.12 ГОСТ Р 54984-2012 предусмотрено, что нормы освещенности искусственных и инженерных сооружений и устройств железнодорожного транспорта должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 11. Согласно пункту 12 данной таблицы значение освещенности пассажирских платформ станций и остановочных пунктов с малым размером пассажиропотока (до 100 тыс. человек в год) установлено не менее 5 лк.

Таким образом, требования ГОСТ Р 54984-2012 и Санитарных правил СП 2.5.3650-20 не содержат противоречий относительно требований к уровню искусственного освещения пассажирских платформ не менее 5 лк.

Вместе с тем, в примечании 7 к пункту 12 таблицы 11 (ГОСТ Р 54984-2012) предусмотрено, что допускается норма освещенности 2 лк для систем освещения, находящихся в эксплуатации, до их реконструкции, на что обращает внимание апеллянт.

Таким образом, законодатель предусмотрел возможность обеспечения уровня освещенности данных объектов 2 лк только до их реконструкции при установленной норме в 5 лк.

Однако ответчиком в материалы дела представлена справка за подписью начальника Курганского участка ЮУДПО О.В., из которой следует, что в соответствующие инвестиционные планы/программы ОАО «РЖД» на период 2023-2025 годы реконструкция системы освещения, в том числе и на пассажирской платформе ОП 2315 км направление Челябинск – Курган, Южно-Уральской железной дороги не включена, реконструкция систем освещения не проводилась.

Учитывая изложенное, судебная коллегия, исходя из предмета спорных правоотношений, а именно, нарушения прав неопределённого круга лиц несоблюдением ответчиком требований санитарно-эпидемиологического законодательства, которое несет угрозу жизни и здоровью людей, отмечает, что обеспечение установленной законодательством обязанности по организации уровня искусственного освещения пассажирских платформ не менее 5 лк не может иметь неопределенную перспективу выполнения данной обязанности, так как, в противном случае, это влечет отдаление реальной защиты прав пассажиров, а также несоблюдение прав и интересов неопределённого круга лиц в целом.

Вопреки мнению апеллянта о том, что измерению и проверке на соответствие нормативу подлежит средняя освещенность на посадочных платформах, а не в каждой контрольной точке, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что согласно пункту 5.2 ГОСТ Р 54984-2012 нормы освещенности должны быть не ниже значений, установленных в таблицах 2-14. Нормы освещенности приведены в точках ее минимального значения на рабочей поверхности для любых источников света.

Несостоятельным находит судебная коллегия также и довод апеллянта о том, что судом при разрешении спора применен документ, не подлежащий применению - Санитарные правила СП 2.5.3650-20, ввиду того, что они не устанавливают норматив освещенности для спорных пассажирских платформ, которые не являются помещениями вокзалов.

Вопреки доводам апеллянта, ссылка суда при разрешении спора на Санитарные правила СП 2.5.3650-20 (в частности, на пункт 4.7.2) не является некорректной и не влияет на правильность принятого судом решения, поскольку положения данных Санитарных правил СП 2.5.3650-20 не вступают в противоречия ни с положениями ГОСТ Р 54984-2012, ни с положениями ГОСТ 34935-2023.

Относительно ссылок апелляционной жалобы на положения ГОСТ 34935-2023 «Межгосударственный стандарт. Освещение наружное объектов железнодорожного транспорта. Нормы и методы контроля», введенного в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24.01.2023 № 28-ст (далее – ГОСТ 34935-2023), судебная коллегия отмечает следующее.

Действительно, дата введения указанного стандарта установлена 01.09.2024 с правом досрочного применения. В силу положений пункта 1, настоящий стандарт распространяется на освещение наружное объектов железнодорожного транспорта и устанавливает нормы и методы контроля освещения. Настоящий стандарт применяют при проектировании, эксплуатации и реконструкции стационарных установок наружного освещения объектов железнодорожного транспорта.

В силу пункта 5.13 ГОСТ 34935-2023 нормы освещенности искусственных и инженерных сооружений и устройств железнодорожного транспорта должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 12.

Таблицей 12 установлены нормы освещенности искусственных и инженерных сооружений и устройств железнодорожного транспорта. В пункте 9 таблицы 12 освещенность пассажирские платформы станций и остановочных пунктов с малым размером пассажиропотока (до 100 тыс. человек в год) предусмотрена не менее 5 лк.

Таким образом, из приведенного правового регулирования не усматривается противоречий с вышеизложенными требованиями уровня освещенности пассажирских платформ, предусмотренного Санитарными правилами СП 2.5.3650-20 и ГОСТ Р 54984-2012.

Довод жалобы о том, что СП 2.5.3650-20 не содержат методику измерений освещенности и требований к обработке и оценке результатов измерений, не может повлечь отмену оспариваемого судебного акта, поскольку из представленных обеими сторонами в дело протоколов измерений уровней освещенности на указанных пассажирских платформах следует, что освещенность составляет менее 5 лк, установленных законом.

Утверждение автора жалобы о необходимости соблюдения требований вышеназванного ГОСТа 34935-2023 о нормировании именно средней освещенности также не влечет отмену судебного акта, поскольку суд при разрешении спора анализирует все нормы права, подлежащие применению в их совокупности.

Как предусмотрено ГОСТ Р 54984-2012 и отражено выше, нормы освещенности должны быть не ниже значений, установленных в таблицах 2-14. Нормы освещенности приведены в точках её минимального значения на рабочей поверхности для любых источников света. Требование о нормировании средней освещенности именно пассажирских платформ станций и остановочных пунктов с малым размером пассажиропотока (до 100 тыс. человек в год) данный нормативный акт не содержит.

Иные доводы апелляционной жалобы судебная коллегия отклоняет как необоснованные, поскольку они направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и иное толкование ответчиком положений действующего законодательства, регулирующих спорные правоотношения сторон, но не содержат новых обстоятельств, имеющих правовое значение и способных повлиять на законность и обоснованность принятого по делу решения.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

Согласно статье 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Определенный решением суда срок исполнения решения (12 месяцев), с учетом характера допущенного ответчиком нарушения, социальной значимости установленной обязанности, необходимости предварительной подготовки производства работ, по мнению судебной коллегии, является разумным и достаточным для исполнения.

Кроме этого, ответчиком не представлено в дело необходимых и достаточных доказательств невозможности исполнения судебного акта в указанный срок.

В силу изложенного решение суда является законным, обоснованным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

В соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ дело рассмотрено судебной коллегией в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Юргамышского районного суда Курганской области от 7 марта 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» – без удовлетворения.

Судья-председательствующий

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено <...>.

Судья Плешков С.Ю. Дело № 2-21/2024

№ 33-1590/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Шарыповой Н.В.,

судей Софиной И.М., Илюшиной А.А.,

при секретаре судебного заседания Мутовкиной Е.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 1 августа 2024 года гражданское дело по исковому заявлению Курганского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности по апелляционной жалобе открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на решение Юргамышского районного суда Курганской области от 7 марта 2024 года.

Заслушав доклад судьи областного суда Илюшиной А.А. об обстоятельствах дела, пояснения представителя процессуального истца и представителя ответчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Курганский транспортный прокурор обратился в суд с исковыми заявлениями к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (далее - ОАО «РЖД») в интересах Российской Федерации, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о возложении обязанности оборудовать пассажирские платформы в соответствии с нормами освещенности.

Определением Юргамышского районного суда Курганской области от 26.09.2023 гражданские дела по вышеуказанным искам прокурора объединены в одно производство для совместного рассмотрения.

В обоснование исковых требования с учетом их изменения в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) указал, что в ходе проверки исполнения законодательства о защите прав потребителей при содержании и благоустройстве пассажирских платформ Южно-Уральской железной дороги выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о защите прав потребителей. В соответствии с пунктом 4.7.2 Санитарных правил СП 2.5.3650-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к отдельным видам транспорта и объектам транспортной инфраструктуры», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.10.2020 №30, уровень искусственного освещения на поверхности пассажирских платформах должен быть не менее 5 лк. Аналогичные требования содержатся в ГОСТ Р 54984-2012 «Национальный стандарт Российской Федерации. Освещение наружное объектов железнодорожного транспорта. Нормы и методы контроля», утвержденном приказом Росстандарта от 13.09.2012 №302-ст. Согласно пункту 5.12 указанного ГОСТа, норма освещенности на пассажирских платформах и остановочных пунктах должна составлять не менее 5 лк.

Курганской транспортной прокуратурой совместно со специалистами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области», с участием представителя Шумихинской дистанции электроснабжения, 22.05.2023 проведено обследование пассажирских платформ ОП 2315 км (четная и нечетная), направление Челябинск-Курган, Южно-Уральской железной дороги на предмет соответствия уровня освещенности установленным законом требованиям.

Согласно протоколам лабораторных испытаний от 31.05.2023 на указанных пассажирских платформах показатели освещенности в ряде контрольных точек не соответствуют установленным требованиям. Искусственное освещение в пределах данных пассажирских платформ обеспечивается Шумихинской дистанцией электроснабжения – структурным подразделением Южно-уральской дирекции по энергообеспечению структурного подразделения «Трансэнерго» – филиала ОАО «РЖД».

Невыполнение требований по обеспечению необходимого уровня освещенности на пассажирских платформах влечет нарушение прав пассажиров в части их безопасности при нахождении на объектах транспортной инфраструктуры. Выявленные нарушения не позволяют пассажирам безопасно пользоваться услугами железнодорожного транспорта и противоречат санитарным правилам по эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры.

Просил суд возложить на ОАО «РЖД» обязанность в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать пассажирские платформы по адресу: Курганская область, ОП 2315 км (четная и нечетная платформы), направление Челябинск-Курган и Курган-Челябинск, Южно-Уральской железной дороги, освещенностью не менее 5 лк на всем протяжении платформы.

Определением Юргамышского районного суда Курганской области от 07.03.2024 прекращено производство по делу в части возложения на ОАО «РЖД» обязанности в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать пассажирскую платформу по адресу: Курганская область, пассажирская платформа ОП 2315 (нечетная), направление Курган-Челябинск, Южно-Уральской железной дороги, освещенностью не менее 5 лк на всем протяжении платформы.

В судебном заседании заместитель Курганского транспортного прокурора С.А. измененные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика ОАО «РЖД» М.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился по доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление.

Представитель третьего лица – ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области», привлеченного к участию в деле определением суда, будучи надлежащим образом извещенный, в судебное заседание не явился.

Решением Юргамышского районного суда Курганской области от 07.03.2024 исковые требования Курганского транспортного прокурора к ОАО «РЖД» в интересах Российской Федерации, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о возложении обязанности оборудовать пассажирскую платформу в соответствии с нормами освещенности, удовлетворены.

На ОАО ««РЖД» возложена обязанность в течение 12 месяцев, с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать пассажирскую платформу поадресу: Курганская область, Юргамышский район, пассажирская платформа ОП 2315 км (четная) направление Челябинск - Курган, Южно-Уральской железной дороги, освещенностью не менее 5 лк на всем протяжении платформы.

С ОАО «РЖД» взыскана государственная пошлина в сумме 300 рублей в доход Юргамышского муниципального округа Курганской области.

С таким решением не согласился ответчик ОАО «РЖД», его представителем подана апелляционная жалоба.

В обоснование доводов жалобы, выражая свое несогласие с постановленным решением указывает, что при рассмотрении дела судом допущены существенные нарушения норм процессуального и материального права в части надлежащего исследования и оценки доказательств, с учетом документов регламентирующих нормирование средней освещенности на спорном объекте, методики измерения освещенности, обработку и оценку результатов измерений. Полагает, что при разрешении спора суд не оценил доказательства с учетом ГОСТа 34935-2023. Межгосударственный стандарт. Освещение наружное объектов железнодорожного транспорта. Нормы и методы контроля, введенного в действие приказом Росстандарта от 24.01.2023 № 28-ст с 01.09.2024 с правом досрочного применения. Ссылается, что в отношении пассажирских платформ станций и остановочных пунктов с малым размером пассажиропотока (до 100 тыс. человек год) подлежит нормированию средняя освещенность, а также допускается норма освещенности 2 лк для систем освещения, находящихся в эксплуатации, до их реконструкции.

Выражает несогласие с выводом суда о том, что не должна учитываться средняя освещенность на объекте, а также судом необоснованно расширено толкование пункта 4.7.2 Санитарных правил СП 2.5.3650-20, которые не содержат требований к уровню освещенности для каждой точки освещенности на объекте. Отмечает, что данный нормативный акт не содержит методику измерений освещенности и требований к обработке и оценке результатов измерений. Методика измерений содержится в пункте 6.2.1 и пункте 6.2.5 Национального стандарта Российской Федерации «Освещение наружное объектов железнодорожного транспорта нормы и методы контроля» ГОСТ Р 54984-2012. По мнению апеллянта, обработка и оценка результатов измерений независимо от документа, содержащего нормативы освещенности (СП 2.5.3650-20, ГОСТ Р 54984-2012, ГОСТ 34935-2023), осуществляется по ГОСТу 24940-2016 (пункт 7.1.3), за основу берётся средняя освещенность. Настаивает на том, что судом первой инстанции не исследованы положения пункта 7.1.3 ГОСТа 24940-2016, пункта 6.2.1 ГОСТа Р 54984-2012, пункта 6.2.1 ГОСТа 34935-2023, примечания 12 и 13, пункта 9 таблицы 12, пункта 5.13 ГОСТа 34935-2023, пункта 5.13 ГОСТа 34935-2023, ввиду чего суд пришел к ошибочным выводам, которые привели к принятию незаконного решения.

Кроме этого, считает, что судом при разрешении спора также было допущено нарушение норм материального права – применен документ, не подлежащий применению, а именно Санитарные правила СП 2.5.3650-20, поскольку они не устанавливают норматив освещенности для спорных пассажирских платформ, которые не являются помещениями вокзалов. Считает, что в подпункте 4.7.1 пункта 4.7 Санитарных правил, согласно которому уровень искусственного освещения на поверхности пассажирских платформ должен быть не менее 5 лк, изложены требования к помещениям.

Просит решение Юргамышского районного суда Курганской области от 07.03.2024 изменить, возложив на ОАО «РЖД» обязанность в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать пассажирскую платформу ОП 2315 км (четная) направление Челябинск-Курган, Южно-Уральской железной дороги, средней освещенностью не ниже 2 лк.

В возражениях на апелляционную жалобу Курганский транспортный прокурор просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО «РЖД» – без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ОАО «РЖД» действующий на основании доверенности М.С., на доводах апелляционной жалобы настаивал.

Представитель процессуального истца Л.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы.

Иные участвовавшие в рассмотрении дела лица в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении судебного разбирательства не просили. Руководствуясь статьями 167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия постановила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на апелляционную жалобу, на основании статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для изменения либо отмены решения суда.

В силу статьи 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения) санитарно-эпидемиологические требования – это обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее – санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.

Согласно статье 11 названного Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Пунктом 1 статьи 24 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения предусмотрено, что при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 39 названного Закона на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Из пункта 3 статьи 39 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения следует, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.10.2020 № 30 утверждены и введены в действие с 01.01.2021 вышеназванные Санитарные правила СП 2.5.3650-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к отдельным видам транспорта и объектам транспортной инфраструктуры».

Согласно пункту 1.1 настоящие Санитарные правила направлены на охрану здоровья населения, профилактику возникновения и предотвращение распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), а также обеспечение безопасных условий эксплуатации транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры, и распространяются на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с проектированием, строительством (изготовление), переоборудованием (реконструкцией, модернизацией, ремонтом), эксплуатацией подвижного состава железнодорожного транспорта, объектов инфраструктуры транспорта (пункт 1.2 данных правил).

В силу пункта 4.7.2 Санитарных правил показатели искусственного освещения наземных и подземных помещений вокзала представлены в таблице 52 приложения 1 к настоящим Санитарным правилам.

Согласно абзацу 2 подпункта 4.7.2 пункта 4.7 Санитарных правил уровень искусственного освещения на поверхности пассажирских платформ должен быть не менее 5 лк.

До 01.01.2021 действовали «Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03», которые в редакции изменений и дополнений № 2 к СП 2.5.1198-03 СП 2.5.2647-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16.06.2010 №68 и введенных в действие с 12.07.2010, содержали аналогичные требования к уровню освещенности пассажирских платформ, а именно положения пункта 3.6.3 этих правил предусматривали, что уровень искусственного освещения на поверхности пассажирских платформ должен быть не менее 5 лк.

С 01.01.2013 приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13.09.2012 № 302-ст введен в действие национальный стандарт РФ «Освещение наружное объектов железнодорожного транспорта нормы и методы контроля» ГОСТ Р 54984-2012 (далее - ГОСТ Р 54984-2012).

Согласно пункту 4 предисловия «Сведения о стандарте» настоящий стандарт может быть применен на добровольной основе для соблюдения требований технических регламентов ТР ТС 003/2011 «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта» и ТР ТС 002/2011 «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта».

Пунктом 1 раздела «Область применения» настоящий стандарт устанавливает нормы наружного освещения объектов, искусственных и инженерных сооружений и устройств железнодорожного транспорта и методы их контроля.

В разделе 3 «Термины, определения и сокращения» предусмотрены, в частности, такие понятия как:

3.1.11. Освещение рабочее наружное: освещение, обеспечивающее нормируемые осветительные условия (освещенность, качество освещения) для обеспечения безопасности движения поездов, работников железнодорожного транспорта и пассажиров.

3.1.12. Общее освещение: освещение, при котором рабочие и соседние с ним поверхности освещаются осветительными приборами, расположенными на опорных и поддерживающих конструкциях. Примечание. К опорным конструкциям относят осветительные мачты, опоры, порталы; к поддерживающим - кронштейны в комплекте с опорами и настенные гибкие поперечины.

3.1.17. Равномерность распределения освещенности: отношение минимальной освещенности к максимальной.

3.1.18. Рабочая поверхность: поверхность, на которой проводят работу и нормируют или измеряют освещенность.

Пунктом 5.12 ГОСТ Р 54984-2012 предусмотрено, что нормы освещенности искусственных и инженерных сооружений и устройств железнодорожного транспорта должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 11.

В соответствии с пунктом 12 таблицы 11 значение освещенности пассажирских платформ станций и остановочных пунктов с малым размером пассажиропотока (до 100 тыс. человек в год) установлено не менее 5 лк.

При этом в примечании 7 к пункту 12 таблицы 11 указано, что допускается норма освещенности 2 лк для систем освещения, находящихся в эксплуатации, до их реконструкции.

В силу части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Из материалов дела следует и установлено судом, что собственником пассажирской платформы ОП 2315 км (четная сторона) по направлению Челябинск-Курган Южно-Уральской железной дороги, расположенной на территории Юргамышского района Курганской области, является ОАО «РЖД».

По информации ОАО «РЖД», пассажиропоток на платформе ОП 2315 км составляет 3 285 человек в год.

Курганской транспортной прокуратурой совместно со специалистами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» проведена проверка исполнения санитарно-эпидемиологического законодательства на указанной платформе.

Согласно протоколу лабораторных испытаний и экспертному заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» № П2588 от 31.05.2023 были произведены замеры освещенности на пассажирской платформе ОП 2315 км (четная сторона), направление Челябинск-Курган, длина платформы 24 м, ширина 3,4 м, расстояние между контрольными точками – 5 м в контрольных точках №№: 80, 81, 82, 83, 84 и установлены показатели освещенности, не соответствующие требованиям СП 2.5.3650-20, а именно при нормативе 5 лк во всех контрольных точках показатели освещенности – менее 5 лк.

Согласно пункту 7 поименованного выше экспертного заключения в качестве нормативного документа, в соответствии с которым производились измерения, указан ГОСТ Р 54984-2012 «Освещение наружное объектов железнодорожного транспорта. Нормы и методы контроля».

Согласно протоколу испытаний (измерений) № Ф-09 от 23.01.2024 лаборатории экологического контроля Центра охраны окружающей среды Южно-Уральская железная дорога - филиал ОАО «РЖД» на ОП 2315 км Южно-Уральской железной дороги, пассажирская платформа береговая четная, направление Челябинск-Курган в точках Т.1/1, 1/2, 2/1, 2/2, 3/1, 3/2 имеет уровень освещенности менее 5 лк, средняя освещенность по платформе 0,8 лк. Измерения проводились через 15 метров.

ОАО «РЖД» в материалы дела представлен комиссионный акт от 30.10.2023 обследования системы освещения и норм освещенности на пассажирской платформе (четной) ОП 2315 км, согласно которому, на основе проведенных 23.08.2023 замеров было установлено, что минимальные значения в точках освещения платформы соответствуют минимально допустимой норме освещенности 2 лк для систем освещения, находящихся в эксплуатации до их реконструкции.

Обратившись в суд в интересах неопределенного круга лиц Курганский транспортный прокурор ссылался на то, что уровень искусственного освещения на поверхности пассажирской платформы ОП 2315 км (четная), направление Челябинск-Курган, Южно-Уральской железной дороги в контрольных точках не соответствует установленным требованиям Санитарных правил СП 2.5.3650-20 и пункту 5.12 ГОСТ Р 54984-2012 (должен быть не менее 5 лк), что не позволяет пассажирам безопасно пользоваться услугами железнодорожного транспорта.

Разрешая спор, суд первой инстанции, проанализировав нормы действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения сторон применительно к установленным обстоятельствам дела, пришел к выводу об удовлетворении иска, установив, что уровень освещенности в контрольных точках на пассажирской платформе ОП 2315 (четная), направление Челябинск-Курган, Южно-Уральской железной дороги не достигает требуемых 5 лк.

Судебная коллегия полагает возможным согласиться с данными выводами суда, поскольку судом правильно определены и установлены в полном объеме юридически значимые обстоятельства по делу, применен закон, подлежащий применению.

Доводы апеллянта, в основном повторяют правовую позицию стороны ответчика, изложенную в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции о том, что Санитарные правила СП 2.5.3650-20 не применимы к данным правоотношениям, поскольку содержат требования к уровню искусственного освещения помещений вокзала. Кроме этого, в отношении указанных пассажирских платформ подлежит нормированию средняя освещенность, а также допускается норма освещенности 2 лк для систем освещения, находящихся в эксплуатации, до их реконструкции.

Пунктом 5.12 ГОСТ Р 54984-2012 предусмотрено, что нормы освещенности искусственных и инженерных сооружений и устройств железнодорожного транспорта должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 11. Согласно пункту 12 данной таблицы значение освещенности пассажирских платформ станций и остановочных пунктов с малым размером пассажиропотока (до 100 тыс. человек в год) установлено не менее 5 лк.

Таким образом, требования ГОСТ Р 54984-2012 и Санитарных правил СП 2.5.3650-20 не содержат противоречий относительно требований к уровню искусственного освещения пассажирских платформ не менее 5 лк.

Вместе с тем, в примечании 7 к пункту 12 таблицы 11 (ГОСТ Р 54984-2012) предусмотрено, что допускается норма освещенности 2 лк для систем освещения, находящихся в эксплуатации, до их реконструкции, на что обращает внимание апеллянт.

Таким образом, законодатель предусмотрел возможность обеспечения уровня освещенности данных объектов 2 лк только до их реконструкции при установленной норме в 5 лк.

Однако ответчиком в материалы дела представлена справка за подписью начальника Курганского участка ЮУДПО О.В., из которой следует, что в соответствующие инвестиционные планы/программы ОАО «РЖД» на период 2023-2025 годы реконструкция системы освещения, в том числе и на пассажирской платформе ОП 2315 км направление Челябинск – Курган, Южно-Уральской железной дороги не включена, реконструкция систем освещения не проводилась.

Учитывая изложенное, судебная коллегия, исходя из предмета спорных правоотношений, а именно, нарушения прав неопределённого круга лиц несоблюдением ответчиком требований санитарно-эпидемиологического законодательства, которое несет угрозу жизни и здоровью людей, отмечает, что обеспечение установленной законодательством обязанности по организации уровня искусственного освещения пассажирских платформ не менее 5 лк не может иметь неопределенную перспективу выполнения данной обязанности, так как, в противном случае, это влечет отдаление реальной защиты прав пассажиров, а также несоблюдение прав и интересов неопределённого круга лиц в целом.

Вопреки мнению апеллянта о том, что измерению и проверке на соответствие нормативу подлежит средняя освещенность на посадочных платформах, а не в каждой контрольной точке, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что согласно пункту 5.2 ГОСТ Р 54984-2012 нормы освещенности должны быть не ниже значений, установленных в таблицах 2-14. Нормы освещенности приведены в точках ее минимального значения на рабочей поверхности для любых источников света.

Несостоятельным находит судебная коллегия также и довод апеллянта о том, что судом при разрешении спора применен документ, не подлежащий применению - Санитарные правила СП 2.5.3650-20, ввиду того, что они не устанавливают норматив освещенности для спорных пассажирских платформ, которые не являются помещениями вокзалов.

Вопреки доводам апеллянта, ссылка суда при разрешении спора на Санитарные правила СП 2.5.3650-20 (в частности, на пункт 4.7.2) не является некорректной и не влияет на правильность принятого судом решения, поскольку положения данных Санитарных правил СП 2.5.3650-20 не вступают в противоречия ни с положениями ГОСТ Р 54984-2012, ни с положениями ГОСТ 34935-2023.

Относительно ссылок апелляционной жалобы на положения ГОСТ 34935-2023 «Межгосударственный стандарт. Освещение наружное объектов железнодорожного транспорта. Нормы и методы контроля», введенного в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24.01.2023 № 28-ст (далее – ГОСТ 34935-2023), судебная коллегия отмечает следующее.

Действительно, дата введения указанного стандарта установлена 01.09.2024 с правом досрочного применения. В силу положений пункта 1, настоящий стандарт распространяется на освещение наружное объектов железнодорожного транспорта и устанавливает нормы и методы контроля освещения. Настоящий стандарт применяют при проектировании, эксплуатации и реконструкции стационарных установок наружного освещения объектов железнодорожного транспорта.

В силу пункта 5.13 ГОСТ 34935-2023 нормы освещенности искусственных и инженерных сооружений и устройств железнодорожного транспорта должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 12.

Таблицей 12 установлены нормы освещенности искусственных и инженерных сооружений и устройств железнодорожного транспорта. В пункте 9 таблицы 12 освещенность пассажирские платформы станций и остановочных пунктов с малым размером пассажиропотока (до 100 тыс. человек в год) предусмотрена не менее 5 лк.

Таким образом, из приведенного правового регулирования не усматривается противоречий с вышеизложенными требованиями уровня освещенности пассажирских платформ, предусмотренного Санитарными правилами СП 2.5.3650-20 и ГОСТ Р 54984-2012.

Довод жалобы о том, что СП 2.5.3650-20 не содержат методику измерений освещенности и требований к обработке и оценке результатов измерений, не может повлечь отмену оспариваемого судебного акта, поскольку из представленных обеими сторонами в дело протоколов измерений уровней освещенности на указанных пассажирских платформах следует, что освещенность составляет менее 5 лк, установленных законом.

Утверждение автора жалобы о необходимости соблюдения требований вышеназванного ГОСТа 34935-2023 о нормировании именно средней освещенности также не влечет отмену судебного акта, поскольку суд при разрешении спора анализирует все нормы права, подлежащие применению в их совокупности.

Как предусмотрено ГОСТ Р 54984-2012 и отражено выше, нормы освещенности должны быть не ниже значений, установленных в таблицах 2-14. Нормы освещенности приведены в точках её минимального значения на рабочей поверхности для любых источников света. Требование о нормировании средней освещенности именно пассажирских платформ станций и остановочных пунктов с малым размером пассажиропотока (до 100 тыс. человек в год) данный нормативный акт не содержит.

Иные доводы апелляционной жалобы судебная коллегия отклоняет как необоснованные, поскольку они направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и иное толкование ответчиком положений действующего законодательства, регулирующих спорные правоотношения сторон, но не содержат новых обстоятельств, имеющих правовое значение и способных повлиять на законность и обоснованность принятого по делу решения.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

Согласно статье 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Определенный решением суда срок исполнения решения (12 месяцев), с учетом характера допущенного ответчиком нарушения, социальной значимости установленной обязанности, необходимости предварительной подготовки производства работ, по мнению судебной коллегии, является разумным и достаточным для исполнения.

Кроме этого, ответчиком не представлено в дело необходимых и достаточных доказательств невозможности исполнения судебного акта в указанный срок.

В силу изложенного решение суда является законным, обоснованным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

В соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ дело рассмотрено судебной коллегией в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Юргамышского районного суда Курганской области от 7 марта 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» – без удовлетворения.

Судья-председательствующий

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено <...>.

33-1590/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Курганский транспортный прокурор
Ответчики
ОАО РЖД
Другие
ФБУЗ Центр гигиены и эпидимиологии в Курганской области
Суд
Курганский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.krg.sudrf.ru
17.06.2024Передача дела судье
04.07.2024Судебное заседание
01.08.2024Судебное заседание
07.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.08.2024Передано в экспедицию
01.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее