КОПИЯ
Дело № 12-16/2020
Р Е Ш Е Н И Е
17 февраля 2020 года г. Севастополь, ул. Ленина, 31
Судья Ленинского районного суда г. Севастополя Истягина Н.М., рассмотрев жалобу должностного лица – заместителя директора ГБУ «Парки и скверы» Скворцовой Е.В. на постановление начальника Главного контрольного управления города Севастополя № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ст. 7.30 ч. 1.4 КоАП РФ
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ постановлением начальника Главного контрольного управления города Севастополя № от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо - заместитель директора ГБУ «Парки и скверы» Скворцова Е.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.30 ч. 1.4 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Скворцова Е.В. обратилась в Ленинский районный суд с жалобой, указывая на отсутствие состава административного правонарушения.
В судебном заседании представитель заявителя Скворцовой Е.В.- Какаулина А.В. настаивала на удовлетворении жалобы по изложенным в ней основаниям, указав, что не была надлежащим образом уведомлена на составление протокола об административном правонарушении.
Представитель Главного контрольного управления города Севастополя Чеботаев Р.П. в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, просил постановление оставить без изменений.
Суд полагает рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав заявителя, изучив представленные материалы, прихожу к следующему выводу.
Административная ответственность по статье 7.30 ч. 1.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена за Размещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе в сфере закупок или направление оператору электронной площадки информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, либо нарушение указанными лицами порядка предоставления конкурсной документации или документации об аукционе, порядка разъяснения положений такой документации, порядка приема заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 1.3 и 1.7 настоящей статьи.
Основанием для привлечения Скворцовой Е.В. к административной ответственности, предусмотренной названной выше нормой, послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении обстоятельства, согласно которым в ходе планового выездного контрольного мероприятия по вопросу соблюдения заказчиком требований бюджетного законодательства, а также законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе при планировании и осуществлении закупок товаров, работ, услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выявлено, что в нарушение ч. 3 ст. 14 Федерального закона №44-ФЗ закупка на оказание информационных услуг с использованием правовых систем Консультант Плюс (ИКЗ №) не установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, в соответствии с Постановлением №; закупка на поставку средств спасения на воде (спасательные жилеты, спасательные круги, конец Александрова) (ИКЗ №) предполагают приобретение в одном лоте продукции, включенной в Приложение № Постановления № и не включенные в него; закупка на поставку плавающих средств для МНГ (маломобильных групп населения) (ИКЗ №) неправомерно содержит указание на ограничение допуска товаров, работ, услуг в соответствии с Постановлением №.
По результатам рассмотрения дела, должностным лицом вынесено оспариваемое постановление.
Вместе с тем, с указанным постановлением должностного лица согласиться нельзя по следующим основаниям.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности предполагает соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
При возбуждении дела об административном правонарушении должны быть обеспечены установленные в положениях статей 25.1 и 28.2 названного Кодекса гарантии защиты прав лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
На основании части 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом.
По смыслу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело.
Согласно части 3 данной статьи при составлении протокола физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, разъясняются их права и обязанности.
Частью 4.1 указанной статьи установлено, что в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу, если они извещены в установленном порядке, протокол составляется в их отсутствие.
В силу части 1 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Из приведенных выше норм следует, что протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица о месте и времени составления протокола.
Иное толкование приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.
Протокол об административном правонарушении, составленный в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, не извещенного о месте и времени его составления, не имеет юридической силы и не может быть взят за основу постановления.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ составлен в отношении Скворцовой Е.В. в ее отсутствие.
При этом в материалах дела отсутствуют данные, свидетельствующие об извещении Скворцовой Е.В. о том, что составление протокола об административном правонарушении состоится ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из почтового уведомления извещение о времени и месте составления протокола об административном правонарушении было направлено Скворцовой Е.В. по адресу места нахождения ГБУГС «Парки и скверы»: <адрес>
Между тем, следует учесть, что в рамках настоящего дела Скворцова Е.В. привлечена к административной ответственности как должностное лицо, однако извещение о месте и времени составления протокола об административном правонарушении по месту жительства Скворцовой Е.В. не направлялось, доказательств обратному в материалах дела не имеется.
Вышеуказанное свидетельствует о том, что протокол об административном правонарушении был составлен в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - Скворцовой Е.В., которая не была извещена надлежащим образом о месте и времени составления протокола об административном правонарушении и которой не были разъяснены права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ и ст. 51 Конституции Российской Федерации.
В соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ протокол, как правило, является основной формой фиксации доказательств по делам об административных правонарушениях, в связи с чем, законодательством подробно регламентирована процедура его составления. При нарушении установленной процедуры протокол не может рассматриваться в качестве доказательства в силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ. Доказательство должно обладать свойствами допустимости и относимости. Несоблюдение процессуального порядка получения доказательства делает его недопустимым.
В силу изложенного составление протокола без извещения надлежащим образом лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении является существенным нарушением порядка привлечения последнего к административной ответственности.
При этом дополнительно следует отметить, что уведомление о составлении протокола об административном правонарушении, не может быть отнесен к допустимому извещению ввиду следующего.
Направление извещений лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, по месту его работы не является надлежащим извещением.
Согласно ч. 3 ст. 28.2 КоАП РФ, при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные данным Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении, согласно ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ, составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Таким образом, исходя из смысла статьи 28.2 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, только в том случае, если имеются данные о его надлежащем извещении о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.
Следовательно, хотя присутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, и не является обязательным, должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении должно обладать достоверными сведениями о его надлежащем извещении о месте и времени составления протокола.
В силу ч. 2 ст. 25.15 КоАП РФ извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства.
Как усматривается из материалов дела, указанная обязанность должностным лицом в ходе производства по делу об административном правонарушении в отношении Скворцовой Е.В. не выполнена.
Направление извещения о времени и месте составления протокола об административном правонарушении в организацию, в которой должностное лицо осуществляет трудовую деятельность, не может считаться надлежащим извещением.
Сведений о получении Скворцовой Е.В., составленного в ее отсутствие протокола материалы дела не содержат.
Таким образом, постановление должностного лица не соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ при оценке представленных материалов.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Скворцовой Е.В. к административной ответственности по ст. 7.30 ч. 1.4 подлежит отмене, а производство по делу - прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л:
Жалобу Скворцовой Е.В. удовлетворить.
Постановление начальника Главного контрольного управления города Севастополя № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении должностного лица – заместителя директора ГБУ «Парки и скверы» Скворцовой Е.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.30 ч. 1.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – заместителя директора ГБУ «Парки и скверы» Скворцовой Е.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.30 ч. 1.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в 10-дневный срок со дня получения копии решения.
Председательствующий: подпись
Копия верна:
Судья
Ленинского районного суда
города Севастополя Н.М. Истягина