УИД 29RS0004-01-2021-001000-25
Дело № 2-51/2022 |
18 марта 2022 года |
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Виноградовский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Якивчука С.В.,
при секретаре судебного заседания Мухряковой И.С., с участием старшего помощника прокурора Шенкурского района Архангельской области Будиловой Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шенкурского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Шенкурского муниципального района о возложении обязанности организовать водоотведение сточных вод, сбрасываемых через канализационные сооружения в реку Вага, в соответствии с разрешительной документацией, к муниципальному унитарному предприятию «Чистая вода» о возложении обязанности обеспечить водоотведение сточных вод, сбрасываемых через канализационные сооружения в реку Вага, в соответствии с разрешительной документацией,
установил:
прокурор Шенкурского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ответчикам о возложении обязанности в течение года, со дня вступления решения суда в законную силу, организовать водоотведение сточных вод, сбрасываемых через канализационные сооружения в реку Вага, в соответствии с разрешительной документацией.
Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой района проведена проверка по фактам сброса неочищенных сточных вод в реку Вага на территории МО «Шенкурское» Шенкурского района. Установлено, что на территории города Шенкурска деятельность по водоснабжению и водоотведению населению осуществляет муниципальное унитарное предприятие «Чистая вода» (далее – МУП «Чистая вода»), учредителем которого является администрация МО «Шенкурский муниципальный район». В целях осуществления деятельности по водоотведению администрацией МО «Шенкурский муниципальный район» передано на праве хозяйственного ведения МУП «Чистая вода» муниципальное имущество: здание хлораторной, расположенное по адресу: <адрес>, сооружение септик (от здания насосной станции перекачки канализации), насосная станция перекачки канализации, расположенная по адресу: <адрес> и насосная станция водозабора, расположенная по адресу: <адрес> (согласно договоров о закреплении имущества, находящегося в муниципальной собственности МО «Шенкурское», на праве хозяйственного ведения за МУП «Чистая вода» от 14.10.2020, от 25.04.2018).
В ходе осмотра Северным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования установлено, что в здании насосной станции перекачки канализации расположен насос и отстойник. В отстойник по подземной канализационной сети поступают сточные воды самотеком, после чего они перекачиваются насосом к строению, используемому в качестве отстойника, состоящему из железобетонной емкости, закрытой сверху деревянным настилом. Из отстойника сточные воды самотеком по подземному трубопроводу поступают в береговой выпуск сточных вод, который расположен в 30-35 метрах дороги на понтонную переправу г. Шенкурска. При этом здание хлораторной не эксплуатируется. К настоящему моменту ситуация не изменилась. Лабораторные исследования, отобранные 01.12.2020 и 22.06.2021 показали, что сброс сточных вод в реку Вага в г. Шенкурске осуществляется с превышением нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водном объекте рыбохозяйственного назначения.
Таким образом, при осуществлении МУП «Чистая вода» уставной деятельности по водоотведению сточные воды от потребителей напрямую сбрасываются в реку Вага, очистка и обеззараживание сточных вод не проводится, очистные сооружения отсутствуют. Обязанность по организации водоотведения на территории МО «Шенкурское» возложена на администрацию Шенкурского муниципального района.
Прокурор полагал, что в целях недопущения причинения вреда окружающей среде, природному водоему – река Вага, администрация Шенкурского муниципального района и МУП «Чистая вода» обязаны принять меры по установке, ремонту и надлежащему функционированию очистных сооружений в МО «Шенкурское», обеспечить санитарную очистку и обезвреживание сточных вод до их сброса в реку.
Обращает внимание на то, что 12.01.2021 Северным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в адрес администрации МО «Шенкурский муниципальный район» внесено представление № по вышеуказанным фактам нарушения закона, однако органом местного самоуправления меры по его исполнению не приняты. В тот же день в адрес МУП «Чистая вода» внесено предписание № об устранении выявленных нарушений обязательных требований – устранить нарушения в части сброса сточных вод в водный объект – река Вага с превышением установленных нормативов на уровне предельно допустимой концентрации вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного назначения в срок до 01.06.2021.
В соответствии с предписанием Северного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 30.06.2021 № МУП «Чистая вода» требовалось до 01.11.2021 устранить нарушения в части сброса сточных вод в реку Вага с превышением предельно допустимой концентрации вредных веществ, однако данные нарушения не устранены.
С учетом уточнения исковых требований прокурор просил возложить на Администрацию Шенкурского муниципального района Архангельской области обязанность организовать водоотведение сточных вод, сбрасываемых через канализационные сооружения в реку Вага, в соответствии с разрешительной документацией, и возложить на МУП «Чистая вода» обязанность обеспечить водоотведение сточных вод, сбрасываемых через канализационные сооружения в реку Вага, в соответствии с разрешительной документацией. Установить срок на исполнение ответчиками указанных обязанностей в течение года со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании старший помощник прокурора Шенкурского района Будилова Е.О. исковые требования с учетом их уточнения поддержала, по доводам, изложенным в исковом заявлении. Полагала, что предложенный срок для исполнения требований является разумным.
Представитель ответчика МУП «Чистая вода» Истомин Н.В. в судебном заседании пояснил, что с исковыми требованиями он не согласен. Полагал, что обязанность по непосредственной организации водоотведения сточных вод, сбрасываемых в реку Вага, должна быть возложена на администрацию муниципального района. Обязанностями МУП «Чистая вода» являются, в том числе, сбор и очистка сточных вод. Обратил внимание на отсутствие надлежащего финансирования, необходимого для осуществления модернизации системы водоотведения.
Ответчик Администрация Шенкурского муниципального района и третьи лица Северное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области в судебное заседание представителей не направили, о времени и месте разбирательства дела извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями о вручении судебных повесток, а также списком курьерской доставки судебной корреспонденции.
Ранее от ответчика Администрации Шенкурского муниципального района Архангельской области поступили возражения на исковое заявление, в которых орган муниципалитета с иском не согласился. Указал, что в 2021 году администрацией района начаты мероприятия по строительству очистных сооружений канализации, запрошены коммерческие предложения у организаций, осуществляющих деятельность по разработке проектно-сметной документации, подготовлено техническое задание на разработку проектно-сметной и рабочей документации по объекту «Очистные сооружения канализации. Реконструкция системы водоотведения г. Шенкурск». В бюджете муниципального образования «Шенкурское» на 2022 год запланированы денежные средства в сумме 173 000 руб. на софинансирование закупки работ по разработке проектно-сметной документации очистных сооружений. Кроме того, решением конкурсной комиссии министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области от 28.01.2022 № Шенкурскому муниципальному району одобрено выделение субсидии на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по объекту «Очистные сооружения канализации. Реконструкция системы водоотведения г. Шенкурск» в сумме 3 600 000 руб. Администрацией муниципального района предпринимаются необходимые меры для организации строительства очистных сооружений. Предложенный прокурором срок исполнения обязательств является неразумным, так как разработку проектной документации и само строительство очистных сооружений с реконструкцией системы водоотведения займет предварительно около трех лет.
Согласно поступившему отзыву Северное межрегиональное управление Росприроднадзора исковые требования прокурора поддерживает, так как по причине отсутствия канализационных очистных сооружений в г. Шенкурск, очистка сточных вод при водоотведении от объектов г. Шенкурска не осуществляется, МУП «Чистая вода» при эксплуатации объектов водоотведения допускается загрязнение реки Вага неочищенными сточными водами. Вопрос о сроках проведения необходимых мероприятий по обеспечению очистки сточных вод оставлен на усмотрение суда.
От Вельского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области поступил отзыв на исковое заявление, согласно которому исковые требования поддерживаются. К отзыву приложены протоколы лабораторных испытаний воды в реке Вага, отобранные в июле и в августе 2021 года.
Суд, заслушав старшего помощника прокурора Шенкурского района Будилову Е.О., представителя ответчика МУП «Чистая вода» Истомина Н.В., исследовав письменные материалы дела, пришел к следующему.
В соответствии со статьями 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, а также обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно абзацу 11 статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды) под охраной окружающей среды понимается деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
В силу статьи 3 Закона об охране окружающей среды хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе, принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Как предусмотрено частями 1, 2, 4 статьи 35 Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты.
Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах.
Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается (часть 6 статьи 56 ВК РФ).
Кроме того, согласно пункту 1 части 6 статьи 60 ВК РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Законом об охране окружающей среды).
Таким образом, законодательство в сфере защиты окружающей среды в императивном порядке запрещает сброс в водные объекты неочищенных сточных вод, способный привести к засорению и загрязнению водного объекта.
Согласно части 4 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - СанПиН 2.1.3684-21).
В пункте 97 СанПиН 2.1.3684-21 предусмотрено, что хозяйствующими субъектами, осуществляющими сброс сточных вод в водоемы (водоотведение), с целью охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения обеспечивается согласование нормативов допустимых сбросов с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
При этом хозяйствующие субъекты, осуществляющие водопользование, обязаны контролировать состав сбрасываемых сточных вод и качества воды водных объектов (пункт 98 СанПиН 2.1.3684-21).
В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что прокуратурой Шенкурского района Архангельской области была проведена проверка по фактам сброса неочищенных сточных вод в реку Вага на территории МО «Шенкурское» Шенкурского района.
В результате проверки установлено, что на территории города Шенкурска деятельность по водоснабжению и водоотведению населению осуществляет МУП «Чистая вода», учредителем которого является администрация МО «Шенкурский муниципальный район». В целях осуществления деятельности по водоотведению администрацией МО «Шенкурский муниципальный район» передано на праве хозяйственного ведения МУП «Чистая вода» муниципальное имущество: здание хлораторной, расположенное по адресу: <адрес> сооружение септик (от здания насосной станции перекачки канализации), насосная станция перекачки канализации, расположенная по адресу: <адрес> и насосная станция водозабора, расположенная по адресу: <адрес> (согласно договоров о закреплении имущества, находящегося в муниципальной собственности МО «Шенкурское», на праве хозяйственного ведения за МУП «Чистая вода» от 14.10.2020, от 25.04.2018).
В пунктах 2.1, 2.2 Устава МУП «Чистая вода» предусмотрено, что данное предприятие создано с целью организации в границах Шенкурского городского поселения водоснабжения и водоотведения населения. Предметом деятельности предприятия является: забор, очистка и распределение воды; сбор и обработка сточных вод.
25.11.2020 Северным межрегиональным управлением Росприроднадзора проведен осмотр здания насосной станции перекачки канализации, в котором расположен насос и отстойник. В отстойник по подземной канализационной сети поступают сточные воды самотеком, после чего они перекачиваются насосом к строению, используемому в качестве отстойника, состоящему из железобетонной емкости, закрытой сверху деревянным настилом. Из отстойника сточные воды самотеком по подземному трубопроводу поступают в береговой выпуск сточных вод, который расположен в 30-35 метрах от дороги на понтонную переправу г. Шенкурска. При этом здание хлораторной не эксплуатируется. Была отобрана проба сточных вод на выпуске.
По результатам анализа отобранных проб, выполненных аккредитованной лабораторией, было установлено, что предприятием осуществляется сброс сточных вод с превышением установленных нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного назначения по БПК, ХПК, аммоний-иону, фосфату-иону, АПАВ, нитрит-иону. С учетом установленных фактов 29.12.2020 в отношении МУП «Чистая вода» был составлен протокол об административном правонарушении № по части 4 статьи 8.13. КоАП РФ.
12.01.2021 Северным межрегиональным управлением Росприроднадзора в отношении МУП «Чистая вода» выдано предписание № об устранении выявленных нарушений в части сброса сточных вод в водный объект – река Вага с превышением установленных нормативов на уровне предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения. Срок устранения нарушений был установлен – 01.06.2021.
12.01.2021 Северным межрегиональным управлением Росприроднадзора в отношении Администрации МО «Шенкурский муниципальный район» Архангельской области вынесено представление №, которым на орган местного самоуправления возложена обязанность принять меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, связанного с осуществлением сброса неочищенных сточных вод с превышением установленных нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водного объекта.
В дальнейшем в ходе внеплановой выездной проверки государственным инспектором Управления Росприроднадзора 10.06.2021 осуществлен выезд на место с целью осмотра и отбора проб на выпуске в реку Вага. Специалистами аккредитованной лаборатории «ЦЛАТИ по Архангельской области» произведен отбор трех проб сточных вод в последнем канализационном колодце перед выпуском сточных вод в реку Вага.
Согласно полученным результатам анализа, МУП «Чистая вода» продолжается сброс неочищенных сточных вод с превышением установленных нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ по БПК, ХПК, аммоний-иону, фосфат-иону, АПАВ. Производственный контроль за качеством сбрасываемых вод МУП «Чистая вода» не осуществляет, в установленный срок предписание № не исполнено.
По результатам внеплановой проверки МУП «Чистая вода» выдано новое предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований № от 30.06.2021, сроком исполнения до 01.11.2021.
Постановлением Северного межрегионального управления Росприроднадзора от 04.06.2021 № МУП «Чистая вода» привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 8.13 КоАП РФ за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, назначен административный штраф в размере 150 000 рублей.
До настоящего времени выявленные нарушения требований при осуществлении водоотведения не устранены.
Согласно статье 10 Закона об охране окружающей среды управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу статьи 23 Закона Архангельской области от 23.09.2004 №-внеоч.-ОЗ «О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области» в состав Шенкурского муниципального района входят городское и сельские поселения. Статусом городского поселения наделяется «Шенкурское» (административный центр - город Шенкурск) с наименованием: городское поселение «Шенкурское» Шенкурского муниципального района Архангельской области.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон об общих принципах организации МСУ в РФ) к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 54.1 Устава Шенкурского муниципального района Архангельской области Администрация МО «Шенкурский муниципальный район» исполняет полномочия Администрации МО «Шенкурское».
Таким образом, вопросы местного значения по организации водоотведения на территории городского поселения «Шенкурское» являются вопросами местного значения Администрации Шенкурского муниципального района.
Как предусмотрено пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона об общих принципах организации МСУ в РФ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Следовательно, создание для реализации мероприятий в сфере организация в границах поселения водоотведения муниципального унитарного предприятия с передачей ему на праве хозяйственного ведения необходимого для осуществления уставной деятельности муниципального имущества, является одной из форм осуществления органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.
В то же время в ходе проведения Северным межрегиональным управлением Росприроднадзора осмотра 25.11.2020 установлено, что в здании насосной станции канализации по адресу: <адрес> счетчик сточных вод отсутствует, доступ к насосу затруднен, так как лестница находится в аварийном состоянии. На участке между станцией перекачки сточных вод и береговым выпуском сточных вод в реку Вага имеется здание хлораторной, которое на момент осмотра не эксплуатируется. Оборудование в здании хлораторной отсутствует, что указывает на то, что какая-либо очистка сточных вод от объектов г. Шенкурска не осуществляется, очистные сооружения отсутствуют.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что со стороны Администрации Шенкурского муниципального района Архангельской области до настоящего времени не осуществлялась должным образом организация водоотведения сточных вод, сбрасываемых в реку Вага через канализационные сооружения.
По изложенным обстоятельствам суд находит, что исковое заявление прокурора в части возложения обязанностей по организации водоотведения сточных вод, сбрасываемых через канализационные сооружения в реку Вага, в соответствии с разрешительной документацией на Администрацию Шенкурского муниципального района и по обеспечению надлежащего водоотведения на МУП «Чистая вода», являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Прокурор просил суд определить срок исполнения решения суда в течение года со дня вступления указанного решения в законную силу.
От Администрации Шенкурского муниципального района, по запросу суда, поступил расчет примерных сроков выполнения работ по строительству очистных сооружений канализации, согласно которому весь объем работ от проектно-сметной документации до фактической реконструкции системы водоотведения и строительства очистных сооружений завершится приблизительно летом 2025 года.
Продолжительность выполнения возлагаемых на ФИО1 обязанностей с учетом характера допущенных нарушений, социальной значимости вопроса в целях защиты интересов неопределенного круга лиц, гарантированных статьей 42 Конституции Российской Федерации прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и ее защиту от негативного воздействия, а также пассивность поведения ФИО1 в предшествующие подаче иска в суд периоды времени, суд полагает возможным определить срок для исполнения настоящего решения суда в течение одного года со дня вступления решения в законную силу, полагая данный срок разумным.
Пассивность поведения уполномоченных лиц выражается в том, что МУП «Чистая вода», зная о своих уставных целях и задачах по организации в границах Шенкурского городского поселения водоснабжения и водоотведения кроме однократного направления главе МО «Шенкурский муниципальный район» ходатайства от 15.10.2020 об оказании финансовой помощи в целях разработки и проведения мероприятий, направленных на приведение качества воды, подаваемых потребителям в г. Шенкурск, а также приведения микробиологических показателей сточной воды перед ее сбросом в реку Вага в соответствие с гигиеническими требованиями, иных действий по обеспечению надлежащего водоотведения не предпринимало.
Администрация Шенкурского муниципального района, согласно отзыву на исковое заявление, начала осуществлять мероприятия по строительству очистных сооружений канализации в 2021 году. В то же время для решения уставных задач 14.10.2020 по договору передало МУП «Чистая вода» на праве хозяйственного ведения имущество, в том числе здание хлораторной.
Чуть более чем через месяц (25.11.2020) Управлением Росприроднадзора в ходе проведения проверки были выявлены недостатки переданного в хозяйственное ведение имущества, в том числе отсутствие оборудования в здании хлораторной, вследствие чего очистка сточных вод не осуществлялась.
Таким образом, передача вышеуказанного имущества не могла способствовать организации надлежащего водоотведения сточных вод.
Установление более длительного срока исполнения возложенных на ответчиков обязанностей, в том числе до лета 2025 года является неразумным, так как иное означало бы дальнейшее нарушение прав неограниченного круга лиц на благоприятную среду обитания на длительный срок после вынесения решения суда.
Кроме того, необходимо учитывать, что в случае невозможности исполнить возложенные судом обязанности в установленный решением суда срок, ответчик (ответчики) имеет (имеют) право обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда на основании статьи 203 ГПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Также от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в суде общей юрисдикции, освобождаются органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) (пункт 9 части 1 статьи 333.36 НК РФ).
Таким образом, с ответчика МУП «Чистая вода» за рассмотрение требований неимущественного характера, заявленных в интересах неопределенного круга лиц, подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей в доход местного бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
решил:
исковые требования прокурора Шенкурского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Шенкурского муниципального района о возложении обязанности организовать водоотведение сточных вод, сбрасываемых через канализационные сооружения в реку Вага, в соответствии с разрешительной документацией, к муниципальному унитарному предприятию «Чистая вода» о возложении обязанности обеспечить водоотведение сточных вод, сбрасываемых через канализационные сооружения в реку Вага, в соответствии с разрешительной документацией - удовлетворить.
Возложить на Администрацию Шенкурского муниципального района Архангельской области обязанность в течение года со дня вступления решения суда в законную силу организовать водоотведение сточных вод, сбрасываемых через канализационные сооружения в реку Вага, в соответствии с разрешительной документацией.
Возложить на Муниципальное унитарное предприятие «Чистая вода» обязанность в течение года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить водоотведение сточных вод, сбрасываемых через канализационные сооружения в реку Вага, в соответствии с разрешительной документацией.
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Чистая вода» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение месяца с момента изготовления судом решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Виноградовский районный суд Архангельской области.
Председательствующий С.В. Якивчук
Мотивированное решение суда изготовлено 21 марта 2022 года.