Решение по делу № 2а-233/2022 (2а-3024/2021;) от 21.10.2021

Дело №57RS0022-01-2021-004824-91                      Производство № 2а-233/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 января 2022 г.                                                                                              г. Орел

Судья Заводского районного суда г. Орла Каверин В.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства в помещении Заводского районного суда г. Орла административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орлу к Ставцеву Сергею Юрьевичу о взыскании обязательных платежей и санкций,

установил:

Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Орлу (далее – ИФНС России по г. Орлу) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Ставцеву С.Ю. о взыскании обязательных платежей и санкций.

В обоснование заявленных требований указала, что Ставцев С.Ю. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 01.10.2004 по 21.12.2020.

За 2013 г. фиксированный размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование (ОМС) составил 3185,46 руб., за 2014 г. – 3399,05 руб., за 2015 г. – 3650,58 руб., за 2016 г. – 3796,85 руб.

В соответствии с Письмом ФНС России от 07.03.2017 № БС-4-11/4091@ «Об исчислении страховых взносов», сумма страховых взносов, подлежащих уплате в 2017 году составила: на обязательное пенсионное страхование (далее – ОПС), в случае, если величина дохода плательщика не превышает 300 000 руб. за расчетный период в размере, определяемом как - 1 МРОТ (7500 руб. на 2017г.) х 26% х 12 мес. = 23400 руб.); на обязательное медицинское страхование за расчетный период определяется как 1 МРОТ (7500 руб. на 2017 г.) х 5,1% х 12 мес. = 4590 руб.).

Размер страховых взносов на ОПС за 2018 г. в фиксированном размере составляет 26545 руб., на ОМС – 5840 руб.

На основании ст. 69, 70 НК РФ в адрес Ставцева С.Ю. были направлены требования: №85643 по состоянию на 19.01.2018 об уплате за 2017 г. страховых взносов на ОМС в размере 4590 руб., а также пени, начисленные на данную недоимку с 01.01.2017, в размере 11,86 руб. и пени, начисленные на данную недоимку до 01.01.2017, в размере 918,50 руб., со сроком уплаты до 08.02.2018; №82575 по состоянию на 19.01.2018 об уплате за 2017 г. страховых взносов на ОПС в размере 23400 руб., а также пени, начисленные на данную недоимку с 01.01.2017, в размере 60,45 руб., и пени, начисленные на данную недоимку до 01.01.2017, в размере 14435,68 руб., со сроком уплаты до 08.02.2018; №1861 по состоянию на 18.01.2019 об уплате за 2018 г. страховых взносов на ОМС в размере 5840 руб., страховых взносов на ОПС в размере 26545 руб., а также пени, начисленные на данную недоимку в размере 426,73 руб. и 2167,94 руб. соответственно, со сроком уплаты до 07.02.2019.

Руководствуясь абзацем 2 п. 1 ст. 47 НК РФ, налоговым органом на основании требований №82575 от 19.01.2018 и №85643 от 19.01.2019 в отношении Ставцева С.Ю. было вынесено постановление №8203 от 09.04.2018, на основании требования №1861 от 18.01.2019 – постановление №3857 от 27.03.2019.

На основании указанных постановлений были возбуждены исполнительные производства, которые в дальнейшем были окончены, и исполнительный документ был возвращен взыскателю без исполнения.

В связи с тем, что Ставцев С.Ю. утратил статус индивидуального предпринимателя с 21.12.2020, повторные основания для предъявления к исполнению постановлений №8203 и №3857 у налогового органа отсутствуют, ИФНС России по г.Орлу обратилась к мировому судье судебного участка №1 Заводского района г. Орла с заявлением о вынесении судебного приказа, однако 09.08.2021 в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано.

Ссылаясь на то, что у ИФНС России по г. Орлу отсутствовала техническая возможность формирования списка налогоплательщиков, имеющих непогашенную задолженность по оконченным исполнительным производствам, ранее имевших статус индивидуального предпринимателя, административный истец просил суд восстановить срок для подачи административного искового заявления; взыскать со Ставцева С.Ю. в пользу ИФНС России по г. Орлу задолженность в размере 63651,39 руб., из которых недоимка по страховым взносам на ОМС за 2017 г. в размере 4590 руб.; пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на ОМС за период с 17.08.2017 по 19.01.2018, в размере 814,86 руб.; пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на ОМС за период с 10.01.2018 по 19.01.2018, в размере 11,86 руб.; недоимка по страховым взносам на ОПС за 2017 г. в размере 23400 руб.; пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на ОПС за период с 10.01.2018 по 19.01.2018, в размере 60,45 руб.; недоимка по страховым взносам на ОМС за 2018 г. в размере 5840 руб.; пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на ОМС за период с 20.01.2018 по 18.01.2019, в размере 391,81 руб.; недоимка по страховым взносам на ОПС за 2018 г. в размере 26545 руб.; пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на ОПС за период с 20.01.2018 по 18.01.2019, в размере 1997,41 руб.

От административного ответчика возражений относительно заявленного административного иска не последовало.

Рассмотрев дело в порядке упрощенного (письменного) производства без проведения устного разбирательства, исследовав доказательства в письменной форме, судья приходит к следующему.

Согласно пункту 3 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, пункту 1 статьи 3, подпункту 1 пункта 1 статьи 23 и статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Обязанность платить налоги – это безусловное требование государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства; взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 08.02.2007 № 381-О-П).

Согласно пункту 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.

С 01.01.2017 вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются главой 34 части 2 НК РФ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4, статьей 5 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» 01.01.2017 указанные полномочия принадлежат налоговым органам.

Согласно пункту 1 статьи 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с пунктом 2 названной статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

Согласно пункту 3 статьи 75 НК РФ на сумму недоимки должна быть начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.

В соответствии с частью 2 статьи 75 НК РФ сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Согласно пункту 4 статьи 75 НК РФ пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В силу пункта 5 статьи 23 НК РФ невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 47 НК РФ предусмотрено право налогового органа взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика.

Исходя из положений абз. 2 п. 1 ст. 47 НК РФ взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве», с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Из представленных материалов следует, что Ставцев С.Ю. (ОГРНИП 304575227500020) был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 01.10.2004.

Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей административный ответчик утратил статус индивидуального предпринимателя 21.12.2020, как недействующий индивидуальный предприниматель.

В связи с тем, что в период регистрации в качестве индивидуального предпринимателя за Ставцевым С.Ю. числилась задолженность по обязательным платежам и пеням, налоговым органом в адрес налогоплательщика были направлены требования: №85643 по состоянию на 19.01.2018 об уплате за 2017 г. страховых взносов на ОМС в размере 4590 руб., а также пени, начисленные на данную недоимку с 01.01.2017, в размере 11,86 руб. и пени, начисленные на данную недоимку до 01.01.2017, в размере 918,50 руб., со сроком уплаты до 08.02.2018; №82575 по состоянию на 19.01.2018 об уплате за 2017 г. страховых взносов на ОПС в размере 23400 руб., а также пени, начисленные на данную недоимку с 01.01.2017, в размере 60,45 руб., и пени, начисленные на данную недоимку до 01.01.2017, в размере 14435,68 руб., со сроком уплаты до 08.02.2018; №1861 по состоянию на 18.01.2019 об уплате за 2018 г. страховых взносов на ОМС в размере 5840 руб., страховых взносов на ОПС в размере 26545 руб., а также пени, начисленные на данную недоимку в размере 426,73 руб. и 2167,94 руб. соответственно, со сроком уплаты до 07.02.2019.

Указанные требования были направлены Ставцеву С.Ю. по адресу его регистрации заказным письмом, что подтверждается справками об отправке/доставке почтового отправления.

Поскольку административный ответчик в установленный срок недоимки по страховым взносам и пени не оплатил, межрайонной ИФНС России № 8 по Орловской области были вынесены постановления: №8203 от 09.04.2018 на основании требований №82575 от 19.01.2018 и №85643 от 19.01.2019 и №3857 от 27.03.2019 на основании требования №1861 от 18.01.2019.

Указанные постановления налоговый орган направил на исполнение в Заводской РОСП г. Орла.

Исполнительные производства, возбужденные судебным приставом-исполнителем Заводского РОСП г. Орла на основании постановлений, принятых межрайонной ИФНС России № 8 по Орловской области в отношении Ставцева С.Ю. окончены 12.07.2018 и 31.05.2019 в соответствии с п. п. 4 п. 1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в связи с отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, и принятием судебным приставом-исполнителем всех допустимых законом мер по отысканию его имущества, когда они оказались безрезультатными.

В связи с тем, что Ставцев С.Ю. утратил статус индивидуального предпринимателя с 21.12.2020, у налогового органа отсутствовали правовые основания для повторного предъявления к исполнению постановлений №8203 от 09.04.2018, №3857 от 27.03.2019. Исходя из чего ИФНС России по г.Орлу подало заявление о выдаче судебного приказа о взыскании со Ставцева С.Ю. задолженности по страховым взносам и пени.

09.08.2021 определением мирового судьи судебного участка №1 Заводского района г. Орла по заявлению ИФНС России по г. Орлу о вынесении судебного приказа о взыскании со Ставцева С.Ю. задолженности по страховым взносам и пени было отказано по тем основаниям, что требования заявлены с пропуском установленного статей 48 НК РФ срока.

В соответствии со статьей 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (пункт 1).

В силу пункта 2 указанной статьи заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В то же время согласно пункту 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, установление в законе общего срока исковой давности, т.е. срока для защиты интересов лица, право которого нарушено (статья 196 Гражданского кодекса Российской Федерации), начала его течения (статья 200 Гражданского кодекса Российской Федерации) и последствий пропуска такого срока (статья 199 Гражданского кодекса Российской Федерации) обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников гражданского оборота и не может рассматриваться как нарушающее какие-либо конституционные права (Определения от 03.10.2006 № 439-О, от 18.12.2007 № 890-О-О, от 20.11.2008 № 823-О-О, от 24.09.2013 № 1257-О, от 29.01.2015 № 212-О и др.).

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 № 479-О-О).

Таким образом, восстановление срока является правом, а не обязанностью суда. В каждом случае устанавливаются, выясняются и оцениваются обстоятельства, которые повлекли пропуск срока.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке гл. 32 КАС РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке.

Учитывая изложенное, при вынесении мировым судьей определения об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа шестимесячный срок на подачу административного иска исчисляется с даты окончания срока исполнения соответствующего требования, а не с даты вынесения указанного определения.

Факт отказа в принятии заявления о выдаче судебного приказа мировым судьей течение процессуального срока не прерывает, а также не может служить основанием для восстановления процессуального срока.

Признавая неуважительными причины пропуска срока ИФНС России по г. Орлу на обращение в суд, указанные в административном исковом заявлении, в котором административный истец ссылался на отсутствие технической возможности формирования списка налогоплательщиков, имеющих непогашенную задолженность по оконченным исполнительным производствам, ранее имевших статус индивидуального предпринимателя, в отношении которых применялись меры, предусмотренные ст. 47 НК РФ, суд приходит к выводу о том, что такие обстоятельства не могут являться уважительными, поскольку вызваны не объективными причинами, а связаны исключительно с действиями налогового органа, в связи с чем не имеют правового значения при разрешении вопроса о восстановлении пропущенного процессуального срока и не могут служить основанием для его восстановления.

Доказательств наличия обстоятельств, препятствующих административному истцу своевременно обратиться за судебной защитой, суду не представлено и в судебном заседании не установлено.

Административный истец является юридическим лицом, территориальным органом федерального органа исполнительной власти, имеет необходимый штат сотрудников для надлежащего исполнения обязанностей по взысканию налогов, в том числе соблюдения правил подсудности при подаче процессуальных документов для обращения в суд в пределах установленного законом шестимесячного срока, являющегося достаточным.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что административным истцом пропущен установленный срок для обращения в суд при отсутствии уважительных причин такого пропуска, в связи с чем административные исковые требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290, 291-293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орлу к Ставцеву Сергею Юрьевичу о взыскании обязательных платежей и санкций - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Судья                                                                                              В.В. Каверин

2а-233/2022 (2а-3024/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
ИФНС России по г.Орлу
Ответчики
Ставцев Сергей Юрьевич
Суд
Заводской районный суд г. Орел
Судья
Каверин Виктор Викторович
Дело на странице суда
zavodskoy.orl.sudrf.ru
21.10.2021Регистрация административного искового заявления
21.10.2021Передача материалов судье
26.10.2021Решение вопроса о принятии к производству
26.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.12.2021Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
17.01.2022Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
17.01.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.01.2022Дело оформлено
17.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее