Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Катайский районный суд Курганской области в составе:
председательствующего судьи Бутаковой О. А.
при секретаре Таланкиной А. С.
с участием представителя административного истца Кудрявцева А. Ю.
рассмотрел в открытом судебном заседании 24 февраля 2022 года в г. Катайске Курганской области административное дело № 2а-77/2022 по административному исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в лице Катайского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области, предъявленное в интересах неопределённого круга лиц, к администрации города Катайска Катайского района Курганской области о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Курганской области) в лице Катайского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области обратилось в суд с административным иском к администрации города Катайска Катайского района Курганской области (далее – администрация города Катайска) о признании незаконным бездействие по разработке и направлению технического задания в гарантирующую организацию, осуществляющую горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, для разработки инвестиционной программы и обязании разработать и направить техническое задание в гарантирующую организацию, осуществляющую горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, для разработки инвестиционной программы.
Свои требования административный истец мотивировал тем, что в соответствии с Уставом города Катайска Катайского района Курганской области, Законом Курганской области от 06.07.2004 № 419 городу Катайску присвоен статус городского поселения. Администрация города Катайска обладает правами юридического лица, осуществляет свою деятельность в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Курганской области, Уставом города Катайска. В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Катайским территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Курганской области проводится социально-гигиенический мониторинг, который включает в себя, в том числе наблюдение за качеством питьевой воды. Результатами мониторинга за качеством питьевой воды централизованных систем питьевого водоснабжения города Катайска показывают регулярное превышение нормативно-допустимого уровня по санитарно-химическим показателям. Так по результатам исследований питьевой воды, проведенных в рамках социально-гигиенического мониторинга, 100 % проб исследуемой питьевой воды за период 2018-2021 годы не соответствуют требованиям гигиенических нормативов по содержанию железа, бора, аммиака и аммоний-иона (по азоту), марганца. Причинами несоответствия качества воды по санитарно-химическим показателям послужили: природное высокое содержание железа, бора, марганца в исходной воде, изношенность и ветхое состояние инженерно-технических коммуникаций (водопроводных сетей), в результате чего происходит вторичное загрязнение воды, а качество питьевой воды, подаваемой населению города Катайска не отвечает требованиям СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Установлено, что при больших количествах железо, как и любое другое химическое вещество, способно вызвать в организме человека нарушения и даже патологии. Этот элемент способен накапливаться до токсической концентрации в органах и тканях, включая суставы, печень, эндокринные железы и сердце. Избыток железа нарушает функцию центральной нервной системы, усугубляя психические расстройства. Кроме того, железо нередко становится причиной развития дерматитов и аллергических реакций. В соответствии с принятой классификацией бор относится к веществам класса опасности, которые также называют высокоопасными. При непродолжительном употреблении внутрь бора в повышенных концентрациях возникает раздражение желудочно-кишечного тракта. При длительном воздействии соединений бора нарушение процессов пищеварения приобретает хронический характер с симптомами рвоты, поноса, анемии, потери аппетита, спутанности сознания. Также длительное потребление питьевой воды с повышенным содержанием бора вызывает рост содержания общего сахара в крови, усиление тормозных процессов в коре головного мозга, снижение кислотности желудочного сока, нарушение минерального обмена в организме, повреждения почек и печени. Превышение нормы содержания аммония и аммиака могут придавать воде очень неприятный запах и привкус, а длительное употребление такой воды приводит к нарушению кислотно-щелочного баланса в организме. К тому же аммиак способен вызвать серьезные поражения конъюнктивы глаз и слизистых оболочек. Ионы аммония защелачивают плазму крови, что может привести к гипоксии клеток. Отёк тканей, тошнота, тремор, приступы удушья, спутанность сознания – всё это далеко не полный список проблем, вызываемых избытком аммония и аммиака в воде. В настоящее время установлена зависимость между повышением допустимого уровня марганца и увеличением числа болезней костно-мышечной и мочеполовой систем, осложнений беременности и родов. Повышенные концентрации марганца способствуют развитию аллергических реакций, болезней кожи и подкожной клетчатки увеличивают риск развития болезней крови. Длительное использование жесткой воды способствует увеличению частоты возникновения у населения случаев мочекаменной болезни, нарушений секреторной функции желудочно-кишечного тракта. В г. Катайске подготовку питьевой воды, её поставки потребителям, отвод и очищение сточных вод, а также эксплуатацию водопроводных, канализационных сетей осуществляет общество с ограниченной ответственностью «Водоканал» (далее – ООО «Водоканал»), которое постановлением администрации города Катайска от 13.07.2020 № 80 определено гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории города Катайска. По результатам мониторинга качества питьевой воды Катайским территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Курганской области в адрес администрации города Катайска, являющейся органом местного самоуправления, выступающим от имени города Катайска, являющейся учредителем ООО «Водоканал», регулярно направлялась информация о неудовлетворительных результатах мониторинга качества питьевой воды, вместе с тем, качество питьевой не улучшается. Отсутствие работы по улучшению качества подаваемой населению воды, в первую очередь, связано с тем, что в нарушение ст. ст. 6, 40 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» план мероприятий по приведению качества воды в соответствии с установленными требованиями отсутствует, ввиду отсутствия технического задания, разработанного и утвержденного администрацией города Катайска, организацией, осуществляющей горячее, холодное водоснабжение и водоотведение, не разрабатывалась инвестиционная программа по реорганизации, модернизации и развитию систем водоснабжения и водоотведения. В соответствии с ответом ООО «Водоканал» от 07.02.2022 техническое задание, утвержденное органом местного самоуправления, на разработку инвестиционной программы организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, отсутствует. Отсутствие инвестиционной программы препятствует развитию системы коммунальной инфраструктуры и финансированию её строительства и (или) модернизации, что в свою очередь приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц в части получения надлежащего качества коммунальных услуг. Администрацией города Катайска не уделяется должное внимание реализации возложенных на неё действующим законодательством полномочий, несмотря на то, что именно от их реализации зависит дальнейшее развитие систем коммунальной инфраструктуры и эффективность деятельности организаций коммунального комплекса. Таким образом, исходя из приведенных норм, следует, что бездействие администрации города Катайска противоречит действующему законодательству (л. д. 5-10).
Определением суда от 08.02.2022 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «Водоканал» (л. д. 1-3).
В судебном заседании представитель административного истца Кудрявцев А. Ю., действующий на основании доверенности от 10.08.2020 (л. д. 83) и диплома (л. д. 84), поддержал заявленные требования, настаивает на их удовлетворении в полном объеме по основаниям, указанным в административном иске.
Представитель административного ответчика администрация города Катайска в судебное заседание не явился, согласно представленному отзыву, просят рассмотреть дело без участия представителя, администрация города Катайска признает исковые требования в полном объеме, считает их законными и обоснованными (л. д. 101).
Представитель заинтересованного лица ООО «Водоканал» в судебное заседание не явился, хотя своевременно и надлежащим образом извещен о дате, времени и месте рассмотрения данного административного дела (л. д. 100), заявлений о невозможности явиться в судебное заседание по уважительной причине и об отложении судебного заседания не представлено. Учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть данное административное дело в отсутствие не явившегося представителя заинтересованного лица.
Заслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы административного дела, и, проанализировав представленные доказательства, суд пришел к выводу, что административные исковые требования Управления Роспотребнадзора по Курганской области к администрации города Катайска о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: 1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; 2) определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; 3) согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации; 4) утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; 5) утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; 6) согласование инвестиционных программ.
В силу положений части 1 статьи 12 указанного Федерального закона органы местного самоуправления для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны её деятельности. Для централизованных ливневых систем водоотведения гарантирующая организация не определяется.
Статьей 1 Закона Курганской области от 06.07.2004 № 419 «О наделении муниципальных образований статусом городского округа, муниципального района, сельского поселения, городского поселения, о месте нахождения представительных органов городских округов, муниципальных районов, сельских поселений, об установлении наименований представительных органов муниципальных образований, глав муниципальных образований, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований)» муниципальное образование город Катайск наделено статусом «городское поселение».
Согласно пунктам 1-3 статьи 32, статье 33 Устава города Катайска Катайского района Курганской области (далее – Устав) (л. д. 14-31) администрация города Катайска является исполнительно-распорядительным органом города Катайска, наделенным Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органами местного самоуправления федеральными законами и законами Курганской области, обладает правами юридического лица, является муниципальным казенным учреждением и осуществляет свою деятельность в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Курганской области, решениями Катайской городской Думы, постановлениями и распоряжениями Главы города Катайска, Уставом и Положением об Администрации города Катайска. К полномочиям администрации города Катайска относится, в том числе: обеспечение исполнения полномочий органов местного самоуправления городского поселения по решению вопросов местного значения городского поселения в соответствии с законодательством, настоящим Уставом, нормативными правовыми актами представительного органа и постановлениями, и распоряжениями главы администрации городского поселения.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 6 Устава и подпункта 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения города Катайска относится организация в границах города Катайска электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, органы местного самоуправления городского округа обязаны обеспечить бесперебойное и качественное водоснабжение и водоотведение населения на подконтрольной им территории, в том числе организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения.
Постановлением администрации города Катайска от 13.07.2020 статусом гарантирующей организации с зоной действия в границах города Катайска Катайского района Курганской области с 30 августа 2020 года наделено ООО «Водоканал» (л. д. 37, 38).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3 введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - СанПиН 2.1.3684-21), которые являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (далее - хозяйствующие субъекты), абзацы второй - пятыйпункта 75 Санитарных правилприменяются в целях ежегодной оценки обеспеченности населения качественной питьевой водой и не подлежат проверке при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора).
В пункте 75 СанПиН 2.1.3684-21 предусмотрено, что качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам.
Качественной признается питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием систем водоснабжения, если при установленной частоте контроля в течение года не выявлены: превышения уровней гигиенических нормативов по микробиологическим (за исключением ОМЧ, ОКБ, ТКБ, Escherichiacoli), паразитологическим, вирусологическим показателям, уровней вмешательства по радиологическим показателям; превышения уровней гигиенических нормативов ОМЧ, ОКБ, ТКБ и Escherichiacoli в 95% и более проб, отбираемых в точках водоразбора, при количестве исследуемых проб не менее 100 за год; превышения уровней гигиенических нормативов органолептических, обобщенных показателей, неорганических и органических веществ более, чем на величину ошибки метода определения показателей.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (далее - СанПиН 1.2.3685-21), введенные в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2, устанавливают, в том числе предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде питьевой систем централизованного, в том числе горячего, и нецентрализованного водоснабжения, воде подземных поверхностных водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования, воде плавательных бассейнов, аквапарков (Таблица 3.13). Предельно допустимая концентрация железа в воде составляет не более 0,3 мг/л; марганца – не более 0,1 мг/л, аммиака и аммоний-иона (по азоту) – не более 2 мг/л, бора – не более 0,5 мг/л.
В период с 2018 года по 2021 год Катайским территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Курганской области проводился мониторинг качества питьевой воды централизованных систем питьевого водоснабжения города Катайска, по результатам которого 100 % проб исследуемой питьевой воды не соответствуют требованиям гигиенических нормативов по содержанию железа, бора, аммиака и аммоний-иона (по азоту), марганца (л. д. 39-74).
О результатах исследуемой воды Катайским территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Курганской области регулярно уведомлялась администрация города Катайска, которой предлагалось внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствии с установленными требованиями (л. д. 75-82).
Однако, каких-либо мероприятий по улучшению качества питьевой воды администрацией города Катайска не предпринималось, что не оспаривается в судебном заседании.
Каких-либо объективных причин, препятствующих административному ответчику исполнить возложенные на него обязанности в данной области, либо доказательств по принятию своевременных мер не представлено.
Причинами несоответствия качества воды по санитарно-химическим показателям административный истец указывает природное высокое содержание железа, бора, марганца в исходной воде, изношенность и ветхое состояние инженерно-технических коммуникаций (водопроводных сетей), в результате чего происходит вторичное загрязнение воды, что также не оспаривается в судебном заседании.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на благоприятную среду обитания.
Согласно статье 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
В соответствии с пунктом 8 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» под инвестиционной программой организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее также - инвестиционная программа), понимается программа мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Основанием для разработки инвестиционной программы является техническое задание на разработку инвестиционной программы, утвержденное органом местного самоуправления, с учетом: 1) результатов технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; 2) плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности; 3) схемы водоснабжения и водоотведения; 4) плана снижения сбросов, программы повышения экологической эффективности, плана мероприятий по охране окружающей среды; 5) решений органов местного самоуправления о прекращении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и о переводе абонентов, объекты которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иные системы горячего водоснабжения, что предусмотрено в статье 40 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 641 утверждены Правиларазработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее – Правила), согласно пункту 2 которых проект инвестиционной программы разрабатывается регулируемой организацией, инвестиционная программа утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления поселения (городского округа), в случае если законом субъекта Российской Федерации ему переданы полномочия по утверждению инвестиционной программы (далее - уполномоченный орган местного самоуправления поселения (городского округа),по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (в случае утверждения инвестиционных программ органами местного самоуправления или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в полномочия которых не входит установление регулируемых цен (тарифов).
В соответствии с пунктами 6 и 9 Правил проект инвестиционной программы разрабатывается на основе технического задания на разработку инвестиционной программы регулируемой организации (далее - техническое задание). Техническое задание разрабатывает и утверждает орган местного самоуправления поселения (городского округа). Техническое задание на разработку инвестиционной программы регулируемой организации, получившей права владения и пользования централизованными системами водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем на основании концессионного соглашения, предусматривающего обязательства указанной организации по созданию и (или) реконструкции централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем с приобретением на срок, установленный концессионным соглашением, права владения и пользования такими системами, объектами (далее - концессионное соглашение), должно соответствовать условиям концессионного соглашения (пункт 6). Орган местного самоуправления поселения (городского округа) до 1 марта года, предшествующего году начала планируемого срока действия инвестиционной программы, утверждает техническое задание и не позднее 3 дней со дня его утверждения направляет его в регулируемую организацию для разработки инвестиционной программы. Для регулируемой организации, осуществляющей деятельность на основании концессионного соглашения, в первый календарный год после вступления в силу концессионного соглашения орган местного самоуправления утверждает техническое задание не позднее 30 календарных дней со дня вступления в силу концессионного соглашения.
Административный ответчик не оспаривает факт необходимости принятии мер по развитию систем коммунальной инфраструктуры, однако, из информации ООО «Водоканал» следует, что до настоящего времени не поступило от администрации города Катайска техническое задание на разработку инвестиционной программы (л. д. 13).
Таким образом, судом установлено бездействие административного ответчика как исполнительно-распорядительного органа города Катайска в части неразработки и ненаправлении технического задания.
Такое бездействие напрямую затрагивает публичные интересы неопределенного круга лиц, нарушает права граждан в сфере водооснабжения, и создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
Учитывая пояснения представителя административного истца, обстоятельства дела, суд определяет срок исполнения настоящего решения – в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в лице Катайского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области, предъявленное в интересах неопределённого круга лиц, к администрации города Катайска Катайского района Курганской области о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации города Катайска Катайского района Курганской области, выразившееся в непринятии мер по разработке и направлению технического задания в гарантирующую организацию, осуществляющую горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, для разработки инвестиционной программы.
Обязать администрацию города Катайска Катайского района Курганской области разработать и направить техническое задание в гарантирующую организацию, осуществляющую горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, для разработки инвестиционной программы в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Катайский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий судья: О. А. Бутакова
Мотивированное решение изготовлено 25 февраля 2022 г.