Решение по делу № 2а-87/2021 от 14.01.2021

Дело №2а-87/2021

УИД: 05RS0020-01-2021-000075-30

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

РД, Кизлярский район, с. Юбилейное, 9 февраля 2021 года

Кизлярский районный суд Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи Исаева Р.М., при секретаре Алиевой П.К., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявления прокурора г. Кизляра Григорьянц С.В. к Администрации сельского поселения «сельсовет Кизлярский» Кизлярского района РД о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес> Григорьянц С.В. обратилась в суд с иском к Администрации сельского поселения «сельсовет Кизлярский» <адрес> РД о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, указав в обоснование заявленных требований на то, в рамках осуществления надзорных мероприятий прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения органами местного самоуправления сельских поселений муниципального района «<адрес>» требований законодательства, регулирующего защиту прав предпринимателей при предоставлении муниципальных услуг в сфере земельных отношений.

В ходе проверки установлено следующее.

Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения согласно части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Как следует из статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Часть 3 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -С предусматривает, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17,19 (: исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городски лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 ч. 1 настоящей статьи.] Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельским: поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.

В силу части 1 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -Фс «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российское Федерации» Администрация сельского поселения является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным полномочиями по решению соответствующих вопросов местного значения.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 «О противодействии коррупции», противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: законность, публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

В силу статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ Ж273-ФЗ «О противодействии коррупции», основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются, в том числе: совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов, а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения; оптимизация и конкретизация полномочий государственных органов и их работников, которые должны быть отражены в административных регламентах.

В соответствии с подпунктом 2 части 2 статьи 3.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения.

Частью 1 статьи 25 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Земельного кодекса Российской Федерации, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами.

В силу пункта 2 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, является муниципальной услугой.

В соответствии со статьями 6, 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами. Разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий муниципальную услугу.

В силу статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" административные регламенты, стандарты государственных и муниципальных услуг должны быть размещены указанными органами в сети "Интернет".

В ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение требований вышеназванного законодательства административный регламент оказания муниципальной услуги в рамках реализации полномочий по распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности сельского поселения и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в границах поселения, административным ответчиком не разработан и не утвержден.

Указанное обстоятельство подтверждается также информации врио главы муниципального района «<адрес>» Микирова А.В. об отсутствии на официальных сайтах муниципальных образований сельских поселений, Административного регламента по предоставлению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Отсутствие на сайте муниципального образования сельского поселения административного регламента оказания муниципальной услуги по предоставлению земельных участков создает непреодолимые препятствия для выполнения предусмотренных главой V ЗК РФ процедур по приобретению прав на земельные участки, поскольку в виду отсутствия соответствующих регламентов, не установлены исчерпывающие требования к составу и последовательности процедур по приобретению прав на земельные участки.

В результате длительного бездействия (с периода действия указанных законов) Администрации сельского поселения, выразившегося в непринятии мер к определению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, нарушаются права неопределенного круга лиц, что является недопустимым, затрагивает принцип законности деятельности органов местного самоуправления, установленный частью 2 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 «О противодействии коррупции».

В целях устранения выявленных нарушений федерального законодательства, допущенных в силу бездействия Административного ответчика, выразившегося в непринятии мер к определению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, руководствуясь ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст.ст.39,124-126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Просит суд признать бездействие Административного ответчика, выразившегося в неисполнении требований законодательства о непринятии мер к определению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, незаконным.

Обязать Администрацию сельского поселения «сельсовет Кизлярский» устранить выявленные нарушения в срок не позднее одного месяца с момента вступления решения суда в силу путем: разработки и размещения в сети Интернет на официальном сайте муниципального нормативного правового акта - Административного регламента по предоставлению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Прокурор <адрес> Григорьянц С.В. в судебное заседание не явился, просил суд рассмотреть административное исковое заявление без их участия.

Представитель Администрации сельского поселения «сельсовет Кизлярский» <адрес> РД Исмаилов Р.Л. в судебное заседание не явился, в своем заявлении адресованном суду, просит суд рассмотреть административно исковое заявление без его участия, исковые требования признает.

Надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения административного иска ответчик Исмаилов Р.Л. в судебное заседание не явился, просил суд рассмотреть административное дело в его отсутствии, исковые требования признает.

На основании ч. 7 ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представителей этих лиц, в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса. Следовательно, при рассмотрении дела в отсутствие лиц, участвующих в деле, аудио протоколирование не осуществляется.

Исследовав материалы дела, суд считает, что требования административного истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

На основании части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно части 3 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, а также Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), орган местного самоуправления, глава муниципального образования, полагающие, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.

Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ в рамках осуществления надзорных мероприятий прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения органами местного самоуправления сельских поселений муниципального района «<адрес>» требований законодательства, регулирующего защиту прав предпринимателей при предоставлении муниципальных услуг в сфере земельных отношений.

В ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение требований вышеназванного законодательства административный регламент оказания муниципальной услуги в рамках реализации полномочий по распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности сельского поселения и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в границах поселения, административным ответчиком не разработан и не утвержден.

Указанное обстоятельство подтверждается также информационным письмом врио главы муниципального района «<адрес>» Микирова А.В. об отсутствии на официальных сайтах муниципальных образований сельских поселений, Административного регламента по предоставлению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Как следует из статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Часть 3 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -С предусматривает, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17,19 (: исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городски лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 ч. 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельским: поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.

В силу части 1 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -Фс «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российское Федерации» Администрация сельского поселения является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным полномочиями по решению соответствующих вопросов местного значения.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 «О противодействии коррупции», противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: законность, публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

В силу статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ Ж273-ФЗ «О противодействии коррупции», основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются, в том числе: совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов, а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения; оптимизация и конкретизация полномочий государственных органов и их работников, которые должны быть отражены в административных регламентах.

В соответствии с подпунктом 2 части 2 статьи 3.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения.

Частью 1 статьи 25 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Земельного кодекса Российской Федерации, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами.

В силу пункта 2 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, является муниципальной услугой.

В соответствии со статьями 6, 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами. Разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий муниципальную услугу.

В силу статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" административные регламенты, стандарты государственных и муниципальных услуг должны быть размещены указанными органами в сети "Интернет".

Отсутствие на сайте муниципального образования СП «Сельсовет Кизлярский» административного регламента оказания муниципальной услуги по предоставлению земельных участков создает непреодолимые препятствия для выполнения предусмотренных главой V ЗК РФ процедур по приобретению прав на земельные участки, поскольку в виду отсутствия соответствующих регламентов, не установлены исчерпывающие требования к составу и последовательности процедур по приобретению прав на земельные участки.

В результате длительного бездействия (с периода действия указанных законов) Администрации СП «Сельсовет Кизлярский», выразившегося в непринятии мер к определению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, нарушаются права неопределенного круга лиц, что является недопустимым, затрагивает принцип законности деятельности органов местного самоуправления, установленный частью 2 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 «О противодействии коррупции».

При таких обстоятельствах суд считает иск прокурора подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.175-180 КАС суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора <адрес> к Администрации сельского поселения СП «Сельсовет Кизлярский» <адрес> РД о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления - удовлетворить.

Признать бездействие Администрации сельского поселения СП «Сельсовет Кизлярский» <адрес> РД, выразившегося в неисполнении требований законодательства о непринятии мер к определению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, незаконным.

Обязать Администрацию сельского поселения СП «Сельсовет Кизлярский» устранить выявленные нарушения в срок не позднее одного месяца с момента вступления решения суда в силу путем: разработки и размещения в сети Интернет на официальном сайте муниципального нормативного правового акта - Административного регламента по предоставлению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме, через Кизлярский районный суд Республики Дагестан.

Судья Р.М. Исаев

Копия верна

Судья Р.М. Исаев

2а-87/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г.Кизляра в защиту прав , свобод и интересов неопределенного круга лиц
Ответчики
Администрация СП "с/с Кизлярский"
Суд
Кизлярский районный суд Республики Дагестан
Судья
Исаев Расул Магомедович
Дело на странице суда
kizljar-rs.dag.sudrf.ru
14.01.2021Регистрация административного искового заявления
14.01.2021Передача материалов судье
15.01.2021Решение вопроса о принятии к производству
15.01.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.02.2021Подготовка дела (собеседование)
01.02.2021Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
12.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.02.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее