Дело № 12-214/2021
УИД12RS0001-01-2021-002961-61
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г.Волжск 22 декабря 2021 года
Судья Волжского городского суда Республики Марий Эл Тукманова Л.И., рассмотрев жалобу АО «Марийский целлюлозно-бумажный комбинат» на постановление о назначении административного наказания №-м от 11 ноября 2021 года, вынесенное государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике Волжско – Камского межрегионального Управления Росприроднадзора Пономаревой Т.С., которым АО «Марийский целлюлозно-бумажный комбинат» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.14 КоАП РФ.
У с т а н о в и л:
Постановлением №-м от 11 ноября 2021 года вынесенным государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике Волжско – Камского межрегионального Управления Росприроднадзора Пономаревой Т.С. АО «МЦБК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.14 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 80 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, АО «МЦБК» обратилось в Волжский городской суд с жалобой, указывая на то, что данное постановление незаконно и подлежит отмене. В обоснование указало, что АО «МЦБК» является пользователем поверхностного водного объекта — Куйбышевского водохранилища (р. Волга) согласно Решения о предоставлении водного объекта в пользование, выданного 23 октября 2017 г. Верхне-Волжским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов.
На основании приказа Волжско-Камского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 19 ноября 2019 г. №-с/н АО «МЦБК» получило разрешение №СР-0086 на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты).
Решением Волжского городского суда Республики Марий Эл от 25 сентября 2012 г. на АО «МЦБК» была возложена обязанность в срок до 26 сентября 2022 года обеспечить нормативную очистку сточных вод, сбрасываемых в Куйбышевское водохранилище р. Волга, на 1263 км судового хода, напротив г. Волжска Республики Марий Эл в соответствии с нормативами допустимого сброса загрязняющих веществ в водный объект.
АО «МЦБК активно приступило к исполнению решения Волжского городского суда. Согласно плана водоохранных мероприятий и внедрения новых технологий на 2013-2022 г.г. на АО МЦБК запланировано и реализуется строительство сложнейшего высокотехнологичного инженерного объекта — новых биологических очистных сооружений, которые должны отвечать строгим экологическим современным нормативам. Для реализации данного проекта были задействованы лучшие российские проектные институты и лучшие представители европейских поставщиков основного оборудования очистки сточных вод, специализирующихся в области целлюлозно-бумажной промышленности.
Однако в связи с распространением новой коронавирусной инфекцией и введенными запретами и временными ограничениями въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства (распоряжение Правительства России от 16 марта 2020 г. № 635-р) у АО «МЦБК» появились неустранимые и независящие от его воли и воли его контрагентов препятствия в исполнении обязательств по поставке и наладке приобретенного оборудования для очистных сооружений и проведения параметрических испытаний. В связи с чем, АО «МЦБК» обратилось в Волжский городской суд Республики Марий Эл с заявлением об отсрочке исполнения судебного акта.
Определением Волжского городского суда Республики Марий Эл от 11 сентября 2020 г. АО «МЦБК» была предоставлена отсрочка по исполнению обязанности обеспечения нормативной очистки сточных вод, сбрасываемых в Куйбышевское водохранилище на срок до 26 сентября 2025 г.
На сегодняшний день АО «МЦБК» построило и ввело в эксплуатацию первый и второй этапы очистных сооружений сточных вод: производственно-административный корпус (насосная станция сточных вод с механическими граблями, электропомещение, участок обезвоживания, венткамеры, бытовые помещения, участок приготовления и хранения химикатов, компрессорная станция), измерительный колодец, камера перелива, камера учета, первичный отстойник №1, первичный отстойник № 2, сборный колодец, сооружение нейтрализации и распределительный колодец 1, аэротенк, градирни, вторичный отстойник 1, вторичный отстойник 2, распределительный колодец 2 и насосы, соединительный колодец 1, соединительный колодец 2, насосная оборотного водоснабжения, градирня БМГ-2000. Проведена реконструкция котельной по сжиганию кородревесных отходов.
Также построены объекты третьего этапа очистных сооружений: сооружение третичной очистки, аварийный бассейн, сборный колодец 2, колодец насоса аварийного бассейна.
Таким образом, во исполнение Решения Волжского городского суда Республики Марий Эл от 25 сентября 2012 г., АО «МЦБК» произвело высокоэффективные дорогостоящие мероприятия, направленные на предотвращение превышения нормативов предельно-допустимого воздействия на водный объект и нормативов предельно-допустимых концентраций вредных веществ в сточных водах, чем существенно улучшило состояние сточных вод, сбрасываемых в р. Волга.
Анализы проб воды подтверждают, что в течении последних лет на АО «МЦБК» имеется тенденция к улучшению качества сточных вод, стоки доводятся до нормативных критериев.
В 2019 г. по результатам отбора проб от 11.09.2019 г. лабораторией филиала «ЦЛАТИ по Чувашской Республике» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» (далее ЦЛАТИ) было выявлено превышение допустимого сброса загрязняющих веществ (НДС) по БПКполн. в 4,90 раза, по хлоридам в 3,00 раза. По результатам отбора проб от 20.11.2019 г. ЦЛАТИ было выявлено превышение по железу (общему) в 1,47раза.
В 2021 г. по результатам лабораторного исследования, проведенного вышеуказанной лаборатории 13 сентября 2021 г. показатели допустимого сброса загрязняющих веществ (НДС) по БПКполн., хлоридам и железу общему были в пределах допустимых норм.
Таким образом, со стороны АО «МЦБК» имеет место значительное улучшение качества сточных вод, сбрасываемых в водный объект.
Те небольшие отклонения от нормативов сброса, фиксируемые ЦЛАТИ в отношении АО «МЦБК», являются не систематическими и зависят не от хозяйственной деятельности АО «МЦБК», а от общего состояния водного объекта и природных колебаний.
АО «МЦБК» осуществляет мониторинг водного объекта в районе водопользования. С периодичностью 1-2 раза в месяц аккредитованной лабораторией по охране окружающей среды АО «МЦБК» (аттестат аккредитации RA.RU.210B20 Федеральной службы по аккредитации) выполняется контроль за состоянием воды и проводятся отборы проб в р. Волга.
Таким образом, АО «МЦБК» использовало все возможные и необходимые меры для улучшения качества сточных вод, сбрасываемых в водный объект.
АО «МЦБК» просит суд постановление по делу об административном правонарушении №-м от 11 ноября 2021 года, вынесенное государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике Волжско – Камского межрегионального Управления Росприроднадзора Пономаревой Т.С. отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании представитель АО «МЦБК» Винокурова Е.А. жалобу поддержала, просила удовлетворить.
Представитель Марийской межрайонной природоохранной прокуратуры в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором просил постановление №-м от 11 ноября 2021 года, вынесенное государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике Волжско – Камского межрегионального Управления Росприроднадзора Пономаревой Т.С. оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Представитель Волжско-Камского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Калинин Ю.Н. с жалобой не согласился, считал, что в действиях АО «МЦБК» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.14 КоАП РФ.
Выслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела, административный материал в отношении АО «МЦБК», суд пришел к следующему выводу.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, судья при рассмотрении жалобы, протеста на постановление по делу об административном правонарушении не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Для целей сброса сточных вод после их очистки в отстойнике на о.Лопатинский АО «МЦБК» используется поверхностный водный объект – реку Волга (Куйбышевское водохранилище) на основании Решения о предоставлении водного объекта в пользование от 23.10.2017 года, зарегистрированного в Государственном водном реестре 27.10.2017 года за №-ДД.ММ.ГГГГ.007-Х-РСБХ-Т-2017-00465/00 и Разрешения на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) №СР-0086 от 19.11.2019.
Приказом Верхне-Волжского бассейнового водного управления № от 02.11.2017 предприятию утверждены нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект – реку Волгу.
Подпунктами 10,13 пункта 2,3 Решения и приложением №1 к Разрешению на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) №СР-0086 от 19.11.2019, установлено, что максимальное содержание загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах не должно превышать следующие значения:
Наименование загрязняющих веществ |
НДС (мг/дм3) |
Допустимая концентрация загрязняющего вещества в пределах лимита, (мг/дм3) |
Взвешенные вещества |
11,05 |
11,84 |
БПК полн. |
2,86 |
- |
Аммоний-ион |
0,5 |
0,55 |
Нитрит-ион |
0,076 |
- |
Нитрат-ион |
6,31 |
- |
Фосфаты (по Р) |
0,119 |
- |
Хлориды |
14,0 |
- |
Сульфаты |
55,9 |
- |
Железо (общее) |
0,1 |
0,36 |
Скипидар |
0,18 |
- |
Фенолы |
0,001 |
0,00120 |
Нефтепродукты |
0,03 |
- |
Ионы меди |
0,00099 |
- |
Фториды |
0,145 |
0,152 |
Метанол |
0,1 |
- |
Сульфиды (S2-) |
0,002 |
- |
Натрий |
10,2 |
- |
Диметилсульфид |
0,00001 |
0,011 |
Диметилдисульфид |
0,00001 |
0,0126 |
Ионы алюминия |
0,04 |
- |
Лабораторией филиала «ЦЛАТИ по Чувашской Республике ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» (аттестат аккредитации испытательной лаборатории (центра) от 19.10.2017 №РОСС RU.0001.510623 выдан Федеральной службой по аккредитации) 13.09.2021 в 14 часов 30 минут отобраны пробы сточных вод, уходящих с очистных сооружений АО «МЦБК» на траверзе 1262,4 км судового хода р.Волга (Куйбышевское водохранилище) у острова Лопатинский со стороны основного русла с пересечением подводным переходом водовыпускного сооружения через Лопатинскую воложку на траверзе 1261,9 км р.Волга (по Атласу ЕГС ЕЧ, том 6, часть 1, изд.2006г.), координаты места сброса: 55°50?01??с.ш,48°21?38?? в.д.
По результатам проведенных лабораторных исследований (протокол количественного химического анализа воды №834/03-Г от 20.09.2021) проб сточных вод, прошедших очистку на о.Лопатинский и уходящих в реку Волга (Куйбышевское водохранилище), отобранных 13.09.2021 (акт отбора проб воды №157 от 13.09.2021), обнаружено превышение допустимых значений (в том числе в пределах лимита) по следующим показателям: нитрит-ион в 1,74 раза, натрий в 1,57 раза.
Постановлением Марийского межрайонного природоохранного прокурора
Нафиковым И.И. возбуждено дело об административном правонарушении по ч.1 ст.8.14 КоАП РФ в отношении АО «МЦБК» (л.д.44-46 административного материала).
Постановлением ведущего специалиста—эксперта отдела государственного земельного надзора, надзора в области использования и охраны водных объектов и надзора за особо охраняемыми природными территориями по Республике Марий Эл Волжско-Камского межрегионального управления Ростехнадзора – государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республики Марий Эл и Чувашской Республике Пономарева Т.С. от 11.11.2021 вынесено постановление №196-м о назначении административного наказания, согласно которого АО «МЦБК» признан виновным в совершении административного правонарушения по ч.1 ст.8.14 КоАП РФ.
Лабораторией по охране окружающей среды АО «МЦБК», имеющей аттестат аккредитации RA.RU.210В20, также 13.09.2021 брались пробы сточных вод.
Согласно протоколу исследований воды №117/21/В – 119/21/В от 24.09.2021 составленного Лабораторией по охране окружающей среды АО «МЦБК» на основании отбора проб 13.09.2021, следует, что:
- в створе смешения (проба №117) нитрит-ион – 0,075±0,015 мг/дм3; натрий – 5,8 ± 1,2 мг/дм3;
- фоновый 1000м выше выпуска сточных вод (проба №118) нитрит-ион – 0,083±0,017 мг/дм3; натрий – 5,7 ± 1,1 мг/дм3;
- контрольный 500м ниже выпуска сточных вод(проба №119) нитрит-ион – 0,079±0,016 мг/дм3; натрий – 7,0 ± 1,3 мг/дм3.
Таким образом, из протокола исследований воды №117/21/В – 119/21/В от 24.09.2021 следует, что АО «МЦБК» не допущено превышение допустимых значений по нитрит-иону и натрию, как по другим параметрам.
Доказательств того, что проведенные лабораторные исследования, зафиксированные в протоколе исследований воды №117/21/В – 119/21/В от 24.09.2021, проведены с нарушениями не представлено.
В соответствии с ч.1 ст.8.14 КоАП РФ нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Проанализировав вышеизложенные доказательства, учитывая, что анализ сбрасываемых обществом сточных вод на качество воды реки Волга проведен двумя разными лабораториями, результаты которых признаны надлежащими доказательствами, суд приходит к выводу, что ОАО «МЦБК» не допущено существенного превышения НДС по загрязняющим веществам.
Следует так же учесть, что делать выводы о том, оказывают ли влияние сточные воды на водный объект или нет по единовременному отбору проб не представляется возможным, так как ухудшение качества водного объекта можно проанализировать только в период времени.
В силу положений п.2 ч.2 ст.11 Водного кодекса Российской Федерации, на основании договоров водопользования право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях использования акватории водных объектов, если иное не предусмотрено частями 3 и 4 настоящей статьи.
В соответствии с п.2 ч.3 ст.11 Водного кодекса Российской Федерации на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частями 2 и 4 настоящей статьи, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях сброса сточных вод.
Согласно ч.2 ст.39 Водного кодекса РФ, собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны: 1) не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; 2) содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения; 3) информировать уполномоченные исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления об авариях и иных чрезвычайных ситуациях на водных объектах; 4) своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах; 5) вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти; 6) выполнять иные предусмотренные настоящим Кодексом, другими федеральными законами обязанности.
В соответствии с ч.1 ст.44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Пункт 1 ч.6 ст.60 Водного кодекса РФ предусматривает, при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Проанализировав вышеизложенные доказательства, суд приходит к выводу, что АО «МЦБК» допущено незначительное превышения НДС по загрязняющим веществам.
Таким образом, АО «МЦБК» совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.8.14 КоАП РФ.
Административное наказание назначено АО «МЦБК» в соответствии с санкцией, предусмотренной ч.1 ст.8.14 КоАП РФ.
Однако, учитывая, что совершенное правонарушение не содержит каких-либо опасных угроз для личности, общества, считаю возможным освободить АО «МЦБК» от административной ответственности по ст.2.9.КоАП РФ за малозначительностью административного правонарушения.
Согласно ст.2.9. КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
При этом Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не устанавливает каких-либо ограничений для применения названной нормы материального права, оставляя право ее применения на усмотрение соответствующих органа, должностного лица, суда.
В п.21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указано, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 05 ноября 2003 года № 349-О, из содержания ст. 2.9 КоАП РФ следует, что законодатель предоставил судье право по своему усмотрению принимать решение об освобождении лица, допустившего правонарушение, от ответственности и самостоятельно в каждом конкретном случае определять признаки малозначительности правонарушения.
Учитывая конкретные обстоятельства дела, характер совершенного правонарушения и роль правонарушителя, отсутствие вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющих существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, допущенное правонарушение может быть признано малозначительным.
В п.21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указано, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике Волжско – Камского межрегионального Управления Росприроднадзора Пономаревой Т.С. №-м от 11 ноября 2021 года о назначении административного наказания, которым Акционерное общество «Марийский целлюлозно-бумажный комбинат» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.14 КоАП РФ, - отменить.
Акционерное общество «Марийский целлюлозно-бумажный комбинат» освободить от административной ответственности за малозначительностью административного правонарушения, объявив устное замечание.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении Акционерное общество «Марийский целлюлозно-бумажный комбинат» - прекратить.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Верховный суд Республики Марий Эл в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения, через Волжский городской суд Республики Марий Эл.
Судья Тукманова Л.И.