Решение по делу № 2а-588/2020 от 27.11.2020

Дело № 2а- 588-2020

УИД 18RS0007-01-2020-000975-06

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Пос. Балезино 25 декабря 2020 года

Балезинский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Гафуровой С.В., с участием

административного истца помощника прокурора Балезинского района Удмуртской Республики Артемьевой Т.М.,

при секретаре Емельяновой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Балезинского района УР к Администрации муниципального образования «Балезинский район» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по паспортизации автомобильной дороги,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Балезинского района Удмуртской Республики обратился в суд с указанным административным исковым заявлением.

В обоснование заявленных требований указал, что в результате проведенной прокуратурой проверки исполнения законодательства о дорогах и дорожной деятельности по паспортизации автомобильных дорог выявлены нарушения. Пунктом 1.1 Соглашения № 468 от 30.12.2019 года, заключенного между Администрацией муниципального образования «Балезинский район» и Администрацией муниципального образования «Балезинское», установлено, что последней переданы полномочия по решению вопросов дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, за исключением полномочий по паспортизации, проектированию, строительству, ремонту, капитальному ремонту, реконструкции автомобильных дорог общего пользования местного значения.

    К полномочиям муниципального образования «Балезинский район» по решению вопросов дорожной деятельности относятся: паспортизация, проектирование, строительство, ремонт, капитальный ремонт, реконструкция автомобильных дорог общего пользования местного значения.

Отсутствие технического паспорта влечет ненадлежащее выполнение обязанностей по содержанию автомобильных дорог, что находится в причинно-следственной связи с безопасностью дорожного движения, затрагивает интересы граждан, проживающих на территории муниципального образования «Балезинское».

Просит признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Балезинский район» в невыполнении обязанности по проведению паспортизации автомобильной дороги проезд 1 с <адрес>, протяженностью 300,0 м (идентификационный <номер> ОП МП 148); обязать Администрацию муниципального образования «Балезинский район» провести паспортизацию автомобильной дороги проезд 1 с <адрес>, протяженностью 300,0 м (идентификационный <номер> ОП МП 148) в срок до <дата>.

В судебном заседании помощник прокурора Артемьева Т.М. административный иск поддержала в полном объеме.

Представитель административного ответчика Администрации МО «Балезинский район» в судебное заседание не явилась, в заявлении просила дело рассмотреть в отсутствие представителя, возражений по иску не имеет.

В соответствии со ст.226 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившегося представителя административного ответчика.

Заслушав административного истца, исследовав в соответствии со ст. 62, 63 КАС РФ письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет в том числе: надзор за исполнением законов органами местного самоуправления, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами местного самоуправления, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. На основании ст.35 Указанного закона, прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами. Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Таким образом, суд приходит к выводу о наличии полномочий прокурора Балезинского района УР на подачу административного иска в интересах неограниченного круга лиц.

В соответствии с п. 5 ч. 1 и ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) к вопросам местного значения района, в контексте ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно с п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 5 ч. 1 ст. 7 Устава муниципального образования «Балезинский район» к вопросам местного значения муниципального района отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населённых пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 3, п. 3 ч. 1, ч.ч. 3, 9 и 10 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ) к дорожной деятельности относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются, в том числе, на автомобильные дороги местного значения. К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.

Приказом Минтранса России от 16.11.2012 № 402 в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ утверждена классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог распространяется на автомобильные дороги, расположенные на территории Российской Федерации. Классификация устанавливает состав и виды работ, выполняемых при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог, и предназначена для использования при планировании объемов дорожных работ, в том числе при их проектировании и формировании программ работ на краткосрочный и среднесрочный период.

Согласно п. п. 1 и 4 п. 9 раздела IV Классификации работ по содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Минтранса РФ от 16.11.2012 № 402 в прочие работы по содержанию входят разработка проектов содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки, экспертиза проектов сметных расчетов стоимости работ по содержанию; паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.

Согласно пункту 1.1 Соглашения № 468 от 30.12.2019, заключенного между Администрацией муниципального образования «Балезинский район» и Администрацией муниципального образования «Балезинское», установлено, что последней переданы полномочия по решению вопросов дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, за исключением полномочий по дислокации дорожных знаков, создания и обеспечения функционирования парковок (парковочных мест) паспортизации, проектированию, строительству, ремонту, капитальному ремонту, реконструкции автомобильных дорог общего пользования местного значения.

Материалами дела установлено, что согласно справке от <дата> прокуратурой <адрес> УР проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства о дорогах и дорожной деятельности по паспортизации автомобильных дорог, в ходе которой выявлены нарушения, а именно, в нарушение ст. 15 Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ, ч. 3 ст. 15 Федерального закона от <дата> № 257-ФЗ, в настоящее время не паспортизированы автомобильные дороги <адрес>,

Согласно ответу на запрос прокурора от <дата> <номер> Администрации МО "Балезинский район" в перечень автомобильных дорог МО «Балезинский район», паспортизация которых не проведена, включена, в том числе, автомобильная дорога проезд 1 с <адрес>, протяженностью 300,0 м (идентификационный <номер> ОП МП 148).

Как определено в п. 1.1 Ведомственных строительных норм ВСН 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования», паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.

Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (п. 1.2 Типовой инструкции).

Необходимость разработки проектов содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения и паспортизация автомобильных дорог вытекает также из содержания п. 15 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от <дата> <номер> «О правилах дорожного движения», Постановления Правительства РФ от <дата> <номер> «Об утверждении Правил организации и проведения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог федерального значения» и других нормативных правовых актов.

Постановлением Госстандарта от <дата> <номер> утвержден ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», который устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.

Рекомендательный характер настоящего стандарта и отсутствие установленных нормативными правовыми актами сроков разработки проектов организации дорожного движения и паспортизация автомобильных дорог не освобождает административного ответчика от исполнения возложенной на него законом обязанности организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов и обеспечения безопасности дорожного движения на них (включающих в себя и изготовление проектов организации дорожного движения и проведении паспортизации автомобильных дорог).

Технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего ее службы и несоблюдение Администрацией требований законодательства РФ в области транспортной безопасности создает угрозу безопасности дорожного движения и, как следствие этого, ведет к нарушению прав граждан, проживающих на территории указанного муниципального образования, а также иных лиц, которые могут использовать автомобильные дороги общего пользования муниципального образования «Балезинский район», круг которых определить не представляется возможным.

Суд приходит к выводу, что указанные нарушения в области безопасности дорожного движения влекут нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц при пользовании указанными участками автомобильных дорог и свидетельствуют о бездействии Администрации муниципального образования «Балезинский район», в связи с чем, требования прокурора района подлежат удовлетворению в полном объеме, так как в действиях Администрации МО «Балезинский район» наличествует бездействие, несмотря на фактическую дату утверждения перечня дорог, поскольку до настоящего времени паспорт дороги отсутствует.

Согласно ст. 52 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 53 вышеуказанного закона расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.    

Прокурор считает возможным установить срок в части обязания провести паспортизацию автомобильной дороги местного значения до 01.09.2021. Суд считает установленный срок разумным, справедливым, с учетом необходимости заложить необходимые денежные средства в бюджет на 2021 год.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования прокурора законны и обоснованы, и подлежат удовлетворению. Отсутствие денежных средств, недостаточное финансирование, не являются в данном случае основанием для освобождения ответчика от обязанностей, прямо возложенных на них законом.

С учетом положений подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление прокурора Балезинского района Удмуртской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Муниципального образования «Балезинский район» о возложении обязанности по паспортизации автомобильных дорог местного значения удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Муниципального образования «Балезинский район», выразившееся в невыполнении обязанности провести паспортизацию автомобильной дороги проезд 1 с <адрес>, протяженностью 300,0 м (идентификационный <номер> ОП МП 148).

Обязать Администрацию муниципального образования «Балезинский район» провести паспортизацию автомобильной дороги проезд 1 с <адрес>, протяженностью 300,0 м (идентификационный <номер> ОП МП 148) в срок до <дата>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики через Балезинский районный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Судья С.В. Гафурова

2а-588/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Балезинского района УР
Ответчики
Администрация МО "Балезинский район"
Суд
Балезинский районный суд Удмуртской Республики
Судья
Гафурова Светлана Владимировна
Дело на странице суда
balezinskiy.udm.sudrf.ru
27.11.2020Регистрация административного искового заявления
30.11.2020Передача материалов судье
02.12.2020Решение вопроса о принятии к производству
02.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.12.2020Судебное заседание
25.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее