Решение по делу № 2-426/2024 от 10.01.2024

УИД 77RS0002-02-2023-004247-36                 Дело № 2-426/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сосногорский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Судовской О.Н., при секретаре Боровской Е.Ю., с участием Сосногорского транспортного прокурора Ходуса А.В., представителя третьего лица Северной дирекции энергообеспечения Трансэнерго - филиал ОАО «РЖД» Тимофеевой С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сосногорске Республики Коми 15 мая 2024 года гражданское дело по исковому заявлению Сосногорского транспортного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц, к ОАО «Российские железные дороги» об обязании совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

Сосногорский транспортный прокурор, действующий в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц, обратился в Басманный районный суд города Москвы с указанным исковым заявлением к ОАО «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД»), в котором просил возложить на ответчика обязанность по обеспечению освещенности территории Эксплуатационного локомотивного депо Сосногорск – СП Дирекция тяги СП Северной железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги» (тракционные пути, служебные проходы), расположенной в Республике Коми, г.Сосногорск, станция Сосногорск, в соответствии с установленными нормами ГОСТ Р 54984-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Освещение наружное объектов железнодорожного транспорта. Нормы и методы контроля, утвержденного приказом Росстандарта от 13.09.2021 № 302-ст.

В обоснование иска указано, что при проведении проверки в Эксплуатационном локомотивном депо Сосногорск – СП Дирекция тяги СП Северной железной дороги – филиала ОАО «РЖД» выявлены нарушения требований действующего законодательства, выразившиеся в отсутствии освещенности на территории Эксплуатационного локомотивного депо Сосногорск.

Определением Басманного районного суда города Москвы от ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело передано на рассмотрение по подсудности в Сосногорский городской суд Республики Коми.

Впоследствии заявлением от 02.04.2024 истец требования уточнил, изложив их в следующей редакции: обязать ответчика в срок не позднее 1 года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить искусственную освещенность на служебных проходах у железнодорожных стрелок № 527, № 532, № 537, № 547, № 551, № 553, № 555 железнодорожных путей необщего пользования Эксплуатационного локомотивного депо Сосногорск – СП Дирекция тяги СП Северной железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги», расположенных г.Сосногорск, станция Сосногорск в соответствии с установленными нормами ГОСТ Р 54984-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Освещение наружное объектов железнодорожного транспорта. Нормы и методы контроля, утвержденного приказом Росстандарта от 13.09.2021 № 302-ст.

Определениями от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчиков привлечены Северная дирекция энергообеспечения Трансэнерго - филиал ОАО «РЖД», ООО «ЛокоТех-Сервис».

В судебном заседании Сосногорский транспортный прокурор Ходус А.В. на уточненных требованиях в редакции от ДД.ММ.ГГГГ настаивал по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика Касиловская К.П., будучи надлежаще извещена, в судебном заседании участия не принимала, ранее в судебных заседаниях с иском не согласилась, указав на необоснованность и незаконность предъявляемых к ОАО «РЖД» требований, соответствие нормам имеющегося уровня освещения. Письмами от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ Эксплуатационное локомотивное депо Сосногорск информировало Дистанцию электроснабжения о том, что тракционные пути и служебные проходы на территории Эксплуатационного локомотивного депо Сосногорск не соответствуют нормам, для чего требуется принять меры по устройству наружного освещения указанной территории. На основании заявки от Эксплуатационного локомотивного депо Сосногорск устройство освещения с оформлением всех надлежащих документов подлежало со стороны Трансэнерго – филиала ОАО «РЖД» через ЭЧ-7 (структурное подразделение Северной дирекции по энергообеспечению), в том числе с оформлением акта натурного осмотра и дефектной ведомости объемов работ. Со стороны Эксплуатационного локомотивного депо Сосногорск предприняты меры к соблюдению норм по охране труда на территории пользования. Согласно экспертному заключению от ДД.ММ.ГГГГ в точках 3 и 4 – служебные проходы (у стрелок № 554 и № 555) искусственная освещенность составила менее 1 лк, при нормативном показателе не менее 2 лк, однако схемы разграничения территории локомотивного депо Сосногорск территория в месте расположения стрелок № 554 и № 555 относится к территории пользования ООО «Локо Тех-Сервис».

Представитель третьего лица Северной дирекции энергообеспечения Трансэнерго - филиал ОАО «РЖД» Тимофеева С.Л. в судебном заседании доводы отзыва на иск поддержала, указала, что позиция ответчика, изложенная в возражениях от ДД.ММ.ГГГГ на исковое заявление ошибочна, не основывается на законодательстве и внутренних документах ОАО «РЖД», считает, что обязательства по исполнению требований Сосногорского транспортного прокурора лежат на Эксплуатационном локомотивном депо Сосногорск.

Третье лицо ООО «ЛокоТех-Сервис», будучи извещено, явку представителя в судебное заседание не обеспечило, представило отзыв на иск, пояснив, что между ОАО «РЖД» и ООО «ТМХ-Сервис» (в настоящее время – ООО «ЛокоТех-Сервис») заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ на сервисное обслуживание для осуществления деятельности по ремонту и обслуживанию локомотивов. При этом тракционные железнодорожные пути, включая стрелочные переводы, ООО «ЛокоТех-Сервис» по приложениям к договору не передавались. Техническое содержание путей и стрелочных переводов, их текущий и капитальный ремонт, в т.ч. обеспечение безопасных условий эксплуатации (включая требования к нормативной освещенности) находится в зоне ответственности подразделений ОАО «РЖД».

Руководствуясь ст.167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей ответчика и третьего лица ООО «ЛокоТех-Сервис», с учетом их надлежащего извещения.

Выслушав прокурора, представителя третьего лица Тимофееву С.Л., исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Сосногорской транспортной прокуратурой при проведении проверки в Эксплуатационном локомотивном депо Сосногорск – СП Северной дирекции тяги – СП Дирекции тяги – филиала ОАО «РЖД» на предмет исполнения требований законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта установлены нарушения требований действующего законодательства, выразившиеся в отсутствии освещенности открытых проходах к стрелочным переводам тракционных железнодорожных путей, недостаточности освещения от осветительных приборов, установленных на здании Депо и на мачте.

На данной территории осуществляют трудовую деятельность работники Эксплуатационного локомотивного депо Сосногорск – СП Дирекция тяги СП Северной железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги», в частности, работники, режим которых является круглосуточным и для которых служебные проходы и технологические проходы к стрелочным переводам тракционных железнодорожных путей являются местами осуществления трудовых обязанностей.

По результатам проведенной проверки Сосногорским транспортным прокурором в адрес начальника Эксплуатационного локомотивного депо Сосногорск - СП Северной дирекции тяги – СП Дирекции тяги - филиала ОАО «РЖД» внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений требований законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

Ст. 25 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучия населения» установлено, что условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное воздействие на человека. Требования к обеспечению безопасных для человека условий труда устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Юридические лица обязаны осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников в целях предупреждения травм, профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда.

В соответствии с п. 25 «Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации», утвержденных приказом Минтранса России от 23.06.2022 № 250, на железнодорожных станциях должны освещаться железнодорожные пути и парки приема и отправления поездов, производства погрузочно-выгрузочной, маневровой работы, экипировки, технического обслуживания и ремонта железнодорожного подвижного состава.

Приказом Минстроя России от 07.11.2016 № 777/пр утвержден «СП 52.13330.2016. Свод правил. Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-5-95», в котором установлены требования, соответствующие целям Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и подлежащие обязательному соблюдению с учетом ч.1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Вышеуказанный Свод правил устанавливает нормы естественного, искусственного и совмещенного освещения зданий и сооружений, а также нормы искусственного освещения селитебных территорий, площадок предприятий и мест производства работ вне зданий, и распространяется на места производства работ вне зданий, в том числе, железнодорожные пути площадок предприятий.

В таблице 7.6 установлены нормы средней освещенности в горизонтальной плоскости площадок предприятий на уровне земли и дорожных покрытий (п.7.4.2 Свода правил).

Нормы наружного освещения объектов, искусственных и инженерных сооружений и устройств железнодорожного транспорта и методы их контроля установлены «ГОСТ Р 54984-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Освещение наружное объектов железнодорожного транспорта. Нормы и методы контроля», утвержденные и введенные в действие Приказом Росстандарта от 13.09.2021 № 302-ст.

Согласно п.5.2 ГОСТ Р 54984-2012 нормы освещенности должны быть не ниже значений, установленных в таблицах 2-14. Нормы освещенности приведены в точках ее минимального значения на рабочей поверхности для любых источников света.

Требованиями п. 5.13 таблицы 12 п. 4 ГОСТ Р 54984-2012 установлена норма освещенности проходов на территориях депо, которая должна быть не менее 2 лк.

Экспертными заключениями № ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми» и -э филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми в г.Ухте», составленными по результатам измерений искусственной освещенности тракционных путей (протокол -О от ДД.ММ.ГГГГ и протокол -О от ДД.ММ.ГГГГ) установлено, что искусственная освещенность на тракционных железнодорожных путях Эксплуатационного локомотивного дела Сосногорск не соответствует требованиям ГОСТ Р 54984-2012, составляет менее 1 лк при нормативном показателе не менее 2 лк.

В ходе рассмотрения дела представителем ответчика ОАО «РЖД» в материалы дела представлено заявление об исполнении по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ первоначально заявленных требований прокурора, в подтверждение чего представлен акт замера освещенности тракционных путей депо Сосногорск от ДД.ММ.ГГГГ, составленный должностными лицами ОАО «РЖД» и выполненный измерительным прибором <данные изъяты> . Согласно данному акту средняя измеренная освещенность в контрольных точках стрелочных переводов составляет 3,29 лк при нормативной освещенности 2 лк.

Как следует из заключения специалиста – старшего государственного инспектора Ростехнадзора ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ, на территории Эксплуатационного локомотивного дела Сосногорск выполнено строительство воздушной линии вдоль железнодорожного пути необщего пользования №141А протяженностью 200 м, воздушная линия выполнена на железобетонных опорах (5 штук). На день проверки линия электропередач не подключена к сетям электросетевой организации. При проверке выявлены многочисленные нарушения Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей РФ», утвержденных приказом Минэнерго РФ от 04.10.2022 №1070.

В связи с выявленными нарушениями эксплуатация воздушной линии приостановлена.

В период ее действия в целях установления исполнения ответчиком требований прокурора, на основании поручения Северного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту от ДД.ММ.ГГГГ в присутствии представителя Сосногорской транспортной прокуратуры, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведено измерение искусственной освещенности путей Эксплуатационного локомотивного депо Сосногорск (протокол -О от ДД.ММ.ГГГГ), по результатам которого дано экспертное заключение от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно заключению от ДД.ММ.ГГГГ, искусственная освещенность, измеренная на служебных проходах тракционных путей территории депо в точках замеров: точка 3 – служебный проход (у стрелки № 555 путь 135-145), точка 4 – служебный проход (у стрелки № 554 путь 143-144), точка 6 – служебный проход (у стрелки № 537 путь 132-133), точка 14 – служебный проход (у стрелки № 503) составила менее 1 лк; точка 5 – служебный проход (у стрелки № 533), точка 10 – служебный проход (у стрелки № 547), точка 11 – служебный проход (у стрелки № 532), составила 1 лк, при нормативном показателе не менее 2 лк, что не соответствует требованиям Главы 5 п. 5.13 таблица 12 п.4 ГОСТ Р 54984-2012. В остальных точках замерений №№1,2,7,8,9,12,13 уровень освещенности превышает установленную норму 2 лк, составляя от 10-11 лк.

В связи с отключением возведенной воздушной линии прокурор основывал уточнение иска на результатах экспертного заключения -э филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми в г.Ухте», составленного по результатам измерений искусственной освещенности тракционных путей (протокол -О от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно данному заключению искусственная освещенность, измеренная на служебных проходах тракционных путей территории депо в точках замеров: точка 4 – служебный проход (у стрелки № 555 путь 135-145), точка 5 – служебный проход (у стрелки № 554 путь 143-144), точка 6 – служебный проход (у стрелки № 553), точка 7 – служебный проход (у стрелки №537 путь 132-133), точка 9 – служебный проход (у стрелки № 551), точка 10 – служебный проход (у стрелки № 527), точка 11 – служебный проход (у стрелки № 547), точка 12 – служебный проход (у стрелки № 532), составила менее 1 лк при нормативном показателе не менее 2 лк, что не соответствует требованиям Главы 5 п. 5.13 таблица 12 п.4 ГОСТ Р 54984-2012.

У суда нет сомнений в достоверности экспертных заключений, поскольку измерительные исследования искусственной освещенности проведены должностными лицами учреждений, имеющих аккредитацию установленного порядка.

Таким образом, представление Сосногорского транспортного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ в части обеспечения искусственной освещенности на служебных проходах у вышеперечисленных железнодорожных стрелок железнодорожных путей необщего пользования Эксплуатационного локомотивного депо Сосногорск, до настоящего времени не исполнено, в т.ч. принятыми мерами по возведению воздушной линии, не обеспечившими должную освещенность, что установлено заключением от ДД.ММ.ГГГГ.

Оценивая довод представителя ответчика о возложении обязанности по требованиям прокурора на третьих лиц, суд учитывает следующее.

Между заказчиком в лице ОАО «РЖД» и исполнителем в лице ООО «ТМХ-Сервис» (с ДД.ММ.ГГГГ переименовано в ООО «ЛокоТех-Сервис») заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ на сервисное обслуживание для осуществления деятельности по ремонту и обслуживанию локомотивов. В рамках исполнения указанного договора ООО «ЛокоТех-Сервис» передавались объекты, перечисленные в Приложениях №, 12 и 13 Договора и входящие в их состав технические устройства, за которые исполнитель должен нести ответственность, в частности, поддержание в работоспособном состоянии в виде планово-предупредительных ремонтов и устранения неисправностей. Вместе с тем, тракционные железнодорожные пути, а также стрелочные переводы ООО «ЛокоТех-Сервис» по данным приложениям не передавались.

В соответствии с п.1.4 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения России от 18.06.2003 № 26, владельцы и пользователи железнодорожных путей необщего пользования обеспечивают освещение данных путей в пределах занимаемой ими территории и мест погрузки, выгрузки грузов, а также проводят очистку железнодорожных путей необщего пользования от мусора и снега.

Таким образом, ООО «ЛокоТех-Сервис», являясь сервисной организацией, обязанности в обеспечении нормативной освещенности на служебных проходах железнодорожных путей необщего пользования Эксплуатационного локомотивного депо Сосногорск не несет.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц; обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - система экономических, организационно-правовых, технических и иных мер, предпринимаемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями железнодорожного транспорта, иными юридическими лицами, а также физическими лицами и направленных на предотвращение транспортных происшествий и снижение риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.

Согласно ч.1 ст. 25 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», трудовые отношения работников железнодорожного транспорта общего пользования, в том числе особенности приема их на работу, предоставление гарантий и компенсаций работникам железнодорожного транспорта общего пользования регулируются настоящим Федеральным законом, трудовым законодательством, отраслевым тарифным соглашением и коллективными договорами.

Безопасные условия труда, охрана труда работников железнодорожного транспорта общего пользования, контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных содержащих нормы трудового права нормативных правовых актов, осуществляемый на железнодорожном транспорте общего пользования, обеспечиваются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с требованиями п. 3 ч.2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан обеспечить безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

Поскольку несоблюдение ОАО «РЖД» требований законодательства по надлежащему освещению территории Эксплуатационного локомотивного депо Сосногорск, влечет нарушения прав работников предприятия и может привести к причинению вреда их жизни и здоровью, суд считает уточненные исковые требования Сосногорского транспортного прокурора, изложенные в редакции от ДД.ММ.ГГГГ обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Сосногорского транспортного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц, к ОАО «Российские железные дороги» об обязании совершить определенные действия удовлетворить.

Обязать ОАО «Российские железные дороги» в срок не позднее 1 года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить искусственную освещенность на служебных проходах у железнодорожных стрелок № 527, № 532, № 537, № 547, № 551, № 553, №554, № 555 железнодорожных путей необщего пользования Эксплуатационного локомотивного депо Сосногорск – СП Дирекция тяги СП Северной железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги», расположенных г.Сосногорск, станция Сосногорск в соответствии с установленными нормами ГОСТ Р 54984-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Освещение наружное объектов железнодорожного транспорта. Нормы и методы контроля, утвержденного приказом Росстандарта от 13.09.2021 № 302-ст.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сосногорский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 05 июня 2024 года.

Судья                         О.Н.Судовская

2-426/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Сосногорский транспортный прокурор
Ответчики
ОАО "РЖД"
Другие
ООО "ЛокоТех Сервис"
Северная дирекция энергообеспечения -структурное подразделение Трансэнерго - филиала ОАО "РЖД"
Суд
Сосногорский городской суд Республики Коми
Судья
Судовская О.Н.
Дело на странице суда
sosnsud.komi.sudrf.ru
10.01.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
11.01.2024Передача материалов судье
12.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.02.2024Судебное заседание
07.03.2024Судебное заседание
03.04.2024Судебное заседание
05.04.2024Судебное заседание
15.05.2024Судебное заседание
05.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее