Решение по делу № 33-7903/2015 от 14.08.2015

Судья ХХХ

Докладчик Никитина Г.Н. Дело № 33-7903-2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Петруниной И.Н.

судей Никитиной Г.Н., Папушиной Н.Ю.

с участием прокурора Трифоновой М.К.

при секретаре Гулевской К.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 18 августа 2015г. дело по апелляционной жалобе Морозенко Владимира Григорьевича на решение Тогучинского районного суда Новосибирской области от 7 августа 2015г., которым в удовлетворении заявления Морозенко Владимира Григорьевича о признании незаконным решения избирательной комиссии по выборам депутатов Совета депутатов Тогучинского района Новосибирской области от 22 июля 2015г. № 2/2 «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Тогучинского района Новосибирской области третьего созыва, выдвинутого в порядке самовыдвижения, по многомандатному округу №4», обязании избирательной комиссии Тогучинского района восстановить в полном объеме нарушенные избирательные права Морозенко - отказано.

Заслушав доклад судьи областного суда Никитиной Г.Н., объяснения Морозенко В.Г., поддержавшего доводы жалобы, заключение прокурора отдела прокуратуры Новосибирской области Трифоновой М.К., судебная коллегия

установила:

Морозенко В.Г. обратился в суд об отмене решения окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа №4 по выборам депутатов Совета депутатов Тогучинского района Новосибирской области третьего созыва от 22 июля 2015г. № 2/2 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Тогучинского района Новосибирской области третьего созыва, выдвинутого в порядке самовыдвижения, по многомандатному округу №4.

В обоснование требований указал, что вышеуказанным решением окружной избирательной комиссии от 22 июля 2015г. № 2/2 ему отказано в регистрации кандидатом в депутаты на основании пункта 3 части 7 статьи 42 Закона Новосибирской области от 7 декабря 2006 № 58-ОЗ - отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом об основных гарантиях, настоящим Законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, а именно указано, что по состоянию на 18-00 час. 19 июля 2015г. им не представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения, протокол об итогах сбор подписей избирателей на бумажном носителе и машиночитаемом виде, первый финансовый отчет, сведения об изменениях в сведениях о кандидате, ранее представленных в соответствии с частью 2 статьи 35 вышеуказанного областного закона (в случае, если указанные изменения вносились), специальный избирательный счет им открыт не был.

Данным решением избирательная комиссия нарушила положения Устава Тогучинского района Новосибирской области, а именно пункт 5 статьи 25 – избирательная комиссия на выборах в Совет депутатов Тогучинского района заверяет и регистрирует списки кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, а также уполномоченных представителей по финансовым вопросам и доверенных лиц каждого избирательного объединения, зарегистрировавшего список кандидатов, регистрирует кандидатов, и выдает им удостоверения установленного образца.

Исходя из статьи 3 устава решение избирательной комиссии муниципальным правовым актом не является, следовательно, любое решение избирательной комиссии не обязательно для исполнения на территории Тогучинского района, тем более в вопросах применения права, установленного Конституцией РФ.

Поскольку судом он недееспособным не признан, обвинительного приговора в отношении него постановлено не было, следовательно, он является действующим депутатом Совета депутатов р.п. Горный Тогучинского района Новосибирской области.

Полагает, что он обладает пассивным избирательным правом, так как имеет гражданство РФ, является жителем Новосибирской области, муниципального образования Тогучинский район новосибирской области и считает достаточным после объявления выборов, заявить в соответствующую комиссию, организующую и обеспечивающую подготовку и проведение выборов, желании участвовать в них в качестве кандидата и быть включенным в избирательный бюллетень.

Пассивное избирательное право считается реализованным с момента внесения заявителя в бюллетень для голосования, вне зависимости от результатов голосования. Любое ограничение пассивного избирательного права на данном этапе (с момента регистрации заявления и до окончания голосования) расценивается как нарушение конституционного права. Ограничения должны быть установлены Конституцией РФ (статьей 2, пунктом 1 статьи 15).

На основании этого считает решение избирательной комиссии незаконным.

Судом первой инстанции постановлено вышеприведенное решение, с которым не согласен Морозенко В.Г., просит его отменить, принять новое решение.

В апелляционной жалобе указывает, что суд не установил, имеет ли он пассивное избирательное право на выборах муниципального уровня.

Права и обязанности избирательной комиссии Тогучинского района Новосибирской области на выборах депутатов Совета депутатов Тогучинского района судом не установлены.

Уставом Тогучинского района решение избирательной комиссии не приравнено к муниципальным правовым актам, следовательно, оно не имеет юридической силы.

Суд не обратил внимания, что решение избирательной комиссии Тогучинского района от 22 июля 2015г. №2/2 заверено печатью территориальной избирательной комиссией.

В случае делегирования своих полномочий территориальная комиссия, действуя от муниципальной все же должна руководствоваться уставом Тогучинского района.

Постановление Конституционного Суда РФ от 17 ноября 1998 № 26-П, ссылка на которое имеется в решении суда, касается исключительно вопроса выдвижения кандидатов, списка кандидатов избирательными объединениями при выборах в Государственную Думу Федерального Собрания. Однако в данном постановлении нет ни слова о самовыдвижении.

Районным судом не опровергнуто ни одного из доводов, приведенных в обоснование заявления.

Его ссылки на статьи Конституции РФ, также как на пункт 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 № 67-ФЗ со стороны суда остались без внимания.

Все условия данного пункта были им исполнены, поэтому должен считаться выдвинутым и приобрести права и обязанности кандидата.

Указанный пункт предусматривает наличие у избирательной комиссии обязанности зарегистрировать его без каких-либо оговорок.

Суд оставил без внимания пункт 4 статьи 37, пункт 1 статьи 58 Федерального закона от 12 июня 2002 № 67-ФЗ.

Установление квоты на сбор подписей избирателей не допускается.

Толкование нормы закона о том, что при проведении выборов в органы местного самоуправления создание кандидатом избирательного фонда является не обязательным при условии, что число избирателей в избирательном округе не превышает пяти тысяч и финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится, находит спорным по причине неуказания о том, о чем идет речь : об одномандатном, многомандатном или едином избирательном округе.

Всего в районе создано 4 многомандатных округа: на двух распределяется по 3 мандата, на оставшихся двух по 4. Единым для всех избирательным округом, является средняя норма представительства избирателей на один мандат – 3320. Избирательный округ № 4 создан путем объединения 4-х одномандатных избирательных округов. Поэтому в расчет должно приниматься число 3320, которое меньше 5000.

Решение избирательной комиссии, по сути, явилось лишением его пассивного избирательного права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участием в референдуме граждан Российской Федерации» (далее- Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Согласно требованиям пункта 1 статьи 39 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

Как установлено пунктом 1 статьи. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), или (и) при наличии необходимого количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в соответствии с пунктом 17 статьи 37 настоящего Федерального закона либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие пунктов 2 - 7 статьи 35.1 настоящего Федерального закона или пункта 16 настоящей статьи. Наличие необходимого количества подписей участников референдума, собранных в поддержку инициативы проведения референдума, выдвинутой инициативной группой по проведению референдума, является основанием для назначения референдума в порядке, предусмотренном законом.

Подпунктами 1, 3, 4 части 1 статьи 40 Закона Новосибирской области от 7 декабря 2006 № 58-ОЗ «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Новосибирской области» установлен перечень документов, которые кандидат обязан предоставить в избирательную комиссию для регистрации.

Отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом об основных гарантиях, настоящим Законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата влечет отказ в регистрации кандидата (подпункт 3 части 7 статьи 42 Закона Новосибирской области от 7 декабря 2006 № 58-ОЗ).

Судом первой инстанции правильно применены и истолкованы нормы Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ и Закона Новосибирской области от 7 декабря 2006 № 58-ОЗ при отклонении доводов Морозенко В.Г. о неправомерном отказе избирательной комиссией в его регистрации кандидатом.

Как следует из материалов дела, Морозенко В.Г. представил в избирательную комиссию Тогучинского района Новосибирской области 8 июля 2015г. заявление выдвинутого лица о согласии баллотироваться (л.д. 8).

Материалами дела подтверждается, что в избирательную комиссию необходимые для регистрации документы Морозенко В.Г. представлены не были.

Окружная избирательная комиссия многомандатного избирательного округа №4 по выборам депутатов Совета депутатов Тогучинского района Новосибирской области третьего созыва, соблюдая установленный частью 1 статьи 42 Закона Новосибирской области от 7 декабря 2006 № 58-ОЗ десятидневный срок, исчисляя его с 8 июля 2015г., дня представления Морозенко В.Г. заявления о согласии баллотироваться, приняла решение об отказе в его регистрации.

Факт не предоставления подписных листов в избирательную комиссию и протокол об итогах сбора подписей Морозенко В.Г. подтвердил в суде первой инстанции, а предоставление финансового отчета не счел необходимым (л.д. 33, оборот).

Таким образом, решение, принятое избирательной комиссией, является основанным на законе, и доводы о том, что все условия были им соблюдены, основывается на ошибочном толковании части 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 № 67-ФЗ, поскольку в данной норме речь идет о порядке и требованиях уведомления лицом избирательной комиссии о согласии баллотироваться.

В силу вышеприведенных норм избирательного законодательства, подача одного такого заявления не является достаточным условием для регистрации лица в качестве кандидата.

Несостоятельны ссылки Морозенко В.Г. на Устав Тогучинского района Новосибирской области и отсутствие какой-либо законной юридической силы решения избирательной комиссии.

Оспариваемое заявителем решение подписано уполномоченным коллегиальным органом, содержит необходимые реквизиты, тем самым приобретает юридическую силу.

Вместе с тем, заверение копии решения печатью территориальной избирательной комиссией, закону не противоречит.

Не соглашается судебная коллегия с доводами заявителя о недопустимости применения квоты подписей избирателей для регистрации кандидата в депутаты. В данном случае выборы проводятся на всей территории Новосибирской области. Установление единой квоты подписей в поддержку выдвижения кандидатов обусловлено созданием равных условий для кандидатов по всем избирательным округам субъекта Российской Федерации.

Довод заявителя о необязательности создания кандидатом избирательного фонда при проведении выборов в органы местного самоуправления основан на ошибочном толковании требований закона.

Указанные доводы не являются основанием к отмене либо изменению решения суда, так как факт, послуживший основанием для принятия комиссией решения об отказе в регистрации заявителя, является установленным.

Кроме того, доводы Морозенко В.Г. противоречит действующему принципу равенства кандидатов.

При таких обстоятельствах, доводы, приведенные в апелляционной жалобе Морозенко В.Г., не могут являться основаниями для отмены состоявшегося по делу решения.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по административным делам

определила:

Решение Тогучинского районного суда Новосибирской области от 7 августа 2015г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Морозенко Владимира Григорьевича - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-7903/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Морозенко Владимир Григорьевич
Другие
Избирательная комиссия Тогучинского района НСО
Администрация Тогучинского района НСО
Суд
Новосибирский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.nsk.sudrf.ru
18.08.2015Судебное заседание
21.08.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.08.2015Передано в экспедицию
18.08.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее