Дело № 2-948/2023
УИД44RS0003-01-2023-001128-30
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 ноября 2023 года город Шарья
Шарьинский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Карповой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Государственного казенного учреждения Амурской области - управление социальной защиты населения по г. Тында и Тындинскому муниципальному округу к Парвеновой Н.А. о взыскании незаконно полученных мер социальной поддержки в виде ежемесячной социальной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, ежемесячной денежной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
ГКУ АО УСЗН по г. Тында и Тындинскому району обратилось в суд с настоящим исковым заявлением к Парвеновой Н.А. в обоснование заявленных требований указав, что Парфенова Н.А. в соответствии с законом Амурской области от 05.12.2005 года N 99-03 "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" состояла на учете по категории «Ветеран труда» в государственном казенном учреждении Амурской области - управлении социальной защиты населения по г. Тында и Тындинскому муниципальному округу и получала меры социальной поддержки в виде: ежемесячной социальной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (ЕСВ) и ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) на лицевой счет, открытый в ПАО «Сбербанк России». Одним из оснований для прекращения данной выплаты является выезд гражданина на постоянное место жительства за пределы Амурской области или за пределы территории обслуживания ГКУ АО УСЗН в пределах Амурской области. В соответствии ответом МО МВД России «Тындинский» от 15.04.2022 ответчик снят с 21.01.2014 с регистрационного учета по месту жительства по адресу: г. Тында, _________, с 17.02.2017 снят с регистрационного учета по месту жительства: г. Тында, _________ и по адресу: г. Тында, _________, и зарегистрирована по адресу: Костромская обл., _________. Таким образом, ответчик утратила право на получение выплат ЕСВ за период с 01.02.2014 по 30.06.2019 в сумме 124 027,02 руб. и ЕДВ за период с 01.11.2020 по 31.03.2022 в сумме 12 721 руб. Факт зачисления указанных денежных средств ответчику подтверждается ответом ПАО Сбербанк на запрос истца. В адрес ответчика направлялась претензия с просьбой оплатить имеющуюся задолженность. До настоящего времени незаконно полученные денежные средства не возвращены. При подаче заявлений о ЕСВ, ЕДВ ответчик был предупрежден об обязанности сообщать об обстоятельствах, влекущих утрату права на получение выплат. Истец только 08.04.2022 года узнал, что ответчик утратил право на получение социальных выплат в связи, с чем просит течение срока исковой давности считать не пропущенным. По последнему известному месту жительства ответчика направлялась претензия с просьбой оплатить имеющуюся задолженность. До настоящего времени незаконно полученные денежные средства не возвращены.
На основании изложенного просит суд взыскать с Парвеновой Н.А. в пользу ГКУ Амурской области - управление социальной защиты населения по г. Тында и Тындинскому муниципальному округу незаконно полученные: ежемесячную социальную выплату на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 01.02.2014 по 30.06.2019 в сумме 124 027,02 рублей, ежемесячную денежную выплату за период с 01.11.2020 по 31.03.2022 в размере 12 721 рублей.
В судебное заседание представитель истца, извещенный о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, не явился, в исковом заявлении ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д.55-56, 5).
Ответчик в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещалась по адресу регистрации, однако по данному адресу судебную корреспонденцию не получает (л.д.54).
В соответствии с п. п. 63 - 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса РФ", по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Если лицу, направляющему сообщение, известен адрес фактического места жительства гражданина, сообщение может быть направлено по такому адресу.
Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения.
Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
Статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.
При таких обстоятельствах суд, руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Одной из мер социальной поддержки граждан при оплате жилых помещений и коммунальных услуг является предоставление им компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Так, согласно части 1 статьи 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 3 статьи 160 ЖК РФ).
К числу граждан, на которых распространяется такая мера социальной поддержки, как компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, относятся, в том числе Ветераны труда.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Законом Амурской области от 05 декабря 2005 года N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" регулируются отношения, отнесенные к полномочиям субъектов Российской Федерации, по предоставлению органами государственной власти области социальной поддержки гражданам отдельных категорий (далее - граждане), являющимся гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Амурской области.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 1 Закона Амурской области от 05 декабря 2005 года N 99-ОЗ определено, что право на получение социальной поддержки имеют лица, имеющие звание "Ветеран труда", получающие страховую пенсию по старости либо соответствующие условиям, необходимым для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2016 года, а в случае получения иных видов пенсий - по достижении возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин (далее - ветераны труда).
Статьей 3 указанного Закона определено, что ежемесячная денежная выплата с учетом индексации на 2011 год устанавливается и выплачивается ветеранам труда в размере 541 рубля. Размер ежемесячной денежной выплаты, установленный настоящим Законом, ежегодно индексируется в размере и сроки, предусмотренные законом области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (пункт 1).
Пунктом 2 статьи 3 Закона определено, что порядок назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты устанавливается Правительством области.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 4 Закона социальная поддержка по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме ЕСВ предоставляется независимо от вида жилищного фонда. Социальная поддержка по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не предоставляется гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года. ЕСВ перечисляется гражданам, имеющим право на указанную меру социальной поддержки, не позднее 1 числа месяца, следующего за месяцем, за который должна быть внесена плата за жилое помещение и коммунальные услуги.
В целях реализации Закона Амурской области от 05.12.2005 года N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" Постановлением Правительства Амурской области от 21.03.2008 года N 66 утвержден Порядок предоставления гражданам отдельных категорий мер социальной поддержки.
В соответствии с пунктами 1.2 Порядка назначения и выплаты гражданам отдельных категорий ежемесячной денежной выплаты и Порядка назначения и выплаты гражданам отдельных категорий ежемесячной социальной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных, являющимися приложениями N 1 и N 8, соответственно, к постановлению Правительства Амурской области от 21 марта 2008 года N 66, назначение и выплата ЕДВ и ЕСВ гражданам осуществляются государственными казенными учреждениями Амурской области - управлениями социальной защиты населения по городским (муниципальным) округам и муниципальным районам Амурской области (далее - ГКУ-УСЗН) по месту жительства граждан. По месту пребывания (на территории Амурской области) ЕДВ и ЕСВ назначаются и выплачиваются гражданам на период пребывания при условии, что по месту жительства ЕДВ и ЕСВ не выплачиваются. ЕДВ и ЕСВ назначаются и выплачиваются только по одному месту жительства (пребывания) гражданина.
Таким образом, при значении выплат ЕДВ и ЕСВ гражданам юридически значимым обстоятельством является место постоянного жительства гражданина.
Пунктом 5.1 указанного Порядка установлено, что решение о прекращении выплаты ЕДВ и ЕСВ принимается руководителем (заместителем руководителя) ГКУ-УСЗН в случае выезда гражданина на постоянное место жительства за пределы Амурской области или за пределы территории обслуживания ГКУ-УСЗН в пределах Амурской области; либо снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства (пребывания) и непредставление гражданином в ГКУ-УСЗН документов, подтверждающих проживание гражданина в пределах территории обслуживания ГКУ-УСЗН в пределах Амурской области (п. п. 3 п. 2.1 Порядка; либо документов, указанных пункте 2.2 настоящего Порядка, а именно - дополнение к документам, указанным в пункте 2.1 настоящего Порядка, гражданами, указанными в подпунктах 3 - 5, подпунктах "а", "д" подпункта 7, подпункте 8 (а также пенсионерам на селе из числа граждан, указанных в подпунктах "а", "д" подпункта 7, подпункте 8), подпункте 10 пункта 1.2 настоящего Порядка представляются следующие документы: 1) правоустанавливающий документ на жилое помещение (в случае, если права на жилое помещение не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости); 2) документ, содержащий сведения о перечне жилищно-коммунальных услуг, которыми пользуется гражданин (квитанции об оплате жилого помещения и коммунальных услуг или выписка из лицевого счета на жилое помещение), за месяц, предшествующий месяцу обращения за назначением ЕСВ; 3) документ, подтверждающий наличие в занимаемом жилом помещении печного либо автономного отопления (в случае, если гражданин претендует на получение мер социальной поддержки по оплате твердого топлива или автономного отопления);4) документы, подтверждающие родственные отношения с гражданином совместно зарегистрированных с ним лиц (представляется гражданами, указанными в подпункте 5 пункта 1.2 настоящего Порядка).
Согласно пункту 5.2 Порядка граждане обязаны извещать ГКУ - УСЗН о наступлении обстоятельств, указанных в подпунктах 1, 2 пункта 5.1 настоящего Порядка, влекущих прекращение выплаты ЕДВ, в течение 10 календарных дней с даты их наступления.
Как следует из материалов дела, Парфенова Н.А. являлась получателем ЕСВ и ЕДВ на основании поданного ей заявления на оказание мер социальной поддержки с 01.04.2006 года от 15.10.2006 года и заявления о предоставлении ежемесячной социальной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг от 28.09.2009 года. Адресом регистрации Парвеновой Н.А. и фактического места жительства на момент предоставления ей социальных услуг в виде назначения и выплаты ЕДВ и ЕСВ являлся: г. Тында, _________. (л.д.14-15).
В этой связи суд находит установленным, что Парфенова Н.А. являлся получателем социальных услуг и относился к территории обслуживания ГКУ АО УСЗН по г. Тында и Тындинскому району.
Из имеющихся в материалах дела заявления на оказание мер социальной поддержки с 01.04.2006 года от 15.10.2006 года и заявления о предоставлении ежемесячной социальной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг от 28.09.2009 года следует, что Парфенова Н.А. при обращении в ГКУ АО УСЗН по г. Тында и Тындинскому району дала обязательство извещать ГКУ АО УСЗН по г. Тында и Тындинскому району о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера ЕСВ на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ЕДВ, а также утрату права на их получение (изменение места жительства, проживания, состава семьи, категории, дающей право на льготы и т.п.).
В соответствии ответом МО МВД России «Тындинский» от 08.04.2022 ответчик снята с 21.01.2014 с регистрационного учета по месту жительства по адресу: г. Тында, _________, кв.46, была зарегистрирована по месту пребывания с 14.02.2014 по 17.02.2017 по адресу: г. Тында, _________, зарегистрирована по месту жительства по адресу: г. Тында, _________ с 17.02.2017 года по настоящее время (л.д.16).
С 02.10.2020 года ответчик зарегистрирована по адресу: Костромская обл., _________, что также подтверждается ответом на запрос суда (л.д.17, 51).
Сведений о том, что Парфенова Н.А. обращалась с документами, установленными п. 5.1 Порядка предоставления гражданам отдельных категорий мер социальной поддержки, уведомив о перемене места жительства и регистрации (в том числе в рамках одного населенного пункта, в пределах территории обслуживания ГКУ-УСЗН в пределах Амурской области) с предоставлением установленных указанным Порядком документов, материалы дела не содержат.
Согласно представленного расчета суммы иска (л.д.6-7) за период с 01.02.2014 по 30.06.2019 Парвеновой Н.А. выплачена ежемесячная социальная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в Амурской области в размере 124 027,02 рублей и за период с 01.11.2020 по 31.03.2022 Парвеновой Н.А. выплачена ежемесячная денежная выплата в размере 12 721 рублей, что подтверждается ответом ПАО Сбербанк о зачислении указанных сумм ЕСВ и ЕДВ на счета ответчика (л.д.18-21).
ГКУ АО УСЗН по г. Тында и Тындинскому району 31.10.2022 года Парфеновой Н.А. была направлена претензия о возврате в добровольном порядке незаконно полученной ежемесячной социальной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежемесячной денежной выплаты (л.д.22-23).
Вместе с тем, на момент рассмотрения дела в суде Парфенова Н.А. образовавшуюся задолженность не погасила.
В соответствии с частью 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно: 1) имущество, переданное во исполнение обязательства до наступления срока исполнения, если обязательством не предусмотрено иное; 2) имущество, переданное во исполнение обязательства по истечении срока исковой давности; 3) заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки; 4) денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.
Правила, предусмотренные главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (пункт 2 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку иное не установлено данным Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации, подлежат применению также к требованиям: 1) о возврате исполненного по недействительной сделке; 2) об истребовании имущества собственником из чужого незаконного владения; 3) одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством; 4) о возмещении вреда, в том числе причиненного недобросовестным поведением обогатившегося лица.
По смыслу указанных правовых норм, неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно трех условий: факт приобретения или сбережения имущества, то есть увеличения стоимости собственного имущества приобретателя, присоединение к нему новых ценностей или сохранение того имущества, которое по всем законным основаниям неминуемо должно было выйти из состава его имущества; приобретение или сбережение имущества за счет другого лица, а также отсутствие правовых оснований для приобретения или сбережения имущества одним лицом за счет другого.
Исходя из особенности предмета доказывания по делам о взыскании неосновательного обогащения и распределением бремени доказывания, частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, на истце лежит обязанность доказать, что на стороне ответчика имеется неосновательное обогащение, обогащение произошло за счет истца, размер данного обогащения. В свою очередь, ответчик должен доказать отсутствие на его стороне неосновательного обогащения за счет истца, либо наличие обстоятельств, исключающих взыскание неосновательного обогащения, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 г N 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения, за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться, в частности, в рамках правоотношений, связанных с реализацией прав граждан на социальное обеспечение.
На основании ч. 1 ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
Согласно ч. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019) (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019 года) разъяснено, что по делам о взыскании неосновательного обогащения на истца возлагается обязанность доказать факт приобретения или сбережения имущества ответчиком, а на ответчика - обязанность доказать наличие законных оснований для приобретения или сбережения такого имущества либо наличие обстоятельств, при которых неосновательное обогащения в силу закона не подлежит возврату.
Таким образом, по данному делу юридически значимым с учетом исковых требований органа социальной защиты, и регулирующих спорные отношения норм материального права является установление следующих обстоятельств: имела ли место со стороны Парвеновой Н.А. недобросовестность в получении ей в спорные периоды ежемесячной социальной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежемесячной денежной выплаты.
Поскольку добросовестность гражданина по требованиям о взыскании ЕДВ и ЕСВ презюмируется, бремя доказывания недобросовестности ответчика Парвеновой Н.А. при получении в период в спорный период сумм ЕСВ и ЕДВ возложено на орган социальной защиты, требующий их возврата, то есть на истца.
Указанный подход согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной, в частности, в Определении от 13 июля 2020 г. N 78-КГ20-21-КЗ.
При этом, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной, в частности в Определениях от 14 января 2016 г. N 1-П, от 22 июня 2017 г. N 16-П, не предполагается взыскания с физических лиц денежных средств, в данном случае ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты, ежемесячной денежной выплаты, в качестве неосновательного обогащения, если таковое было обусловлено поведением уполномоченных государственных органов или органов местного самоуправления и не связано с противоправными действиями самого физического лица.
Основанием обращения истца в суд послужил факт незаконной выплаты ЕСВ Парвеновой Н.А. за период с 01.02.2014 по 30.06.2019 и с 01.11.2020 по 31.03.2022, в связи с переменой места жительства, что является неосновательным обогащением.
Утвержденный Постановлением Правительства Амурской области от 21 марта 2008 г. N 66 Порядок предоставления гражданам отдельных категорий мер социальной поддержки, не содержит набор действий получателя ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты при смене им места жительства, форму, вид и способ уведомления УСЗН.
В заявлении, адресованном УСЗН по г. Тында и Тындинскому району, на предоставление ежемесячной денежной выплаты и ежемесячной социальной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, составленных по утвержденной форме, подписанных Парвеновой Н.А., способ уведомления УСЗН по г. Тында и Тындинскому району об изменениях, влияющих на право получения мер социальной поддержки, в данном случае о выезде с территории Амурской области, также не указан.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, при совершении регистрационных действий по снятию с регистрационного учета с места жительства в г. Тында и постановке на учет по новому месту жительства в г. Тында, а затем в г. Шарья Костромской области ответчик обращался в соответствующие отделы регистрационного учета ОУФМС. При этом механизм организации деятельности органов миграционного учета позволяет им оперативно передавать информацию и уведомлять заинтересованные органы о совершении гражданами действий по снятию с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства, по регистрации по месту жительства (месту пребывания) и других действий.
Следовательно, у органов социальной защиты населения, в данном случае УСЗН по г. Тында и Тындинскому району в ходе межведомственного информационного взаимодействия в рамках соответствующего правового регулирования, в том числе в соответствии с положениями Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", с органами, предоставляющими государственные услуги, органами, предоставляющими муниципальные услуги, подведомственными государственным органам или органам местного, самоуправления организациями и т.д. имеется возможность получать информацию о совершении гражданами (получателями мер социальной поддержки) названных действий без непосредственного обращения гражданина в орган социальной защиты, что особенно важно для ветеранов, инвалидов и пожилых граждан.
Кроме того, проверка обоснованности оснований производства выплат в качестве мер социальной поддержки является, прежде всего, обязанностью истца УСЗН по г. Тында и Тындинскому району, являющегося специализированным учреждением данной сферы, и не принимавшему мер к проверке правомерности производства выплат ответчику с 2014 года, что, не оспаривается истцом. Проверочные мероприятия на предмет установления места жительства получателя меры социальной поддержки УСЗН по г. Тында и Тындинскому району своевременно не проводились.
Постановлением Правительства Амурской области от 21 марта 2008 г. N 66 был утвержден, в том числе, Порядок назначения и выплаты гражданам отдельных категорий ЕСВ на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, пунктом 2.4 которого предусмотрена возможность самостоятельного истребования в рамках межведомственного информационного взаимодействия документов о регистрации граждан, чего, УСЗН по г. Тында и Тындинскому району до 2022 года сделано не было, выплаты продолжали осуществляться Парвеновой Н.А..
Пунктом 2.20 названного Порядка также предусмотрена обязанность граждан, получающих ЕСВ извещать орган социальной защиты населения о наступлении обстоятельств, влияющих на размер и условия предоставления ЕСВ и предоставлять документы, подтверждающие произошедшие изменения за исключением документов, предусмотренных подп. 2.3 указанного Порядка, то есть, справки о зарегистрированных лицах и свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилое помещение.
Кроме того, регистрация по месту жительства, а также социальные выплаты ЕСВ и ЕДВ являются государственными выплатами и подпадают под регулирование Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", пунктом 2 части 1 статьи 7 которого предусмотрено, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 указанного Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе.
Предоставление информации и документов, необходимых для правильного оказания государственных услуг производится в порядке межведомственного электронного взаимодействия в соответствии с положениями статьи 7.1 Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", в которой указано, что предоставление документов и информации, указанных в пункте 2 части 1 статьи 7 указанного Федерального закона, а также предоставление документов и информации в случае, предусмотренном частью 4 статьи 19 указанного Федерального закона, осуществляется в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия по межведомственному запросу органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организации, участвующей в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 указанного Федерального закона государственных и муниципальных услуг, либо многофункционального центра.
С учетом данных нормативных положений, а также обстоятельств дела, суд приходит к выводу, что с даты снятия с учета по указанному в заявлениях адресу в г. Тынде и регистрации по новому месту жительства, сведения о перемене места жительства были внесены в публичный источник информации (базы данных Федеральной миграционной службы и МВД России) и были доступны всем государственным и муниципальным органам, включая истца.
При таких обстоятельствах, учитывая, что истец имел возможность самостоятельно получить сведения о месте жительства ответчицы путем межведомственного документооборота, при этом смена места проживания не лишает ответчицу права на получение выплат, полагающихся в связи с наличием статуса «Ветеран труда», что указывает на отсутствие недобросовестности с ее стороны, а кроме того, учитывая, что смена места жительства в период с 21.01.2014 по 02.10.2020 года без выезда за пределы г. Тында Амурской области, то есть проживание ответчика фактически на территории ГКУ АО УСЗН по г. Тында и Тындинскому району, вследствие чего не возникло обстоятельств, при которых начисление такой компенсации подлежало бы прекращению, с учетом того, что переезд на постоянное место жительство в другой субъект произошел только в октябре 2020 года, принимая во внимание положения подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд отказывает в удовлетворении требований ГКУ АО УСЗН по г. Тында и Тындинскому району в части взыскания ежемесячной социальной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 01.02.2014 по 30.06.2019 в сумме 124 027,02 рублей, поскольку ежемесячная социальная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в спорный период осуществлялась истцом ответчику при отсутствии недобросовестности со стороны последнего, факт наличия счетной ошибки, повлекшей переплату также из материалов дела не усматривается.
При этом, рассматривая исковое требование о взыскании незаконно полученной ежемесячной денежной выплаты за период с 01.11.2020 по 31.03.2022 в размере 12 721 рублей суд приходит к следующему.
Судом установлено, что 27.10.2020 года Парфенова Н.А. обратилась в ОГБУ «Шарьинский комплексный центр социального обслуживания населения» с заявлением о предоставлении ежемесячной социальной выплаты ветеранам труда, труженикам тыла, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий по новому месту жительства по адресу: Костромская обл., _________ (л.д.63).
За период с 02 октября 2020 г. по 31 мая 2024 года ответчику ОГБУ «Шарьинским комплексным центром социального обслуживания населения» назначена ежемесячная социальная выплата ветеранам труда, труженикам тыла, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий и ежемесячная денежная компенсация на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Фактически выплаты осуществляются с 20.02.2021 года по настоящее время (л.д.58-62).
Между тем, получение одновременно двух социальных выплат по одним и тем же основаниям в разных субъекта Российской Федерации не допускается.
В данном случае, учитывая, что ответчиком в период с 01.11.2020 по 31.03.2022 по новому месту жительства по адресу: Костромская обл., _________ были предоставлены аналогичные меры социальной поддержки в виде ЕДВ одновременно с получением указанных выплат от Амурской области, что повлекло со стороны ответчика неосновательное обогащение, суд удовлетворяет исковые требования истца в части взыскания незаконно полученной ежемесячной денежной выплаты за период с 01.11.2020 по 31.03.2022 в размере 12 721 рублей.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного, учитывая, что истец освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления в суд в соответствии со ст. 333.36 НК РФ, с учетом положений ст. 333.19 НК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлины в размере 508 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление Государственного казенного учреждения Амурской области - управление социальной защиты населения по г. Тында и Тындинскому муниципальному округу – удовлетворить частично.
Взыскать с Парвеновой Н.А., ДД.ММ. года рождения, паспорт №000, в пользу Государственного казенного учреждения Амурской области - управления социальной защиты населения по г. Тында и Тындинскому муниципальному округу, незаконно полученную ежемесячную денежную выплату за период с 01.11.2020 по 31.03.2022 в размере 12 721 рублей.
Взыскать с Парвеновой Н.А., ДД.ММ. года рождения, паспорт №000, в доход городского округа город Шарья Костромской области государственную пошлину в размере 508 рублей.
В остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Шарьинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: С.В. Карпова