УИД 26RS0022-01-2020-000013-54
Дело №2а-82/2020
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
с. Левокумское |
23 марта 2020 г. |
Левокумский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего, судьи Власова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ляшенко Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело №2а-82/2020 по административному исковому заявлению прокурора Левокумского района Ставропольского края Галджева В.Н. к Администрации муниципального образования Турксадского сельсовета Левокумского района Ставропольского края о признании незаконным бездействия и возложении обязанности,
установил:
Прокурор Левокумского района Ставропольского края обратился в суд с административным иском, в котором просит: признать не законным бездействие администрации муниципального образования Турксадского сельсовета выразившееся в не проведении работы по инвентаризации зеленых насаждений на территории муниципального образования Турксадского сельсовета Левокумского района, с составлением рабочего дневника учета зеленых насаждений, инвентарного плана и паспортов ландшафтно-архитектурных объектов, составить ведомости дефектов и перечни мероприятий, необходимые для подготовки объектов озеленения к эксплуатации в летний период и по подготовке к содержанию в зимних условиях. Обязать администрацию муниципального образования Турксадского сельсовета в течение года после вступления решения суда в законную силу провести работы по инвентаризации зеленых насаждений на территории муниципального образования Турксадского сельсовета Левокумского района, с составлением рабочего дневника учета зеленых насаждений, инвентарного плана и паспортов ландшафтно-архитектурных объектов, составить ведомости дефектов и перечни мероприятий, необходимые для подготовке объектов озеленения к эксплуатации в летний период и по подготовке по содержанию в зимних условиях. В обоснование своих доводов указывает, что проверкой установлено, что полномочия по реализации вопросов местного значения предусмотренные п.19 ч.1 ст.14 ФЗ №131-ФЗ от 06.10.2003 администрацией исполняются ненадлежащим образом. Не исполнение администрацией указанных полномочий по осуществлению мероприятий по инвентаризации зеленых насаждений, не позволяет обеспечить эффективный контроль. Разработку своевременных мер по защите и восстановлению озелененных территорий, прогноз состояния зеленых насаждений, ставит под угрозу сохранение благополучной экологической обстановки, а также ведет к загрязнению, истощению и деградации окружающей среды на территории муниципального образования.
Административный истец в судебное заседание не явился, о дате слушания дела извещен заблаговременно, по средствам почтовой связи.
Представитель административного ответчика АМО Турксадского сельсовета Муртазалиев С.М. исковые требования прокурора признал, о чем предоставил суду заявление в письменном виде. Последствия признание иска ему понятны, также ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие (л...
Представитель заинтересованного лица Администрации Левокумского муниципального района Ставропольского края Сивкаева И.А., привлеченные к участию в деле определением суда от (дата), полагает, что административный иск подлежит удовлетворению в целях реализации охраны зеленого фонда сельских поселений, о чем указала в письменном отзыве, так же просит о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Суд считает возможным рассмотреть поставленный перед судом вопрос в отсутствие сторон с учетом их письменных заявлений.
Изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статья 1 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Из ч.2 данного Кодекса следует, что суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих; об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций; и т.д.
В силу требований ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч.4 статьи 218 Кодекса в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 2 ст. 46 Конституции РФ, ст. 78 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» бездействие органов местного самоуправления может быть обжаловано в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Реализуя предоставленные законом полномочия, прокурор обращается в суд в порядке производства по административным делам, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц — граждан, проживающих на территории Левокумского района Ставропольского края, иных граждан Российской Федерации, в целях защиты гарантированного Конституцией РФ (ст. 42), Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (п. 1 ст. 11).
В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов
Бездействие администрации муниципального образования Турксадского сельсовета Ставропольского края выявлено прокуратурой в ходе проверки 26.12.2019 года. Ранее об указанных обстоятельствах прокурору известно не было. Таким образом, прокурором соблюден предусмотренный ст. 219 КАС РФ трехмесячный срок для обращения в суд с заявлением об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, в связи, с чем обратились в суд с указанным административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц.
К вопросам местного значения сельского поселения в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относится утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии с ч.3 и 4 вышеуказанной статьи к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12,14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи). Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Согласно положению статьи 4 ФЗ от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» - объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В статье 61 ФЗ №7 указано зеленый фонд городских и сельских населенных пунктов представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения. Охрана зеленого фонда городских и сельских населенных пунктов предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды. На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения. Государственное регулирование в области охраны зеленого фонда городских и сельских населенных пунктов осуществляется в соответствии с законодательством. Охрана, защита и воспроизводство лесов, лесоразведение на территориях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляются в соответствии с лесным законодательством.
Согласно ст. 45.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" -правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования. Правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать в том числе вопросы: организации озеленения территории муниципального образования, включая порядок создания, содержания, восстановления и охраны расположенных в границах населенных пунктов газонов, цветников и иных территорий, занятых травянистыми растениями; осуществления контроля за соблюдением правил благоустройства территории муниципального образования. Законом субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены иные вопросы, регулируемые правилами благоустройства территории муниципального образования, исходя из природно-климатических, географических, социально-экономических и иных особенностей отдельных муниципальных образований.
Из объяснений специалиста 1 категории АМО Турксадского сельсовета Магомедова Г.К. следует, что инвентаризация зеленых насаждений, включающая в себя составление инвентарного плана и паспорта объекта, не проведена. Оценка состояния озелененных территорий (долгосрочная и ежегодная плановая) не проведена, ведомости дефектов, перечень мероприятий, необходимых для подготовки объектов к эксплуатации в летний период и по подготовке по содержанию в зимних условиях не составлены ( л.д.9).
Согласно части 3 статьи 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.
В ходе рассмотрения дела представитель административного ответчика глава АМО Турксадского сельсовета Муртазалиев С.М. признал требования административного истца в полном объеме, о чем предоставил суду письменное заявление, что не противоречит закону и не нарушает права иных лиц. Муртазалиев С.М. действуя в интересах ответчика - АМО Турксадского сельсовета Ставропольского края наделен, в том числе и полномочиями на признание административного иска.
Кроме того решением Совета депутатов МО Турксадского сельсовета утверждены Правила благоустройства и обеспечения чистоты и порядка на территории МО Турксадского сельсовета. Данными правилами регламентированы содержания зеленых насаждений, а также работы по содержанию и восстановлению парков, скверов и земельных зон.
П.3.2 протокола совещания по очистке территории населенных мест от листьев и других отходов от зеленых насаждений от (дата) Министерством ЖКХ СК даны поручения до (дата), провести инвентаризацию зеленых насаждений, а также озелененных территорий на муниципальных землях с учетом зеленых насаждений. Данная информация была доведена до сведения муниципальных образований поселений района, о чем представитель Администрации Левокумского муниципального района Сивкаева И.А. указала в своем отзыве, что также подтверждается копией сообщения первого заместителя главы администрации Левокумского муниципального района СК Бондаренко С.В. (л...
Судом оцениваются представленные сторонами доказательства с точки зрения относимости, допустимости и достоверности.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, суд пришел к выводу, что требования административного истца - прокурора Левокумского района Ставропольского края Галджева В.Н. подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.175-178 КАС РФ
решил:
административное исковое заявление прокурора Левокумского района Ставропольского края Галджева В.Н. к Администрации муниципального образования Турксадского сельсовета Левокумского района Ставропольского края о признании незаконным бездействия и возложении обязанности - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Турксадского сельсовета выразившееся в не проведении работы по инвентаризации зеленых насаждений на территории муниципального образования Турксадского сельсовета Левокумского района, с составлением рабочего дневника учета зеленых насаждений, инвентарного плана и паспортов ландшафтно-архитектурных объектов, составлении ведомости дефектов и перечней мероприятий, необходимых для подготовки объектов озеленения к эксплуатации в летний период и по подготовке к содержанию в зимних условиях.
Обязать администрацию муниципального образования Турксадского сельсовета в течение года после вступления решения суда в законную силу провести работы по инвентаризации зеленых насаждений на территории муниципального образования Турксадского сельсовета Левокумского района, с составлением рабочего дневника учета зеленых насаждений, инвентарного плана и паспортов ландшафтно-архитектурных объектов, составить ведомости дефектов и перечни мероприятий, необходимые для подготовке объектов озеленения к эксплуатации в летний период и по подготовке по содержанию в зимних условиях.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Левокумский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения судом в окончательной форме.
Судья А.А. Власов