РЎСѓРґСЊСЏ: Рванова Рђ.Р. адм. дело в„– 33Р°-3025/2022
РЈРР”: в„–
в„–2Р°-1357/2022
АПЕЛЛЯЦРРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
22 февраля 2022 г. г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Вачковой Р.Р“.,
судей Ромадановой Р.Рђ., Туляковой Рћ.Рђ.,
РїСЂРё секретаре Зенкевиче Р’.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Сорокина А.С., Горлова С.С., Яндукова Е.А. на решение Ленинского районного суда г. Самары от 16 февраля 2022 г. по административному делу №2а-1357/2022 по административному исковому заявлению Сорокина А.С., Горлова С.С,, Яндукова Е.А. к администрации г.о. Самара об оспаривании действий, возложении обязанностей,
заслушав доклад СЃСѓРґСЊРё Самарского областного СЃСѓРґР° Вачковой Р.Р“., объяснения административных истцов РЎРѕСЂРѕРєРёРЅР° Рђ.РЎ., Горлова РЎ.РЎ., РЇРЅРґСѓРєРѕРІР° Р•.Рђ., поддержавших РґРѕРІРѕРґС‹ апелляционной жалобы, возражения представителя Администрации Рі.Рѕ.Самара Володиной Рњ.Р’. (РїРѕ доверенности) РЅР° РґРѕРІРѕРґС‹ апелляционной жалобы, судебная коллегия
РЈРЎРўРђРќРћР’РЛА:
Сорокин А.С., Горлов С.С., Яндуков Е.А. обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации г.о. Самара об оспаривании решения об отказе в согласовании публичного мероприятия.
В обоснование заявленных требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ административные истцы обратились в администрацию г.о. Самара с уведомлением о согласовании проведения ДД.ММ.ГГГГ публичного мероприятия в форме митинга по адресу: <адрес>, с заявленной численностью до 300 человек с 11:00 до 13:00 час. Ответом исполняющего обязанности руководителя Департамента общественных и внешних связей Аппарата администрации г.о. - заместителя руководителя Аппарата администрации г.о. Самара С.Е. С. от ДД.ММ.ГГГГ исх. № административным истцам отказано в проведении публичного мероприятия, в связи с тем, что на территории Самарской области ограничено до особого распоряжения проведение театрально-зрелищных, культурно-просветительских, зрелищно-развлекательных, спортивных и других массовых мероприятий, со ссылкой на пп. 4 п. 2.12 постановления Губернатора Самарской области от 22.10.2021 №258, и постановление администрации городского округа Самара от 18.03.2020 №164 «О введении ограничительных мероприятий, направленных на предотвращения распространения на территории городского округа Самара заболеваний гриппом, ОРВРи новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV».
Административные истцы считают незаконным отказ в согласовании публичного мероприятия несоответствующим законодательству Российской Федерации, нарушающим их право на проведение публичных мероприятий. Митинг планируется провести на открытом воздухе с учетом социальной дистанции и обеспечением всех мер предосторожности. Какие-либо претензии к формулировке, полноте необходимых сведений, отраженных в уведомлении, у администрации не имеется, уведомление соответствует требования п. 3 ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Конкретных обстоятельств, препятствующих проведению публичного мероприятия в заявленном месте и времени, администрацией не указано, также не приведено данных, подтверждающих сложившуюся на территории г.о. Самара неблагоприятную эпидемиологическую ситуацию, в том числе сведений об ее ухудшении, позволяющих говорить о невозможности проведения в обозначенном месте заявленного мероприятия; не содержится предложения провести публичное мероприятие в конкретное время (дата и часы), позволяющие организатору публичного мероприятия принять (или не принять) данное предложение и проинформировать об этом орган исполнительной власти не позднее чем за три дня до дня проведения мероприятия; отсутствуют данные, подтверждающие обстоятельство направления административным истцам обоснованных предложений об изменении места и (или) времени проведения запланированного митинга либо наличие оснований для отказа в его согласовании, что по мнению заявителей, свидетельствует о несоблюдении администрацией требований законодательства при рассмотрении уведомления от ДД.ММ.ГГГГ о проведении публичного мероприятия.
Ссылаясь на указанные обстоятельства и нарушение своих прав, административные истцы просили признать действия администрации г.о. Самара, выразившиеся в отказе в проведении заявленного на ДД.ММ.ГГГГ публичного мероприятия в форме митинга на площадке, расположенной по адресу: <адрес>, - неправомерными; обязать администрацию г.о. Самара согласовать публичное мероприятие в форме митинга ДД.ММ.ГГГГ на площадке, расположенной по адресу: по адресу: <адрес>; судебные расходы по оплате государственной пошлины возложить на административного ответчика.
Решением Ленинского районного суда г. Самары от 16.02.2022 административное исковое заявление Сорокина А.С., Горлова С.С., Яндукова Е.А. к администрации г.о. Самара о признании незаконными действий по отказу в согласовании публичного мероприятия, возложении обязанности оставлено без удовлетворения» (л.д. 30-38).
В апелляционной жалобе Сорокин А.С., Горлов С.С., Яндуков Е.А. просят решение отменить, принять новое решение об удовлетворении административных исковых требований (л.д. 40-46).
Рнформация Рѕ времени Рё месте рассмотрения апелляционной жалобы РІ соответствии СЃРѕ статьями 14 Рё 16 Федерального закона РѕС‚ 22 декабря 2008 Рі. в„– 262-ФЗ «Об обеспечению доступа Рє информации Рѕ деятельности СЃСѓРґРѕРІ РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» размещена РЅР° интернет-сайте СЃСѓРґР° апелляционной инстанции.
В заседании судебной коллегии административные истцы Сорокин А.С., Горлов С.С., Яндуков Е.А. доводы апелляционной жалобы поддержали, просили решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования и взыскать расходы по оплате государственной пошлины, уплаченной при обращении в суд с административным исковым заявлением в размере 300 руб. и при подаче апелляционной жалобы в размере 150 руб.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации г.о.Самара Володина М.В. (по доверенности) просила решение суда оставить без изменения, как законное и обоснованное.
Рзучив материалы дела, РґРѕРІРѕРґС‹ апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц, участвующих РІ деле, проверив законность Рё обоснованность судебного решения РІ соответствии СЃ пунктом 1 статьи 308 РљРђРЎ Р Р¤, судебная коллегия РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (часть 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Статьей 31 Конституции Российской Федерации гарантировано право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.
Статьей 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод также гарантировано право на свободу мирных собраний, как не подлежащее никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее Закон №54-ФЗ) проведение публичного мероприятия основывается на принципе законности - соблюдении положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации, и добровольности участия.
В силу пункта 7 статьи 2 Закона №54-ФЗ информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка сообщается органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления посредством уведомления о проведении публичного мероприятия.
Статьей 7 указанного Федерального закона предусмотрено что уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
Согласно части 1 статьи 8, пункту 2 части 1 статьи 12 Закона №54-ФЗ публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия; орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан: довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его доведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается (часть 3 статьи 12).
В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях" разъяснено, что при рассмотрении административных дел об оспаривании решений, действий (бездействий), связанных с проведением согласительных процедур, судам следует исходить из того, что вмешательство органа публичной власти в право проведения мирных публичных мероприятий должно основываться на законе, быть необходимым и соразмерным преследуемой этим органом правомерной цели. С учетом этого суду в каждом конкретном случае надлежит исследовать все выдвигаемые органом публичной власти доводы и представленные им доказательства, а также оценивать их на предмет наличия относимых и достаточных оснований для осуществленного вмешательства (пункт 9).
Судом установлено и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ на имя Главы г.о. Самара административными истцами подано уведомление о проведении ДД.ММ.ГГГГ публичного мероприятия в форме митинга по адресу: <адрес>, с 11:00 до 13:00 час. (л.д. 11).
Целью митинга указано: «в День защитника Отечества почтить память и отметить роль воинов Красной (Советской) и Российской Армии и тружеников тыла в сохранении и преумножении нашей Родины, ее великих традиций и достижений».
Проведение митинга планируется с использованием быстровозводимых сборно-разборных конструкций, флагов, плакатов, транспарантов, с раздачей агитационных материалов, сбором подписей, с использованием звукоусиливающей аппаратуры.
Предполагаемое количество участников: 300 человек. Обеспечение общественного порядка и безопасности граждан предполагается осуществлять совместно с уполномоченным представителем органа местного самоуправления и органа внутренних дел в соответствии с законодательством.
Для соблюдения санитарных норм совместно с уполномоченным представителем Администрации организатором митинга будет обеспечено соблюдение дистанции между участниками митинга – 1,5 метра.
Организатор публичного мероприятия: Горлов С.С.
Лицо, уполномоченное организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия: Сорокин А.С., Яндуков Е.А.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Горлова С.С. направлен ответ руководителя Департамента общественных и внешних связей Аппарата Администрации городского округа - заместителя руководителя Аппарата Администрации городского округа Самара С.Е. С. (исх. № №) согласно которому заявитель проинформирован о том, что постановлением Губернатора Самарской области от 22.10.2021 № 258 "О комплексе мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Самарской области" на территории Самарской области ограничено до особого распоряжения проведение театрально-зрелищных, культурно-просветительских, зрелищно-развлекательных, спортивных и других массовых мероприятий. Также указано на то, что постановлением Администрации городского округа Самара от 18.03.2020 №164 «О введении ограничительных мероприятий, направленных на предотвращения распространения на территории городского округа Самара заболеваний гриппом, ОРВРи новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV» запрещается до особого распоряжения в городском округе Самара проведение спортивных, культурных и иных массовых мероприятий. В связи с изложенным согласовать проведение публичного мероприятия не представляется возможным (л.д. 10).
Разрешая заявленные требования и отказывая в удовлетворении административного искового заявления, районный суд исходил из того, что в силу действующего законодательства на административного ответчика возложена обязанность обеспечения соблюдения общественного порядка и безопасности граждан, в том числе и при проведении публичных мероприятий, и учитывая то обстоятельство, что на момент рассмотрения уведомления о проведения публичного мероприятия особое распоряжение о снятии запрета на проведение массовых мероприятий не принято, пришел к выводу, что действия администрации г.о. Самара, выразившиеся в отказе в согласовании публичного мероприятия, не нарушают положений действующего законодательства и субъективных прав административных истцов и не направлены на ограничение их прав по реализации гарантированного права на проведение публичного мероприятия в порядке, установленном действующим законодательством, с учётом временных ограничений, предусмотренных законом.
Оснований не согласиться с такими выводами суда первой инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку выводы суда являются верными, подробно мотивированы со ссылками на установленные обстоятельства, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
В соответствии со статьей 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Данное конституционное право обеспечивается государственной защитой и предоставляет гражданам возможность свободно выражать и формировать мнения, выдвигать требования по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики, оказывая тем самым влияние на деятельность органов публичной власти, в том числе посредством критики совершаемых ими действий и принимаемых решений, либо получать информацию о деятельности депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования при встрече соответствующего депутата с избирателями. При этом данное право может быть ограничено федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства на основе принципов юридического равенства и соразмерности (пропорциональности) допустимых ограничений указанного права (часть 3 статьи 17, части 1 и 2 статьи 19, часть 1 статьи 45, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).
Порядок обеспечения реализации конституционного права граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования регламентирован Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", согласно которому законодательство Российской Федерации о публичных мероприятиях, основанное на положениях Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации, помимо названного Закона включает иные законодательные акты Российской Федерации, относящиеся к обеспечению права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований.
Федеральным законом № 54-ФЗ предусмотрен уведомительный порядок проведения публичных мероприятий, позволяющий органам власти принять разумные и необходимые меры для реализации конституционного права граждан на проведение публичного мероприятия в условиях, обеспечивающих соблюдение интересов государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения и защиты прав и свобод других лиц.
В целях осуществления права на проведение публичного мероприятия в указанных условиях Федеральный закон № 54-ФЗ устанавливает возможность проведения согласительных процедур между организаторами публичных мероприятий и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления (далее - органы публичной власти), направленных на определение места, времени, формы и иных условий проведения публичных мероприятий, отвечающих достижению законной цели планируемого публичного мероприятия и соблюдению интересов иных лиц, обеспечению общественного порядка и безопасности.
Решения, действия (бездействие) органа публичной власти, связанные с организацией публичного мероприятия, в том числе запланированного к проведению в рамках избирательной кампании, равно как и иные решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, нарушающие право граждан на проведение публичных мероприятий либо создающие препятствия к осуществлению этого права, могут быть оспорены в суд общей юрисдикции по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 12 Федерального закона N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.
Руководствуясь названным правовым регулированием, суд пришел к правильному выводу об отсутствии у органа местного самоуправления правовых оснований для согласования административным истцам проведения публичного мероприятия - митинга, поскольку возможность их проведения на территории Самарской области, и в городском округе Самара в частности, ограничена п. 4 ст. 2.2 постановления Губернатора Самарской области от 22.10.2021 N 258 "О комплексе мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Самарской области" и п. 1 постановления администрации городского округа Самара от 18 марта 2020 года N 164, принятыми в целях защиты здоровья, прав и законных интересов других лиц в соответствии с положениями Федерального закона от 30 марта 1992 года N 5-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Учитывая изложенные факты и обстоятельства, отсутствие предусмотренных п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ оснований, судами обоснованно отказано в удовлетворении административных исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы о том, что согласно положениям Конституции РФ, право граждан на проведение публичных мероприятий может быть ограничено только на основании федеральных законов, в связи с чем, ответ администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ незаконный, отклоняются судебной коллегией ввиду следующего.
Порядок обеспечения реализации конституционного права граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования регламентирован Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", согласно которому законодательство Российской Федерации о публичных мероприятиях, основанное на положениях Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации, помимо названного Закона включает иные законодательные акты Российской Федерации, относящиеся к обеспечению права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований.
Согласно ч.1 ст. 1 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" законодательство Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях основывается на положениях Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон и иные законодательные акты Российской Федерации, относящиеся к обеспечению права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, нормативные правовые акты, касающиеся обеспечения условий проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, издают Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, принимают и издают органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" ограничительные мероприятия (карантин) вводятся в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, на территории Российской Федерации, территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения (ч. 2 ст. 31 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ).
Статьей 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" закреплено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в числе прочего:
- принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подп. «а» п.1);
- принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (подп. «м» п.1);
- устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "м" настоящего пункта (подп. «у» п.1);
- с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" статьи 10 настоящего Федерального закона, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "а.1" статьи 10 настоящего Федерального закона (подп. «ф» п.1).
Согласно п. 1.1 ст. 1 постановления Главного государственного санитарного врача по Самарской области от 09.03.2020 N 6-П "О введении ограничительных мероприятий в период эпидемического подъема заболеваемости ОРВРи гриппом в Самарской области" главам органов местного самоуправления рекомендовано принять решение о введении ограничительных мероприятий, включая ограничение или запрещение проведения массовых культурных, спортивных и других мероприятий в закрытых помещениях, особенно среди детей с учетом уровня заболеваемости на административных территориях.
На основании п. 4 ст. 2.12 постановления Губернатора Самарской области от 22.10.2021 N 258 "О комплексе мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Самарской области" ограничено до особого распоряжения проведение на территории Самарской области театрально-зрелищных, культурно-просветительских, зрелищно-развлекательных, спортивных и других массовых мероприятий.
В соответствии с п. 1 постановления администрации городского округа Самара от 18.03.2020 N 164 "О введении ограничительных мероприятий, направленных на предотвращение распространения на территории городского округа Самара заболеваемости гриппом, ОРВРи новой коронавирусной инфекцией, вызванной 2019-nCoV" запрещено до особого распоряжения в городском округе Самара проведение спортивных, культурных и иных массовых мероприятий.
Р’ силу Федерального закона РѕС‚ 19.06.2004 в„–54-ФЗ РїРѕРґ митингом понимается массовое присутствие граждан РІ определенном месте для публичного выражения общественного мнения РїРѕ РїРѕРІРѕРґСѓ актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера. РР· этих положений следует, что Закон связывает проведение публичных мероприятий СЃ массовым присутствием или массовым прохождением граждан. Понятие «массовость» участников публичных мероприятий презюмирует невозможность точного (арифметического) подсчета РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕРіРѕ количества участников этих акций.
Таким образом, заявленное административными истцами количество участников публичного мероприятия предполагает массовое присутствие граждан, соответственно является публично-массовым мероприятием.
Согласно положениям действующего законодательства необходимым условием для проведения публичного мероприятия является реальная возможность обеспечения соблюдения общественного порядка и безопасности граждан при проведении публичного мероприятия. Указанные требования по обеспечению общественного порядка и безопасности адресованы как к органам государственной власти и органам местного самоуправления, так и к организаторам и участникам публичного мероприятия.
Таким образом, указанные выше постановления Губернатора Самарской области, администрации г.о. Самара, вопреки доводам апелляционной жалобы, вынесены в соответствии с федеральными законами и не противоречат положениям Конституции РФ и действия администрации г.о. Самара, выразившиеся в отказе в согласовании публичного мероприятия, не нарушают положений действующего законодательства и прав административных истцов.
При этом, довод апелляционной жалобы о том, что массовое мероприятие не равноценно публичному мероприятию, в связи с чем оспариваемый отказ является незаконным, отклоняется судебной коллегией, как основанный на неправильном толковании норм материального права, поскольку в данном случае административными истцами заявлено о проведении массового публичного мероприятия с количеством участников 300 человек.
Довод апелляционной жалобы о том, что письмо №, фактически содержащие отказ в согласовании проведения заявленного на ДД.ММ.ГГГГ публичного мероприятия противоречит ст. 11 Европейской Конвенции по правам человека от 04.11.1950 «О свободе собраний и объединений» подлежит отклонению судебной коллегии.
Согласно ст. 11 Конвенция о защите прав человека и основных свобод, заключенной в г. Риме 04.11.1950, каждый имеет право на свободу мирных собраний и на свободу объединения с другими, включая право создавать профессиональные союзы и вступать в таковые для защиты своих интересов. Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Настоящая статья не препятствует введению законных ограничений на осуществление этих прав лицами, входящими в состав вооруженных сил, полиции или административных органов государства.
Таким образом, с учетом положений закона, изложенных выше, ответ администрации г.о. Самара № от ДД.ММ.ГГГГ положениям Конвенции о защите прав человека и основных свобод не противоречит.
Позиция административных истцов, изложенная в апелляционной жалобе, о формальном рассмотрении уведомления от ДД.ММ.ГГГГ и необоснованном отказе в согласовании проведения митинга, отклоняется судебной коллегией как несостоятельная, в виду чего не может быть принята во внимание.
Довод административных истцов о том, что отказывая в согласовании публичного мероприятия в заявленном месте и времени, администрацией не предложен альтернативный способ реализации целей заявленного мероприятия, как правильно указано районным судом, не может служить основанием для признания действий административного ответчика незаконными, поскольку невозможность согласования публичного мероприятия обусловлена установленным запретом на проведение массовых мероприятий на всей территории Самарской области до его отмены особым распоряжением, что не позволяет предложить иное место или время проведения публичного мероприятия.
То обстоятельство, что отказывая в согласовании публичного мероприятия, административный ответчик не привёл данных о неблагоприятной эпидемиологической ситуации, которая не позволяет провести заявленное мероприятие, также не может служить основанием для признании оспариваемых действий (решения об отказе в проведении публичного мероприятия) незаконными, поскольку закон не содержит обязательного требования к уполномоченному органу при рассмотрении соответствующих обращений приводить данные, из содержания которых возможно сделать вывод об отсутствии предпосылок для проведения заявленного мероприятия.
В целом доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции административных истцов, изложенной в административном исковом заявлении, не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования судом первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, основаны на ошибочном толковании норм материального права, в связи с чем, не влияют на правильность принятого решения и не могут служить основанием к отмене решения суда.
Следует отметить, что само по себе несогласие административных истцов с данной судом оценкой обстоятельств дела не дает оснований считать решение суда неправильным. Доводы жалобы направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, исследованных судом и получивших надлежащую правовую оценку. Таким образом судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения.
При рассмотрении дела судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права не допущено, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке не имеется.
Поскольку административный иск Сорокина А.С., Горлова С.С., Яндукова Е.А. об оспаривании решения об отказе в согласовании публичного мероприятия оставлен без удовлетворения, оснований для отмены обжалуемого решения судом апелляционной инстанции не установлено, судебная коллегия, с учетом положений части 1 статьи 111 КАС РФ, приходит к выводу, что не подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб., уплаченная при обращении с административным исковым заявлением (л.д.12), и в размере 150 руб., уплаченная при подаче апелляционной жалобы (л.д.39).
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛРЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 16 февраля 2022г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Сорокина А.С., Горлова С.С,, Яндукова Е.А. – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, решение районного суда и апелляционное определение могут быть обжалованы в Шестой кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий:
РЎСѓРґСЊРё: