Дело № 12-47/2022
М/с с/у № 1 КСР ПК, и.о.
м/с с/у № 2 КСР ПК Носова О.В.
Р Е Ш Е Н И Е
г.Кунгур Пермского края 22 февраля 2022 года
Судья Кунгурского городского суда Пермского края Лутченко С.А.,
при секретаре Ачимовой Е.С.,
с участием защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края – Хлупцева Д.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кунгуре Пермского края жалобу администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края на постановление мирового судьи судебного участка № 1 Кунгурского судебного района Пермского края, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 2 Кунгурского судебного района Пермского края № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края к административной ответственности по ч.12 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Кунгурского судебного района Пермского края, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 2 Кунгурского судебного района Пермского края № от ДД.ММ.ГГГГ администрация Кунгурского муниципального округа Пермского края признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.12 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 70000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края обратился в суд с жалобой и просит его отменить. В качестве оснований для отмены указанного постановления приводит доводы о том, что в действиях администрации отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.12 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку администрация не имела реальной возможности устранить в указанный в предписании срок выявленные нарушения. Администрация Зарубинского сельского поселения находится в стадии ликвидации, администрация Кунгурского муниципального округа была сформирована только ДД.ММ.ГГГГ. При этом администрация Кунгурского муниципального округа, осуществляющая исполнительно-распорядительную деятельность, выполняет свои обязанности и осуществляет свои полномочия только в рамках тех бюджетных средств, которые предусмотрены в бюджете на определенные цели. Бюджет муниципального образования город Кунгур был сформирован в ДД.ММ.ГГГГ и денежные средства на эти цели не были заложены, как и в бюджете поселения. Таким образом, администрация Кунгурского муниципального округа не имела возможности для соблюдения норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
Защитник администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края Хлупцев Д.П. в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Судья, заслушав пояснения защитника юридического лица, рассмотрев жалобу, исследовав документы дела, изучив и оценив представленные доказательства, считает постановление по делу об административном правонарушении подлежащим отмене.
В соответствии с ч.12 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Согласно ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а так же действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Частью 2 ст.20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предусмотрено, что техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (часть 4 статьи 6 Федерального закона N 123-ФЗ).
В соответствии с ч.ч.2 и 3 ст.4 Федерального закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам РФ по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
В силу ч.2 ст.37 Федерального закона N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В соответствии со ст.6 Федерального закона N 69-ФЗ, должностные лица органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности имеют право, в том числе, выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушением требований пожарной безопасности, принимать меры по предотвращению таких нарушений.
Основанием для привлечения администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края к административной ответственности, предусмотренной ч.12 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.3) выводы о том, что ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> час. в ходе проведения проверки установлено, что на территории населенных пунктов администрацией Кунгурского муниципального округа Пермского края по адресу: <адрес> в установленный срок до ДД.ММ.ГГГГ не выполнено предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной бе6зопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара от ДД.ММ.ГГГГ №, а именно: п.п.3,4,6,8,11,12,14,19,21,23,25,27 предписания.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что на основании распоряжения начальника 13 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Кунгурскому городскому округу, Березовскому округу, Кунгурскому и Кишертскому муниципальным районам УНПР ГУ МЧС России по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ №, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая проверка на территории населенных пунктов Зарубинского сельского поселения, совместно с Главой Зарубинского сельского поселения Иконниковым А.И.
По результатам проведенной проверки выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.11-17/, в котором указаны выявленные нарушения обязательных требований пожарной безопасности, состоящие из 30 пунктов, установлен срок для их устранения до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ по факту невыполнения предписания № от ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника 13 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Кунгурскому городскому округу, Березовскому округу, Кунгурскому и Кишертскому муниципальным районам УНПР ГУ МЧС России по Пермскому краю в отношении администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края был составлен протокол об административном правонарушении № /л.д.3-5/.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Кунгурского судебного района Пермского края, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 2 Кунгурского судебного района Пермского края № от ДД.ММ.ГГГГ администрация Кунгурского муниципального округа Пермского края признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.12 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 70000 руб. /л.д.76-78/.
Однако с законностью и обоснованностью судебного акта согласиться нельзя.
В соответствии со ст.24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Как следует из содержания и смысла частей 1 и 2 ст.26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лиц, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями технических средств, вещественными доказательствами.
Исходя из требований ст.26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, должен оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
В силу положений ст.26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).
В соответствии с ч.1 ст.1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно ч.1 ст.13 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" преобразованием муниципальных образований является объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского округа в связи с наделением его статусом муниципального округа.
Согласно ч.10 ст.85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов РФ.
Таким образом, административное законодательство не исключает возможности привлечения к административной ответственности правопреемника юридического лица в случае установления вины последнего в совершении правонарушения.
Согласно ч.1 ст. 1 Закона Пермского края от 09.12.2020 N 601-ПК "Об объединении всех поселений, входящих в состав Кунгурского муниципального района, с городом Кунгуром" в соответствии с частью 3.1 статьи 13 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" объединить Голдыревское сельское поселение, Ергачинское сельское поселение, Зарубинское сельское поселение, Калининское сельское поселение, Комсомольское сельское поселение, Кыласовское сельское поселение, Ленское сельское поселение, Мазунинское сельское поселение, Моховское сельское поселение, Насадское сельское поселение, Неволинское сельское поселение, Плехановское сельское поселение, Сергинское сельское поселение, Троельжанское сельское поселение, Усть-Турское сельское поселение, Филипповское сельское поселение, Шадейское сельское поселение, входящие в состав Кунгурского муниципального района, с городом Кунгуром. В соответствии с частью 10 статьи 13 Федерального закона N 131-ФЗ наделить город Кунгур статусом муниципального округа.
Согласно ч.1 ст.3 Закона Пермского края от 09.12.2020 N 601-ПК органы местного самоуправления Кунгурского муниципального округа Пермского края в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день образования Кунгурского муниципального округа Пермского края осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Пермского края, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.
В соответствии со ст.4 Закона Пермского края от 09.12.2020 N 601-ПК со дня вступления в силу настоящего Закона и до 1 января 2022 года устанавливается переходный период. До формирования органов местного самоуправления Кунгурского муниципального округа Пермского края полномочия по решению вопросов местного значения Кунгурского муниципального округа Пермского края на соответствующих территориях в соответствии со статьей 16 Федерального закона N 131-ФЗ осуществляют органы местного самоуправления, которые на день образования Кунгурского муниципального округа Пермского края осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на этих территориях.
Анализ представленных материалов дела позволяет сделать вывод о том, что в рассматриваемом случае должностным лицом административного органа, осуществившим производство по делу об административном правонарушении, не было добыто и представлено достаточных, бесспорных и допустимых доказательств, подтверждающих факт виновности администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края в совершении вменяемого правонарушения.
Опровергающие указанные обстоятельства доказательства не представлены.
Таким образом, довод жалобы об отсутствии вины материалами дела не опровергнут.
В силу положений ч.1 и ч.4 ст.1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст.2.9,24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах, учитывая, что администрация Кунгурского муниципального округа с учетом срока правопреемства, не имела реальной возможности устранить в указанный в предписании срок выявленные нарушения, судья полагает, что оспариваемое постановление мирового судьи о привлечении администрации Кунгурского муниципального округа к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.12 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении – прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л:
Постановление мирового судьи судебного участка № 1 Кунгурского судебного района Пермского края, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 2 Кунгурского судебного района Пермского края № от ДД.ММ.ГГГГ, которым администрация Кунгурского муниципального округа Пермского края признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.12 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 70000 руб. - отменить, производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья С.А.Лутченко