Дело № 2-2470/2022
УИД: 23RS0003-01-2022-004396-47
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 августа 2022 года Анапский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Кравцовой Е.Н.,
при секретаре Дубинной А.Р.,
с участием представителя истца Попова А.Д. – Кузнецова А.Э., действующей на основании доверенности от 30.04.2021г., представителя Администрации МО г-к.Анапа Федченко А.В., действующей на основании доверенности от 12.01.2022г., представителя Министерства труда и социального развития <адрес> Громов Е.В., действующего на основании доверенностей от 12.01.2022г. и от 07.02.2022г.,
рассмотрев исковое заявление Попова А.Д. к Администрации муниципального образования город-курорт Анапа, Министерству труда и социального развития <адрес> об обязании выделения денежных средств и предоставлению жилого помещения лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
У С Т А Н О В И Л:
Попова А.Д. обратилась в суд с иском к Администрации муниципального образования город-курорт Анапа, Министерству труда и социального развития <адрес> об обязании выделения денежных средств и предоставлению жилого помещения лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В обоснование иска указала, что определением судебной коллегии по гражданским делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № решено обязать Министерство труда и социального развития <адрес> включить Попова А.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Определение судебной коллегии по гражданским делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № исполнено.
На основании приказа министерства труда и социального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №- же она включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, относившихся к данной категории детей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, однако до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено, в связи с чем она обратилась в суд и просит предоставить ей жилое помещение.
В судебном заседании представитель истца пояснила, поскольку истица состоит в очереди на право предоставления благоустроенного жилого помещения под номером 302, в связи с чем, она уточняет требования и просит возложить на администрацию муниципального образования город-курорт Анапа обязанность первоочередно предоставить Попова А.Д. изолированное, пригодное для постоянного проживания благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого фонда площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории МО город-курорт Анапа.
Представитель министерства труда и социального развития Краснодарского края в судебном заседании исковые требования не признал, просил в удовлетворении требований отказать по основаниям, изложенным в представленном возражении на исковое заявление.
Представитель администрации МО г-к.Анапа просила также в иске отказать.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с абзацем четвертым пункта 1 статьи 155.3 Семейного кодекса РФ дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
В силу статьи 92 Жилищного кодекса РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
Согласно части 1 статьи 109 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Абзацем первым пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» закреплено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Обязанность по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 названной нормы, возложена на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (абзац первый пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ).
Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 года № 397.
Таким образом, предоставление жилых помещений осуществляется в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Целью формирования списка - определение требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 20 декабря 2021 года по делу № 33-32259/2021 возложена на Министерство труда и социального развития Краснодарского края обязанность включить Попова А.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Приказом министерства труда и социального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-жс Попова А.Д. включена в список с даты поступления заявления от 09.02.2022г.
Порядок и сроки предоставления специализированных жилых помещений установлены постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15.04.2013 № 384 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае». Жилые помещения предоставляются в соответствии со списком, исходя из даты включения в список. Включение граждан в список осуществляется в зависимости от времени и даты принятия уполномоченным органом местного самоуправления заявлений о включении в список.
По состоянию на сегодняшний день Попова А.Д. состоит в списке под номером 304.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (пункт 8 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ).
В соответствии с Законом Краснодарского края № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» расходы на реализацию мероприятий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам осуществляются за счет средств краевого бюджета.
Государственной программой Краснодарского края «Дети Кубани», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12.10.2015 № 964, предусмотрено ежегодное предоставление субвенций бюджетам муниципальных образований Краснодарского края для осуществления отдельных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Из пояснений представителя Министерства труда и социального развития следует, что Министерство является главным распорядителем средств краевого бюджета по направлению указанных субвенций. Распределение субвенций между муниципальными образованиями Краснодарского края осуществляется в соответствии с приложением 4 к Закону Краснодарского края от 15.12.2004 № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными полномочиями в области социальной сферы». Размеры субвенций определяются в пределах средств, предусмотренных на эти цели Законом о краевом бюджете, пропорционально числу детей-сирот в муниципальных образованиях края, подлежащих обеспечению жилыми помещениями и достигших 18 лет. Субвенции, предусмотренные в 2022 году, были доведены министерством до муниципального образования город-курорт Анапа, что свидетельствует об исполнении Министерством своих обязательств по ежегодному предоставлению субвенций бюджету муниципального образования город-курорт Анапа.
Анализируя изложенные правовые нормы, суд приходит к выводу, что действующим законодательством не предусмотрено выделение денежных средств, необходимых для предоставления жилых помещений конкретным лицам. В связи с чем, требования Попова А.Д. об обязании выделить муниципальному образованию город-курорт Анапа субвенции (денежные средства) из средств соответствующего бюджета (<адрес>) для приобретения Попова А.Д. жилого помещения, не основанные на законе.
А поскольку предоставление жилых помещений осуществляется в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, то оснований у Администрации муниципального образования по предоставлению Попова А.Д., состоящей в списке под номером 304, впервоочерено жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, не имеется.
Защита нарушенных гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса РФ, а также иными способами, предусмотренными в законе.
В силу статей 11 и 12 Гражданского кодекса РФ истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорному правоотношению, характеру нарушения. Избранный способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
Вместе с тем право Попова А.Д. на предоставление благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии со списком, не оспаривается, и данное право сохраняется за ней до фактического обеспечения жилым помещением.
Таким образом, суд приходит к выводу, что Попова А.Д. избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, что является самостоятельным основанием к отказу в удовлетворении предъявленного иска.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Попова А.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт гражданина РФ №, выдан ДД.ММ.ГГГГ. Отделом УФМС России по <адрес> в городе-курорте Анапа, код подразделения 230-020) к Администрации муниципального образования город-курорт Анапа ( ИНН 2301027017, ОГРН 1022300523057), Министерству труда и социального развития <адрес> (ИНН 2301103211, ОГРН 1212300007402) об обязании выделить денежные средства и предоставить жилое помещение лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Анапский городской суд Краснодарского края в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: подпись
Мотивированное решение изготовлено 04 сентября 2022 года
документ распечатан из ПС ГАС «Правосудие» подлинник решения / определения / постановления находится в гражданском деле № 2-2470/2022 (УИД: 23RS0003-01-2022-004396-47) Анапского городского суда Краснодарского края.