Решение по делу № 33-7243/2019 от 02.10.2019

                     БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

                                                              № 33-7243/2019

                                                                          (№ 2-2935/2019)                                                                                АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«12» ноября 2019 года                                                          г.Белгород

Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:

- председательствующего         Нерубенко Т.В.,

- судей                                         Фурмановой Л.Г., Подпориной И.В.,

- при секретаре                           Съединой М.И.,

- с участием помощника прокурора г.Белгорода Мелиховой Н.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васильевой Елены Ивановны к Управлению Федеральной налоговой службы России по Белгородской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Белгородской области о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на работе, взыскании заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,

по апелляционной жалобе Управления Федеральной налоговой службы России по Белгородской области и апелляционному представлению прокурора г.Белгорода,

на решение Свердловского районного суда г.Белгорода от 22 июля 2019 года.

Заслушав доклад судьи Фурмановой Л.Г., изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя истицы - адвоката Лочкановой И.П., представителей ответчика УФНС России по Белгородской области - Денежко Ю.П., Кирпичевой О.Д., заключение помощника прокурора г.Белгорода Мелиховой Н.Н., судебная коллегия,

                         у с т а н о в и л а:

в период с 19.02.2008 г. по 06.12.2018 г. Васильева Е.И. состояла                              в трудовых отношениях с УФНС России по Белгородской области,                        работала на различных должностях государственной гражданской службы,                     а с 07.12.2016 г. на основании срочного служебного контракта занимала должность заместителя начальника МИФНС России № 5 по Белгородской области. Приказом руководителя УФНС России по Белгородской области                               № 03 1-02/368@ от 06.12.2018 г. Васильева Е.И. уволена с государственной гражданской службы на основании п.2 ч.1 ст.33 Федерального закона                          от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службы Российской Федерации» - в связи с истечением срока действия срочного служебного контракта.

Дело инициировано иском Васильевой Е.И., которая просила признать незаконным приказ УФНС России по Белгородской области № 03 1-02/368@ от 06.12.2018 г. о расторжении служебного контракта и увольнении; возложить на УФНС России по Белгородской области обязанность восстановить её в должности заместителя начальника МИФНС России № 5 по Белгородской области с 07.12.2018 г.; взыскать с МИФНС России № 5                          по Белгородской области заработную плату за время вынужденного прогула с 25.04.2019 г. по 09.07.2019 г. в сумме 186 765 рублей и компенсацию морального вреда в размере 200 000 рублей.

Решением Свердловского районного суда г.Белгорода от 22.07.2019 г. заявленные Васильевой Е.И. исковые требования удовлетворены частично, постановлено: - признать незаконным приказ УФНС России по Белгородской области об увольнении № 03 1-02/368@ от 06.12.2018 г.; - восстановить Васильеву Е.И. в должности заместителя начальника МИФНС России № 5                     по Белгородской области с 07.12.2018 г.; - взыскать с УФНС России по Белгородской области в пользу Васильевой Е.И. компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

В силу ст.211 ГПК РФ решение суда в части восстановления                Васильевой Е.И. на службе приведено к немедленному исполнению.

Не согласившись с указанным судебным актом суда первой инстанции стороной ответчика - УФНС России по Белгородской области принесена апелляционная жалоба (том 2 л.д.5-8). Также данное решение суда оспорено прокурором по г.Белгороду посредством принесения апелляционного представления (том 2 л.д.1-3).

В апелляционной жалобе представитель УФНС России по Белгородской области, а также прокурор г.Белгорода в апелляционном представлении, ссылаясь на неправильное установление судом обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения спора, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нарушение норм материального права                                     и процессуального закона, просят решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных Васильевой Е.И. исковых требований.

В обосновании апелляционной жалобы и апелляционного представления приведены доводы о необоснованности вывода суда о бессрочном характере служебных отношений сторон. Истица на протяжении двух лет с момента заключения служебного контракта в 2016 г. по руководящей должности                      и продлении в 2017 г. срока действия контракта была надлежащим образом уведомлена о срочном характере контракта. Данные обстоятельства подтверждены представленными в материалы дела письменными доказательствами по делу, которым судом первой инстанции не дана надлежащая правовая оценка. Судом оставлено без внимания то обстоятельство, что в рамках рассматриваемых правоотношений подлежат применению положения Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ                                                        «О государственной гражданской службы Российской Федерации», согласно п.1 ч.4 ст.25, ч.1 ст.35 которого срочный служебный контракт заключается                     в случае замещения должностей гражданской службы из категории «руководители» и прекращает свое действие по истечении, установленного при его заключении, срока. Учитывая, что отношения сторон по настоящему делу урегулированы указанным Федеральным законом, то положения Трудового кодекса РФ к данным правоотношениям не применимы. Также ответчик в апелляционной жалобе указал на необоснованный отказ                                  в удовлетворении его ходатайства о применении положений ч.1 ст.392 ТК РФ, предусматривающей месячный срок на обращение в суд с иском                                   о восстановлении на работе.

В судебном заседании представители ответчика УФНС России по Белгородской области - Денежко Ю.П., Кирпичева О.Д., помощник прокурора г.Белгорода Мелихова Н.Н. полностью поддержали доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления по указанным основаниям.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции истица                    Васильева Е.И. не явилась, о месте и времени рассмотрения дела уведомлена посредством смс-сообщения, которое согласно распечатке детализации                    смс-рассылок доставлено абоненту заблаговременно - 09.10.2019 г.

С учетом установленного факта надлежащего извещения истицы                              о дате и времени заседания суда апелляционной инстанции, в соответствии                                                                   с ч.3 ст.167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в её отсутствие.

Интересы Васильевой Е.И. представляет адвокат Лочканова И.П., которая указала на необоснованность доводов апелляционной жалобы УФНС России по Белгородской области и апелляционного представителя прокурора г.Белгорода по приведенным в письменных возражениях основаниям (том 2 л.д.14-20).

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения по правилам ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных                                                                               в апелляционной жалобе ответчика, представлении прокурора и возражениях истицы, выслушав объяснения участников процесса, заключение помощника прокурора, полагавшей, что решение суда подлежит отмене, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в период с 19.02.2008 г. по 06.12.2016 г. Васильева Е.И. состояла в трудовых отношениях с УФНС России по Белгородской области, занимая различные должности федеральной гражданской службы. С 07.12.2016 г. и по дату увольнения - 06.12.2018 г. занимала должность заместителя начальника МИФНС России № 5 по Белгородской области.

05.12.2016 г. Васильевой Е.И. на имя руководителя УФНС России по Белгородской области было подано заявление о назначении на должность заместителя начальника МИФНС России № 5 по Белгородской области                        по срочному контракту сроком на один год (том 1 л.д.85).

Согласно приказу руководителя УФНС России по Белгородской области                      № 03-02/1-365 от 07.12.2016 г. Васильева Е.И. назначена на должность федеральной государственной гражданской службы заместителя начальника МИФНС России № 5 по Белгородской области, с заключением служебного контракта (том 1 л.д.86).

07.12.2016 г. между представителем нанимателя в лице руководителя УФНС России по Белгородской области и Васильевой Е.И. заключен служебный контракт № 451 о прохождении государственной гражданской службы РФ и замещении должности государственной гражданской                      службы РФ в ФНС по указанной должности, сроком на один год -                                до 07.12.2017 г. (том 1 л.д.77-79).

05.12.2017 г. Васильевой Е.И. на имя руководителя УФНС России                            по Белгородской области подано заявление о продлении срока замещения должности заместителя начальника МИФНС России № 5 по Белгородской области на один год (том 1 л.д.102).

Приказом руководителя УФНС России по Белгородской области                      № 03-1-02/334с от 06.12.2017 г. срок вышеуказанного служебного контракта с Васильевой Е.И. продлен на один год - до 06.12.2018 г. (том 1 л.д.103).

10.11.2017 г. Васильева Е.И. ознакомлена с предупреждением                              об истечении срока замещения должности и расторжении служебного контракта по истечении срока его действия (том 1 л.д.98).

На основании приказа руководителя УФНС России по Белгородской области № 03 1-02/368@ от 06.12.2018 г. Васильева Е.И. уволена                                                   с государственной гражданской службы по п.2 ч.1 ст.33 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службы Российской Федерации» - в связи с истечением срока действия срочного служебного контракта (том 1 л.д.107).

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ                              «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ).

Предметом регулирования данного Федерального закона являются отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также                с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (ст.2 Федерального закона                    от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ).

В силу ст.73 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются                   к отношениям, связанным с гражданской службой, в части,                                           не урегулированной настоящим Федеральным законом.

Частью 7 ст.11 ТК РФ установлено, что на государственных служащих                                            и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется                                    с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации                                  о государственной службе и муниципальной службе.

Из приведенных положений следует, что к отношениям, связанным                         с государственной гражданской службой возможно субсидиарное применение норм трудового законодательства.

В силу ч.1 ст.25 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ для замещения должности гражданской службы представитель нанимателя может заключать с гражданским служащим: 1) служебный контракт                          на неопределенный срок; 2) срочный служебный контракт.

Согласно ч.3 ст.25 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ срочный служебный контракт заключается в случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены                                на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности гражданской службы или условий прохождения гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

На основании п.1 ч.4 ст.25 Федерального закона от 27.07.2004 г.                            № 79-ФЗ срочный служебный контракт заключается в случае замещения отдельных должностей гражданской службы категории «руководители»,                     а также должностей гражданской службы категории «помощники (советники)».

Согласно п.1 ч.2 ст.9 Федерального закона от 27.07.2004 г.                            № 79-ФЗ руководители - должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий.

Срочный служебный контракт расторгается по истечении срока его действия, о чем гражданский служащий должен быть предупрежден                         в письменной форме не позднее чем за семь дней до дня освобождения                      от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы, если иное не установлено настоящим Федеральным законом                    (ч.1 ст.35 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ).

Истечение срока действия срочного служебного контракта, является одним из оснований его прекращения, освобождения государственного гражданского служащего от замещаемой должности государственной гражданской службы и увольнения с государственной гражданской службы (п.2 ч.1 ст.33 указанного Федерального закона).

Аналогичные требования нашли свое отражение в «Обзоре судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими», утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22.06.2016 г.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной                               в Определении от 21.11.2013 г. № 1754-О гражданин, давая согласие                      на заключение служебного контракта на определенный срок в установленных законодательством случаях, знает о его прекращении по истечении заранее оговоренного временного периода и соглашается на прохождение государственной гражданской службы на оговоренных в служебном контракте условиях. При этом истечение срока действия срочного служебного контракта, в том числе в случае выхода на службу отсутствовавшего государственного гражданского служащего, за которым                в соответствии с названным Федеральным законом сохраняется должность государственной гражданской службы, является объективным событием, наступление которого не зависит от воли представителя нанимателя,                       а потому увольнение государственного гражданского служащего по данному основанию отнесено к общим основаниям прекращения служебного контракта.

Такое правовое регулирование не может рассматриваться как нарушающее права государственных гражданских служащих, поскольку                   в равной мере распространяется на всех государственных гражданских служащих, замещающих должности на основании срочного служебного контракта.

Прекращение трудового договора в связи с истечением срока его действия соответствует общеправовому принципу стабильности договора; работник, давая согласие на заключение трудового договора                                                                            в предусмотренных законодательством случаях на определенный срок,                    знает о его прекращении по истечении заранее оговоренного периода. Истечение срока трудового договора является объективным событием, наступление которого не зависит от воли сторон, в отличие от оснований расторжения трудового договора по инициативе работодателя, характерной особенностью которых является наличие его явно выраженной воли                                и совершение им действий, направленных на прекращение трудового правоотношения (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.2010 г. № 1002-О-О, от 11.05.2012 г. № 700-О и др.).

Занимаемая истицей должность заместителя начальника МИФНС России № 5 по Белгородской области Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2005 г. № 1574 «О реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы» отнесена к категории «руководители».

Из должностных регламентов, утвержденных заместителем руководителя УФНС России по Белгородской области от 07.12.2016 г., 01.02.2017 г., 08.09.2017 г. (том 1 л.д.87-95) следует, что должность федеральной государственной гражданской службы заместителя начальника инспекции относится к ведущей группе должностей гражданской службы категории «руководители».

Пунктом 14 служебного контракта № 451 от 07.12.2016 г. установлено, что данный контракт является срочным, заключен по основаниям, предусмотренным п.1 ч.4 ст.25 Федерального закона от 27.07.2004 г.                  № 79-ФЗ сроком на один год - с 07.12.2016 г. по 06.12.2017 г.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции при разрешении спора верно исходил из того, что Васильевой Е.И. было достоверно известно, что заключенный с нею служебный контракт от 07.12.2016 г. носит срочный характер.

При этом, учитывая, что порядок поступления на государственную гражданскую службу по срочному служебному контракту                                                                     и основания расторжения указанного контракта урегулированы нормами специального закона, имеющего приоритет, а именно - Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ, то нормы Трудового кодекса Российской Федерации в части требований истицы об оспаривании приказа                                    о расторжении служебного контракта и восстановлении её на службе применению не подлежат, что не было учтено судом первой инстанции при разрешении настоящего спора.

Судебная коллегия считает неверным вывод суда первой инстанции                                                                о признании срочного служебного контракта заключенным                                       на неопределенный срок со ссылкой на положения ч.4 ст.58 ТК РФ.

В обоснование данного вывода суд указал на неисполнение требований п.23 служебного контракта, согласно которому изменения и дополнения, вносимые в данный контракт, оформляются в виде письменных дополнительных соглашений. При этом, учитывая, что по истечении срока действия служебного контракта от 07.12.2016 г. сторонами не было оформлено дополнительное соглашение в части срока действия контракта,                        а истица продолжила исполнять свои должностные обязанности                                   по замещаемой должности, то служебный контракт в соответствии                                с указанной нормой ТК РФ считается заключенным на неопределенный срок.

Так, положениями ч.4 ст.58 ТК РФ предусмотрено, что в случае, когда ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного трудового договора в связи с истечением срока его действия и работник продолжает работу после истечения срока действия трудового договора, условие о срочном характере трудового договора утрачивает силу и трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок.

Однако в Федеральном законе от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ такое положение отсутствует. Основания расторжения срочного служебного контракта, которыми должен руководствоваться работодатель, закреплены                                в ст.35 названного Федерального закона. Применение же закона по аналогии недопустимо, также не имеется оснований для субсидиарного применения                      норм трудового законодательства, поскольку отношения сторон                      по делу в указанной части полностью охватываются положениями Федерального законам от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ.

Поступая на гражданскую службу, Васильева Е.И. приняла обязательства, связанные с прохождением государственной гражданской службы, в том числе по соблюдению законодательства, регулирующего прохождение гражданской службы. Согласие с заключением срочного служебного контракта Васильева Е.И. выразила, подписав служебный контракт от 07.12.2016 г.

Довод истицы о том, что продление срока действия срочного служебного контракта невозможно без заключения нового контракта, является несостоятельным.

В соответствии с ч.5 ст.24 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме.

Так, по истечении срока действия вышеуказанного служебного контракта, Васильевой Е.И. 05.12.2017 г. на имя руководителя УФНС России по Белгородской области подано письменное заявление о продлении срока действия контракта на один год, что свидетельствует о её согласии                                               с продлением контракта на установленный работодателем срок (том 1 л.д.102).

Данное заявление в установленном законом порядке согласовано представителем нанимателя и, на основании этого заявления и представления начальника МИФНС России № 5 по Белгородской области, 06.12.2017 г. издан приказ за № 03-1-02/334@ о продлении срочного служебного контракта замещения Васильевой Е.И. должности начальника МИФНС России № 5 по Белгородской области на срок один год - до 06.12.2018 г. (том 1 л.д.103).

Таким образом, указанные действия сторон свидетельствуют о том,                        что условия служебного контракта были изменены в добровольном порядке по соглашению сторон. Данные изменения служебного контракта имели место до истечения срока его действия.

С указанным приказом о продлении срока замещения должности Васильева Е.И. ознакомлена в день его издания - 06.12.2017 г., каких-либо возражений относительно внесенных изменений не заявляла, напротив,                    заявлением о продлении срока нахождения на государственной гражданской службе выражала свое согласие на продление служебного контракта                                                  на определенный срок (один год), то есть - до 06.12.2018 г., что подтверждает её согласие о том, что трудовые отношения носят срочный характер.

Вопреки, приведенным в возражениях на апелляционную жалобу ответчика и апелляционное предоставление прокурора, доводам истицы, оснований полагать, что на основании указанного её заявления продлевался срок замещения ею должности, не имеется. Служебный контракт                                   от 07.12.2016 г. № 451 не содержит условий о том, что по истечении установленного контрактом срока Васильева Е.И. может быть переведена              на ранее замещаемую должность либо иную должность гражданской службы.

Обращаясь к представителю нанимателя с просьбой рассмотреть вопрос о назначении на ведущую группу должностей государственной гражданской службы РФ категории «руководитель» (заместителя начальника МИФНС России № 5 по Белгородской области) на срок до одного года, подписывая соответствующий срочный служебный контракт и, в дальнейшем, также обращаясь с заявлением о продлении срока замещения указанной должности на один год, Васильева Е.И. достоверно знала о прекращении действия контракта по истечении оговоренного срока. При этом условия служебного контракта, а также приказ о продлении срока замещении должности                            на срок до 06.12.2018 г., не оспаривала.

При таком положении, судебная коллегия приходит к выводу о том,                                                    что действия истицы и условия служебного контракта не противоречили положениям ст.37 Конституции Российской Федерации, провозглашающей, что труд свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, принудительный труд запрещен.

Процедура увольнения, предусмотренная нормами Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» для прекращения служебного контракта                                  по истечении срока действия служебного контракта, работодателем соблюдена. Васильева Е.И. заранее в соответствии с требованиями                             ч.1 ст.35 указанного Федерального закона была уведомлена о расторжении служебного контракта, при этом с заявлением о пролонгации контракта, либо замещения другой должности, к представителю нанимателя не обращалась. Оспариваемый приказ о расторжении контракта издан в пределах предоставленных руководителю УФНС России по Белгородской области законом полномочий и соответствует действующему законодательству.

При таких обстоятельствах оснований для признания незаконным приказа об увольнении истицы и восстановлении её на службе,                            не имеется.

Учитывая, что возникшие между сторонами правоотношения вытекают из заключенного контракта, стороной по которому в качестве работодателя выступает УФНС России по Белгородской области, судебная коллегия признает верным вывод суда первой инстанции о том, что непосредственно данное Управление является надлежащим ответчиком по требованиям истицы о взыскании заработной платы за время вынужденного прогула.

Однако, учитывая, что оснований для удовлетворения основных исковых требований Васильевой Е.И. (о признании приказа об увольнении незаконным и восстановлении на службе) судом апелляционной инстанции                       не установлено, то производные требования о взыскании заработной платы                                за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда также подлежат отклонению.

Также судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции об уважительности причин пропуска Васильевой Е.И. срока                                                                                                                       на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора, определенного ст.392 ТК РФ, поскольку он не соответствует фактическим обстоятельствам и противоречит материалам дела.

В соответствии с ч.1 ст.392 ТК РФ по спорам об увольнении работник имеет право обратиться в суд в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных                ч.ч.1-3 ст.392 ТК РФ, они могут быть восстановлены судом (ч.4 ст.392 ТК РФ).

Как следует из разъяснений, содержащихся в абз.5 п.5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 г. № 2                      «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).

Из данных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что лицам,                            не реализовавшим свое право на обращение в суд в установленный законом срок по уважительным причинам, этот срок может быть восстановлен                            в судебном порядке. Перечень уважительных причин, при наличии которых пропущенный срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора может быть восстановлен судом, законом не установлен.

Соответственно, с учетом положений ст.392 ТК РФ в системной взаимосвязи с требованиями ст.ст.2, 67, 71 ГПК РФ суд, оценивая, является ли то или иное обстоятельство достаточным для принятия решения                                                                          о восстановлении работнику пропущенного срока для обращения в суд                                              за разрешением индивидуального трудового спора, не должен действовать произвольно, а обязан проверять и учитывать всю совокупность обстоятельств конкретного дела, не позволивших лицу своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора.

Из материалов дела следует, что с приказом об увольнении                    Васильева Е.И. ознакомлена в день его издания - 06.12.2018 г., согласно данным книги учета движения трудовых книжек, в этот же день ей выдана трудовая книжка (том 1 л.д.107, 151-152). При этом с рассматриваемым иском она обратилась в суд 23.05.2019 г., то есть с значительным пропуском установленного ч.1 ст.392 ТК РФ срока.

В качестве уважительной причины пропуска срока на обращение в суд истица сослалась на состояние своего здоровья и прохождение в период                   с 03.12.2018 г. по 24.04.2019 г. амбулаторного лечения у врача невролога ОГБУЗ «Ракитянская ЦРБ» (том 1 л.д.183-187).

При этом сам по себе факт прохождения истицей амбулаторного лечения                                   не свидетельствует об уважительности причин пропуска срока, доказательств, подтверждающих факт невозможности обращения в суд                        по состоянию здоровья в указанный период, ею не представлено.

Кроме того следует отметить, что после подачи иска в период                            с 24.05.2019 г. по 08.06.2019 г. истица продолжала лечение у врача невролога (том 1 л.д.50-52, 182). Однако данное обстоятельство не препятствовало                  ей совершению процессуальных действий по представлению 07.06.2019 г.                в суд заявления во исполнение определения судьи об оставлении её иска                    без движения и выдачи на имя представителя нотариально оформленной доверенности (том 1 л.д.33, 40-41).

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу                                                                             о пропуске истицей, установленного ч.1 ст.392 ТК РФ, срока обращения                     в суд за разрешением индивидуального трудового спора, без уважительных причин при отсутствии доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствовавших своевременному обращению в суд. В связи с чем, правовые основания для восстановления срока у суда отсутствовали,                                      а соответственно, отсутствовали основания и для удовлетворения иска по существу заявленных требований.

Таким образом, по вышеуказанным основаниям, учитывая, что                                                        при рассмотрении дела суд неверно применил нормы материального права, его выводы не соответствуют обстоятельствам дела, в силу положений                                 п.п.3, 4 ч.1 ст.330 ГПК РФ решение суда первой инстанции подлежит отмене в части удовлетворенных судом исковых требований Васильевой Е.И.                       о признании незаконным приказа УФНС России по Белгородской области                                  № 03 1-02/368@ от 06.12.2018 г. об увольнении, восстановлении                                            её в должности заместителя начальника МИФНС России № 5 по Белгородской области с 07.12.2018 г., взыскании в её пользу компенсации морального вреда в размере 5 000 рублей. В остальной части решение суда                    подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь ст.ст.327.1, 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

                                              о п р е д е л и л а:

решение Свердловского районного суда г.Белгорода от 22 июля 2019 года по делу по иску Васильевой Елены Ивановны к Управлению Федеральной налоговой службы России по Белгородской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Белгородской области о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на работе, взыскании заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, отменить в части удовлетворенных судом исковых требований Васильевой Е.И., принять в этой части новое решение об отказе в иске.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий

Судьи

33-7243/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Прокуратура г. Белгорода
Васильева Елена Ивановна
Ответчики
Управление Федеральной налоговой службы России по Белгородской области
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 5 по Белгородской области
Другие
Кирпичева Ольга Дмитриевна
Макиев Давид Владимирович
Денежко Юлия Петровна
Суд
Белгородский областной суд
Судья
Фурманова Лариса Григорьевна
Дело на сайте суда
oblsud.blg.sudrf.ru
04.10.2019Передача дела судье
12.11.2019Судебное заседание
27.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.11.2019Передано в экспедицию
12.11.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее