Решение по делу № 33-10025/2023 от 14.03.2023

    Судья: Питукина Н.Н.                                                           Дело 33-10025/2023

    Уникальный идентификатор дела

                50RS0035-01-2022-009356-62

                АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

                10 мая 2023 года                                                                         г. Красногорск

        Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Цуркан Л.С.,

        судей Гулиной Е.М., Петруниной М.В.,

    при помощнике судьи Луговом И.В.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФИО на решение Подольский городского суда Московской области от 15 декабря 2022 года по гражданскому делу по иску ФИО к Федеральной службе исполнения наказания о взыскании сумм,

    заслушав доклад судьи Цуркан Л.С.,

    объяснения истца, представителя ответчика,

    УСТАНОВИЛА:

ФИО обратился в суд с иском к Федеральной службе исполнения наказания (далее по тексту – ФСИН России) о взыскании сумм.

Истец просил суд взыскать с ФСИН России денежные средства в общей сумме 3 505 890,48 руб., в том числе: невыплаченная сумма дополнительной ежемесячной выплаты в размере 3 месячных окладов в соответствии с замещаемой должностью, предусмотренная подпунктом «а» пункта 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 г. № 1174 «О дополнительных выплатах отдельным категориям военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти» за период с 21.09.2020 г. по 06.09.2022 г. в размере 2 535 810,80 руб.; денежная компенсация за привлечение к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни за 65 дней 2019 в размере 319 214,95 руб., денежная компенсация за неиспользованные в период службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации ежегодные отпуска за 2000, 2001, 2002 года в количестве 122 календарных дней в размере 634 246,30 руб.; сумма процентов (денежной компенсации) за задержку выплаты единовременного пособия при увольнении из уголовно-исполнительной системы Российской Федерации за период с 16.07.2022 г. по 10.10.2022 г. в размере 16 618,43 руб.

В обоснование иска указал, что с он проходил службу в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации в различных должностях в период с июня 2000 года по сентябрь 2022 года и уволен со службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации по пункту 4 части 2 статьи 84 (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) Федерального закона от 19.07.2018 г. № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации» приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 14.07.2022 г. № 624-лс «О расторжении контракта о службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и увольнении со службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации ФИО» с должности начальника Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Северная Осетия-Алания (далее – УФСИН по РСО-Алания). В период прохождения службы и при увольнении со службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации нарушены его трудовые права.

Он назначен на должность начальника УФСИН России по РСО-Алания приказом ФСИН России от 15.09.2020 г. № 752-лс «Об освобождении от временного исполнения служебных обязанностей ФИО, назначении ФИО, установлении дополнительных выплат», уволен со службы в уголовно-исполнительной системы Российской Федерации по пункту 4 части 2 статьи 84 (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) Федерального закона от 19.07.2018 г. № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации» приказом ФСИН России от 14.07.2022 г. № 624-лс «О расторжении контракта о службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и увольнении со службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации ФИО» с должности начальника УФСИН по РСО-Алания 06.09.2022 г.

Он назначен на должность начальника УФСИН по РСО-Алания приказом ФСИН России от 15.09.2020 г. № 752-лс по контракту на период замещения должности в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации с 21.09.2020 г. и направлен в УФСИН по РСО-Алания для выполнения служебных задач из УФСИН России по Оренбургской области, заключен контракт о службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации от 16.09.2020 г. № 486/2020 на период замещения должности в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации, обязанности по должности начальника УФСИН по РСО-Алания и служебные задачи я исполнял с 21.09.2020 г. по 06.09.2022 г., то есть 23 месяца и 16 дней. ФСИН России безосновательно отказано в выплате дополнительной ежемесячной выплаты, предусмотренной подпунктом «а» пункта 7 Постановления № 1174 в размере 3 месячных окладов в соответствии с замещаемой должностью.

Также при увольнении со службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации не была выплачена денежная компенсация за привлечение к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни за 2019 год, денежная компенсация за неиспользованные в период службы в УИС ежегодные отпуска за 2000, 2001, 2002 года, в связи с чем и просил взыскать указанные суммы и проценты за задержку выплаты единовременного пособия при увольнении из уголовно-исполнительной инспекции Российской Федерации.

Истец в судебное заседание суда первой инстанции явился, исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика возражал против удовлетворения исковых требований, представил письменный отзыв на иск.

Представители третьих лиц Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Северная Осетия-Алания и Федеральной службы исполнения наказания по Оренбургской области в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены.

Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с вынесенным решением, истец подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке предусмотрены ст. 330 ГПК РФ.

В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Решение суда является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 1 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Согласно ст. ст. 196 и 198 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены, и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению. В мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, законы, которыми руководствовался суд.

Как следует из материалов дела, приказом ФСИН России от 15.09.2020 г. № 752-лс ФИО был назначен на должность начальника УФСИН России по Республике Северная Осетия – Алания, на время замещения должности в уголовно-исполнительной системе. Основанием назначения являлся рапорт истца о назначении на вышеуказанную должность.

Согласно данному приказу истцу установлена выплата в соответствии с пп. «а» п. 5 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1174 «О дополнительных выплатах отдельным категориям военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти» (далее – постановление № 1174) в размере 1 месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью.

С данным приказом о назначении и установлении выплат истец был согласен и не оспаривал в установленном законом порядке.

Разрешая спор в части требований о выплате дополнительной ежемесячной выплате в размере 3 месячных окладов, суд первой инстанции исходил из того, что ФИО не относится к категории сотрудников, которые имеют право на данную выплату, поскольку истец на время замещения должности в УИС не был направлен для выполнения служебных задач, как и не командирован для дальнейшего прохождения службы в Республику Северная Осетия – Алания, предусмотренные пп. «а» п. 7 постановления № 1174, в связи с чем, суд отказал в удовлетворении требований в данной части.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суд первой инстанции, исходя из следующего.

Правоотношения, связанные с поступлением на службу в УИС, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника УИС и предоставлением социальных гарантий регулируются Законом Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Федеральным законом от 30.12.2017 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 283-ФЗ), Федеральным законом от 19.07.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее - Федеральный закон № 197-ФЗ), нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации. Минюста России и ФСИН России.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона № 197-ФЗ и частью 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, к правоотношениям, связанным со службой в УИС, применяются нормы трудового законодательства Российской Федерации.

Сотрудникам УИС, проходящим службу на территории Республике Северная Осетия - Алания, предоставляются дополнительные социальные гарантии, установленные пунктом 4 постановление № 1174.

Согласно подпункта «а» пункту 5 постановления № 1174 указанным сотрудникам выплачивается ежемесячная надбавка к денежном довольствию в размере 1 месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью.

Согласно подпункта «а» пункта 7 постановления № 1174 сотрудникам, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленным для выполнения служебных задач в органы и учреждения, указанные в пунктах 1 и 4 настоящего постановления, из других субъектов Российской Федерации и заключившим контракт о прохождении службы в этих органах и учреждениях сроком на 1 год и более, - дополнительную ежемесячную выплату в размере 3 месячных окладов в соответствии с замещаемой должностью.

Из пояснений истца следует, что он в 2019 году проходил службу в УФСИН России по Оренбургской области, учет рабочего времени, предоставление дней отдыха или денежной компенсации должно было быть произведено УФСИН России по Оренбургской области в 2019 году, а не при увольнении со службы.

В соответствии со статьями 31, 58 - 60 Федерального закона № 197-ФЗ и частью 22 статьи 2 Федерального закона № 283-ФЗ приказом ФСИН России от 15.07.2022 № 375-к на основании рапорта полковника внутренней службы ФИО от 6 июля 2022 года истцу предоставлены неиспользованная часть основного отпуска за 2022 год с 18 июля по 12 августе 2022 г., дополнительный отпуск за стаж службы в УИС за 2022 год с 13 по 27 августа 2022 год и дополнительный отпуск за ненормированный служебный день за 2022 год с 28 августа 2022 года по 6 сентября 2022 год.

Разрешая спор в части взыскания компенсации за привлечение к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни за 2019 год, суд первой инстанции исходил из того, что нарушений законодательства ответчиком в отношении истца не последовало, в связи с чем, в данной части отказал в удовлетворении требований.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суд первой инстанции, исходя из следующего.

Согласно части 1 статьи 55 Федерального закона № 197-ФЗ служебное время - время, в течение которого сотрудник в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка учреждения или органа УИС, должностной инструкцией и условиями контракта должен исполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды, которые в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к служебному времени.

В соответствии со статьей 56 Федерального закона № 197-ФЗ режим служебного времени сотрудника устанавливается правилами внутреннего служебного распорядка учреждения или органа УИС.

Особенности режима служебного времени сотрудника могут определяться законодательством Российской Федерации, должностной инструкцией и контрактом. Режим служебного времени сотрудника должен предусматривать определенное количество служебных и выходных дней в неделю, продолжительность служебного дня и перерыва в течение служебного дня.

При этом согласно части 4 статьи 91 Трудового кодекса работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.

В силу статьи 57 Федерального закона № 197-ФЗ время отдыха - время, в течение которого сотрудник свободен от исполнения служебных обязанностей. Для сотрудника устанавливаются следующие виды времени отдыха: перерыв в течение служебного дня, ежедневный отдых, выходные дни (еженедельный непрерывный отдых), нерабочие праздничные дни и отпуска.

Таким образом, время, в течение которого сотрудник исполняет свои служебные обязанности, является служебным временем и подлежит учету.

Частью 6 статьи 55 Федерального закона № 197-ФЗ предусмотрено, что сотрудник в случае необходимости может привлекаться к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели, случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время исполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.

Согласно ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Из приведенных положений статьи 236 ТК РФ следует, что материальная ответственность работодателя в виде выплаты работнику денежной компенсации в определенном законом размере наступает только при нарушении работодателем срока выплаты начисленной работнику заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, по трудовому договору, в данном случае требования истца о заработной плате сводятся к тому, что работодателем в связи с нарушением трудового законодательства не в полном объеме была начислена заработная, при этом основанная часть заработной платы истцу была начислена своевременно.

Поскольку присужденные судом суммы являются спорными и ответчиком не начислялись, то компенсации за задержку их выплат взысканию не подлежит.

При таких обстоятельствах, отсутствуют основания для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации в соответствии со ст. 236 ТК РФ.

Суд первой инстанции, проверив доводы ответчика о пропуске истцом срока на обращение в суд, предусмотренного ст. 392 ТК РФ, пришел к правильному выводу о том, что срок не пропущен.

Судебная коллегия с данным выводом суда первой инстанции соглашается, учитывая, что увольнение истца произведено 14.07.2022 г., а исковое заявление поступило в суд согласно штемпелю на иске 17.10.2022 г., то трехмесячный срок, установленный ст. 392 ТК РФ, истцом не пропущен, поскольку истец ознакомлен с приказом под роспись 15.07.2022 г., а 15.10.2022 г. (выходной день), поэтому последним днем на подачу является 17.10.2022 г.

Между тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда об отказе взыскании компенсации неиспользованных отпусков за период с 2000 по 2002 года.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» правоотношения, связанные с поступлением на федеральную государственную гражданскую службу в уголовно-исполнительной системе, прохождением и прекращением такой службы, регулируются законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации, а трудовые отношения - трудовым законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 60 Порядка обеспечения денежным довольствием рудников УИС, утвержденного приказом ФСИН России от 16.08.2021г. № 701 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации» денежная компенсация за основной и дополнительные отпуска, не использованные до 1 января года увольнения, выплачивается независимо от оснований увольнения.»

               Согласно ч. 8 ст. 92 Федерального закона от 19.07.2018г. № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации» и пунктом 64 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, утвержденного приказом ФСИН России от 16.08.2021г. № 701 Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовноисполнительной системы Российской Федерации», выплата всех сумм денежного довольствия, причитающихся сотруднику, производится в день увольнения, а при предоставлении сотруднику отпуска с последующим увольнением окончательный расчет с ним производится не позднее последнего служебного дня до начала отпуска.

Согласно части статьи 3 указанного закона, в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в уголовно-исполнительной системе, применяются нормы трудового законодательства Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 127 Трудового кодекса Российской Федерации, при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

При прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете (часть 1 статьи 140 Трудового кодекса Российской Федерации).

Из материалов дела следует, что 06.07.2022г. истцом был написан рапорт о предоставлении мне неиспользованных отпусков за 2022 год с 18.07.2022г. с последующим увольнением со службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации.

На основании данного рапорта приказом ФСИН России от 15.07.2022г. № 375-к «О предоставлении, переносе отпусков, возложении временного исполнения обязанностей на сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации» истцу были предоставлены отпуска с 18.07.2022г. по 06.09.2022г., а приказом ФСИН России от 14.07.2022г. № 624-лс он был уволен со службы в УИС 06.09.2022г.

     Кроме того, судом апелляционной инстанции направлен судебный запрос о представлении информации по неиспользованным отпускам истца за период с 2000 по 2002 год, согласно ответу – представить расчет неиспользованных отпусков за указанный период не предоставляется возможным, поскольку отсутствуют подтверждающие документы, находящиеся на хранении в архиве ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по Оренбургской области.

    Таким образом, стороной ответчика не было опровергнуты доводы истца о наличии у него неиспользованного отпуска в соответствии с представленной им справкой.

    Между тем, представителем ответчика в судебное заседание суда апелляционной инстанции представлен расчет неиспользованных отпусков за период с 2000 года по 2002 год ФИО денежная компенсация за неиспользованный очередной ежегодный отпуск за 2000 год в количестве 35 календарных дней, за 2001 год – 53 календарных дня, за 2002 год – 34 календарных дней в размере 634 246,30 руб. (в том числе НДФЛ 17 572,00 руб.). Расчет произведен следующим образом: (денежное довольствие за месяц на день увольнения) 158 041,70 руб. / (среднемесячное количество календарных дней в году) 30,4 = (дневная ставка) 5 198,74 руб. * (количество дней за неиспользованный очередной ежегодный отпуск) 122 = 634 246,30.

С учетом вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в части отказа в иске о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск, с принятием в данной части нового решения о взыскании компенсации за неиспользованные отпуска за период с 2000 по 2002 года в размере 634 246 рублей 30 копеек.

                Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

                ОПРЕДЕЛИЛА:

                решение Подольского городского суда Московской области от 15 декабря 2022 года в части отказа в удовлетворении исковых требований ФИО к Федеральной службе исполнения наказания о взыскании компенсации за неиспользованные отпуска за период с 2000 по 2002 года.

                В отменной части принять новое решение.

                Взыскать с Федеральной службы исполнения наказания в пользу ФИО компенсацию за неиспользованные отпуска за период с 2000 по 2002 года в размере 634 246 рублей 30 копеек.

                В остальной части решение суда оставить без изменения.

                Апелляционную жалобу ФИО удовлетворить частично.

                Председательствующий

                Судьи

                Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 26.05.2023 года

33-10025/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Моравец Владиимр Валерьевич
Ответчики
Федеральная служба исполнения наказаний
Другие
Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Северная Осетия-Алания
Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области
Суд
Московский областной суд
Судья
Цуркан Л.С.
Дело на странице суда
oblsud.mo.sudrf.ru
22.03.2023Судебное заседание
10.05.2023Судебное заседание
29.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.05.2023Передано в экспедицию
10.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее