Председательствующий по делу Дело № 33- 3482-2017
судья Аксаненко Р.Т.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего Литвинцевой И.В.
и судей Михеева С.Н., Каверина С.А.
с участием прокурора Шадриной Н.И.
при секретаре Епифанцеве И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 18 июля 2017 года гражданское дело по иску Свободненского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» о понуждении к определенным действиям,
по апелляционной жалобе представителя ОАО «РЖД» Коноваловой Н.А.,
на заочное решение Центрального районного суда г. Читы от 14 февраля 2017 года, которым постановлено:
Исковые требования Свободненского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу на опорах ВЛ, находящихся на балансе Свободненской дистанции электроснабжения ОАО «РЖД» установить плакаты, на которых указать ширину охранной зоны и телефон владельца ВЛ через 250 метров на магистрали ВЛ-0,4 кВ «Ф. поселок Восток» и «Ф. поселок Запад» от ТП-10/0,4 №28;
Обязать Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» утвердить действующим ответственным в Свободненской дистанции электроснабжения ОАО «РЖД» за электрохозяйство однолинейную схему электрических соединений «ВЛ-0,4 кВ от ТП-28 ст. Ледяная»;
Обязать Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» провести капитальный ремонт ВЛ-0,4 кВ на опорах с деревянными деталями «Ф. поселок Восток» и «Ф. поселок Запад» от ТП-10/0,4 №28.
Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Литвинцевой И.В., выслушав представителя ответчика Коновалову Н.А., поддержавшую доводы апелляционной жалобы и просившую об отмене решения суда, прокурора транспортной прокуратуры Шадрину Н.И., считавшую решение суда правильным и не подлежащим отмене, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Свободненский транспортный прокурор, в порядке ст. 45 ГПК РФ, обратился в защиту интересов неопределенного круга лиц с исковым заявлением, ссылаясь на следующее. Свободненской транспортной прокуратурой по обращению Главы Администрации Курганского сельсовета проведена проверка исполнения действующего законодательства в сфере электроэнергетики в Свободненской дистанции электроснабжения ОАО «РЖД» в части надлежащего состояния электрических опор по улицам Вокзальная, Овражная с. Глухари Амурской области. В ходе проведенной проверки в п. Глухари Амурской области (ст. Ледяная) 19 декабря 2016 года установлено, что на опорах ВЛ, находящихся на балансе Свободненской дистанции электроснабжения ОАО «РЖД» отсутствуют плакаты с указанием ширины охранной зоны и телефоном владельца ВЛ через 250 метров на магистрали ВЛ-0,4 кВ «Ф. поселок Восток» и «Ф. поселок Запад» от ТП-10/0,4 №28. Также в ходе проведенной проверки установлено, что в Свободненской дистанции электроснабжения ОАО «РЖД» не утверждена действующая ответственным за электрохозяйство однолинейная схема электрических соединений «ВЛ-0,4 кВ от ТП-28 ст. Ледяная». Кроме того, Свободненской дистанцией электроснабжения ОАО «РЖД» не проводится капитальный ремонт ВЛ-0,4 кВ на опорах с деревянными деталями «Ф. поселок Восток» и «Ф, поселок Запад» от ТП-10/0,4 №28 более 20 лет. Прокурор просил обязать ОАО «Российские железные дороги» устранить нарушения при эксплуатации электрических опор по улицам Вокзальная, Овражная с. Глухари Амурской области, а именно: на опорах ВЛ, находящихся на балансе Свободненской дистанции электроснабжения ОАО «РЖД» установить плакаты, на которых указать ширину охранной зоны и телефон владельца ВЛ через 250 метров на магистрали ВЛ-0,4 кВ «Ф. поселок Восток» и «Ф. поселок Запад» от ТП-10/0,4 №28; утвердить действующим ответственным в Свободненской дистанции электроснабжения ОАО «РЖД» за электрохозяйство однолинейную схему электрических соединений «ВЛ-0,4 кВ от ТП-28 ст. Ледяная»; провести капитальный ремонт ВЛ-0,4 кВ на опорах с деревянными деталями «Ф. поселок Восток» и «Ф. поселок Запад» от ТП-10/0,4 №28.
Судом постановлено приведенное выше заочное решение (л.д. 62-66).
В апелляционной жалобе представитель ОАО «РЖД» Коновалова Н.А. просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Указывает, что судебное извещение о рассмотрении дела назначенного на 14.02.17г. по месту нахождения филиала - Забайкальская железная дорога в г. Чите не направлялось, а было направлено по месту нахождения ответчика в г. Москву и получено Забайкальской дирекцией по энергообеспечению только 14.03.17г., вследствие чего ответчик не имел возможности обеспечить своевременную явку своего представителя для участия в судебном заседании, подготовить обоснованную правовую позицию по заявленным прокурором требованиям. Также указывает, что ссылка суда на неисполнение ответчиком требований законодательства в сфере электроэнергетики и применение норм ФЗ «Об электроэнергетике», «Правил предоставления коммунальных услуг...» утв. постановлением Правительства РФ от 6.05.11г. №354, ФЗ «О защите прав потребителей», «Правил устройства электроустановок» утв. приказом Минэнерго РФ от 20.05.03г.№187), «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей», утв. приказом Минэнерго РФ от 13.01.03г. №6, неправомерны, поскольку ни одна из указанных норм права не регулирует деятельность ответчика в сфере электроэнергетики в рассматриваемых правоотношениях. ОАО «РЖД» в сфере электроэнергетики является сетевой организацией и на территории Амурской области оказывает услуги по передаче электроэнергии по электросетям, находящимся в правообладании ОАО «РЖД». ОАО «РЖД» не является потребителем электроэнергии по оспариваемым прокурором объектам. Статья 9 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" регулирует правоотношения по оказанию услуг по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети. ОАО «РЖД» не является организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, а объекты электросетевого хозяйства ответчика не входят в состав единой национальной (общероссийской) электрической сети. ОАО «РЖД» не является исполнителем коммунальной услуги, не является ресурсоснабжающей организацией, не является гарантирующим поставщиком электроэнергии и не имеет договорных отношений ни по оказанию коммунальных услуг, ни по продаже электроэнергии, ни по передаче электроэнергии ни с потребителями, присоединенными к оспариваемым электросетям, ни с ПАО «ДЭК». Договор на оказание услуг по передаче электроэнергии ОАО «РЖД» заключен с АО «ДРСК», являющимся «котлодержателем» на территории Амурской области и смежной сетевой организацией. Таким образом, ответственность за неисполнение принятых на себя обязательств по передаче электроэнергии ОАО «РЖД» несет только перед АО «ДРСК». Ответственность перед потребителем коммунальной услуги по энергоснабжению несет соответствующая сторона по договору предоставления коммунальной услуги - исполнитель коммунальной услуги ПАО «ДЭК», одновременно являющийся гарантирующим поставщиком и ресурсоснабжающей организацией. Ответственность, предусмотренная Правилами предоставления коммунальных услуг и Законом о защите прав потребителей, не распространяется на ОАО «РЖД», поскольку каких-либо договорных отношений с потребителями электроэнергии, присоединенными к спорной электросети, не имеется. Также считает необоснованным вывод суда о несоблюдении ОАО «РЖД» п. п.2.4.1, 2.4.7 ПУЭ, поскольку указанный документ не является нормативно-правовым актом и соответственно не является обязательным к применению. Указанные правила носят рекомендательный характер.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу участвующий в деле Свободненский транспортный прокурор просит заочное решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В силу части 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 19.12.2016 Восточно-Сибирской транспортной прокуратурой, по обращению главы администрации Курганского сельсовета, проведена проверка исполнения законодательства в сфере электроэнергетики в Свободненской дистанции электроснабжения ОАО «РЖД» в части надлежащего состояния электрических опор по улицам Вокзальная, Овражная с. Глухари Амурской области.
В ходе проведенной проверки установлено, что на опорах ВЛ, находящихся на балансе Свободненской дистанции электроснабжения ОАО «РЖД» отсутствуют плакаты с указанием ширины охранной зоны и телефоном владельца ВЛ через 250 метров на магистрали ВЛ-0,4 кВ «Ф. поселок Восток» и «Ф. поселок Запад» от ТП-10/0,4 №28; в Свободненской дистанции электроснабжения ОАО «РЖД» не утверждена действующая ответственным за электрохозяйство однолинейная схема электрических соединений «ВЛ-0,4 кВ от ТП-28 ст. Ледяная»; Свободненской дистанцией электроснабжения ОАО «РЖД» не проводится капитальный ремонт ВЛ-0,4 кВ на опорах с деревянными деталями «Ф. поселок Восток» и «Ф, поселок Запад» от ТП-10/0,4 №28 более 20 лет (л.д.8).
Согласно Закону № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 под объектами электроэнергетики следует понимать имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерские управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе электросетевого хозяйства. Объектами электросетевого хозяйства являются линии электропередач.
В силу ст. 10 Федерального закона от 10 января 2003 года №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее Федеральный закон №17-ФЗ) проектирование, строительство, реконструкция, включая электрификацию, и содержание объектов железнодорожного транспорта, имеющих региональное и местное значение осуществляются за счет собственных средств владельцев инфраструктур, перевозчиков, иных физических и юридических лиц, а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных не запрещенных законом источников. В соответствии со ст. 2 Федерального закона №17-ФЗ, владельцем инфраструктуры является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру на праве собственности или ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на основании договора.
В силу закона инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования - это технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.
Железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, документов по стандартизации, правил и техническим нормам (ч. 1 ст.15 Федерального закона №17-ФЗ). Из материалов дела следует, что опоры воздушных линий ВЛ-10кВ ст. Ледяная, ВЛ-0,4 кВ ст. Ледяная состоят на балансе Свободненской дистанции электроснабжения структурного подразделения филиала ОАО «РЖД». В силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч. 3 ст. 543 Гражданского кодекса РФ требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами, в частности Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей утвержденными приказом Минэнерго РФ от 13 января 2003 года №6.
В силу п.1.1.2 Правил, они распространяются на организации, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей, а также граждан - владельцев электроустановок напряжением выше 1000 В (Потребители), а также включают в себя требования к Потребителям, эксплуатирующим действующие электроустановок с напряжением до 220 кВ включительно.
Согласно п.2.3.7 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Министерства энергетики РФ от 13 января 2003 года №6 при эксплуатации ВЛ и токопроводов должны проводиться техническое обслуживание и ремонт, направленные на обеспечение их надежной работы.
При техническом обслуживании должны производиться работы по предохранению элементов ВЛ и токопроводов от преждевременного износа путем устранения повреждений и неисправностей, выявленных при осмотрах, проверках и измерениях.
При капитальном ремонте ВЛ и токопроводов должен быть выполнен комплекс мероприятий, направленных на поддержание или восстановление первоначальных эксплуатационных характеристик ВЛ и токопроводов в целом или отдельных их элементов путем ремонта деталей и элементов или замены их новыми, повышающими их надежность и улучшающими эксплуатационные характеристики.
Капитальный ремонт ВЛ на железобетонных и металлических опорах должен выполняться не реже 1 раза в 10 лет, ВЛ на опорах с деревянными деталями - не реже 1 раза в 5 лет.
Капитальный ремонт токопроводов должен выполняться по мере необходимости по решению технического руководителя Потребителя.
Перечень работ, относящихся к техническому обслуживанию и ремонту ВЛ и токопроводов, устанавливается типовыми инструкциями по эксплуатации ВЛ.
В ходе прокурорской проверки было установлено, что капитальный ремонт ВЛ-0,4 кВ на опорах с деревянными деталями «Ф. поселок Восток» и «Ф, поселок Запад» от ТП-10/0,4 №28 не проводился более 20 лет.
В силу указанных норм, устранение нарушений действующего законодательства о техническом состоянии эксплуатирующейся воздушной линий электропередач, в частности, капитальный ремонт опор воздушных линий лежит на их собственнике - ОАО «РЖД».
Довод представителя ответчика о том, что ОАО «РЖД» заключен договор с АО «ДРСК», являющимся «котлодержателем» на территории Амурской области и смежной сетевой организацией, в связи с чем ответственность за неисполнение принятых на себя обязательств по передаче электроэнергии ОАО «РЖД» несет только перед АО «ДРСК», а не перед потребителями коммунальной услуги по энергоснабжению, судебная коллегия находит несостоятельным. В данном случае предъявление прокурором требований вызвано необходимостью соблюдения прав и законных интересов неопределенного круга лиц в связи с наличием, в том числе, реальной угрозы безопасности движения на железнодорожном транспорте, а также угрозы для жизни и здоровья неопределенного круга лиц в случае падения опор, разрыва линий, причинением ущерба их имуществу, в связи с чем исполнение требований закона, в частности о сроке проведения капитального ремонта опор ВЛ, является безусловным.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" (вместе с "Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон") границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании.
В соответствии с п. 2.4.7.Приказа Минэнерго РФ от 20.05.2003 N 187 "Об утверждении глав правил устройства электроустановок" (вместе с "Правилами устройства электроустановок (ПУЭ). Издание седьмое. Раздел 2. Передача электроэнергии. Главы 2.4, 2.5") на опорах ВЛ на высоте не менее 2 м от земли через 250 м на магистрали ВЛ должны быть установлены (нанесены): порядковый номер опоры; плакаты, на которых указаны расстояния от опоры ВЛ до кабельной линии связи (на опорах, установленных на расстоянии менее 4 м до кабелей связи), ширина охранной зоны и телефон владельца ВЛ.
В нарушение указанных правил в п. Глухари Амурской области (ст. Ледяная) отсутствуют плакаты с указанием ширины охранной зоны, что может привести к причинению имущественного вреда как собственнику объекта электросетевого хозяйства, так и проживающим вблизи гражданам, а также являться угрозой причинения вреда здоровью, а не указание телефона владельца ВЛ, затрудняет установку принадлежности объекта электросетевого хозяйства и информирования собственника в случае возникновения непредвиденных ситуаций.
Ссылка в жалобе на то, что приведенные Правила не являются обязательными, поскольку носят рекомендательный характер, является несостоятельной, поскольку вышеуказанные правила исполняются на всей территории Российской Федерации, распространяются на организации, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей, а также граждан - владельцев электроустановок, в связи с чем, ОАО «РЖД» обязано их соблюдать.
Представленный представителем ответчика ответ должностного лица Минэнерго России от 05.09.2016 за №09-4780 я, не опровергает обязанность выполнения вышеуказанных правил по содержанию устройств электроустановок, поскольку в данном ответе разъясняется применение законодательства в части порядка установки контрольных пломб на приборы учета электрической энергии, что не относится к существу рассматриваемого спора.
Согласно ст.12 ГК РФ, одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Исследовав представленные по делу доказательства и установив, что заявленные прокурором требования вызваны необходимостью соблюдения прав и законных интересов неопределенного круга лиц в связи с наличием, в том числе, реальной угрозы безопасности движения на железнодорожном транспорте, а также угрозы для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, суд пришел к правильному выводу о возложении обязанности на ОАО «РЖД» устранить нарушения, выявленные в ходе прокурорской проверки 19.12.2016, с участием Дальневосточного управления Ростехнадзора Амурской области.
Доводы апелляционной жалобы о ненадлежащем извещении ответчика судом первой инстанции, судебной коллегией также отклоняются, поскольку в силу ч. 5 ст. 113 ГПК РФ судебное извещение, адресованное организации, может быть направлено по месту нахождения ее представительства или филиала, если они указаны в учредительных документах.
Филиал ОАО «РЖД» Трансэнерго находится по адресу<адрес> куда и было направлено судебное извещение о рассмотрении дела, назначенного на 14.02.2017 в 14 часов 15 минут (л.д.43), которое получено филиалом 01.02.2017 (л.д.44 почтовое уведомление).
Иные доводы жалобы не содержат данных, опровергающих выводы суда, по существу основаны на неправильном толковании норм материального закона, переоценке установленных по делу обстоятельств, для которой судебная коллегия оснований не усматривает.
Изложенные в апелляционной жалобе, доводы не содержат оснований, установленных ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебного решения.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
заочное решение Центрального районного суда г. Читы от 14 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ОАО «РЖД» Коноваловой Н.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: