РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 июня 2015 года село Степное
Степновский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Котлярова М.Е.
с участием помощника прокурора Степновского района Бурба А.А.,
представителя МО администрации ... сельсовета – Скребцова С.Н.,
представителя администрации Степновского муниципального района Федорченко Е.О.,
при секретаре К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие органа местного самоуправления, выразившееся в не постановке на учет, как безхозяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействие органа местного самоуправления выразившееся в не постановке на учет, как безхозяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения, указывая, что Ставропольской межрайонной природоохранительной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений на территории Ставропольского края. В ходе проверки установлено что на территории Степновского муниципального района в границах муниципального образования ... сельсовета в 10,2 км севернее ..., географические координаты 44°21’01,20" с.ш., 44°32"12,40" в.д. расположено гидротехническое сооружение (далее - ГТС) в виде:
- ГТС ... (водоподпорное сооружение - грунтовая плотина), длина по гребню 776,3 м, ширина по гребню 4,5 м, заложение откосов: верхового 1:2,7, низового 1:2,5, отметка гребня 145,0 м,
образующее пруд (площадь водного зеркала 3,3 га), имеющий сезонный характер, расположенный в бассейне .... На гидротехническом сооружении пруда имеются следующие дефекты и повреждения: Откосы водоподпорного сооружения пруда заросли древесной и кустарниковой растительностью. Наличие сколов и трещин на ж/б элементах водоподпорного сооружения. Уровень безопасности эксплуатационного состояния ГТС - пониженный.
Проверкой выявлены нарушения ст. ст. 8, 9, 15 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее – Закон № 117 – ФЗ) и Правил безопасности гидротехнических сооружений накопителей жидких промышленных отходов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора РФ от 28.01.2002 № 6.
Безопасность гидротехнического сооружения надлежащим образом не обеспечена, что может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций с наступлением тяжких последствий. В случае разрушения гидротехнического сооружения возможно затопление прилегающей территории, причинение вреда неопределенному кругу лиц и окружающей среде.
Статьями, 8,9 Закона №117-ФЗ определены требования обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, обязанности и полномочия собственника гидротехнического сооружения и эксплуатирующей организации.
По данным отдела управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю по Степновскому району право собственности на указанное выше ГТС пруда не зарегистрировано, эксплуатирующей организации не имеется.
Отсутствие собственника и эксплуатирующей организации вышеуказанных гидротехнических сооружений не позволяет обеспечить соблюдение требований Закона№117-ФЗ по поддержанию их надлежащего технического состояния, обеспечивающего безопасность эксплуатации, поддержание в постоянной готовности локальных систем оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях, что может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций с серьезными последствиями, особенно в период паводка, затопление прилегающих территорий, причинение вреда неопределенному кругу лиц и окружающей природной среде. Безопасность гидротехнических сооружений не может быть обеспечена до устранения неопределенности их правового статуса и балансовой принадлежности.
Просит суд признать незаконным бездействие органа местного самоуправления - администрации муниципального образования ... сельсовета, выразившееся в необращении в период с ... по ... в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений в виде:
- ГТС ... (водоподпорное сооружение - грунтовая плотина), длина по гребню 776,3 м, ширина по гребню 4,5 м, заложение откосов: верхового 1:2,7, низового 1:2,5, отметка гребня 145,0 м,
образующего пруд (площадь водного зеркала 3,3 га), имеющий сезонный характер, расположенный в бассейне ..., в границах муниципального образования ... сельсовета, в 10,2 км севернее ..., географические координаты 44°21’01,20" с.ш., 44°32"12,40" в.д., в порядке, установленном приказом Министерства экономического развития РФ от 22.11.2013 № 701 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей».
Возложить на орган местного самоуправления - администрацию муниципального образования ... сельсовета обязанность в срок не позднее трех месяцев после вступления решения суда в законную силу подготовить в полном объеме документацию, необходимую для обращения в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения в виде:
- ГТС ... (водоподпорное сооружение - грунтовая плотина), длина по гребню 776,3 м, ширина по гребню 4,5 м, заложение откосов: верхового 1:2,7, низового 1:2,5, отметка гребня 145,0 м,
образующего пруд (площадь водного зеркала 3,3 га), имеющий сезонный характер, расположенный в бассейне ..., в границах муниципального образования ... сельсовета, в 10,2 км севернее ..., географические координаты 44°21’01,20" с.ш., 44°32"12,40" в.д., в порядке, установленном приказом Министерства экономического развития РФ от 22.11.2013 № 701 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей».
Возложить на орган местного самоуправления - администрацию муниципального образования ... сельсовета обязанность в срок не позднее трех месяцев после вступления решения суда в законную силу обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения в виде:
- ГТС ... (водоподпорное сооружение - грунтовая плотина), длина по гребню 776,3 м, ширина по гребню 4,5 м, заложение откосов: верхового 1:2,7, низового 1:2,5, отметка гребня 145,0 м,
образующего пруд (площадь водного зеркала 3,3 га), имеющий сезонный характер, расположенный в бассейне ..., в границах муниципального образования ... сельсовета, в 10,2 км севернее ..., географические координаты 44°21’01,20" с.ш., 44°32"12,40" в.д., в порядке, установленном приказом Министерства экономического развития РФ от 22.11.2013 № 701 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей».
В судебном заседании помощник прокурора Степновского района настаивала на удовлетворении заявленных требований.
Представитель администрации муниципального образования ... сельсовета Степновского района Ставропольского края Скребцов С.Н. в судебном заседании не возражал в удовлетворении требований прокурора и признал их в полном объеме.
Представитель администрации Степновского муниципального района Федорченко Е.О. не возражала против заявленных требований.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Реализуя предоставленные законом полномочия, прокурор обращается в суд в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц – граждан, проживающих на территории Степновского района Ставропольского края, иных граждан Российской Федерации, в целях защиты гарантированного Конституцией РФ (ст. 42), Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (абз. 2, 3 ст. 3, п. 1 ст. 11) права граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, защиту ее от негативного воздействия и на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности.
Свое требование прокурор мотивирует непринятие администрацией муниципального образования ... сельсовета мер к постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества – гидротехнических сооружений.
В судебном заседании установлено (подтверждается, имеющейся в материалах дела справкой о проверке соблюдения законодательства и безопасности гидротехнический сооружений на территории Ставропольского края от ... г.), что на территории Степновского муниципального района в границах муниципального образования Степновского сельсовета, в 10,2 км севернее ..., географические координаты 44°21’01,20" с.ш., 44°32" 12,40" в.д. расположено гидротехническое сооружение (далее - ГТС) в виде:
- ГТС ... (водоподпорное сооружение - грунтовая плотина), длина по гребню 776,3 м, ширина по гребню 4,5 м, заложение откосов: верхового 1:2,7, низового 1:2,5, отметка гребня 145,0 м,
образующее пруд (площадь водного зеркала 3,3 га), имеющий сезонный характер, расположенный в бассейне .... На гидротехническом сооружении пруда имеются следующие дефекты и повреждения: Откосы водоподпорного сооружения пруда заросли древесной и кустарниковой растительностью. Наличие сколов и трещин на ж/б элементах водоподпорного сооружения. Уровень безопасности эксплуатационного состояния ГТС - пониженный.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ «Обезопасности гидротехнических сооружений» (далее - Закон №117-ФЗ) гидротехническими сооружениями являются - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.
Так же судом установлены нарушения ст. ст. 8, 9, 15 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее – Закон № 117 – ФЗ) и Правил безопасности гидротехнических сооружений накопителей жидких промышленных отходов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора РФ от 28.01.2002 № 6 (далее - ПБ 03-438-02), а именно:
- отсутствует собственник и эксплуатирующая организация, отвечающие за безопасное состояние и эксплуатацию ГТС (нарушение ст. 9 Закона № 117 – ФЗ);
- отсутствуют проект на строительство и эксплуатацию ГТС, выполненный в установленном порядке и экспертиза промышленной безопасности проекта (нормативно – правовые акты и нормативно – технические документы на строительство и эксплуатацию ГТС (нарушение п. 2.1 ПБ–03–438-02);
- не составлена декларация безопасности ГТС (нарушение п. 2.3 ПБ–03–438-02);
- не определены критерии безопасности ГТС и его класс (нарушение ст. 9 Закона № 117 – ФЗ, п. 5.1 ПБ–03–438-02);
- не разработаны и не согласованы с территориальным органом Ростехнадзора России инструкции, обеспечивающие безопасное ведение работ (нарушение п. 2.5 ПБ–03–438-02);
- не определены последствия разрушения, а также зоны возможного затопления территории, загрязнения подземных и поверхностных вод при аварии на ГТС (нарушение п. 2.6 ПБ–03–438-02);
- не осуществляется мониторинг за безопасным состоянием ГТС, отсутствует проект ведения мониторинга (нарушение п. 2.8 ПБ–03–438-02);
- на ГТС отсутствует устройство сигнализации, блокировки, защиты от перегрузок, КИА, КИП, средства связи и освещения (нарушение п. 2.10 ПБ–03–438-02);
- ширина и конструкция подъездных дорог не соответствуют действующим требованиям, отсутствуют дорожные знаки, схема подъездных дорог, схема движения людей и автотранспорта. На территорию ГТС возможен въезд постороннего автотранспорта (нарушение п. 2.11 ПБ–03–438-02);
- комиссионно не определена необходимость в проверке устойчивости дамб (нарушение п. 2.13 ПБ–03–438-02);
- отсутствует план ликвидации аварии, не определены средства связи, технические и материальные средства для осуществления мероприятий по спасению людей, ликвидации аварии, не определено место их хранения (нарушение ст. 15 Закона ... – ФЗ);
- не определено лицо, ответственное за осуществление контроля за безопасным состоянием и эксплуатацией ГТС (нарушение ст. 9 Закона ... – ФЗ);
- не разработаны инструкции по эксплуатации ГТС (нарушение
п. 2.23 ПБ–03–438-02);
- лица, осуществляющие работы по эксплуатации ГТС не имеют профессионального образования в соответствии с профилем выполняемых работ (нарушение п. 2.24 ПБ–03–438-02);
- комиссионно 2 раза в год ГТС не подвергается осмотрам (нарушение п. 5.6 ПБ–03–438-02);
- не разработана местная инструкция, определяющая порядок и периодичность осмотров подводных частей ГТС (нарушение п. 5.7 ПБ–03–438-02);
- не произведено страхование ответственности за причинение вреда третьим лицам и окружающей среде в случае аварии на ГТС (нарушение ст. 15 Закона ... – ФЗ);
- не разработан и не согласован с органом местного самоуправления план – схема по предупреждению населения о возможных чрезвычайных ситуациях на ГТС (нарушение ст. 9 Закона ... – ФЗ);
- отсутствует система оповещения о чрезвычайных ситуациях на ГТС (нарушение ст. 9 Закона ... – ФЗ);
- ежегодно в 1 квартале текущего года в территориальный орган Ростехнадзора России не предоставляется информация о состоянии ГТС (нарушение п. 5.11 ПБ–03–438-02).
Таким образом, безопасность гидротехнического сооружения надлежащим образом не обеспечена, что может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций с наступлением тяжких последствий. В случае разрушения гидротехнического сооружения возможно затопление прилегающей территории, причинение вреда неопределенному кругу лиц и окружающей среде.
Статьями, 8,9 Закона №117-ФЗ определены требования обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, обязанности и полномочия собственника гидротехнического сооружения и эксплуатирующей организации.
По данным отдела управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю по Степновскому району от ... право собственности на указанное выше ГТС пруда не зарегистрировано.
Отсутствие собственника и эксплуатирующей организации вышеуказанных гидротехнических сооружений не позволяет обеспечить соблюдение вышеуказанных требований Закона№117-ФЗ по поддержанию их надлежащего технического состояния, обеспечивающего безопасность эксплуатации, поддержание в постоянной готовности локальных систем оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях, что может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций с серьезными последствиями, особенно в период паводка, затопление прилегающих территорий, причинение вреда неопределенному кругу лиц и окружающей природной среде. Безопасность гидротехнических сооружений не может быть обеспечена до устранения неопределенности их правового статуса и балансовой принадлежности.
В соответствии с п. 8 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также ч. 3 ст. 9 Закона Ставропольского края от 02.03.2005 г. № 12 – кз «О местном самоуправлении в Ставропольском крае» полномочия по решению вопросов местного значения сельских поселений в части участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, с 01.01.2015 г. отнесены к вопросам местного значения сельских поселений.
Порядок принятия на учет бесхозяйной вещи закреплен в ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ, согласно которой бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, и регламентируется приказом Министерства экономического развития РФ от 22.11.2013 № 701 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» (далее — Приказ № 701).
Согласно информации администрации Степновского муниципального района Ставропольского края от ... до настоящего времени от администраций муниципальных образований сельских поселений заявлений о постановке на учет бесхозных ГТС в администрацию Степновского муниципального района не поступали.
Согласно п. 4 приказа ... принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет органа местного самоуправления сельских поселений, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с п. 7 Приказа ... к заявлению о постановке на учет прилагается документ, подтверждающий, что объект недвижимого имущества не имеет собственника (или его собственник неизвестен), в том числе:
1. документ, подтверждающий, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, выданный органами учета государственного и муниципального имущества;
2. документ, подтверждающий, что право собственности на данный объект недвижимого имущества не было зарегистрировано соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Закона и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
3. заявление собственника (собственников) или уполномоченного им (ими) на то лица (при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности) об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества;
4. копии правоустанавливающих документов, подтверждающих наличие права собственности у лица (лиц), отказавшегося (отказавшихся) от права собственности на объект недвижимости.
Таким образом, наличие на территории муниципального образования ... сельсовета Степновского муниципального района объекта повышенной опасности – гидротехнического сооружения, безопасность которого не обеспечена в соответствии с законом, влечет также неисполнение органом местного самоуправления – администрацией поселения обязанности по решению вопроса местного значения в части участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Суд полагает, что имеются все необходимые основания для удовлетворения требований прокурора.
В судебном заседании представитель администрации муниципального образования ... сельсовета Степновского района Ставропольского края Скребцов С.Н. признал требования заместителя Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.
В соответствии со ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Суд принимает признание требований, так как это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Руководствуясь ст. 45, ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление заместителя Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие органа местного самоуправления, выразившееся в не постановке на учет, как безхозяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие органа местного самоуправления - администрации муниципального образования ... сельсовета, выразившееся в необращении в период с ... по ... в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений в виде:
- ГТС ... (водоподпорное сооружение - грунтовая плотина), длина по гребню 776,3 м, ширина по гребню 4,5 м, заложение откосов: верхового 1:2,7, низового 1:2,5, отметка гребня 145,0 м,
образующего пруд (площадь водного зеркала 3,3 га), имеющий сезонный характер, расположенный в бассейне ..., в границах муниципального образования ... сельсовета, в 10,2 км севернее ..., географические координаты 44°21’01,20" с.ш., 44°32"12,40" в.д., в порядке, установленном приказом Министерства экономического развития РФ от ... ... «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей».
Возложить на орган местного самоуправления - администрацию муниципального образования ... сельсовета обязанность в срок не позднее трех месяцев после вступления решения суда в законную силу подготовить в полном объеме документацию, необходимую для обращения в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения в виде:
- ГТС ... (водоподпорное сооружение - грунтовая плотина), длина по гребню 776,3 м, ширина по гребню 4,5 м, заложение откосов: верхового 1:2,7, низового 1:2,5, отметка гребня 145,0 м,
образующего пруд (площадь водного зеркала 3,3 га), имеющий сезонный характер, расположенный в бассейне ..., в границах муниципального образования ... сельсовета, в 10,2 км севернее ..., географические координаты 44°21’01,20" с.ш., 44°32"12,40" в.д., в порядке, установленном приказом Министерства экономического развития РФ от ... ... «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей».
Возложить на орган местного самоуправления - администрацию муниципального образования ... сельсовета обязанность в срок не позднее трех месяцев после вступления решения суда в законную силу обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения в виде:
- ГТС ... (водоподпорное сооружение - грунтовая плотина), длина по гребню 776,3 м, ширина по гребню 4,5 м, заложение откосов: верхового 1:2,7, низового 1:2,5, отметка гребня 145,0 м,
образующего пруд (площадь водного зеркала 3,3 га), имеющий сезонный характер, расположенный в бассейне ..., в границах муниципального образования ... сельсовета, в 10,2 км севернее ..., географические координаты 44°21’01,20" с.ш., 44°32"12,40" в.д., в порядке, установленном приказом Министерства экономического развития РФ от ... ... «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей».
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в течение месяца.
Председательствующий судья - М.Е. Котляров