Решение по делу № 2-4709/2022 от 01.08.2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ Р. Ф.

13 сентября 2022 года

Пушкинский городской суд <адрес> в составе:

Председательствующего судьи: Голубятниковой И.А.

при секретаре Ромахиной О.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петрыкиной Н. А. к Министерству социального развития <адрес> об оспаривании решения, обязании присвоить льготный статус многодетной семьи, предоставлении меры социальной поддержки

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с требованиями к ответчику о признании незаконным решения от <дата> об отказе в присвоении льготного статуса многодетной семье, обязании присвоить льготный статус с <дата>, возложить обязанность предоставить меры социальной поддержки с <дата>.

В обоснование требований истец указал, что обратилась с заявлением об установлении статуса многодетной семьи в первые <дата>, так как имеет 3 несовершеннолетних детей, в чем истцу неоднократно отказывалось, так как один из детей не имеет постоянной регистрации в <адрес>. Указанное решение нарушает права истца.

В судебном заседании истец требования    и доводы, изложенные в иске, поддержал.

Представитель ответчика против удовлетворения иска возражал по доводам, изложенным в письменных возражениях л.д. 35.

Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, Бородуля О.В. требования истца поддержал.

Изучив материалы дела, суд находит требования подлежащими частичному удовлетворению.

В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Частью 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в том числе в соответствии с частью 2 настоящей статьи.

В силу статьи 26.3 Федерального закона от <дата> N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 данной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Подпунктом 24 пункта 2 данной статьи к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан, имеющих детей, в том числе социальной поддержки многодетных семей.

Указом Президента Российской Федерации от <дата> "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" постановлено, что категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, определяют правительства республик в составе Российской Федерации, органы исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

В <адрес> отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки семьи и детей, в том числе многодетных семей, регулируются <адрес> от <дата> N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в <адрес>" (далее - Закон МО N 1/2006-ОЗ).

Согласно положениям статьи 1 Закона МО N 1/2006-ОЗ его действие распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в <адрес>, за исключением части 3 статьи 16, части 2 статьи 19; иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе беженцев, имеющих место жительства в <адрес>, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2 Закона МО N 1/2006-ОЗ для целей настоящего Закона под мерами социальной поддержки семьи и детей подразумеваются меры, предоставляемые органами государственной власти <адрес> с целью повышения качества жизни и улучшения жизнедеятельности семьи и детей. Этой же статьей определены категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке: лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке (одинокие матери (отцы)), имеющие троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц). К многодетным семьям по мерам социальной поддержки приравниваются семьи, утратившие статус многодетных в связи с достижением одним или несколькими детьми совершеннолетия, при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения и не достигли 23 лет.

Постановлением Правительства МО от <дата> N 822/30 утвержден Порядок присвоения льготного статуса многодетной семье в <адрес>.

Пунктом 20 указанного постановления установлено, что основаниями для отказа в присвоении (продлении) льготного статуса являются:

1) отсутствие у Заявителя права на присвоение (продление) льготного статуса в соответствии с законодательством <адрес>;

2) несоответствие информации, которая содержится в сведениях и документах, представленных Заявителем (представителем Заявителя), сведениям, полученным в результате межведомственного информационного взаимодействия;

3) лишение Заявителя, супруга (супруги) Заявителя (в случае зарегистрированного брака) родительских прав или ограничение в родительских правах в отношении ребенка (детей);

4) помещение ребенка (детей) на полное государственное обеспечение;

5) объявление ребенка (детей) в возрасте до 18 лет полностью дееспособным(и) в соответствии с законодательством Российской Федерации или приобретение им(и) дееспособности в полном объеме со времени вступления в брак.

Согласно пункту 25 постановления льготный статус присваивается на срок не более чем пять лет с даты принятия решения о его присвоении (продлении).

Материалами дела установлено:

Петрыкина Н.А. и Бородуля О.В. состоят в браке, в семье трое несовершеннолетних детей Макаров Н.В. <дата> г.р., Бородуля А.О. <дата> г.р., Бородуля З.О. <дата> г.р. л.д. 9, 14-16;

Истец <дата> обратился к ответчику с заявлением о присвоении льготного статуса многодетной семье л.д. 39 ;

Решением Пушкинского окружного УСЗН Министерства социального развития <адрес> от <дата> истцу отказано в предоставлении государственной услуги «Присвоение льготного статуса многодетной семье» ввиду отсутствия у заявителя права на получение государственной услуги – Макаров Н.В. зарегистрирован по месту жительства в <адрес> л.д. 43;

В части требований об оспаривании решения ответчика суд приходит к следующему.

Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от <дата> N 5242-1, Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 713 и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации установлено, что по общему правилу местом жительства лица признается место его регистрации по месту жительства, если иное не установлено судом.

В системе действующего правового регулирования Министерство социальной защиты, не наделено полномочиями по осуществлению судебной власти, которая реализуется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства (часть 1 и часть 2 статьи 118 Конституции Российской Федерации),

Установление фактического места жительства лица, которое не совпадает с местом его регистрации по месту жительства, является прерогативой суда, осуществляется на предусмотренных процессуальным законодательством принципах судопроизводства, включая принципы состязательности, доказывания и оценки доказательств судом.

Иное применение действующего законодательства, подразумевающее возложение на Министерство социального развития обязанности устанавливать фактическое место жительства в <адрес> на основании доказательств, конкретный перечень которых не установлен нормативными правовыми актами, влечет возложение на ответчика не свойственных ему, как органу местного самоуправления, функций по оценке доказательств вне рамок процессуальных принципов судопроизводства, что, в свою очередь, ведет к правовой неопределенности, как в сфере реализации гражданами права на предоставление бесплатно многодетным семьям земельных участков, так и в сфере расходования бюджетных средств.

Таким образом, требование Министерства социального развития о предоставлении сведений о регистрации по месту жительства в качестве предусмотренного законом подтверждения места жительства в <адрес> соответствует приведенным выше положениям Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от <дата> N 5242- 1, Постановления Правительство Российской Федерации от <дата> N 713, <адрес> от <дата> ода N 36/2006-ОЗ, постановления <адрес> от <дата> N 1082/46 и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным решения ответчика от <дата> об отказе в присвоении льготного статуса многодетной семье, поскольку ответчик действовал в пределах своей компетенции и в соответствии с положениями действующего законодательства.

Вместе с тем, принимая во внимание представленные истцом доказательства, суд полагает возможным признать право многодетной семьи истца на присвоение льготного статуса.

В силу статьи 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

В силу статьи 267 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов.

Согласно материалам дела несовершеннолетний Макаров Н.В. зарегистрирован по месту жительства в <адрес>, по месту пребывания – с <дата> по <дата> <адрес>, л.д. 10,50, по этому же адресу зарегистрированы по месту жительства несовершеннолетние Бородуля А.О,, Бородуля З.О. л.д. 12,13. Истец зарегистрирована по месту жительства – <адрес> <дата>, по месту пребывания - с <дата> по <дата> <адрес> л.д.11, 54, Бородуля О.В. – зарегистрирован по месту жительства по адресу <адрес> л.д. 56;

Несовершеннолетний Макаров Н.В. согласно справкам л.д. 19-21, 49 обучается в в МБОУ «Черкизовская СОШ» с <дата>.

В силу ст. 2 ФЗ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" местом жительства признается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Под местом пребывания в силу этой же нормы права понимается - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно.

На основании анализа указанных положений Гражданского кодекса Российской Федерации и ФЗ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации", регистрация не входит в понятие "место жительства" и является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства.

Таким образом, отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления судом места жительства гражданина на основе других доказательств, не обязательно исходящих от органа регистрационного учета.

Кроме того, в ст. 3 ФЗ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" содержится прямое указание, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от <дата> N 619-О-П, на основании ранее высказанных в его постановлениях позиций, регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов.

Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, учитывая, что семья истца по месту регистрации Макарова Н.В. статус многодетной семьи не присваивался л.д. 47-48, а имеющимися в деле доказательствами подтверждается факт проживания несовершеннолетнего Макарова Н.В. в <адрес>, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для присвоения многодетной семье льготного статуса, в связи с чем на Министерство социального развития <адрес> подлежит возложению обязанность присвоить льготный статус семье..

В части даты, с которой подлежит присвоению льготный статус.

Как усматривается из материалов дела первоначально с заявлением о присвоении льготного статуса истец обратился в Министерство социального развития <дата>, что подтверждено стороной ответчика;

Решениями Пушкинского окружного УСЗН Министерства социального развития <адрес> от <дата>, затем и <дата> истцу отказывалось в предоставлении государственной услуги «Выдача удостоверения многодетной семьи» ввиду отсутствия у одного или нескольких членов семьи места жительства на территории <адрес> л.д. 45,46;

В период принятия решения от <дата> действовало Постановление Правительства МО от <дата> N 1029/45 "Об утверждении Порядка выдачи удостоверения многодетной семьи", согласно п. 25 которого удостоверение выдается на срок не более пяти лет с даты принятия руководителем Подразделения (уполномоченным им лицом) решения о выдаче удостоверения или решения о внесении изменений в удостоверение с правом продления на очередной срок в порядке и сроки, установленные настоящим Порядком.

Принимая во внимание, что выдача удостоверения многодетной семьи, а в настоящее время – присвоение льготно статуса, носит заявительный характер, учитывая, что по состоянию на дату принятия решения от <дата> истец, с учетом установленного настоящим решением факта проживания Макарова Н. в <адрес>, фактически имел право на выдачу удостоверения многодетной семьи, суд полагает возможным признать за истцом право на присвоение статуса многодетной семьи именно с <дата>. Оснований для установления статуса с <дата> – день первоначального обращения с заявлением, судом не усматривается, поскольку как указано в приведенной норме удостоверение подлежало выдаче с даты принятия решения.

В части требований о возложении на ответчика обязанности по представлению мер социальной поддержки.

В соответствии с 4 статьи 21 Закона о мерах социальной поддержки семьи и детей в <адрес> меры социальной поддержки многодетным семьям, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются на основании:

сведений о льготном статусе многодетной семьи, порядок присвоения которого устанавливается <адрес>, или выдаваемого в связи с присвоением льготного статуса многодетной семье удостоверения многодетной семьи;

ранее выданных Уполномоченным органом удостоверений многодетной семьи или удостоверений многодетной матери (отца), а также сведений об указанных удостоверениях.

Принимая во внимание, что в настоящее время льготный статус семье не присвоен, истец не лишена права обратиться с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки после присвоения испрашиваемого статуса, в настоящее время право истца не нарушено, судебной защиты не требует.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Петрыкиной Н. А. к Министерству социального развития <адрес> об оспаривании решения, обязании присвоить льготный статус многодетной семьи, предоставлении меры социальной поддержки удовлетворить частично.

Обязать Министерство социального развития <адрес> присвоить семье Петрыкиной Н. А. в составе - муж Бородуля О. В., несовершеннолетние дети Макаров Н. В., Бородуля А. О., Бородуля З. О. льготной статус многодетной семьи с <дата>.

В удовлетворении требований о признании решения незаконным, предоставлении мер социальной поддержки отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено <дата>.

Судья                                                                         И.А.Голубятникова

2-4709/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Петрыкина Наталья Анатольевна
Ответчики
Министерство социального развития МО Пушкинское окружное УСЗН
Другие
Бородуля Олег Валерьевич
Суд
Пушкинский городской суд Московской области
Судья
Голубятникова Инна Алексеевна
Дело на странице суда
pushkino.mo.sudrf.ru
01.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.08.2022Передача материалов судье
05.08.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.08.2022Подготовка дела (собеседование)
23.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.09.2022Судебное заседание
27.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее