Решение
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
14 апреля 2021 г. с.Шигоны
Шигонский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Объедкова А.А.,
при секретаре Кореневой Т.Н.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании административное дело в„– 2Р°-109 РїРѕ административному РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению Межрайонной РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– РїРѕ Самарской области Рє Пархоменко Р’.Р. Рѕ взыскании обязательных платежей Рё пеней,
Установил:
Межрайонная Рнспекция ФНС Р Р¤ в„– РїРѕ Самарской области (далее – РФНС, Рнспекция) обратилась РІ СЃСѓРґ СЃ административным исковым заявлением Рѕ взыскании СЃ Пархоменко Р’.Р. задолженности РїРѕ транспортному налогу Рё пеней.
Р’ обоснование административного РёСЃРєР° указано, что Пархоменко Р’.Р. является налогоплательщиком транспортного налога РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ наличием РІ собственности объектов налогообложения, что подтверждается сведениями, полученными налоговым органом согласно Рї. 4 СЃС‚. 85 Налогового кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации (далее - РќРљ Р Р¤). РФНС РІ адрес Пархоменко Р’.Р. было направлено РїРѕ почте заказным РїРёСЃСЊРјРѕРј налоговое уведомление Рѕ необходимости уплаты исчисленных налоговым органом СЃСѓРјРј. Р’ установленный СЃСЂРѕРє Пархоменко Р’.Р. РЅРµ исполнил обязанность РїРѕ уплате указанной РІ налоговом уведомлении СЃСѓРјРјС‹, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем РІ соответствии СЃРѕ СЃС‚. 75 РќРљ Р Р¤ начислены пени Р·Р° каждый календарный день просрочки исполнения обязанности. Р’ адрес налогоплательщика РїРѕ почте заказным РїРёСЃСЊРјРѕРј направлено требование в„– РѕР± уплате налога, которое получено ответчиком РІ соответствии СЃ положениями Рї. 4 СЃС‚. 31 Рё Рї. 6 СЃС‚. 69 РќРљ Р Р¤. Р’ установленный СЃСЂРѕРє ответчик требование РѕР± уплате налога РЅРµ исполнил, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем РФНС РЅР° основании СЃС‚. 48 РќРљ Р Р¤ обратилась Рє РјРёСЂРѕРІРѕРјСѓ СЃСѓРґСЊРµ судебного участка в„– РЁРёРіРѕРЅСЃРєРѕРіРѕ судебного района Самарской области СЃ заявлением Рѕ вынесении судебного приказа Рѕ взыскании СЃ административного ответчика задолженности РїРѕ налогам Рё пени. ДД.РњРњ.ГГГГ судебный приказ был вынесен, РЅРѕ определением РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ СЃСѓРґСЊРё РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ отменен РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ поступившими РѕС‚ должника возражениями относительно его исполнения. Налоговая задолженность административным ответчиком РґРѕ настоящего времени РЅРµ уплачена. Ссылаясь РЅР° указанные обстоятельства, Рнспекция просила взыскать СЃ Пархоменко Р’.Р. РІ бюджет задолженность (недоимку) РїРѕ транспортному налогу Р·Р° ДД.РњРњ.ГГГГ РІ СЃСѓРјРјРµ 7422 СЂСѓР±., пени РЅР° задолженность ДД.РњРњ.ГГГГ РІ СЃСѓРјРјРµ 1885,09 СЂСѓР±., пени РЅР° задолженность ДД.РњРњ.ГГГГ РІ СЃСѓРјРјРµ 952,31 СЂСѓР±., пени РЅР° задолженность ДД.РњРњ.ГГГГ РІ СЃСѓРјРјРµ 123,56 СЂСѓР±., пени РЅР° задолженность ДД.РњРњ.ГГГГ РІ СЃСѓРјРјРµ 88,95 СЂСѓР±.
Представитель административного истца РїРѕ доверенности Гуленков Р.Рќ. РІ судебное заседание РЅРµ явилась, РїСЂРѕСЃРёР» Рѕ рассмотрении дела без его участия.
Административный ответчик Пархоменко Р’.Р., будучи надлежащим образом извещенным Рѕ рассмотрение дела РІ судебное заседание РЅРµ явился.
Рсследовав материалы дела, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє следующему.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации, ст. 3, подп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Пунктом 2 статьи 45 НК РФ установлено, что если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
Согласно п. 6 ст. 45 НК РФ неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 356 НК РФ транспортный налог устанавливается указанным кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
На основании статьи 357 НК РФ и Закона Самарской области от 06.11.2002 № 86-ГД «О транспортном налоге на территории Самарской области» плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ.
В силу пункта 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 359 НК РФ в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 пункта 1), налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
В соответствии с п. 1 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Налоговым периодом признается календарный год (п. 1 ст. 360 НК РФ).
Пунктом 3 статьи 362 НК РФ предусмотрено, что в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.
Если регистрация транспортного средства произошла до 15-го числа соответствующего месяца включительно или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства.
Если регистрация транспортного средства произошла после 15-го числа соответствующего месяца или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте.
В силу п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Пунктом 3 статьи 363 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики- физические лица уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Статьей 2 Закона Самарской области от 06.11.2002 № 86-ГД «О транспортном налоге на территории Самарской области» на спорные налоговые периоды установлены ставки транспортного налога, в частности, в следующих размерах:
на автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
свыше 150 л.с. (110,33 кВт) до 200 л.с. (147,1 кВт) включительно – 43 руб.,
Согласно п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В силу п. 2 ст. 75 НК РФ сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с п. 3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п. 4 ст. 75 НК РФ).
Пунктом 1 статьи 69 НК РФ предусмотрено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п. 2 ст. 69 НК РФ).
Согласно п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В силу п. 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Р’ С…РѕРґРµ судебного разбирательства установлено, что согласно сведениям, представленным Р РРћ Р“РБДД РњРЈ РњР’Р” «Сызранское», карточкам учета транспортных средств, Р·Р° Пархоменко Р’.Р. РІ спорные налоговые период было зарегистрировано транспортное средство, признаваемое объектом налогообложения - легковой автомобиль <данные изъяты>, РіРѕСЃ. номер в„–, мощностью 172 Р».СЃ.
Как следует РёР· материалов дела, изначально РЅР° основании сведений Рѕ зарегистрированных РІ ДД.РњРњ.ГГГГ объектах налогообложения налоговым органом налогоплательщику Пархоменко Р’.Р. был начислен транспортный налог Рё направлено налоговое уведомление в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ для уплаты налога, содержащее сведения РѕР± объектах налогообложения, налоговой базе, налоговых ставках, количестве месяцев РІ РіРѕРґСѓ, РІ течение которых Сѓ налогоплательщика сохранялось право собственности РЅР° объекты Рё СЃСѓРјРјР° налога (7422 СЂСѓР±.), подлежащая уплате РґРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ.
В установленный в налоговом уведомлении срок административный ответчик не исполнил обязанность по уплате транспортного налога.
РќР° основании Рї. 2 СЃС‚. 69, Рї. 1 СЃС‚. 70 РќРљ Р Р¤ налоговым органом РІ адрес Пархоменко Р’.Р. направлялось требование в„– РїРѕ состоянию РЅР° ДД.РњРњ.ГГГГ РѕР± уплате транспортного налога Рё пени РІ СЃСЂРѕРє РґРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ.
В добровольном порядке административный ответчик не исполнил обязанность по уплате налога и пени.
Согласно пункту 1 статьи 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 НК РФ).
Как следует из материалов дела, в установленный законом срок налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.
Мировым судьей РїРѕ заявлению РФНС был выдан судебный приказ РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ Рѕ взыскании СЃ административного ответчика задолженности РїРѕ транспортному налогу.
Определением РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ СЃСѓРґСЊРё РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ судебный приказ отменен РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ поступлением РѕС‚ должника возражений относительно исполнения судебного приказа. РФНС разъяснено право РЅР° обращение РІ СЃСѓРґ СЃ административным исковым заявлением РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ главы 32 РљРђРЎ Р Р¤.
Как указывает РФНС, РґРѕ настоящего времени административным ответчиком налоговая задолженность РЅРµ погашена.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с рассматриваемым административным исковым заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Согласно пункту 2 этой же статьи заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Как следует из абзаца 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ, требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Таким образом, законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.
Поскольку определение РѕР± отмене судебного приказа вынесено мировым судьей ДД.РњРњ.ГГГГ, то СЃСЂРѕРє для обращения РІ СЃСѓРґ РІ РёСЃРєРѕРІРѕРј РїРѕСЂСЏРґРєРµ истек ДД.РњРњ.ГГГГ, однако РІ СЃСѓРґ СЃ рассматриваемым административным исковым заявлением РФНС обратилась лишь ДД.РњРњ.ГГГГ, что следует РёР· штемпеля РЅР° почтовом конверте, то есть СЃ РїСЂРѕРїСѓСЃРєРѕРј СЃСЂРѕРєР°, установленного пунктом 3 статьи 48 РќРљ Р Р¤.
В соответствии с ч. 1 ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный КАС РФ процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Однако ходатайство о восстановлении пропущенного срока обращения в суд с административным иском и доказательства наличия уважительных причин его пропуска налоговым органом не представлены.
Частью 5 статьи 180 КАС РФ предусмотрено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Учитывая, что налоговым органом пропущен без уважительных причин установленный законом срок на обращение в суд с настоящим административным иском, в его удовлетворении следует отказать.
Руководствуясь ст. 175-180, 290 КАС РФ,
РЕШРР›:
Административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление Межрайонной Рнспекции ФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– РїРѕ Самарской области Рє Пархоменко Р’.Р. Рѕ взыскании обязательных платежей оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Шигонский районный суд.
Председательствующий А.А.Объедков