Дело № 2а-1930/2020
УИД 03RS0063-01-2020-002926-96
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Шаран, РБ 11 сентября 2020 года
Туймазинский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Алехиной О.Н.,
при секретаре Ягудиной И.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 27 по Республике Башкортостан к Шайхлисламовой Р.М. о взыскании задолженности по налогам и пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 27 по Республике Башкортостан (далее по тексту Межрайонная ИФНС России № 27 по РБ) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Шайхлисламовой Р.М. о взыскании задолженности по налогам и пени, мотивируя свои требования тем, что Шайхлисламова Р.М. занималась предпринимательской деятельностью и являлась плательщиком страховых взносов. Согласно п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Данная обязанность в силу п. 1 ст. 45 НК РФ должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налогоплательщику требования об уплате налога и применения в последующем при неисполнении требования мер по принудительному взысканию недоимки. Налогоплательщиком Шайхлисламовой Р.М. была представлена налоговая декларация по налогу на доход физических лиц за 1 квартал 2017 года с суммой налога к уплате в размере 1638 руб., за 2 квартал 2017 года с суммой налога к уплате в размере 1638 руб. Налог на доходы физических лиц за 1 и 2 квартал 2017 года были погашены с нарушением установленного срока, в связи с чем, за период времени с 14.05.2017 года по 28.12.2017 года начислена пеня в сумме 213,42 руб. Налогоплательщиком Шайхлисламовой Р.М. была представлена налоговая декларация по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (в том числе минимальный налог, зачисляемые в бюджеты субъектов Российской Федерации) за 2016 год, с суммой налога к уплате в размере 46373 руб., за 1 квартал 2017 года с суммой к уплате в размере 6997 руб. Данный налог был погашен налогоплательщиком с нарушением установленного срока, в связи с чем, за период времени с 15.06.2017 года по 28.12.2017 года начислена пеня в размере 2653,33 руб. В связи с наличием задолженности налоговый орган в соответствии со ст. 69 НК РФ направил в личный кабинет ответчику требования № от 13.06.2017 года, № от 29.08.2017 года, № от 29.08.2017 года, № от 29.11.2017 года, № от 29.11.2017 года, № от 25.01.2018 года, № от 25.01.2018 года об уплате задолженности по налогам, пени, штрафам, которые оставлены ответчиком без исполнения.
Межрайонная ИФНС России № 27 по РБ просит взыскать с Шайхлисламовой Р.М. задолженность по налогам, в том числе:
- пени по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (в том числе минимальный налог, зачисляемые в бюджеты субъектов Российской Федерации) за период с 15 июня 2017 года по 28 декабря 2017 года в размере 2653,33 руб., пени по налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст.ст. 227, 227.1 и 228 Налогового кодекса Российской Федерации, за период с 14 мая 2017 года по 28 декабря 2017 года в размере 213,42 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года, в размере 251,25 руб., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе, по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года), в размере 17225 руб., пени по страховым взносам в размере 387,13 руб.
В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 27 по РБ, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явился, в административном исковом заявлении просил рассмотреть дело в отсутствие административного истца.
Административный ответчик Шайхлисламова Р.М., извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, сведений о причинах неявки суду не представила, не просила об отложении либо рассмотрении дела в свое отсутствие.
Суд, с учетом требований ст. 150 КАС РФ, полагает о рассмотрении указанного дела в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы настоящего административного дела, материалы административного дела № 2а-5111/2018 и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с ч. 3 ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
Пунктом 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
В соответствии с п. 6 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование может быть направлено по почте или в личный кабинет налогоплательщика, направленное требование по почте заказным письмом считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. В случае направления документа налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика (абз. 4 п. 4 ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации). Направление должнику требования об уплате налогов и соответствующих сумм пени является соблюдением условия досудебного урегулирования спора.
Согласно п.п. 2 п. 2 ст. 419 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели признаются плательщиками страховых взносов.
В силу положений ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Частями первой и второй статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что: 1. В случае неисполнения налогоплательщиком – физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога; 2. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы долга, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащих взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащих взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В соответствии со ст. 423 Налогового кодекса Российской Федерации расчетным периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
Согласно ст. 432 ч. 1 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В соответствии с частью 2 названной статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
В соответствии со ст. 430 ч. 1 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции, действующей до 01 января 2018 года, плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают:
1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса;
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса;
2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование, фиксированный размер которых определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, установленного подпунктом 3 пункта 2 статьи 425 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 430 ч. 1 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции, действующей с 01 января 2018 года, плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают:
1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года;
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года (29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта;
2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.
Согласно ст. 20 Федерального закона от 03.07.2016 г. № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
При этом с 01 января 2017 года в соответствии с п. 2 ст. 4, ст. 5 Федерального закона от 03.07.2016 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» указанные полномочия принадлежат налоговым органам.
Согласно ст. 207 п. 1 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 228 п. 1 п.п. 1, п.п. 2, 3, 4 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят следующие категории налогоплательщиков:
1) физические лица - исходя из сумм вознаграждений, полученных от физических лиц и организаций, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных трудовых договоров и договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества.
Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса.
Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода. При этом убытки прошлых лет, понесенные физическим лицом, не уменьшают налоговую базу.
Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.
Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства (месту учета по иному основанию, установленному настоящим Кодексом, - при отсутствии места жительства) налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно ст. 346.11 п. 1 Налогового кодекса Российской Федерации упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой.
В силу ст. 346.12 п. 1 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой.
Согласно ст. 346.14 п.п. 1, 2 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются: доходы; доходы, уменьшенные на величину расходов.
Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи. Объект налогообложения может изменяться налогоплательщиком ежегодно. Объект налогообложения может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 31 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предлагает изменить объект налогообложения. В течение налогового периода налогоплательщик не может менять объект налогообложения.
В соответствии со ст. 346.19 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год.
В силу ст. 346.21 п.п. 1, 2 Налогового кодекса Российской Федерации налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно.
Согласно ст. 346.23 п. 1 Налогового кодекса Российской Федерации по итогам налогового периода налогоплательщики представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в следующие сроки:
1) организации - не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи);
2) индивидуальные предприниматели - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи).
В силу ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 72 Налогового кодекса Российской Федерации пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Судом установлено, что административный ответчик Шайхлисламова Р.М. в период с 09 июня 2012 года по 25 сентября 2017 года была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 29 июня 2020 года и не оспаривается сторонами (л.д. 27-30).
Шайхлисламовой Р.М. были направлены следующие требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), указанные в которых суммы не уплачены административным ответчиком:
- требование № от 13 июня 2017 года со сроком для добровольной уплаты до 03 июля 2017 года – НДФЛ налоговых агентов, за исключением доходов по ст.ст. 227, 227.1 и 228 НК РФ, за 1 квартал 2017 года в общем размере 1 638 рублей, пени в размере 45,58 рублей (л.д. 8);
- требование № от 29 августа 2017 года со сроком для добровольной уплаты до 19 сентября 2017 года – НДФЛ налоговых агентов, за исключением доходов по ст.ст. 227, 227.1 и 228 НК РФ, за 2 квартал 2017 года в общем размере 1 092 рубля, пени в размере 83,71 рубля; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ на выплаты страховой пенсии за 2 квартал 2017 года в общем размере 3 080 рублей, пени в размере 68,16 рублей; страховые взносы на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и материнству за 2 квартал 2017 года в размере 203 рубля, пени в размере 23,24 рубля; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в федеральный фонд ОМС за 2 квартал 2017 года в размере 714 рублей, пени в размере 40,87 рублей (л.д. 9);
- требование № от 29 августа 2017 года со сроком для добровольной уплаты до 19 сентября 2017 года – единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 1 квартал 2017 года в размере 6 997 рублей, пени в размере 339,08 рублей; НДФЛ налоговых агентов, за исключением доходов по ст.ст. 227, 227.1 и 228 НК РФ, за 2 квартал 2017 года в размере 546 рублей; страховые взносы на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и материнству за 2 квартал 2017 года в размере 203 рубля (л.д. 10);
- требование № от 29 ноября 2017 года со сроком для добровольной уплаты до 19 декабря 2017 года – страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ на выплаты страховой пенсии (установленный срок для уплаты 10 октября 2017 года) в размере 17 225 рублей (л.д. 11);
- требование № от 29 ноября 2017 года со сроком для добровольной уплаты до 19 декабря 2017 года – страховые взносы на обязательное медицинское страхование в федеральный фонд ОМС (установленный срок для уплаты 10 октября 2017 года) в размере 251,25 рубль (л.д. 12);
- требование № от 25 января 2018 года со сроком для добровольной уплаты до 14 февраля 2018 года – пени по налогу, взимаемому с налогоплательщика, выбравшего в качестве объекта налогообложения доходы без расходов, в размере 2653,33 рубля; налог, взимаемый с налогоплательщика, выбравшего в качестве объекта налогообложения доходы без расходов, за 2016 год в размере 14908 рублей; налог, взимаемый с налогоплательщика, выбравшего в качестве объекта налогообложения доходы без расходов, за 2016 год в размере 17178 рублей; налог, взимаемый с налогоплательщика, выбравшего в качестве объекта налогообложения доходы без расходов, за 2016 год в размере 14287 рублей; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии в размере 1158,17 рублей; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии за 4 квартал 2016 года в размере 47839,50 рублей; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии в размере 387,13 рублей; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии за 2017 год в размере 17225 рублей (л.д. 13);
- требование № от 25 января 2018 года со сроком для добровольной уплаты до 14 февраля 2018 года – пени по НДФЛ налоговых агентов, за исключением доходов по ст.ст. 227, 227.1 и 228 НК РФ, в размере 120,53 рублей; НДФЛ налоговых агентов, за исключением доходов по ст.ст. 227, 227.1 и 228 НК РФ, за 1 и 2 кварталы 2017 года в общем размере 3276 рублей (л.д. 14).
В соответствие со ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В силу статей 52, 69 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган по месту регистрации налогоплательщиков направляет налоговые уведомления, требования об уплате налогов, пени, сборов, которые считаются полученными налогоплательщиками на шестой день с даты направления заказного письма.
Налоговым органом указанные выше требования об уплате налогов, сборов, страховых взносов, пени, штрафов переданы административному ответчику Шайхлисламовой Р.М. в электронной форме посредством размещения в личном кабинете налогоплательщика (л.д. 33 административного дела № 2а-511/2018).
В установленный законом срок указанные в требованиях суммы страховых взносов и пени административным ответчиком в полном объеме уплачены не были.
Решениями Межрайонной ИФНС России № 27 по РБ № от 15 июня 2017 года, № от 05 октября 2017 года, № от 10 июля 2019 года Шайхлисламова Р.М. привлечена к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения (л.д. 31-32, 52-53, 54-55).
Решением Межрайонной ИФНС России № 27 по РБ № от 12 марта 2018 года с Шайхлисламовой Р.М. за счет имущества взысканы налог, сбор, пени в общей сумме 74 430,78 рублей (л.д. 4 административного дела № 2а-511/2018).
Указанные выше обстоятельства послужили основанием для обращения 26 марта 2018 года Межрайонной ИФНС России № 27 по РБ с заявлением о вынесении судебного приказа.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка по Шаранскому району РБ от 10 апреля 2018 года с Шайхлисламовой Р.М. взыскана задолженность по налогам в размере 74 430,78 рублей, в том числе: налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы без расходов, пени за период с 06 июля 2017 года по 24 января 2018 года в размере 2 653,33 руб.; НДФЛ в размере 3276 руб., пени за период с 16 февраля 2017 года по 25 января 2018 года в размере 249,82 руб.; страховые взносы на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством до 01 января 2017 года: пени за период с 22 мая 2017 года по 20 сентября 2017 года в размере 31,60 руб.; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 45752,28 руб., пени за период с 10 января 2017 года по 25 января 2018 года в размере 4594,37 руб.; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01 января 2017 года в размере 17225 руб., пени за период с 03 апреля 2017 года по 25 октября 2017 года в размере 387,13 руб.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС с 01 января 2017 года в размере 251,25 рубль; государственная пошлина в размере 1 216 руб. (л.д. 37 административного дела № 2а-511/2018).
Определением мирового судьи судебного участка по Шаранскому району РБ от 11 мая 2018 года указанный выше судебный приказ отменен в связи с поступившими от Шайхлисламовой Р.М. возражениями относительно его исполнения (л.д. 42 административного дела № 2а-511/2018).
Из расчета, представленного административным истцом Межрайонной ИФНС России № 27 по РБ, следует, что за административным ответчиком Шайхлисламовой Р.М. числится задолженность:
- пени по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (в том числе минимальный налог, зачисляемые в бюджеты субъектов Российской Федерации) за период с 15 июня 2017 года по 28 декабря 2017 года в размере 2653,33 руб.;
- пени по налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст.ст. 227, 227.1 и 228 Налогового кодекса Российской Федерации, за период с 14 мая 2017 года по 28 декабря 2017 года в размере 213,42 руб.;
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года, в размере 251,25 руб.;
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе, по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года), в размере 17225 руб.;
- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе, по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года), в размере 387,13 руб. (л.д. 15-19).
Оснований не доверять представленному налоговым органом расчету по налогам и пени не имеется. Иной расчет административным ответчиком Шайхлисламовой Р.М. в опровержение расчета административного истца суду не представлен.
Согласно ст. 62 ч. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В нарушение указанных положений закона административным ответчиком Шайхлисламовой Р.М. не представлено суду достоверных и допустимых доказательств, подтверждающих факт уплаты задолженности по налогам и пени.
Статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем 3 пункта 2 статьи. Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, пени, штрафы.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Согласно налоговому законодательству (статьи 69, 48 Налогового кодекса Российской Федерации), если налогоплательщиком не уплачены в законно установленные сроки налоги, то налоговый орган имеет право в течение трех месяцев вынести требование и в течение шести месяцев со дня не исполнения требования обратиться с заявлением на выдачу судебного приказа и в течение шести месяцев со дня отмены судебного приказа обратиться с заявлением о взыскании задолженности.
Из материалов административного дела следует, что срок исполнения требования № от 13 июня 2017 года, направленного в адрес ответчика, установлен до 03 июля 2017 года, по которому задолженность в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени не превысила 3 000 рублей (л.д. 8).
Срок исполнения требований № от 29 августа 2017 года, № от 29 августа 2017 года, направленных в адрес ответчика, установлен до 19 сентября 2017 года, по которым задолженность в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени превысила 3 000 рублей (л.д. 9, 10).
Срок исполнения требования № от 29 ноября 2017 года, направленного в адрес ответчика, установлен до 19 декабря 2017 года, по которому задолженность в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени превысила 3 000 рублей (л.д. 11).
Срок исполнения требования № от 29 ноября 2017 года, направленного в адрес ответчика, установлен до 19 декабря 2017 года, по которому задолженность в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени не превысила 3 000 рублей (л.д. 12).
Срок исполнения требования № от 25 января 2018 года, направленного в адрес ответчика, установлен до 14 февраля 2018 года, по которому задолженность в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени превысила 3 000 рублей (л.д. 13).
Срок исполнения требований № от 25 января 2018 года, № от 25 января 2018 года, направленных в адрес ответчика, установлен до 14 февраля 2018 года, по которым задолженность в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени превысила 3 000 рублей (л.д. 13, 14).
Как видно из материалов дела № 2а-511/2020 по заявлению Межрайонной ИФНС России № 27 по РБ о выдаче судебного приказа о взыскании с Шайхлисламовой Р.М. задолженности по налогам и пени, с указанным заявлением административный истец обратился 26 марта 2018 года (л.д. 35), 10 апреля 2018 года мировым судьей вынесен судебный приказ, который по заявлению административного ответчика отменен определением от 11 мая 2018 года (л.д. 37, 42).
С настоящим исковым заявлением административный истец обратился в суд 22 июля 2020 года (л.д. 58).
Законодателем установлен специальный порядок обращения в суд налогового органа, согласно которому требование о взыскании страховых взносов предъявляется им в порядке приказного производства, в порядке искового производства такие требования могут быть предъявлены только при отмене судебного приказа и не позднее шести месяцев со дня вынесения соответствующего определения суда.
Учитывая изложенное выше, судом установлено, что с настоящим административным исковым заявлением Межрайонная ИФНС России № 27 по РБ обратилась за пределами установленного законодательством шестимесячного срока со дня вынесения мировым судьей 11 мая 2018 года определения об отмене судебного приказа.
При этом каких-либо доказательств невозможности обращения в суд с административным иском в течение установленного п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации срока административным истцом не представлено, материалы дела таких доказательств также не содержат.
Согласно п.п. 2,3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В то же время ходатайства о восстановлении пропущенного срок подачи настоящего административного искового заявления Межрайонной ИФНС России № 27 по РБ не заявлено, соответственно основания для восстановления срока отсутствуют.
При этом суд учитывает, что налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем, ему должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.
Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.
Поскольку судом установлено об истечении Межрайонной ИФНС России № 27 по РБ установленного п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации срока для обращения в суд с требованием о взыскании с административного ответчика Шайхлисламовой Р.М. задолженности по налогам и пени, оснований для восстановления указанного срока не установлено, следовательно, в удовлетворении заявленных административных исковых требований Межрайонной ИФНС России № 27 по РБ надлежит отказать.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 27 по Республике Башкортостан к Шайхлисламовой Р.М. о взыскании задолженности по налогам и пени в общем размере 20 730 рублей 13 копеек – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Туймазинский межрайонный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Председательствующий